Алекс Берзин. Особые предварительные практики (нёндро) в традиции гелуг. Часть 3

Аудио: Алекс Берзин. Особые предварительные практики (нёндро) в традиции гелуг. Часть 3

Приобретение и размещение подношений

Первая практика (продолжение): подготовка алтаря. — Вторая практики: подношения. — Восемь качеств воды. — Приобретение подношений без лицемерия.

Первая практика (продолжение): подготовка алтаря

Мы начали обсуждение шести подготовительных практик и разобрали часть первой практики, то есть подметание нашей комнаты и выбрасывание пыли и мусора. А вторая часть этой практики заключается в размещении символов тела, речи и ума будды.

Часто этот элемент практики переводят как «подготовка алтаря», но мне это всегда кажется немного забавным, потому что понятие «алтарь» может происходить либо из христианского контекста, либо подразумевать некий алтарь, на котором мы приносим жертву в тельца или человека. Хотя на самом деле подразумевается некая полка или поверхность, на которой мы совершаем подношения, то есть у нас должно быть некое чистое, уважительное место. И во всех тибетских и монгольских домах вы увидите наличие некоего алтаря – поскольку другого термина у нас нет, – некоего алтаря, или особого места.

Можно задаться вопросом, в чём польза, каково назначение? Это пространство демонстрирует те объекты, перед которыми мы выражаем своё почтение, те объекты, к которым мы, собственно, направляем своё прибежище, надёжное направление. Так что это хорошее напоминание. И если уж мы не совсем грубы в своём поведении, поскольку это объекты, к которым мы испытываем уважение, их присутствие позволяет нам лучше себя вести, когда мы рядом с ними находимся. То есть мы не будем рядом с ними курить сигареты, употреблять алкоголь и продолжать другие виды дурного поведения.

Разумеется, возникают трудности, если вы живёте всего в одной комнате или в такой структуре, как монгольский гар, но по крайней мере какая-то часть этого пространства будет отводиться под эти цели. Разумеется, если мы живём в небольшом пространстве, довольно сложно отвести для медитации отдельную комнату. Но всегда делается упор на том, чтобы создание подобной структуры не превращалось в соревнование, в котором вы бы стремились создать что-то большее, что-то более богатое, что-то более обширное, чем у других.

Но Его Святейшество очень критически относится к монастырям и храмам, которые друг с другом соревнуются за то, чтобы построить самый большой храм с максимальным числом дорогих украшений, когда статуи покрываются, например, золотом и драгоценными камнями. Хотя, разумеется, в текстах говорится, что, выстраивая подобное, люди накапливают огромную позитивную силу, благую силу, тем не менее, когда тибетцы живут в качестве беженцев, в окружении бедных индийцев, поступать таким образом с их стороны весьма и весьма некорректно,

непредусмотрительно. Поэтому рекомендуют простое и красивое вместо богато изукрашенного. И Серконг Ринпоче сам был большим противником использования богато изукрашенных ритуальных объектов. Когда мы с ним путешествовали и он передавал посвящения, вместо того чтобы использовать богато украшенный сосуд, он использовал бутылку из-под молока или, в общем-то, любой сосуд, который у людей был. В любом случае в визуализации вы этот объект преображаете, так что, коль скоро у вас есть хоть какая-то основа, нет смысла использовать что-то особенно дорогое. Это лишь побудит людей этот объект украсть.

В соответствии с традиционной формой в центре должно быть изображение Будды. Это может быть фотография, изображение или статуя. В наше время это совсем уж просто: можно просто распечатать картинку из Интернета. Так что мы не можем оправдываться и говорить, что что-то нам раздобыть не удалось. Итак, это располагается в центре. Затем текст – по правую руку от Будды (то есть по правую руку самого Будды), а слева от Будды – ступа или ваджра и колокольчик. То есть сам Будда представляет тело, текст представляет речь, а ваджра и колокольчик или ступа представляют ум.

И помните, мы не просто расставляем какие-то украшения: мы стараемся памятовать о том, что эти объекты представляют.

И применительно к изображениям учителей, как вы знаете, тибетцы очень любят размещать изображения своих учителей на алтаре, они не должны располагаться где-то в стороне. То есть не должно быть такого, что в центре вы располагаете Будду, а где-то далеко по сторонам – учителей. Учителя, поскольку они являются для вас источником учения, которое вы получаете, также должны располагаться в центре, потому что они важнее. Они должны стоять на более высоких позициях.

И смысл этого таков, что, когда мы заходим в комнату, что-то напоминает нам о том направлении, в котором мы в жизни стараемся продвигаться. И мы стараемся устремляться к обретению тела, речи и ума будды.

Если у вас всего одна комната и вы располагаете эти объекты в той же комнате, где и спите, не должно получиться так, чтобы эти объекты располагались у ваших ног, то есть так, чтобы ваши ноги были направлены в сторону этих объектов. Это считается неуважительным.

Смысл в том, чтобы выражать уважение. Так что важно выражать уважение тем методом, тем способом, который вам доступен.

И один момент, касающийся текстов Дхармы, книг Дхармы или книг в целом: книги – это не стол. Поэтому вы на них не ставите и не кладёте другие объекты, даже если речь идёт о вашей мале, ваших чётках. Также вы не кладёте книги на пол. Если вам нужно их положить на пол или на землю, вы под них подстилаете какую-то ткань, по сути, для того чтобы они не испачкались. Опять же, смысл в том, чтобы выражать уважение.

Об этом же мы вспоминаем, когда совершаем простирания. Мне на самом деле очень нравится традиция совершать простирания на уровне основы, пути и плода.

  • Ну уровне плода мы выражаем почтение к тем, кто уже достиг просветления.
  • На уровне пути – к нашему собственному, личному просветлению, к достижению которого мы стремимся с бодхичиттой.
  • И выражаем почтение перед нашими собственными факторами природы будды, нашей собственной природы ума – тем, что позволят нам достичь этой цели.

И мы выражаем почтение не только перед теми, кто достиг чего-то великого, но и перед тем, чего мы сами стремимся достичь, и перед самими нами; это очень важное состояние ума. И поэтому, думаю, здесь нам очень важно развести контекст буддийский и контекст, в котором мы осуществляем некое поклонение, поклонение в смысле: «О, я так ужасен, а ты так велик. Пожалуйста, спаси меня».

[Алекс повторяет предложение для переводчика]

И поэтому мы стремимся быть реалистичными, прагматичными и стоит поддерживать уважение к тому, что мы собираемся осуществлять, вместо того чтобы делать что-то показательно, напоказ.

Это хороший пример того, в чём меня тренировал Серконг Ринпоче, заставляя меня повторять то, что я только что сказал. Потому что, когда вы переводите или учите, вам очень часто приходится повторять то, что вы только что произнесли. Так что нужно быть готовыми в любой момент, чтобы повторять.

Самый замечательный пример, который я могу привести: как-то раз я был в Голландии с Его Святейшеством. И когда Его Святейшество говорит по-английски, переводчик выступает в качестве живого словаря. То есть, если Его Святейшество пытается подыскать какое-то слово, вы можете это слово ему просто подсказать. Кто-то сказал, что собирается поехать в Непал, в один из уединённых уголков Непала, и встретиться с живущей там общиной тибетцев. И человек попросил Его Святейшество дать какое-нибудь послание, которое этим тибетцам можно было бы озвучить. Поэтому какое-то время Его Святейшество говорил по-тибетски для записи. И переводчик мог бы подумать: «Ну, здесь я могу отдохнуть. С этим мне разбираться не придётся». Однако к концу пресс-конференции кто-то спросил Его Святейшество, «Что вы там по-тибетски говорили?» А Его Святейшество сказал: «Берзин, ну ты им скажи. Вот я уйду сейчас, а ты расскажешь». Так что замечательно, что Ринпоче меня в этом тренировал. И это становится непросто по мере того, как стареешь и краткосрочная память ослабевает.

Вторая практика: приобретение и размещение подношений

Вторая подготовительная практика – без лицемерия достать подношения и красивым образом их разместить.

Различные виды подношений

Когда Атиша пришёл в Тибет, он порекомендовал людям совершать подношения воды, потому что люди были бедны. И кроме того, Атиша сказал, что вода в Тибете настолько замечательна, что она выступит в качестве прекрасного подношения. Кроме того, вода бесплатна, и поэтому жаловаться на то, что на неё недостаточно денег, не приходится. Невозможно быть настолько бедным, чтобы не иметь возможности поднести маленькую чашку с водой, которую вдобавок можно после этого выпить.

И по традиции вода эта подносится в семи чашках, подносится семь чаш с водой. Есть особый способ выполнения этих подношений и размещения этих чашек. Этому вас кто-нибудь может научить. Итак, есть традиционный способ выполнения этой практики. И опять же, в ней важно поддерживать уважение.

Семь чашек соответствуют семи элементам семичленной практики, семичастной молитвы. И обычно выполняется это рано утром. То есть вы встаёте, идёте в уборную, делаете всё, что необходимо, а потом вы подметаете, чистите комнату и затем размещаете эти чашки с водой. И позже, обычно в дневное время вы эти чашки опустошаете, выливая из них подношения. Разумеется, если вы в это время дома находитесь: если вас нет дома, то вы делаете это вечером. И избавляетесь от этой воды уважительным способом, то есть не выливаете её попросту в унитаз.

То есть можно поливать цветы. Но если вы каждый день будете так поливать цветы, то вы их утопите. Так что по меньшей мере выливайте эту воду в раковину. Хотя в конечном итоге из раковины она попадёт в то же место, что из унитаза, но это хоть в какой-то степени чуть более уважительно.

Обычно люди также подносят первую часть того чая или кофе, которые готовят. Если вы также делаете подношение пищи, что довольно распространено, не оставляйте эту пищу лежать на алтаре, пока она не сгниёт. Если в вашем месте обитания с вами живут также мыши и тараканы, какие-то существа которые набегут и сожрут ваши подношения, то держите эти подношения в стеклянном сосуде. Во всяком случае, так рекомендовал Ринпоче применительно к индийским условиям. В Индии это серьёзная проблема – не знаю, как у вас.

Что до подношения пищи, которое вы готовите, совершенно нормально после его съесть, но не нужно его просто выбрасывать в мусор. И очевидно, если вы подносите цветы и тому подобное, то цветы эти должны быть свежими: не допускайте, чтобы они там сгнили.

Очевидно, выполнение обширных подношений – это нечто прекрасное, если у вас есть такая возможность. Но не развивайте зависимость от этого, не думайте, что вы не сможете медитировать, если не разместите всё это.

В вопросах медитации и ежедневной практики вам нужно быть очень гибкими. Это означает, что, если вы путешествуете, если у вас ночной поезд, или ночной рейс, или если вы на вокзале, или в аэропорту, вы всё равно можете выполнять свою ежедневную практику. Важно ваше состояние ума – уважение к тому, что вы осуществляете. И по меньшей мере представляйте, что находитесь в чистом, исполненном уважения месте. Для нас это, возможно, сложно, потому что большинство из нас предпочитает медитировать в тишине, в тихом месте. Но любой из вас, кому доводилось жить в тибетском монастыре или в Индии в целом, знают, что там почти никогда тихо не бывает.

Маленькие дети-послушники во весь голос вопят тексты, которые заучивают наизусть – это происходит поздно вечером. Затем рано утром все начинают вставать, громко делать свои дела, звенеть в колокольчики и выполнять свои утренние практики, и причём делают это всё это на полной громкости. И если вам приходилось бывать на площадке для дебатов, то вы знаете, что там может собираться до ста человек, которые, находясь в непосредственной близости друг от друга, при этом вопят друг другу в лицо, ведя эти дебаты. И всё это – очень хорошая тренировка в сосредоточении, потому что невозможно успешно вести эти дебаты, когда все вокруг кричат в полный голос, если у вас нет хорошего уровня сосредоточения. Если вам доводилось бывать на посвящениях или церемониях с Его Святейшеством, то вы знаете, что, пока Его Святейшество сам выполняет какие-то детали ритуала, сам читает какой-то текст, обычно певчий возглавляет монахов, который читает при этом совершенно другой текст. При этом певчий говорит через громкоговоритель, и причём там звук немаленький, а громкость максимальная, но Его Святейшество это ни в малейшей степени не беспокоит.

И нам нужно иметь способность выполнять свои ежедневные практики независимо от того, каков уровень шума или отвлечений вокруг. Скажем, если вы все живёте в одной комнате и пытаетесь практиковать, а те, кто живут с вами, смотрят в это время телевизор на большой громкости, или если этот телевизор, который издаёт громкие звуки, стоит, например, в соседней квартире, всё это может стать довольно сильным отвлечением. Именно поэтому вы визуализируете и представляете, что вы находитесь в чистой земле, в некоем чистом, совершенном пространстве, которое благоприятствует практике, вместо того чтобы зацикливаться на телевизоре, который громко что-то бубнит в соседней квартире.

Восемь качеств воды

Если говорить о воде, интересно, что в «Уттаратантре», «Гью лама» на тибетском, в тексте Майтреи, который посвящён факторам природы будды, описывается восемь качеств, которыми обладает вода, и виды пользы, которые обретаются благодаря этим восьми качествам. И не нужно думать, что это просто список, список – значит скучно, а нужно попытаться понять, какую пользу мы благодаря этому извлекаем.

  1. Вода должна быть прохладной, и это означает, что должна созреть наша способность поддерживать чистую нравственную дисциплину.

Есть ли здесь соответствие? Прохлада: нужно охладить жар беспокоящих эмоций. Это указывает на ту пользу, которая этим приносится. Смысл в том, чтобы попытаться понять, какие качества, какая польза обретается благодаря тому или иному аспекту, памятовать об этом. А памятование – это «умственный клей», который всё это объединяет. И для того, чтобы памятовать, нам нужно помнить о том, что чему соответствует, что к чему приводит.

И это не символы, потому что относительно символов можно предполагать, что все культуры знают, что они означают. Например, все знают, что жёлтый круг, из которого расходятся лучики, – это символ солнца. Однако эти вещи – это не символы, это что-то, что представляет нечто иное, и поэтому вам нужно получить объяснение относительно того, какой объект что представляет. Если бы вы показали кому-нибудь изображение Авалокитешвары, человеку бы ни в жизни в голову не пришло, что этот образ представляет сострадание. То есть это не символы, это представляющие объекты, и нам нужно знать, что они означают.

  1. Далее, вода должна быть вкусной, и польза, которая этим приносится, заключается в том, что мы способны обрести пищу, которой присущ наилучший вкус. Если эта вода вкусная, мы также думаем о том, чтобы суметь подарить другим что-то обладающее наилучшим вкусом, что-то радующее других.
  2. Вода должна быть лёгкой. Хотя можно подумать, лёгкая вода – это противоположность тяжёлой воды, на этот счёт я не уверен. Но так или иначе, эта лёгкость воды подразумевает, что наши тело и ум послушны, что им присущи гибкость. Думаю, скорее, речь идёт о том, что она не замороженная – в этом смысле не тяжёлая.
  3. Гладкая, текучая, подобно тому как потоки нашего понимания также должны быть текучи.
  4. Ясная – чтобы наше состояние ума было ясное.
  5. Не грязная, то есть она очищает нас от омрачений. Наш ум освобождается от грязи.
  6. Не вредящая желудку, то есть мы не заболеем.
  7. Последний фактор довольно интересный. Это то, что вода не причиняет вреда вашему горлу. То есть, думаю, у них в то время уже было представление о том, что нехватка йода, приводящая к дисфункции щитовидной железы, может привести к росту зоба. И польза от этого качества заключается в том, что голос становится мелодичным.

Итак, мы подносим чистую и ясную воду. Если вода, которую вы берёте из-под крана, полна химикатов, подносите воду минеральную. Это, кажется, будет более уважительно. Или если у вас есть очиститель воды, то, наверно, дешевле поносить воду из него.

В любом случае, вода, которую вы подносите, должна быть максимально чистой, максимально хорошей, максимально очищенной, то есть наилучшей водой, которую вы способны поднести. Это создаёт причины для того, чтобы наши собственные умы обладали этой очищенностью, этой чистотой, а кроме того, тем самым мы выражаем почтение.

Приобретение подношений без лицемерия

И если мы приобретаем эти подношения, в тексте говорится, что приобретать их мы должны без лицемерия. И вот здесь вопрос становится очень интересным. Здесь проводится различие между мирянами (домохозяевами) и держателями монашеских обетов (монахами и монахинями).

Для мирян важно зарабатывать себе на жизнь честно. Потому что приобретать подношения вы будете именно из тех денег, которые себе на жизнь заработали. И для того, чтобы заработать на жизнь, важно не обманывать, не назначать слишком высоких цен и тому подобное – не проявлять подобных видов нечестности. Хотя в других учениях мы можем услышать о том, что некоторые профессии не являются рекомендуемыми, например изготовление и продажа оружия или изготовление, продажа и подача алкоголя. То есть, например, барменом быть не круто, потому что тем самым вы поощряете в других людях алкоголизм. Но здесь в первую очередь упор делается на честности: честность важнее.

Как в Тибете, так и в Монголии очень много людей занимается животноводством, и некоторых из этих животных они продают на убой для мяса, то есть не ограничиваются получением молочных продуктов. Как-то раз я посещал Австралию с великим ламой Огьеном Цетеном, бывшим настоятелем одного из тантрических колледжей и наставником Геше Нгаванга Даргье. И один человек у него спросил: «Я живу в уединённом районе Австралии, и единственная сфера занятости, единственна профессия, которая у нас там есть, – это выращивание и разведение овец, которые, разумеется, отправляются на скотобойню. Как поступить?» И тогда он сказал, что если иного способа зарабатывать на жизнь нет, то самое важное – проявлять доброту, проявлять честность: выращивать этих овец с добротой и состраданием и проявлять честность в своих делах. Думаю, это отличается от занятости в сфере производства или продажи оружия.

Однако для монахов и монахинь эти учения сопрягаются с учениями о пяти ненадлежащих способах зарабатывания на жизнь. Тогда всё становится по-настоящему интересным. Потому что это приводит нас к теме сбора средств для центров Дхармы, который, по большому счёту, является тем же, что и сбор средств для монастырей.

Как получать от покровителей подношения, подношения или пожертвования? Вот чего нужно избегать:

  1. Лесть. «Вы такой замечательный», – вы льстите человеку для того, чтобы он сделал вам пожертвование.

Эти пункты весьма смешные.

  1. Второй пункт намеки – когда вы так оглядываетесь и говорите: «О, в Дхарма-центре вот этого не хватает…» – то есть когда вы не напрямую говорите человеку, а намекаете ему, для того чтобы ввести его в заблуждение. Или говорите: «Ой, ваше предыдущее подношение так нам помогло. Вы так добры», – то есть вы намекаете, чтобы человек вам дал ещё.
  2. Следующее – это вообще услада – шантаж. «Если вы не пожертвуете, то возникнет какое-то вредоносное влияние и вы обеднеете. Так что дайте нам свои деньги и мы совершим пуджу, чтобы вам не пришлось беднеть». То есть это как мафия, рэкет. И люди действительно так поступают, в этом вся проблема.
  3. Далее – подкуп, когда вы даёте человеку какой-то маленький подарочек в надежде, что он вам на него ответит большим пожертвованием. Например, вы человеку даёте маленькие чёточки или изображение Ченрези и надеетесь, что он вам за это сделает большое пожертвование. Или когда вы по почте рассылаете[просьбы о пожертвовании] с маленькими подарками. «Если вы пожертвуете десять тысяч рублей, то в качестве особого подарка мы вам вышлем эту футболку с Ченрези, а если пожертвуете сто тысяч рублей, то получите тостер».
  4. И следующий пункт – это притворство, когда в присутствии покровителя вы сидите с прямой спиной и стараетесь показать, насколько вы святые и насколько всё вокруг замечательно; Когда мы притворяемся святыми, для того чтобы на кого-то произвести впечатление.

Это дает значительную пищу для размышлениЙ, особенно если мы занимаемся сбором средств для центров Дхармы.

Традиционный способ сбора подношений заключается в том, что монахи и монахини просто ходят со своими чашами для сбора подаяний. Когда они выходят в определённый период дня, для того чтобы собрать подаяние, при этом они никакие просьбы не озвучивают. Но происходит это в тех сообществах, где у домохозяев есть традиция поддерживать монашество. И это гораздо сложнее в нашем обществе, где такой традиции нет.

Как я уже говорил, всё это очень сложно, потому что весь рекламный бизнес направлен на то, чтобы обмануть человека, обхитрить человека, чтобы он что-то приобрёл. Поэтому, когда мы занимаемся каким-то фандрайзингом, сбором средств, нам нужно очень чётко всё продумать и представлять, какую именно стратегию мы будем применять, для того чтобы не уподобиться этой рекламной индустрии. И не пытаться обмануть людей, чтобы они нам что-то начали давать, не пытаться какими-то мелочами их к этому привлечь.

Давайте сделаем перерыв на чай, после чего продолжим.

Запись опубликована в рубрике Александр Берзин, Аудио, Видео, Другое, Лекции, Практики, Продолжающим изучение, Учения с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.