Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День второй, сессия первая

Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День второй, часть первая

О важности живой традиции посвящения и практики. — Вопросы и ответы

Позвольте вам напомнить, что это – трёхдневная программа, которая называется «Гармония в Калачакре», и она является введением в систему Калачакры. Некоторые из вас получали посвящение Калачакры и, вероятно, есть несколько человек, которые  её уже практикуют. Но, думаю, большинство присутствующих посвящения не получали. Возможно, некоторые из вас примут решение принять посвящение, скажем, в Ладаке, в следующем году. Но, возможно, некоторые из вас не станут это посвящение получать. Но это широкое, основополагающее понимание системы Калачакры будет полезно каждому. Оно полезно, если вы практикуете другое божество высшей йога-тантры, но также полезно, на также полезно, даже если вы вовсе не практикуете тантру. На самом деле, я бы сказал, что оно полезно, даже если вы не буддист. Потому что, как я упоминал вчера, Калачакра  -это нечто чрезвычайно обширное и большое, и она включает великое множество вопросов о нас самих, об обществе, о природе — обо всём.

Думаю, по-настоящему важно подчеркнуть, что мы не пытаемся создать некий культ. Не пытаемся всех заставить во что-то поверить. Каждый человек должен осуществлять свой собственный поиск, своё собственное исследование вопроса о том, какова истина?. Эти учения из традиции Калачакры, из системы Калачакры могут быть полезны. Но на основе разума и собственного опыта вам нужно проверить, считаете ли вы их истинными. Будьте подобны хорошему учёному. Примите то, что сейчас считается истиной, но при этом сохраняйте открытость ума. Даже Его Святейшество Далай-лама утверждает: если мне кто-то сможет доказать, что перерождение не существует, я перестану в него верить. И у нас у всех должен быть такой настрой. Нам не нужно во всё верить. Не верьте в то, что для вас не имеет смысла. Но, если у вас нет очень хороших доводов, также и не отвергайте вещи. Подходите ко всем своим исследованиям, ко всему своему изучению с открытостью ума. И открытость ума не подразумевает: да, я просто всё принимаю. Вам всё равно нужно ваше чувство различения, ваше разумное рассуждение. Нам, людям, очень поывезло, что у нас есть подобный интеллект. Пожалуйста, не растрачивайте его впустую, не отвергайте его. Используйте его, но непредвзятым способом, без предубеждения, исследуйте всё посредством этого ума.

И ещё один момент – пожалуйста, помните о сострадании. Мы – лишь одно из бесчисленного числа существ. Так же как у нас есть проблемы, как мы страдаем – страдают и все остальные. Постарайтесь развить чувство ответственности не только за себя, но и за всех существ. С этими двумя аспектами — не предвзятым умом и открытым сердцем — мы можем стать по-настоящему хорошим человеком. Нет необходимости быть буддистом и принадлежать к какой-то особой категории. Главное – быть хорошим человеком. И помните, Его Святейшество говорит: моя религия – это доброта. И мы должны за ним следовать. Не как рабы, но это по-настоящему хороший совет. Если вы о нём задумаетесь, то увидите, как он будет действовать в вашей жизни, если вы станете эту доброту практиковать. Благодаря ей все, кто вас окружают станут счастливее, но, что самое главное, вы сами станете более счастливыми. И именно поэтому главная задача, которая стоит перед нами в жизни в целом – это практика доброты.

Я также хотел бы упомянуть, что после завтрака мы кратко вспомним то, что разбирали вчера для тех, кто вчера не присутствовал. И, чтобы у вас возникло представление о том, что мы будем делать сегодня, вплоть до завтрака и перерыва в десять пятнадцать — мы будем продолжать разбирать темы, которые мы начали обсуждать вчера, И это подразумевает, что мы будем рассматривать то, что происходит в мире сейчас, то, какова потенциальная роль Калачакры в этой ситуации. А затем, время после перерыва и до обеда мы посвятим  изучению очень глубокой темы гнозиса. А затем, после обеда, перейдём ко второй половине этого трёхдневного курса. Первая часть, которую мы, в основном, разбирали вчера, посвящена гармонии между внутренними элементами и внешними. Вторая половина посвящена гармонии во взаимоотношениях. Это то, чем мы будем заниматься после обеда и то, с чем мы продолжим заниматься завтра.

Какое-то время я хотел бы уделить потенциальной роли Калачакры в двадцать первом веке. Небольшая, немного грустная история.  Как вы знаете, в Северной Америке вплоть до сегодняшнего дня существуют невероятные шаманские традиции североамериканских народов. И одна из наиболее глубоких таких традиций – это традиция индейцев хопи. Я думаю, некоторые из вас о хопи слышали. Им принадлежит, в силу традиции, земля в пустыне Аризоны. Мне повезло эту землю посетить и встретится с некоторыми представителям этого народа. Они пытаются сохранить свою культуру и свою традицию. Но постепенно она размывается под воздействием современного мира. У них есть традиция посвящения и традиция практики. Как-то раз, один из старших представителей племени в прошлом веке понял, что, хотя традиция посвящений всё ещё передаётся, все носители традиции практики уже клонятся к преклонному возрасту. И он понял, что если никто из более молодых членов племени не начнёт применять эту традицию на практике, то традиция вымрет. Подумайте, каковы следствия наличия традиции посвящений и отсутствия традиции практики. Исчезает главная цель посвящений. Посвящение обращается лишь в некую публичную церемонию. Которая возможно, полезна, но сама по себе не ведёт ни к каким реализациям. И этот человек решил осуществить нечто очень радикальное, что-то, что в прошлом не сочли бы уместным. Он написал книгу, которая называется «Книга Хопи»  и опубликовал её, чтобы молодые представители хопи могли её прочесть. И в ней он раскрыл множество секретов этой традиции, которые бы обычно хранились в полном секрете. В надежде вдохновить их на то, чтобы у них возникло желание практиковать. Случилось же нечто очень грустное, никто не стал её практиковать. И сейчас традиция практики хопи прервалась. А это было нечто драгоценное для человечества как расы. И оно может вымереть. Очевидно, традиции посвящений всё ещё существует, так что представители хопи всё ещё собираются и получаю посвящения. Некоторые из них будут придерживаться воззрений племени, но у них не будет никакого способа осуществить на практике эти убеждения. Потому что они потеряли методы, позволяющие это делать, и этим методам невозможно научиться из книг. Им нужно учится у живого практикующего, который их осуществил. После чего практикующий должен уйти и самостоятельно осуществить полученное. После чего человек сможет передавать традицию дальше. Таков смысл живой устной традиции.

Человек, который рассказал мне эту историю, работает преподавателем математики в университете города Феникс, в Аризоне. А встретился я с ним на учениях Чадо Ринпоче по стадии зарождения и завершения Калачакры, которые передавались в Австрии в 2003 году. Эти учения передавались в прекрасном уголке, в австрийских Альпах, в лесу. И как-то, во второй половине дня я пошёл прогуляться с этим человеком и он мне рассказал историю, которую я вам только что передал. И всплыла эта тема, потому что мы делились историями и том, как мы установили связь с Калачакрой. И он мне сказал, что на самом деле он не искал Калачакру, он искал живую традицию практики. И, в первую очередь, он стал изучать аборигенов своей собственной земли. И лишь после того, как он узнал, что среди них не осталось живой традиции практики, он решил, что должен  искать где-то ещё. Вот так вот он и пришёл к Калачакре. После этой встречи я поддерживал с ним связь где-то года три-четыре. Он жил со своей женой и детьми в каком-то удалённом месте в пустыне. Он мне рассказывал, что каждый вечер он укладывал ребёнка спать, говорил спокойной ночи жене и затем шёл в хижину, которую построил на заднем дворе. И хижина эта была построена так, чтобы не пропускать вовнутрь свет. И, как он мне говорил, он каждую ночь практиковал где-то два-три часа. Практиковал он Калачакру. И некоторые из вещей, о которых он мне говорил, вызвали у меня чувство того, что он проходил через определённые переживания.

С тех пор я утратил с ним связь. Но я знаю о наличии довольно большого числа серьёзных практикующих Калачакры в разных уголках света. На самом деле их не очень много, возможно, всего несколько сотен. И это поразительно, не правда ли, ведь множество тысяч людей получают посвящение. В прошлом году в Бодхгайе было четыреста тысяч. Это было фактом чрезвычайно вдохновляющим и чрезвычайно благим. И, как я объяснял вчера, это создало огромную ваджрную семью из людей со всего света, что на мире может сказаться очень благотворно. Однако, есть угроза того, что традиция практики вымрет. Поделюсь с вами своими ограниченными познаниями о том, где пребывают эти практикующие. Как я понимаю, насколько я знаю, в восточном Тибете есть несколько сотен, насчёт чисел я не совсем уверен,  практикующих Калачакру, принадлежащих к традиции джананг и практикующих в ретрите. Есть определённое число монахов в личном монастыре Его Святейшества Далай-ламы, в монастыре Намгьял, в Дхарамсале, Хотя, откровенно говоря, основной упор в своей практике они делают на способность выполнять церемонии, чтобы иметь возможность предавать посвящения. Среди них может быть один-два серьёзных практикующих, но большинство из них просто выполняют требования, для того, чтобы иметь возможность осуществлять ритуал. Есть монастырь монахов Кагью, в Дарджилинге, который раньше был монастырём Бакара Ринпоче. Они поддерживают традицию ритуалов Калачакры, а также имеют серьёзную традицию ретритов. Помимо того, что я сейчас перечислил, во всех тибетских тардициях найдётся едва ли горстка людей, которые серьёзно относятся к практикам Калачакры. Среди не тибетцев есть ряд серьёзных практикующих, разбросанных по всему свету. Кто-нибудь хочет что-нибудь сказать?

Вопрос: Что подразумевает практика Калачакры?

Ответ: Получив наилучшее возможное для вас посвящение, то есть поддерживая насколько это возможно, сознательность по ходу всего, что происходит во время церемонии посвящения. Человек поддерживает обеты и обязательства, полученные после посвящения в такой чистоте, насколько это возможно. А затем приступает к практике стадии зарождения. И это подразумевает чтение ежедневной садханы. И я говорю чтение, потому что в садхане содержатся слова, но основная её суть – это медитации. Итак, слова садханы образуют некую структуру, над которой важно, на самом деле — жизненно важно медитировать. Есть печальная традиция, к сожалению, осмелюсь сказать, она происходит от тибетцев, традиция попросту прочитывать слова. Слова – это очень полезный инструмент, особенно если вам не нужно смотреть в текст, потому что вы его заучили наизусть. Потому что в этом случае вы можете медитировать, пока прочитываете текст. Однако в садхане есть определённые ключевые моменты, когда нужно сделать паузу и выполнить не концептуальную медитацию.

Люди занятые в наше время говорят, что времени у них на практику нет. Приоритет в том, чтобы носиться вокруг и зарабатывать много денег или стоять в пробках. На самом деле, даже стоя в пробка вы можете практиковать. Вам по-настоящему нужно сделать практику своим приоритетом. А лучший способ это сделать – вставать рано утром. И выделить себе время прежде, чем вы займётесь чем-то ещё. Но вы так станете поступать, только если решите, что это очень-очень важно. В противном случае вы поздно ложитесь и поздно встаёте. Таков наш нормальный образ жизни, правда?

Практика стадии зарождения – это нечто, чего очень сложно достичь. Мандала Калачакры подразумевает определённые очень сложные визуализации. Дворец Калачакры имеет весьма сложную структуру, в нём также расположен Калачакра как божество, изображение которого у вас есть, также в мандале присутствует множество других божеств. А для того, чтобы реализовать стадию зарождения вам нужно поддерживать визуализацию всей этой мандалы в мельчайших деталях без каких-либо вялости и возбуждённости на протяжении как минимум четырёх часов. И это лишь грубая стадия зарождения. Для того, чтобы реализовать тонкую стадию зарождения, вам нужна способность осуществить то, что я только что описал, но внутри крошечной капли размером с горчичное зерно, расположенной в точке между бровями.

Зная свом способности как практика медитации, вы можете сказать: ну, это совершенно невозможно. И здесь я говорю не на основании собственного опыта, но могу вас заверить: это, безусловно не невозможно. Ум имеет способность, возможность такого достичь. И когда человек это реализует, он получает условия, позволяющие перейти к стадии завершения. Практика завершения Калачакры включает в себя шесть йог или шестичастную йогу. Венцом практики которой станет полное преображение нашей материальной составляющей в нерушимое блаженство и пустотную форму. Опять же, нам кажется, что это вещи очень далёкие и невозможные, так что человек, в котором было бы вдохновение и упорство на то, чтобы осуществить этот путь, был бы личность исключительной. Но в истории такие люди появлялись. Это ответ.

Вопрос: Я разговаривал со знакомой, которая разговаривала с тибетцем из Ладака, который после получения посвящения Калачакры пробыл в двух трёхлетних ретритах, после чего он сказал, что теперь готов пойти за комментариями к этой традиции. Интересно, это лишь его внутренний порыв, или у тибетцев что-то заложено внутри, что позволяет выполнять шестилетний ретрит даже без комментариев?

Ответ: Вопрос посвящён его решимости?

Вопрос: Мы говорим о традиции практики, но этот человек не получал никаких передач по практике, он просто получил посвящение и, просто практикуя в ретрите, наверное, добился каких-то результатов, в противном случае, вряд ли он бы стал сидеть шесть лет в ретрите, если бы никаких результатов не было.

Ответ: Люди выполняют трёхлетние ретриты, далеко не всегда они достигают чего-то особенного, с точки зрения тантрических достижений. Но, возможно, чтобы подготовится к получению тантрического комментария, ему нужно было, например, медитировать на ламриме. Может быть, ему нужно было потратить много времени на выполнение своего нёндро. Может быть, он чувствовал, что ему нужно зародить такое чистое состояние ума, что когда он получит комментарии, всё пойдёт как по маслу. По моему собственному опыту, я лично получал комментарии и выполнял пятимесячный ретрит, но сам добился очень малого. И, если быть честным, потому что в голове у меня полный бардак. Так что я полагаю, что шесть лет – это превосходный способ провести время, чтобы подготовить ум, затем получить комментарии и приступить к практике. Все мы, возможно, думаем: о, ну это гораздо больше, чем я себе представлял. Но это не значит, что мы ничего не должны делать. Я не пытаюсь вас побудить на практику Келачакры, на есть люди, которые практикуют Калачакру в гораздо более скромных масштабах. Скажем, я каждое утро, перед началом всего остального читаю шестиразовую гуру-йогу Калачакры, на это у меня уходит около получаса. И я замечаю, что это по-настоящему прекрасная, замечательная, вдохновляющая практика. У меня нет никаких реализаций, как я уже говорил, мой ум не слишком хорош, но я замечаю, что она по-настоящему помогает моему уму.

И я также выполнял пятимесячный ретрит по Калачакре. И есть разные виды мандал, в которых вы можете ретрит выполнять. Есть мандала ума, в которой сорок шесть божеств, и есть полная мандала тела, речи и ума, которая включает в себя семьсот двадцать два божества. И я слушал, как Его Святейшество Далай-лама вкратце говорил, что в монастыре Намгьял есть всего один человек, который выполнял ретрит по полной садхане тела, речи и ума. И я тогда подумал: ого, эта практика может вымереть, потому что никто её никогда не выполняет. Я уже был немного знаком с этой практикой, потому что получил эту садхану в восемьдесят третьем году, кажется. Первый её англоязычный перевод выполнил Роберт Турман. И после невероятных усилий, затраченных на то, чтобы его убедить, он всё-таки выслал мне экземпляр. Так что я её понемногу читал в восьмидесятых и девяностых годах, а потом получил наставления по ней от Чадо Ринпоче. Так что, когда я услышал слова Его Святейшества о том, что есть всего один такой монах из Намгьяла, и я подумал, было бы замечательно, если бы был ещё не тибетец, который бы это выполнил. И выполнил эту практику в ретрите. Как я уже говорил, мои способности очень ограниченны, я не могу долго представлять даже одно божество. Пока я практиковал в ретрите, настоятель Намгьяла и один из старших монахов, который очень хорошо говорил по-английски, пришли меня навестить и мы немного побеседовали. И когда я сказал, что выполнял эту садхану, они были очень довольны. Они сказали: о, когда это закончишь, сможешь ежегодно приезжать к нам и выполнять вместе с нами ежегодные ритуалы. Я этого так и не сделал, так и не приехал, потому что я не понимаю тибетского и не уверен, что для меня это было бы по-настоящему осмысленным процессом, но всё равно они заставили меня почувствовать себя глубоко принимаемым.

Они прямо сейчас выполняют эти ежегодные ритуалы. Потому что, как я уже говорил, идёт двухнедельный период Калачакры. Который начался в новолуние и закончится в полнолуние. Так что невероятно удачно, что эти три дня мы проводим в рамках этих двух недель. И всего несколько дней назад объявили о посвящении в Ладаке. А всего пару дней назад я услышал о ретрите в Италии, с Чадо Ринпоче , о котором я уже говорил. Так что что-то происходит, правда? Я лишь хотел поделиться некоторыми идеями о том, какую значимость это может иметь в двадцать первом веке. Как я уже говорил, выясняется, что Калачакра проявляется в обществе в тот период, когда они подвергались существенным волнениям и сыграла свою роль в том, чтобы помочь им справится  с этими трудностями. И это, возможно, поможет нам объяснить, почему Его Святейшество в этой жизни уже передал Калачакру уже тридцать два-тридцать три раза, хотя в прошлых своих рождениях передавал её раза три-четыре. Он передавал это посвящение во многих частях свет, и у этого должна быть какая-то значимость. Как я уже говорил, просто передача посвящения – нечто чрезвычайно благотворное, но когда есть люди, которые выполняют практику, это нечто чрезвычайно благоприятное.

Практика бросает вызов, но она же и вдохновляет. На самом деле, вам для неё нужно многое изучить. Потому что эта система отлично от других и является довольно сложной, что мы и выяснили вчера, рассматривая тему кармических ветров. Если вы не осуществляете это изучение и просто повторяете мантры и тому подобное, то можете решить, что это какие-то волшебные формулы. Хотя на самом деле, всё это  имеет довольно научный характер. Всё основывается на структуре тонкого тела, на ветрах, на тонком уме и так далее. В этом нет совершенно ничего мистического и магического. Всё это просто законы причин и следствий. Если вы выполняете определённые практики, то получаете определённые результаты. Здесь нет ничего, помимо взаимозависимого происхождения. И если вы начинаете превращать это всё в некую магию и мистику, то возникает нечто самосущее. Тогда всё это обращается в полный хлам. Прошу прощения за то, что вообще об этом сейчас говорю, но мы видим, что некоторые из таких систем убеждений действительно причиняют много проблем.  В соответствии со словами Его Святейшество о том, что мы должны быть буддистами двадцать первого века, мы должны быть и практикующими Калачакры двадцать первого века.

На самом деле, что бы мы в жизни ни осуществляли, мы должны по-настоящему понимать причины, по которым мы этим занимаемся. И если достойной причины нет, нам это осуществлять не следует. Скажем, мы идём куда-то и тратим всё время дня и ночи на то, чтобы заниматься своей работой и заработать кучу денег. Почему мы этим занимаемся? Есть ли какие-то хорошие причины? Скажем, человек, который основал e-bay, продал сейчас  e-bay, и его состояние составляет восемь миллиардов двести миллионов долларов. И он только и делает, что раздаёт эти деньги. Кому он их раздаёт? Он даёт эти деньги всевозможным социальным организациям, которые продвигают социальные изменения в разных частях света ради блага других людей. Он спонсировал посвящение Калачакры в Вашингтоне. И у него для того чтобы делать свою работу, заниматься своей работой, была веская причина. Как я слышал, его на создание e-bay побудило желание ввести совершенно новую модель экономики. Я не обсуждаю вопрос, хорош ли e-bay, я не знаю, хороший он или плохой. В любом случае, мотивация у него исходно была благая. В любом случае, то, как он сейчас распоряжается своими деньгами – это нечто хорошее. Уверен, вы все слышали о Ричарде Гире, у которого есть фонд Ричарда Гира, который выделяет средства на разную буддийскую деятельность. Главное, о чём я говорю – это то, что есть смысл зарабатывать много денег, если вы их собираетесь выделять на какие-то благие дела. Но если вы делаете это только  для того, чтобы вести комфортную жизнь, то особого смысла в этом нет. Потому что вы умрёте, все эти деньги останутся, а что произойдёт с вами? Лучше тогда ничего не иметь, жить в пещере, но зато позаниматься медитацией. Хочет ли кто-нибудь что-нибудь в этот момент сказать?

Вопрос: Мы говорим о практике Калачакры применительно к практике на подушке, шестиразовой и так далее. Для меня не совсем понятно, как же эту практику применить в перерывах между сессиями, в моей социальной жизни, а для меня это очень важно.

 

Ответ: Да, это очень важный вопрос, и я не буду на него слишком подробно отвечать, потому что здесь много людей, которые не получали посвящения. Но если отвечать очень кратко, стадия зарождения подразумевает визуализацию себя как божества в мандале. И вместо слова «визуализация» нам следует употребить термин «представление». Вы можете представлять себя божеством в мандале весь день и всю ночь, а не только когда читаете садхану. Садхана даёт вам структуру, но практику вы осуществляете весь день и всю ночь. А тому, как это лучше интерпретировать с точки зрения своей деятельности по ходу дня и ночи – это нечто, чему вы учитесь постепенно. Но основополагающий момент в том, что чистая мандала и не чистая мандала – это не две каких-то разных вещи. Не чистая мандала – это наше тело и мир, в котором мы живём. Но не чистой эта мандала является лишь в силу наших заблуждений. Так что стадия зарождения даёт нам возможность преобразовать это в чистое восприятие. По ходу стадии зарождения м используем воображение, потому что пока подлинно не готовы осуществить этот процесс. Но если мы по-настоящему мощно используем воображение, то любая ситуация, будь то наша работа, ночной клуб или тюремная камера, может быть мандалой.

Вопрос: То есть мы в осуществляем проецирование.

Ответ: Да, стадия зарождения это и есть проецирование. Мы представляем себя божеством в мандале. В настоящий момент мы в сансаре, и потому переживаем этот мир как страдание. Так что на стадии зарождения мы проецируем свою будущую божественную самость и видимость.

Вопрос: Это скорее воображение, а я хотел узнать, помещаем ли мы на реальные объекты эти проекции?

Ответ: А что такое реальные объекты?

Вопрос: Относительная истина.

Ответ:  Подлинный объект – это пустотность. На пустотность мы можем проецировать или сансару или нирвану. Всё зависит от нас. Скоро мы остановимся перед завтраком. Ещё один вопрос?

Вопрос: Вопрос про визуализации, хотелось бы уточнить, что под ногами Калачакры?

Ответ: Под его правой ногой – Мара. Мара представляет внешние омрачающие факторы или внешние препятствия. Под его левой стопой – Рудра. Рудра представляет внутренние омрачения. Проявляются они как боги, но на самом деле символизируют эти конкретные виды препятствий. Так что речь не идёт о  том, что он топчем живых существ. Это лишь представление чего-то. Думаю, сейчас хорошее время, чтобы прерваться на завтрак. Затем мы вернёмся в девять тридцать. Приятного аппетита.

Запись опубликована в рубрике Энди Уистрайх с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.