Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия четвёртая

Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия четвёртая

Медитация на внешних элементах. — Общая природа внешних и внутренних элементов. — Медитация на внутренних и внешних элементах. — Обсуждение в группах вопроса, являемся ли мы частью вселенной. — Общее обсуждение. — Медитация на абсолютную и относительную истины.

МЕДИТАЦИЯ

        Итак, мы выполним медитацию. После обеда есть риск впасть в сонливость, так что, если это необходимо, оставляйте глаза открытыми. И помните, как только ваш ум начинает терять ясность, энергию нужно поднять по телу, сделать это, не прерывая медитацию. Для этого вы начинаете медитировать верхней частью. Вам не нужно подниматься слишком высоко, вы просто учитесь подниматься настолько высоко, насколько необходимо. А когда ум снова уравновешен, вы снова можете работать из этой области. Не сосредотачивайтесь в точности на сердце, иначе вы можете вызвать дисбаланс ветров, лунг. И если вы ощущаете, что у вас здесь возникает какая-то боль, лучше медитируйте из области пупка. В целом, оставайтесь довольно расслабленными, когда медитируете, расслабленными в тонком теле.

        Удостоверьтесь, что спина выпрямлена, что ваша основа прочна. Помните, что глубоко внизу сокрыт синий цвет гнозиса. Прямо перед вашим позвоночником – центральный канал шириной с соломинку для питья. Вы можете постепенно подниматься вниманием вдоль центрального канала прямо до головы, до макушки головы и там задуматься об элементе пространства.  Затем, ради баланса, вы возвращаете сосредоточение к сердечному центру. И если вы всё своё тело обозреваете из области сердечного центра, то возникает хорошая панорамная перспектива.

        Сейчас ваше тело сидит в этой гомпе. Не используя глаза, но используя осознавание сердечного центра, осознавайте гомпу, и других людей в этой гомпе. Используйте своё панорамное видение, чтобы взглянуть во всех направлениях. Ощутите, что из сердечного центра смотрите во всех направлениях. Видите, это очень отлично от того, чтобы смотреть глазами. Выведите свое видение за пределы гомпы, в то, что её окружает. Доведите видение до границ ретритного центра. Есть другие здания, есть деревья, иные виды структур, внизу земля, покрытая снегом, сверху – небо, в котором светит солнце. Где-то также присутствует Луна, но она для нас не видима. Мы в определённой точке на планете Земля.

        Теперь мы изучим элементы во внешнем мире, начиная с элемента земли и этой гомпы. Мы можем определить, что пол, потолок, стены и всё здание в целом состоят в основном из твёрдых субстанций. Есть также твёрдый элемент тел всех остальных в этом помещении. Если мы выйдем за переделы здания, то отыщем деревья, которые включают  элемент земли, здания, автомобили. Если мы погрузимся вниз, то отыщем камень. А если поднимемся вверх, то отыщем Луну, которая также является твёрдой, по большей части, вероятно, состоит из скалы. Всё это лишь примеры. Если мы устремимся своим осознаванием во вселенную, то отыщем множество примеров элемента земли. И в этой медитации мы отождествляемся с твёрдостью земного элемента. Постепенно мы отпускаем образы и сосредотачиваемся лишь на переживании твёрдости. Думайте о возможных страданиях, вызываемых элементом земли. Думайте о землетрясениях, автомобильных авариях, обрушениях зданий. Подумайте о том, каково получить удар по голове молотком, или чем-то подобным. Подумайте о непостоянстве элемента земли. Хотя гора и кажется очень прочной, она мгновение за мгновением изменяется. И подумайте о пустотности элемента земли, он лишь взаимозависим со своей природой, с природой твёрдости.

        Теперь переходим к элементу воды. В этой комнате, в задней её части, есть напитки. У некоторых людей напитки рядом с их сидением. Ощутите текстуру этих жидкостей. Если мы выйдем за пределы этого здания, то отыщем воду в структуре тех зданий, в которых ночуем, в кухнях и так далее. Часть снега тает, и уже возникла вода. Вода капает с крыш зданий. В двигателях автомобилей присутствуют жидкости, такие как бензин и тому подобное. Всё это лишь примеры. Но помимо них есть моря, реки и множество различных жидкостей повсюду в пространстве. И у всех них эта водянистая природа. Они принимают форму того, что их содержит. Придают сопряжённость всему, с чем их смешивают. Позвольте образам и концепциям угаснуть и просто переживайте ощущение этого водянистого элемента.

        Теперь подумайте об элементе огня. Атмосфера в этой комнате уже довольно тёплая, от обогревателей исходит жар. А теперь жар приходит и снаружи. Тела всех присутствующих в этом помещении также излучают жар. Когда вы выходите наружу, то чувствуете жар солнца. В других зданиях тоже присутствует сильное тепло. В небе – само Солнце. А внизу, в ядре Земли – расплавленная лава. Повсюду в пространстве множество различных огней. Опять же, без образов и концепций, просто ощущайте интенсивный жар. Элемент огня может быть источником страданий, он может быть очень разрушительным. Когда мы чувствуем холод, то это также может быть основой привязанности. В таком случае он – основа страданий. Он подвергается многочисленным изменениям. Например, если небо затягивается облаками, становится холоднее. Он также пустотен. Элемент огня взаимозависим со своей природой, жаром. Ни жар, ни элемент огня не существуют независимо.

        Затем мы переходим к элементу ветра. В этой комнате он кажется очень неподвижным, и всё же осуществляется невероятное движение. Каждая атомная частица движется.  В теле каждого из людей в этой комнате – бьющееся сердце, циркулирующая кровь. Их грудь поднимается и опадает, когда они вдыхают и выдыхают. Когда мы выходим наружу, там множество видов движения. Много воды движется, когда снег тает. Прямо сейчас есть части земли, где сильный ветер, большое количество штормов и так далее. В море присутствуют потоки и течения. Повсюду движутся живые существа: птицы, рыбы, насекомые и так далее. Люди путешествуют на амолётах, поездах, автомобилях и так далее. Присутствует движение электричества, движения звука, даже движение Интернета. Радиоволны, телевизионные волны. Земля вращается посредством энергии ветра, Луна вокруг Земли вращается посредством энергии ветра. С помощью энергии ветра Земля вращается вокруг Солнца. Почти всюду в пространстве что-то движется. Энергия ветра может приносить многочисленные виды страдания. Крайние пример это ураганы и торнадо. Энергия ветра – это, очевидным образом, нечто непостоянное, потому что она непрерывно изменяется, И она взаимозависима со своей природой, подвижностью, и поэтому не существует независимо. Когда мы говорим, что она не существует сама по себе, это означает, что не за что уцепиться как за энергию ветра. Это лишь нечто относительное.

        Давайте обратимся к элементу пространства  этой гомпы. Пространство между стенами, полом и потолком. Рассматривайте всё из своего сердечного центра. Вглядываясь оттуда во всех направлениях, вы можете увидеть, что пространство безгранично распространяется. Предположим, вы доходите до границ Вселенной, но и дальше что-то есть. Нелогично считать, что пространство исчерпывается. Позвольте своему уму объединиться с безграничным пространством. В пространстве проявляется всё – планеты, деревья, тела других людей. Но пространство – это лишь отсутствие препятствий. Даже там, где появляются препятствия, они основываются на отсутствии их. Всё пронизано пространством. И опять же, без каких бы то ни было дополнительных мыслей, просто позвольте своему уму погрузиться в элемент пространства. Элемент пространства постоянен, но он также пустотен. Есть пространство сверху, снизу и во всех направлениях. Пространство в целом – это лишь собрание частей направлений. Части и целое – взаимозависимы. В абсолютном смысле, никакого пространства обнаружить невозможно. Помните о том, чтобы оставаться расслабленными в этой медитации, сохранять невероятную ясность ума, и при этом устойчивость.

        Теперь мы переходим к элементу гнозиса. В этой комнате около тридцати двух-тридцати трёх человек, и у каждого —  свой собственный ум. У каждого человека – свой поток ума, потому что у каждого – свои воспоминания. Каждый по-своему переживает всё. Но природа ума каждого из этих людей ясна и познающа. Каждому уму присуще качество светоносности. Это и есть свет  в словосочетании «ясный свет». Осознайте сущностную природу ума каждого из присутствующих в этом помещении. Не беспокойтесь по поводу конкретных мыслей этих людей, думайте о сущностной природе. Эта природа – светоносная ясность.  Постепенно позвольте своему сосредоточению охватить живых существ за пределами этой гомпы. Там есть люди, животные, духи, те, кто пребывает в адских царствах и те, кто пребывает в царстве завистливых богов и богов. Есть те, кто пребывает в личном освобождении или нирване, арья бодхисаттвы и все просветлённые существа. Природа сознания каждого из этих живых существ в её чистой форме – это гнозис. И этому гнозису присущ невероятный потенциал. Потенциал просветления. Однако когда ум затянут облаками невежества, ему присущ потенциал стать сансарой, вплоть до переживания самых ужасающих адских царств. Во всём этом спектре переживаний – это всегда гнозис. Гнозису присуща природа пустотности. В нём нет ни мгновения существующего независимо, даже в своём чистейшем состоянии дхармакаи он не существует с собственной стороны. Просто покойтесь в этом осознавании гнозиса, блаженства и пустотности. Нет необходимости никуда идти, необходимости где-то оставаться, нет необходимости ни о чём думать.

        Расслабьте сосредоточение.

        Когда мы открываем глаза и вновь устанавливаем связь с окружающим миром, кажется, что мы и внешние объекты каким-то образом разделены. Мы видим внутри  круга всё это оборудование. Всё оно предназначено для записи. Кажется, что некое оборудование записывает то, что происходит здесь. Это переживание разделённости даётся нам нашим глазами, ушами, обонянием и так далее. Каким-то образом это связывается с нашим мозгом, с биологическими инстинктами и тому подобным. И в силу этого  у нас возникает ощущение отделённости от объекта. Возможно, в материнской  утробе у нас не было постоянно этого ощущения. Возможно, мы и сейчас не всегда его ощущаем. Нам кажется, что это – объективная реальность, правда? Нам кажется, что объективность возникает, когда мы смотрим на вещи как на объекты. Затем я и себя обращаю в объект, и этот объект отделён от всего остального. Он отделён от других людей в этом кругу, от помещения, от окружающей среды, от всего. В этом есть некая достоверность, но одна из проблем в том, что мы это преувеличиваем. Преувеличиваем в силу цепляющегося за «я» невежества. В силу цепляния за «я» мы из всего делаем некую вещь. Мы овеществляем диктофон, кабель, видеокамеру ноутбук и так далее. И когда мы смотрим на людей в этом кругу, мы овеществляем каждого из них, в зависимости от одежды, цвета волос, имени и прочего, из каждого делаем некую отдельную вещь. И посредством этого мы и самих себя обращаем в вещь. Полагаю, мы почему-то ошибочно верим, что из этой независимости проистекает защищённость.  Мы добавляем к этому разные средства, чтобы себя защитить. Мы используем свой ум и свою речь, чтобы усилить это чувство я, которое должно быть независимым, которое нужно защищать. Мы чувствуем некую соревновательность: «Я лучше, чем он, я лучше, чем она», или, в равной степени «я хуже, чем он, я хуже чем она». Так мы выстраиваем этот образ самих себя.

        Но если мы приходим к уровню элементов, этих шести элементов, то это позволяет нам всё это подорвать. И полезный приём состоит в том, чтобы распознать одинаковость природы внутренних элементов и элементов внешних. Твёрдость наших костей та же, что и твёрдость стола. Это не означает, что кости состоят из дерева, или стол состоит из костей, но и то, и другое – твёрдое. Вы можете сказать, что это – чрезмерное упрощение, что кости состоят из одних молекул, а стол – из других молекул, но на самом деле сама основополагающая твёрдость этих субстанций очень-очень полезна. И эта система шести элементов является очень древней. Если вы изучите различные культуры на земле, то увидите, что она присутствует во множестве культур. Каким-то образом над этим возобладала современная химия, так что эту систему мы из виду упустили. Но, безусловно, в сфере духовного развития, самопреображения, эта система является очень полезной. Было бы очень хорошо осознать, что между нами и вселенной нет никакого разделения. Потому что на уровне земли, воды, огня, воздуха, пространства и гнозиса природа наших собственных элементов та же, что и природа элементов во внешней вселенной.

        Индивидуальность – это умственное построение, довольно важно это признать. Это может вас по-настоящему освободить от всевозможных цепей.  И мы видим, какие проблемы проистекают от чувства того, что каждый из нас отделён от вселенной. Мы можем посмотреть на эволюцию нашего вида на планете и увидеть, что человечество пришло к той точке, когда оно либо должно взять  на себя ответственность за всё, либо оно приведёт к уничтожению всей планеты. До сельскохозяйственной революции, когда мы были охотниками и собирателями, мы были, скорее, характерным примером природы. Но с течением времени, примерно двенадцать тысяч лет назад, мы сначала получили неоспоримое преимущество над всеми остальными видами, и в конечном итоге, над самой природой. Но заблуждение – считать, что мы способны в природе доминировать, потому что на самом деле мы являемся её частью. Если мы вредим природе, вред этот возвращается нам самим. И если мы способны пробудить такое осознание не только в своей собственной среде, но и в человеческой культуре в целом, то это способно произвести очень благотворное воздействие. Хотел бы кто-нибудь поделиться мыслями на этот счёт?

        Вопрос: Если мы никак не отделены от всего остального, то как мы функционируем? Ведь если меня ничего не отделяет от работы, зачем мне на неё идти?

        Ответ: Разумеется, на относительном уровне мы разделены. Когда я говорю, что индивидуальность – это умственное построение, я не утверждаю, что это выдумка. Проблема в том, что мы преувеличиваем эту индивидуальность, порождая огромное эго, которое идёт на работу, чтобы себя там продвигать. А когда работа заканчивается, этому огромному эго нужно топать домой, чтобы там выпустить пар. Если бы мы осознавали отсутствие разделения между собой и своей работой, мы бы всё равно на неё ходили, но мы бы не воспринимали работу как некую вещь. Это было бы лишь нечто, что происходит, нечто, что мы осуществляем. Если говорить о разделении, то, возможно, один из крупнейших водоразделов в нашей жизни —  водораздел между работой и расслаблением. Когда мы на работе, то с нетерпением ожидаем выходных. А когда мы в отпуске, какая-то часть нас страстно желает вернуться к работе. Это страдание перемен, его причина в том, что мы цепляемся за всё, как за нечто истинное. Говоря, что на абсолютном уровне нет индивидуальности, мы не подразумеваем, что мы не функционируем. Будды, просветлённые существа, не чувствуют никакого разделения, и всё же функционируют. Всё, что они делают, мотивировано великим состраданием. Они спонтанно проявляются, чтобы приносить пользу живым существам. Им даже не приходится об это думать, это попросту происходит. Это полностью свободно от усилий. Но их ум по сути своей полностью не отличен от нашего ума. Единственное отличие в том, что мы концептуально цепляемся за всё как за обладающее подлинным существованием и порождаем этот мир, полный вещей. Помогает этот ответ? Хорошо.

        Мы выполним ещё одну медитацию, а затем проведём обсуждения в группах по три человека.

МЕДИТАЦИЯ

        Опять выпрямите спину. Сделайте основу устойчивой. Макушкой головы ощутите просторность. Снова направьте осознавание в центр тела. Обозревайте все направления. В этот раз мы будем медитировать на элементах, одним за другим, одновременно на внешнем и на внутреннем уровне. Теперь вы хорошо знакомы с этими  элементами, я не буду перечислять их примеры. Вам нужно только вспомнить несколько примеров, чтобы определить элемент, а затем погрузить в него свой ум. Как только вы погружаетесь в объект, то остановите дискурсивное мышление и сохраняете свежесть ума.

        Итак, в первую очередь определите твёрдый элемент земли собственного тела и всей вселенной. И как только вы определите объект, просто погрузитесь в него и будьте этим элементом земли.

        Теперь переключитесь на элемент воды. Определите элемент воды в своём собственном теле и во всей вселенной. Когда вы определите элемент, отпустите все элементы и образы и просто переживайте природу. Если вы теряете из виду объект, вспомните несколько примеров и возвращайтесь к объекту.

        Перейдите к элементу огня. Используя несколько примеров, вспомните об ощущении жара в своём теле и во внешней среде. Помните о том, что в каждой из этих медитаций нужно не смотреть на элементы снаружи, а быть элементами изнутри. Итак, будьте элементом огня.

        Теперь перейдите к элементу ветра. Постепенно, с помощью нескольких примеров определите элемент ветра в своём теле и в среде. Ощутите соответствие природы элемента в вашем теле и во внешней среде. Его природа – подвижность.

        Теперь перейдите к элементу пространства. Из своего сердца ощутите пространство в теле и выходите за пределы кожи к безграничному пространству. С этим элементом очень просто увидеть отсутствие разделения.

        И, наконец, элемент гнозиса. Осознавайте собственное сознание, которое выполняет эти медитации. Если  его полностью очистить, природа его окажется гнозисом. То же касается и сознания любого другого человека в этом помещении. Если вы распространите это на сознание всех существ шести царств и на сознание просветлённых существ, то увидите, что сознание каждого существа в своей полностью очищенной форме есть гнозис.

        В чём же различие между внутренними и внешними элементами? Различия лишь условны. Можно говорить о внутреннем как о связанном с этим индивидуумом, который сидит здесь. И о внешнем как обо всём остальном. Но на самом деле на уровне элементов у них одинаковая природа. На абсолютном уровне разделения нет, потому что их вкус един, и это – пустотность. Всё во вселенной имеет единый вкус. И этот вкус – попросту отрицание существования самого по себе. Когда мы говорим о природе, на абсолютном уровне мы можем сказать, что природа – это не-природа. Когда мы ищем в явлении сущность, то выясняем, что эта сущность – не-сущность.

        Расслабьте сосредоточение.

        Для следующего вида деятельности нам нужны группы из трёх человек. Итак, можете ли вы между собой обсудить следующий вопрос: в каком смысле мы являемся частью природы и частью вселенной? В каком-то смысле вы можете опираться на переживания в медитации, но вы можете также привносить и другие доводы. Вы можете рассмотреть это и с противоположной точки зрения, подумать, есть ли способ, в котором мы отделены от вселенной, отличны от вселенной. Не важно, в каком направлении вы двигаетесь, разговор в любом случае один и тот же.

-обсуждение-

        Итак, у нас есть пять-десять минут, чтобы тройки могли поделиться какими-то соображениями, которые посчитают интересными для всех. Хотел бы кто0нибудь чем-нибудь поделиться?

        Вопрос: Современная наука уже копнула глубже молекул и дошла до того, что мы состоим, по сути, из трёх вещей: протонов, нейтронов и электронов. И всё остальное также состоит из этих трёх видов частиц. На микроуровне пространство между этими частицами огромно, так что нет никакой логики в том, чтобы проводить различия между своей кожей и воздухом, с которым она соприкасается, потому что всё это – микрочастицы и огромные расстояния. Во-вторых, мы привыкли отождествлять себя с ощущениями в наших нервных окончаниях, которые присутствуют в нашей коже. Но в то же время волосы, в которых нервных окончаний нет, мы также считаем собой, потому что они к нам приделаны. Если волосы отрезать, то получится, что они уже не я, но с другой стороны, если приклеить ко мне кусок ткани, то получится, что он – тоже я.

        Ответ: Спасибо, я думаю, это очень полезный способ размышлений. Ещё кто-нибудь?

        Вопрос: Мы тоже начали с науки, но быстро её забраковали, потому что нет основания ей доверять. Мы бы хотели привести пример с машиной. Когда мы подходим к машине – если у нас есть машина – есть человек и есть машина, но когда мы в неё садимся, она становится продолжением нашей идентичности. И если кто-то подрезает нас, то есть нашу машину, то мы говорим, что подрезали меня. Соответственно, когда мы выходим из машины, вновь возникает разделение между мной и машиной. И в силу того, что это разделение то возникает, то исчезает в самых разных местах, мы можем заключить, что оно есть иллюзия.

        Ответ: Очень хорошо.

        Вопрос: Мы обсуждали, что нас объединяет, и что разъединяет. И пришли к выводу, что объединяет нас тот факт, что мы, как и всё во вселенной, состоим из шести элементов, точнее, пяти элементов, выстроенных вокруг шестого, гнозиса. И это объединение позволяет нам вставать на позицию другого и не смотреть на всё с некой стандартной точки зрения. С другой стороны, разъединяет нас сама конфигурация этих элементов, тот факт, что у нас есть тело, отделённое от другого. И тогда мы зашли в тупик и перестали понимать, зачем мы всем этим занимаемся, зачем нам нужно это знать. Потому что есть так и есть по-другому,и не понятно, зачем мы всё это делаем.

        Ответ: Есть много хороших причин, в силу которых подобное исследование полезно. Это заставляет нас задуматься о наших взаимоотношениях со вселенной, а это то, о чём мы обычно не думаем. Речь не идёт о том, что есть некий ответ в чёрно-белых категориях. Совершенно верно, в каком-то смысле мы – часть вселенной, в другом смысле – мы от неё как бы отделены. Безусловно, каждый из нас — это индивидуальность. Мы рождаемся из конкретного семени отца, из конкретного семени матери, из конкретного сознания, пришедшего из прошлой жизни. И эти три вещи – нечто уникальное для конкретного человека, который здесь сидит. Так что вывод из этой дискуссии – это не то, что никакой индивидуальности вообще нет. Однако когда мы размышляем над шестью элементами, индивидуальность начинает распадаться. И мы можем даже сказать, что шуньята, или пустотность – это седьмой элемент, и это ещё больше разделяет эти вещи. И, как вы увидите на протяжении двух с половиной последующих дней, цель всего этого в том, чтобы помочь нам обрести более здоровые и благотворные отношения со всей вселенной. Так что у всего, чем мы здесь занимаемся, есть некая общая цель.

        Через пять минут мы сделаем пятиминутный перерыв, но прежде давайте выполним заключительную медитацию по шести элементам.

МЕДИТАЦИЯ

        Вновь примите подходящую позу для медитации с выпрямленной спиной. Если вы принимаете хорошую позу, то немедленно ощущаете отличие. Если вы не стараетесь и сидите как обычно, то никакой разницы не ощутите. Поза для медитации обладает неоспоримым преимуществом: она позволяет ветрам двигаться свободно. Или, по крайней мере, более свободно – всё равно сохраняются некие препятствия. Каким-то образом человек устроен так, что поза для медитации  — это нечто совершенно особенное. И именно это – одна из причин, почему образы Будды, статуи Будды или изображения мы считаем очень вдохновляющими. Сама по себе эта позы вызывает у нас чувство покоя.

        Итак, прежде чем мы начнём, ощутите пользу от позы и сознательно направьте своё внимание в здесь и сейчас, в это тело. Осознавайте, что это тело присутствует в этом помещении. Это здание расположено в этом ретритном центре. Расположенном в московской области. Расположенной в России. Расположенной на планете Земля. Расположенной в этой Солнечной системе. Расположенной в этой Галактике. Расположенной в этой Вселенной. Которая, возможно, является одной из бесконечного множества вселенных. Не упускайте тот факт, что это тело всё ещё здесь сидит, в центре всего этого.

        Это тело состоит из бесчисленных клеток. Каждая клетка состоит из бесчисленных молекул. Которые, в свою очередь, состоят из множества атомов, состоящих из субатомных частиц. А когда мы доходим до квантового уровня, сложно отыскать что-то, за что мы могли бы ухватиться.

        Между тем, есть сознание, или осознавание, которое выполняет эту медитацию, присутствует в этой вселенной, ещё более тонкое, чем мельчайшая субатомная частица.  И потенциально связанное с сознанием любого другого живого существа в этой вселенной. Примерно таково видение просветлённых существ. Они одновременно переживают абсолютную истину и истину условную. Условная реальность, которую они осознают – это всеобщность. Они ничто не переживают как существующее с собственной стороны. У нас самих сейчас есть потенциал, чтобы обрести подобное осознавание. Подобное ограничение присуще нам лишь в силу нашей кармы. Расслабьтесь.

Перерыв до четырёх.

Запись опубликована в рубрике Энди Уистрайх с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.