Алекс Берзин. Особые предварительные практики (нёндро) в традиции гелуг. Часть 5

Аудио: Алекс Берзин. Особые предварительные практики (нёндро) в традиции гелуг. Часть 5

Совет по очищению неблагих потенциалов и накоплению положительной силы

Успокоение ума и мотивация перед простираниями. — Советы о том, как привносить в свою жизнь практику. — Накопление, очищение и карма. — Восьмичастная поза (продолжение).

Предварительные практики, нёндро, мы пока обсуждали обобщённо, а основное внимание уделили шести подготовительным практикам, джорчо, которые мы будем выполнять перед любой сессией практики нёндро и перед любой сессией медитации. И при разборе этих шести подготовительных практик вчера нам пришлось прерваться ровно посередине обсуждения восьмичастной позы, так что, возможно, мы сможем продолжить с того места, на котором остановились. Как вы помните, мы сперва говорили, что нам необходимо подмести, то есть очистить то место, где мы собираемся медитировать, выбросить мусор. Разместить объекты, которые представляют тело, речь и ум будды. Позаботиться о приобретении подношений, без лицемерия, и красивым образом эти подношения разместить. Затем подготовить надлежащее сиденье. Затем совершить простирания и сесть в правильной позе.

Несколько моментов, которые, думаю, было бы полезно упомянуть, прежде чем мы вернёмся к обсуждению позы. Один момент, который вы могли заметить, это то, что мы сначала совершаем простирания, затем садимся, затем успокаиваем, очищаем свой ум, сосредотачиваясь на дыхании, и затем принимаем прибежище и зарождаем бодхичитту. Однако, хотя этого здесь напрямую не сказано, по моему опыту когда люди совершают простирания перед учением или медитацией, совершают простирания, перед которыми ничего не осуществлялось, они становятся весьма механическими. Судя по тому, что после совершения простираний мы садимся, сосредотачивамся на дыхании, а затем сосредотачиваемся на прибежище и бодхичитте, можно заключить, что что-то подобное мы должны осуществлять и перед совершением простираний.  В противном случае, у нас не будет никакой мотивации. Основной смысл сосредоточения на дыхании в том, чтобы привести свой ум в нейтральное состояние, в состояние ума неопределённое, в том смысле, что Будда не определял это состояние ума ни как созидательное, ни как разрушительное. И на этой основе вы зарождаете благое состояние ума. Потому что если вы попытаетесь зародить его на основе того, что ваш ум переполнен всевозможными мыслями о том, что с вами происходило днём, или о том траффике, с которым вы столкнулись, когда сюда добирались, то зародить какое-то конструктивное состояние будет очень сложно. Именно поэтому мы сначала приводим ум в нейтральное состояние, и уже на его основе зарождаем позитивное состояние ума. Именно поэтому при моей собственной манере подачи учений я добавил этот подготовительный шаг — сосредоточение на дыхании и зарождение мотивации перед совершением простираний. Разумеется, его можно повторить, уже сев, и никакого вреда от выполнения этого шага дважды не будет.

И потому мы стараемся не допустить, чтобы наша практика становилась чем-то чисто механическим, хотя очень, очень, очень просто сделать практику процессом чисто механическим. Вы по каким-то причинам пробегаете по практике, но испытывает при этом очень слабые чувства. Причины, по которым вы можете пробегать по практике, могут быть самыми разными, вы можете чувствовать себя обязанным её выполнять, или будете испытывать чувство вины, если её не выполните, или она стала такой сильной привычкой, что подобна чистке зубов, но при этом выполняя практику в таком темпе, в таком формате, вы не чувствуете особых переживаний. Когда ваша практика становится механической, вы развиваете привычку к механической практике, справится с этой привычкой очень непросто.  Так что если вы только начинаете, постарайтесь избежать создание привычки механического занятия практикой, за которым не стоит никаких чувств. Потому что очень легко сделать практику чем-то механическим. Почему? Потому что в нашей жизни очень высокий уровень занятости. Утром мы просыпаемся, чистим зубы, стремимся побыстрее убежать на работу, возможно, нам нужно позаботиться о собственных детях, и так далее, и поэтому мы стремимся как можно быстрее практику осуществить. Хотя, возможно, в нашем уме есть сильное намерение выполнять практику каждый день, само её выполнение становится для нас чем-то очень быстрым, мы стараемся как можно быстрее её завершить, потому что в нашей жизни очень много других занятий, очень много других вещей. Именно поэтому так важно мгновенно зарождать мотивацию, намерение, чувство. Безусловно, это должно присутствовать постоянно, почти на некоем бессознательном уровне, если можно использовать это понятие.

Мы говорим о бодхичитте, зарождаемой без усилий. У всевозможных практики есть стадия, когда мы применяем усилия, и стадия, когда всё происходит без усилий. То есть, на стадии с усилием нам нужно осуществлять всевозможные шаги, вспоминать о том, что все были нашими матерями, проявляли к нам великую доброту и так далее, для того, чтобы породить некое чувство. А в конечном итоге, на стадии без усилий, мы способны породить чувство, состояние ума, к которому мы стремимся, без каких-либо усилий, без необходимости снова проходить по шагам, которые к этому состоянию ума ведут. Так что, разумеется, когда вы не знакомы с этим процессом, вам приходится проходить по нему и знакомится с каждым из этапов. Следующий шаг — то, что вы очень быстро способны проходить по этой последовательности. Вам всё равно необходимо выстраивать всё, что приводит к состраданию или бодхичитте, но теперь вы способны проходить по этой последовательности в очень быстром темпе. И, думаю, важно об этом помнить, потому что мы усматриваем значительный контраст между состоянием с усилием и состоянием, порождаемым без усилий, и забываем, что на самом деле там есть очень медленный поэтапный процесс ознакомления с этими состояниями, который приводит нас к тому, что состояние начинает порождаться без усилий, и процесс, постепенный процесс заключается в том, что нам всё легче и легче порождать искомое состояние ума, и при этом нам нужно применять всё меньше и меньше размышлений.

Как же это осуществить? Реальность такова, что у нас очень высокая занятость, у нас просто нет времени. Такова реальность на западе. Поэтому нужно извлекать пользу из сложившейся ситуации, обратить неблагие обстоятельства в обстоятельства благие. В таком городе как Москва очень значительная часть времени каждого человека, очень много времени уходит на то, чтобы добраться из одного места в другое, независимо от того, едите ли вы на метро или используете машину, пробираясь через совершенно невообразимый траффик. Используйте это время конструктивно. У некоторых людей есть электронные книги, которые вы можете читать, пока едете. Разумеется, вы не можете это делать в автомобиле, когда вы ведёте автомобиль, но в метро люди так поступают, разумеется нужно поддерживать какое-то равновесие. Я катался в вашем метро, и там невероятное количество людей, и, конечно, непросто держать книгу вот так вот перед глазами, потому что вокруг вас люди. И суть здесь в том, чтобы использовать это время, чтобы медитировать, не просто стоять, как зомби или жаловаться, что столько людей вокруг. Используйте это время конструктивно. Думайте о том, что все эти существа, окружающие меня в метро, были моими матерями, все они проявляли ко мне доброту, все мы равны, потому что в равное степени желаем достичь счастья, все одинаково хотят быстрее добраться до пункта назначение и никто не получает удовольствия от того, что вынужден толпиться в переполненном вагоне метро, или от того, что вынужден стоять в пробке. Если я занимаюсь какой-то скучной работой, которая мне кажется бессмысленной, вероятнее всего все остальные люди в офисе ощущают то же самое, так что все мы в этом смысле равны. Это единственный способ достичь хоть какого-то продвижения в условиях жизни в таких чрезвычайно занятых сообществах. Потому что речь идёт о том, как преобразовать неблагие обстоятельства в обстоятельства благие, потому что время для того, чтобы зарождать созидательные состояния ума, у нас будет только в течение дня.

Бонус, который мы получаем, заключается в том, что наши переживания от пребывания в пробке или пребывании в метро или в скучном офисе становятся гораздо более приятными, продуктивными и конструктивными. И вот здесь в нас более сильно начинает проявляться самоуважение. Мы находимся в метро или в пробке, и мы не рады, что мы там пребываем, мы не удовлетворены. Или, такое часто случается, мы просто отключаемся, становимся подобны зомби.  Подумайте: а хочу ли я быть таким, наслаждаюсь ли я этим? Если у вас есть самоуважение, чувство собственного достоинства, чувство собственной значимости, то вы подумаете:  я вовсе не обзательно должен быть таким, я гораздо больше хотел бы иметь позитивное состояние ума. Хотя это не совсем дхармическая формулировка, почти можно сказать: я заслуживаю быть счастливым. Я заслуживаю того, чтобы не быть несчастым в этой ситуации. Мы не будет тут останавливаться на философском подтексте понятия “заслуживаю счастье”, в том смысле что оно может значить, что нам это счастье нужно в буквальном смысле заработать. Здесь речь идёт о том, чтобы преобразовать затруднительные ситуации в ситуации позитивные, когда мы просто не желаем стоять в метро или в пробке, как зомби, и жаловаться.

Но не впадайте в другую крайность. Другая крайность — это когда люди совсем отъезжают в этих обстоятельствах, и начинают говорить: “О, фантастика, всё вокруг — это поле будд!”, и живут в какой-то фантастической стране. И в эту крайность вы также не хотите впадать, потому что условная истина такова, что вы находитесь в пробке. Так что это отъезжание подобно кайфу, который вы можете испытывать под воздействием каких-то психоделических веществ,  и это ловушка, которую следует избегать, не следует использовать дхарму как некий психоделических наркотик, который вас переполнит неземным блаженством. Поэтому нужно оставаться заземлёными. Когда вы преобразуете некую ситуацию, речь не идёт о том, что вы меняете внешние обстоятельства. Вы изменяете отношение к тем обстоятельствам, которые уже сложились, но вам всё равно нужно разбираться с ситуацией.

Хотя я и начал разговор с того, что сказал: “Давайте сразу перейдём к разбору восьмичастной позы, на котором мы вчера остановились”, в этом начинании я не преуспел, простите. Есть ещё один пункт, которым я бы хотел с вами поделиться, и который, по моему мнению, довольно значим. Мы читаем такие слова: если поднесёшь чистую воду, ум твой будет чист и ясен и так далее. Откровенно говоря, большинству их нас сложно в этом убедится, или мы просто считаем, что это какая-то чушь, какая-то пропаганда. Либо мы просто отъезжаем от блаженства, думаем о том, как всё прекрасно. Поэтому по-настоящему важно очень тщательно изучить учения о карме и по-настоящему их понять.

Карма, по сути, работает с компульсивными побуждениями. Нашему поведению присущи эти понудительные компульсивные импульсы. Подобно некой силе, которая без нашего контроля побуждает нас к тому, чтобы поступать благим или деструктивным образом. Когда мы говорили о том, почему мы совершаем неблагие поступки, почему мы не лжём, не обманываем, не крадём, речь шла о том, что нам не кажется, что это правильно. Вчера я описывал особый умственный фактор, который сопровождает такое понимание — чувство собственного достоинства, у меня слишком много самоуважения, чтобы поступать подобным неблагим образом. То есть, это не кажется правильным. Присутствует некая нравственная дисциплина, то есть воздержание от совершения чего-то. Дисциплина — это состояние ума, которое воздерживается от совершения чего-то.

Теперь мы можем рассмотреть те же явления  с точки зрения кармы. И с точки зрения кармы мы говорим о некой силе, о почти автоматической силе, или склонности, или побуждении, которое заставляет нас не лгать, не обманывать. И когда люди меня спрашивают, почему я так одержим работой над своим вебсайтом, а я над ним работаю всё время, думаю ли я о сострадании в таком ключе: все эти существа были моими матерями, они так страдают и мне нужно им помочь, если быть честным — нет. Там есть некое основополагающее, лежащее в основе мнение. Есть некое лежащее в основе этих трудов понимание, но если я рассмотрю свою жизнь в целом, то явно смогу проследить некую силу, некие кармические побуждения, которые меня всю жизнь подталкивают. Нет ничего иного, чем бы я хотел заниматься. Так что без каких-либо усилий я хочу этим заниматься и занимаюсь этим, без недовольства или колебаний. Как я уже говорил, я дождаться не могу утра, когда я проснусь и смогу продолжить работу над сайтом, чтобы сделать всё больше материалов доступными для людей. И, думаю, именно об этом говорится в текстах, когда речь идёт о некой благой силе, которая, созревает в нашей жизни. То есть возникает сначала желание что-то совершить, это умственный фактор, а затем появляется эта сила, которая подталкивает, приводит вас к тому, что вы совершаете задуманное действие. И мы в своей практике дхармы желаем зародить как можно больше такой благой силы. Чтобы автоматическим образом в этой жизни или в следующих рождениях вам на ум не приходило ничего иного. Не было бы никакого смысла заниматься чем-то, что не было бы улучшением самих себя, это  было бы единственным, что бы приходило вам на ум. Это и есть благая карма. Разумеется, это может быть направлено на какие-то сансарные цели, например, я хочу стать лучшим из гимнастов, хочу стать лучшим в компьютерных играх или хочу заработать много денег. И потому мы осуществляем посвящение, направленное на освобождение и просветление. И именно поэтому мы стремимся укрепить свою позитивную силу, чтобы, когда она проявится в силу прошлой кармы, мы усилили её благим дхармическим побуждением, благой кармической мотивацией.

И тогда вопрос становится по-настоящему интересным, потому что если мы рассмотрим контекст целой жизни, то увидим, что мы рождаемся с великим множеством благих и неблагих кармических потенциалов — будем откровенны, мы все существа сансары. И, как говорит геше Нгаванг Даргье, если мы справедливо оценим количество благих деяний, которые мы осуществили, и количество неблагих, количество благих мыслей и количество мыслей неблагих, безусловно, неблагого окажется больше. И, как я заметил на основе собственной жизни, у нас автоматическим образом созревают как благие, так и неблагие склонности, например, в моей жизни меня никогда не приходилось насильно заставлять, мне всегда хотелось заниматься только учёбой, только обучением. Откровенно говоря, с четырёх лет моим единственным прозвищем было “Профессор”. И это благая сила, которая автоматически созревает, так что кажется, что это нечто единственно правильное, я ничем другим не хочу заниматься. С другой стороны, есть негативные потенциалы, и из-за них я был очень эгоистичным, очень эгоцентричным, очень заносчивым. И в этом весь вызов, который стоит перед нами в жизни, в том, чтобы распознать эти неблагие потенциалы, то, что наш эгоцентризм, эгоизм, заносчивость — это наши главные препятствия, наш главный блок, и если нам удастся ослабить наши неблагие проявления, то тот позитивный потенциал, который нам присущ, та позитивная сила будет проявляться во всё большей и большей степени. Эту позитивную силу мы дополняем обучением, учёбой, относящейся к каким-то дхармическим вещам, однако поначалу, думаю, оба этих аспекта, и благой и неблагой, действуют вместе, и на то, чтобы справится с этой проблемой, и направлены эти предварительные практики. Эти практики направлены на то, чтобы ослабить ваши неблагие склонности, например, ваши умственные блоки, или какие-то эмоциональные, препятствия, например, когда вы очень эгоцентричны и думаете: “О, я такой умный!”. И чем больше вы ослабляете это неблагое, тем чище становится благая сила. И эту благую силу вы можете направить не каким-то сансарным образом — я стану великим гарвардским профессором, — а в категориях более дхармической мотивации, в целях, более относящихся к дхарме.

И когда вы читаете о таких вещах, о том, что когда вы подносите прохладную воду, то вы сможете соблюдать нравственную дисциплину, а если вода мягкая, то и путь ваш будет мягким, и так далее, вам тогда нужно вспоминать об учениях по карме. Каковы различные формы, различные способы созревания кармических потенциалов, каковы последствия поведения, совершенного таким понудительным, компульсивным способом. Я также забыл упомянуть, что когда вы совершаете какие-то благие действия, это должны быть действия, носящие не невротический побудительный характер, то есть вы не должны думать, что вы должны стать самыми лучшими, зацикливаясь на собственном эго, не должны впадать в мысли, что вы должны быть совершенными, в перфекционизм, эти все проблемы нам также нужно преодолеть, для того, чтобы наша благая сила более полно, более явно проявилась, наши благие деяния не должны быть основаны на мысли о том, что я должен стать самым лучшим применительно к своему эго.

Последствия кармы проявляются как чувство счастья или несчастья. Но, поскольку у нас великое множество как благих, так и неблагих потенциалов, нас неизбежно будут ожидать взлёты и падения, иногда мы будем счастливы, иногда несчастливы, иногда переживания будут сильными, иногда слабыми. Ничего сосбенного. Лама Еше это замечательно объяснял так: чего ещё ждать от сансары! Очень полезная фраза. Ожидаете, что всё будет совершенным и прекрасным? Помилуйте. Кроме того, созревают ваши совокупности, ваша следующая жизнь, то что вы переживаете. С вами происходит нечто, что подобно тому, что вы совершали прежде — это происходит с вами, затем вы повторяете действия. Так же как среда, те материальные объекты, с которыми вы будете сталкиваться, то как вы их будете ощущать. Итак, вы подносите эту прекрасную чистую прозрачную воду, вместо переполненной химикатами воды городской. И вы испытываете сильнейшее уважение к этой воде и желаете её поднести. Поднести её просветленным, поднести её буддам, но будды, разумеется, не нуждаются в том, чтобы им подносили воду, они не испытывают жажды, и поэтому вы через будд подносите эту воду всем живым существам.

И здесь  у нас возникает почти закон симметрии: в силу того, что вы хотите поднести что-то, что обладает ясностью и чистотой, вы испытываете такое желание, и ваши собственные совокупности, ваш собственный ум созревают как нечто чистое, нечто ясное, подобное тому исходному материалу, который вы подносили. Нужно над этим поразмыслить, понять, есть ли в этом какой-то смысл. И именно поэтому я и говорил о компульсивной, побудительной природе тех внутренних склонностей, тех внутренних побуждений, которые мы ощущаем. Компульсивные в том смысле, что они бесконтрольные или в каком-то смысле невротические, хотя разумеется, они могут быть свободны от этой компульсивности, понудительности, но это очень сложно, и окончательно мы освободимся от этой компульсивности, понудительности не раньше, чем станем архатами. Но это компульсивное, побудительное стремление к чему-то приводит к тому что наш ум оказывается естественным образом чистым, более очищенным, естественным образом более ясным.

И здесь нам нужно размышлять в категориях настоящей дхармы, потому что хотя это и может созревать и проявляться в рамках одной жизни, по-настоящему эти вещи проявятся только в рождениях последующих,  и они приведут к тому, что наш ум будет обладать ясностью и чистотой и нам будет присуща, например, щедрость.  Мы видим это на примере некоторых детей, зная, что они иногда инстинктивно склонны что-то давать окружающим. Ребёнок, например, кладёт конфету в рот, потом вытаскивает её и предлагает вам. Откуда в ребёнке это побуждение? Это та самая понудительная внутренняя склонность  к тому, чтобы проявлять акты щедрости. И если мы совершаем подношения, расставляем чашки, совершаем подношения на автомате, без особых размышлений о том, что мы совершаем, не осознавая этот процесс, и делаем мы это, разумеется, в силу того, что у нас есть это внутреннее побуждение, эта внутренняя склонность совершать подобные действия, то кармическая сила, кармические следствия, которые воспоследуют за этими действиями, будет довольно слабой. Если же мы, напротив, совершаем эти действия осознанно, осознавая то, что мы выполняем, и с неким умственным посвящением, думая: “Пусть благодаря ясности и чистоте этой воды следствие созреет не только как ясность и чистота моего ума, но и как ясность и чистота умов всех существ”, то кармическая сила, кармическое следствие, которое мы тем самым создадим, будет гораздо сильнее. Будет гораздо сильнее сам кармический потенциал, и будет гораздо сильнее его созревание. И кода мы говорим о созревании, то речь идёт о том, насколько автоматически в будущем он проявится, как, например, когда мы ребёнок и хотим устремить свою жизнь в каком-то направлении, нам кажется, что это единственное, чем мы хотим в жизни заниматься, мы говорим: “Вот этим я заняться хочу”.

И если я смотрю на свою собственную жизнь, то нахожу идею кармы чрезвычайно убедительной, потому что не нашёл никакого другого достоверного объяснения, почему во мне с детства эти склонности присутствовали. Это никак не было связано с моими родителями, с моей семьёй,  с тем, что я рос в пятидесятые годы в Соединённых Штатах — все эти объяснения были неубедительными, в то время как идея о  кармическом побуждении, которая присутствовала в моём уме, как раз и объясняет, почему это было единственное, чем я хотел заниматься. Возможно, мой пример — это нечто довольно редкое, но вы можете посмотреть на самих себя. Вы сейчас находитесь здесь, а почему вы находитесь здесь? Посмотрите на качества драгоценного человеческого рождения. Одно из качеств драгоценного человеческого рождения в том, чтобы не придерживаться инстинктивно каких-то ошибочных, противостоящих дхарме воззрений, и потому испытывать  интерес, инстинктивный интерес к изучению дхармы. И это  очень важное качество, которое не следует недооценивать и считать чем-то обыденным. Спросите себя: почему я этим интересуюсь? Большинство на это ответит: ну, просто потому что интересуюсь  И именно это вам нужно проанализировать, вам нужно понять, почему спонтанно, автоматически, инстинктивно в вас возникает интерес к дхарме. Это может касатся любого интереса, вы могли б интересоваться чем то иным, но всё обстоит не так, вы интересуетесь именно дхармой. И это невозможно свести только к групповому давлению на кого-то, потому что отнюдь не все, на кого оказывают групповое давление, куда-то приходят. Некоторые люди ходят в центры дхармы, другие люди могут, например, что-то читать в интернете, читать какие-то книги на эту тему, и возникает вопрос: а почему тебе заинтересовал этот вебсайт, почему тебя заинтересовала эта книга? И даже если мы подумаем относительно умственного отношения людей к поп-звёздам, то выясним, что есть некоторые учителя дхармы, вокруг которых люди роятся так, как они роятся вокруг поп-звёзд, Даже Его Святейшество Далай-лама в этом смысле настолько популярен, что люди к нему относятся как к поп-звезде, и поэтому приходят его послушать, но опять же, приходят же не все, не все приходят на лекции и беседы.

Почему же конкретные люди пришли? И потому я говорил, что в наших действиях есть два побуждающих нас фактора:  с одной стороны, это некое благое кармическое побуждение, благое кармическое устремление, которое приводит к тому, что мы естественным образом испытываем интерес к тому мероприятию, о котором ведётся речь, даже если этот  интерес ограничивается простым любопытством. Мы говорим: да, я пойду, мне очень интересно. С другой стороны, присутствует некое неблагое побуждение, некие неблагие потенциалы, которые могут проявляться как чисто мирской интерес, когда мы думаем, например, что пойти на какое-то мероприятие было бы круто, или хотим пойти, чтобы повидаться со своими друзьями, то есть придерживаемся каких-то мирских представлений о том, почему нам туда следует пойти, а вовсе не испытываем искренний интерес  к тому, чему учит Его Святейшество или к тому, чтобы учения Его Святейшества как-то применять на практике. Именно поэтому в этих предварительных практиках мы работаем над тем, чтобы усилить благой потенциал, благую силу, которая проявляется и побуждает нас на совершение действий, и ослабить неблагой потенциал, который поначалу сочетается с благим потенциалом, вместе с котором и побуждают нас на совершение конкретных деяний. И это и есть эти два процесса: очищение и накопление.

И мы часто используем термины очищение и накопление, и их часто используют вместо самого понятие нёндро, и мы не должны думать, что это что-то, что ограничивается только подготовкой на начальном этапе. Знаменитая молитва написанная Цонкапой называется “Созидательная в начале, середине и завершении пути” и мы должны понимать, что осуществлять эти процессы мы будем как в начале, так и в середине и в завершении пути, эти процессы характеризуют весь путь. Именно поэтому мы осуществляем эти процессы, процессы очищения и накопления, занимаемся ли мы праткикой нёндро, или вот этими шестью подготовительными практиками, которые здесь описываются, при том, что мы выполняем и другие медитации, например, медитируем на сострадание, мы непрерывно выполняем эти практики, для того, чтобы создать некое пространство, некий сосуд для своей практики, с одной стороны очищая, а с другой стороны — накапливая. И даже в рамках одной единственной сессии медитации вы выполняете этот двухчастный процесс, в начале, в середине и в конце. Мы выполняем шесть подготовительных практик и уже в какой-то мере очищаемся и накапливаем, очищаем неблагие аспекты и накапливаем благие. И в основной части практики, идёт ли речь о практике нёндро или какой-то другой, мы так же очищаем и накапливаем. Например, если идёт речь о медитации на сострадание, мы очищаем свой эгоизм, свой эгоцентризм,  и накапливаем помыслы о лелеянии других существ. В конце мы осуществляем посвящение, и опять же, мы посвящаем этот потенциал не каким-то эгоистическим целям, не думаем пусть все существа любят меня, потому что я такой сострадательный, мы посвящаем потенциал тому, чтобы обрести способность по-настоящему приносить благо всем остальным существам, и таким образом здесь также присутствие очищение и накопление.

Возможно, этого достаточно. Теперь нужно вернуться к восьмичастной позе, прежде чем мы прервёмся на обед. Итак, мы говорили, что ноги скрещены, если мы на это способны, скрещены в полной ваджрной позе. Руки покоятся на бёдрах, позвоночник выпрямлен. Четвёртая часть — это зубы, губы и язык. Так что не нужно сжимать зубы, как будто вы только что выпили четыре чашки эспрессо, не нужно также сжимать губы, губы вы расслабляете. А язык вы помещаете на верхнее нёбо, но вы его при этом не заворачиваете назад, чтобы поперхнуться, а помещаете его на верхнее нёбо, за зубами, там, где начинается изгиб. Цель этого — ослабить слюноотделение, потому что в противном случае вы будете сидеть и у вас просто будет течь слюна, и вам всё время придётся сглатывать и сглатывать эту слюну. Таким же образом мы ослабляем слюноотделение, и нам реже приходится сглатывать.

Пятый пункт — это положение головы. Голова должна быть чуть-чуть наклонена, но не полностью наклонена и, наоборот, не полностью откинута, Если вы слишком сильно её наклоняете, может возникнуть головокружение. Далее глаза. Глаза рекомендуется держать всегда полуприкрытыми, и направить их вдоль линии носа. Некоторые люди думают, что это значит смотреть, скосив глаза на кончик самого носа, но на самом деле нужно направлять взгляд вдоль линии носа и смотреть на пол. Есть много доводов, чтобы не медитировать с закрытыми глазами. Самый общий из них — это то, что медитируя с закрытыми глазами очень легко впасть в сонливость и заснуть. Хотя закрытые глаза могут позволить избежать отвлечений из каких-то внешних источников. Его Святейшество отмечает, что если вы закрываете глаза, то вас начинают отвлекать уже внутренние источники. Это очень интересно. Если вы закроете глаза, то можете заметить, что возникают вспышки света, подобные маленьким искоркам. И вот это и есть вспышки света, подобные маленьким искоркам,  и они будут вас отвлекать, что вам совершенно не нужно, в особенности, когда  вы собираетесь развить сосредоточение. Другой обобщённый довод, который я любою повторять, заключается в том, что если вам каждый раз нужно будет закрывать глаза, чтобы успокоится и зародить позитивное состояние ума, то вам очень сложно будет сделать это в повседневной жизни. Например, для того, чтобы зародить сострадание к конкретному человеку, вам нужно будет закрыть глаза, а это попросту неосуществимо. Должен сказать, что вот этого довода я в текстах никогда не встречал, но я в нём усматриваю значительную логику.

Седьмой пункт — это то, что плечи должны быть опущены, а не подняты в напряжении . И это всё связано с нашей повседневной жизнью. Вы заметите, что когда испытываете эмоциональное напряжение, когда возникает сильный стресс, появляется напряжение в плечах, в силу чего напряжение будет распространяться и на область шеи. И вы также можете это заметить на примере лиц людей, выражения лиц. Бывают люди с каменными лицами, что весьма беспокоит, когда вы с ними начинаете разговаривать, вы не может понять, что они переживают. Но бывают лица, которые всегда напряжены, даже когда вы с ними не разговариваете, у них на лице морщины и всё лицо напряжено. И, отслеживая это, вы можете расслаблять эти группы мышц, потому что чем более расслабленным будут эти участки вашего тела, тем более расслабленным будет ваш ум. Так что если вы — один из тех людей с каменным лицом, это не означает, что вам нужно стать подобным миму в цирке, и изображать лицом всевозможные неестественные выражения, постарайтесь как-то более человечно с этим обращаться. Кроме того, не знаю, как у вас, но я заметил, что если вы используете компьютерную мышку и если вам нужно поднимать руки, особенно если у вас высокий стол, то это создаёт невероятное напряжение в области руки и плеча. И я лично обнаружил, что для того, чтобы как-то снять это напряжение, лучше всего приподнять стул, чтобы уровень стола и, соответственно, мышки, которую вы держите, оказался ниже.

Восьмая часть — это дыхание. То есть, вы избегаете гипервентиляции, и просто дышите естественным образом, не слишком медленно, и не слишком быстро. И затем вы выполняете дыхательные упражнения. Таких упражнений может быть великое множество, например, просто сосредоточение на дыхании, наблюдение за дыханием, Например, вы сможете наблюдать за дыханием у самого носа, если чувствуете какой-то уровень притуплённость, и вам нужно достичь большей ясности, большей бодрости, или вы можете сосредотачиваться на области живота, ниже, на движении брюшной стенки вперёд и назад, что позволяет вам каким-то образом центрироваться, особенно если вы испытываете какой-то уровень стресса. Есть множество способов наблюдения за самим дыханием. Также есть подсчёт дыханий. И подсчёт дыханий — это не просто упражнение на счёт в духе Улицы Сезам, где вы просто должны посчитать до определённого числа, вы считаете до одиннадцати, семи или двадцати одного, не важно какое конкретное число вы используете, а затем повторяете. Есть также девятичастное дыхание, девять циклов дыхания. Эта практика сопровождается очень сложной визуализацией, и когда Его Святейшество обучает этой практике большую группу людей, он эту визуализацию полностью опусткает. Это показывает, что если вы слишком сильно беспокоитесь о визуализации, то теряете смысл этой практики, потому что слишком сильно беспокоитесь, правильно ли вам удалось выстроить эту визуализацию, у вас какой-то канал куда-то не туда воткнулся, и это создаёт сильную нервозность и беспокойство.

Именно поэтому, хотя в тантре используются сложные визуализации, связанные, например, с процессом смерти или с порождением в образе божества и тому подобное, и Его Святейшество говорит, что если вы не являетесь практикующим какого-то высокого уровня, то забудьте об этих визуализациях, когда вы умираете, потому что вы только начнёте беспокоиться о том, что выполняете их неправильно,  и это приведёт вас в очень расстроенное состояние, и, соответственно, в момент смерти вы будете находится в очень расстроенном состоянии ума. Вместо этого лучше сосредотачиваться на бодхичитте, думая: “Пусть я смогу продолжить продвижение по пути” и оставить в стороне эти визуализации, потому что они очень сложны. Это не значит, что визуализации совсем не важны, смысл в том, что это не главное, на чём делается упор. И когда Его Святейшесво объясняет эту практику, он показывает её таким образом: руки движутся по поверхности ваших ног, затем вы ударяете кулаком в левую подмышку, отведя руку в сторону, и затем, согнув руку, вдыхает через одну ноздрю, а выдыхаете через другую, вдыхаете через одну ноздрю, выдыхаете через другую, повторяете этот процесс три раза. Не беспокойтесь о том, чтобы в этом процессе чередовать руки, как объясняют некоторые люди, это вас будет слишком сильно отвлекать. Затем  вы снова повторяете этот процесс, снова ударяете кулаком в подмышку, снова повторяете вдохи и выдохи трижды, затем, когда ваши руки покоятся на коленях, вы трижды вдыхаете и выдыхаете, сжимая и разжимая кулаки. И этого достаточно, не надо беспокоятся о визуализациях, потому что цель здесь — привести ум к нейтральному состоянию, к неопределённому состоянию.

Давайте здесь прервёмся, а затем продолжим. Любая позитивная сила, любое понимание, которое мы развили, пусть становятся глубже и глубже и действуют как причина для обретения просветления ради блага всех существ. Спасибо.

Запись опубликована в рубрике Александр Берзин, Аудио, Видео, Другое, Лекции, Практики, Продолжающим изучение, Учения с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.