Обеты бодхисаттвы

Памятка для посещения крупных учений

Обеты бодхисаттвы могут передаваться ученикам как в рамках отдельной церемонии, так и в ходе тантрических посвящений; по сути, любое тантрическое посвящение подразумевает обновление этих обетов. В тех случаях, когда обеты невозможно принять от учителя, обеты с помощью особой практики могут быть самостоятельно приняты в присутствии объектов, представлящих тело, речь и ум Будды.

После принятия обетов бодхисаттвы следует изучить и соблюдать двенадцать коренных и сорок шесть второстепенных обетов. Учителя также рекомендуют ежедневно повторять список коренных падений, углубляя свое понимание обетов; по возможности ежедневночитать молитву обновления обетов (например, ту, что приведена ниже, или ту, что входит в развернутую шестиразовую гуру-йогу традиции гелуг – строфа А4); и, при совершении нарушений, очищать обеты с помощью очистительных практик, таких как как “Практика исповеди перед 35 Буддами” (также известная как “Исповедь бодхисаттвы в совершенных падениях”).

Обновление обетов бодхисаттвы

Эта практика может выполняться лишь теми, кто принимал эти обеты.

Мотивация

Цель моей жизни – освободить всех моих добрых матерей – живых существ – от страданий и привести их к просветлению. Для этого мне нужно обрести просветление. Без обетов бодхисаттвы это невозможно. Посему, я приму обеты бодхисаттвы ради блага всех моих добрых матерей – живых существ.

КОН ЧОГ СУМ ЛА ДАГ КЬЯБ ЧИ
Обращаюсь за прибежищем к Трем Драгоценностям
ДИГ ПА ТХАМ ЧЕ СО СОР ШАГ
Исповедуюсь в каждом из своих неблагих деяний.
ДРО ВЭЙ ГЕ ЛА ЧЖЕ ЙИ РАНГ
Сорадуюсь добродетелям всех существ-скитальцев.
САНГ ГЬЕ ЧЖАНГ ЧУБ ЙИ КЬИ СУНГ
Обращаю ум к совершенному состоянию Будды.
САНГ ГЬЕ ЧО ДАНГ ЦОГ ЧОГ ЛА
В Будде, Дхарме и высшем собрании Сангхи
ЧЖАНГ ЧУБ БАР ДУ ДАГ КЬЯБ ЧИ
Ищу прибежища вплоть до просветления,
РАНГ ЩЭН ДОН НИ РАБ ДРУБ ЧИР
Чтобы обрести просветленный ум.
ЧЖАНГ ЧУБ СЕМ НИ КЬЕ ПАР ГЬИ
Чтобы осуществить цели — свои и других существ
ЧЖАНГ ЧУБ ЧХОГ ГИ СЕМ НИ КЬЕ ГЬИ НЭ
Я разовью совершенную просветленную мотивацию,
СЕМ ЧЭН ТХАМ ЧЭ ДАГ ГИ ДРОН ДУ НЬЕР
И по отношению ко всем живым существам, приглашенным мной гостям,
ЧЖАНГ ЧУБ ЧО ЧХОГ ЙИ ОНГ ЧЭ ПАР ГЬИ
Буду вершить высшие просветленные деяния.
ДРО ЛА ПХЭН ЧХИР САНГ НЬЭ ДРУБ ПАР ШОГ (3х)
Да стану я буддой ради блага всех существ! (3х)

С уверенностью думайте, что обрели полный чистый набор обетов бодхисаттвы (те обеты, что были нарушены, восстановлены, а те, что соблюдались, усилены).

18 коренных падений бодхисаттвы

  1. Восхвалять себя и принижать других.
  2. Не делиться Дхармой или богатством.
  3. Не слушать извинения других людей или бить их.
  4. Отвергать учения махаяны и проповедовать выдуманные учения.
  5. Присваивать подношения, предназначенные для Трех Драгоценностей.
  6. Оставлять святую Дхарму.
  7. Расстригать монахов или монахинь или совершать такие действия, как кража их одеяний.
  8. Совершать любое из пяти чудовищных злодеяний (1. убийство отца, 2. матери, 3. архата; 4. злонамеренное пролитие крови Будды или 5. создание раскола в монашеской общине).
  9. Придерживаться извращенных воззрений.
  10. Уничтожать места – например, города.
  11. Обучать пустотности тех, чей ум неподготовлен.
  12. Отвращать других от полного просветления.
  13. Отвращать других от обетов пратимокши.
  14. Принижать колесницу шравак.
  15. Ложно заявлять о постижении пустотности.
  16. Принимать то, что было украдено у Трех Драго-ценностей.
  17. Устанавливать несправедливую политику.
  18. Отказываться от бодхичитты
  19. Принижать других саркастическими стихами или словами.

Коренное падение – полная потеря обетов бодхисаттвы – происходит, если совершение любого из этих поступков (кроме 9 и 18) сопровождается четырьмя факторами – мы не считаем совершаемый поступок пагубным; не отвергаем желание вновь этому поступку предаваться; радуемся тому, что совершили, или наслаждаемся этим; и не испытываем стыда или угрызений совести.

46 второстепенных падений бодхисаттвы

46 второстепенных падений разделены на 7 категорий; первые шесть относятся к шести нравственным совершенствам – парамитам, далеко ведущим состояниям ума (каждое из конкретных действий противодействует нашей практике соответствующего совершенства); седьмая категория посвящена нашей способности помогать другим в целом. Совершение этих падений, тем не менее, не ведет к полной  потере обетов бодхисаттвы, хотя наша практика махаяны и  ослабевает.

Семь ошибочных действий, вредящих практике щедрости

Два действия, ослабляющих нашу готовность даровать другим материальные объекты

  1. Не совершать посредством наших трех врат – тела, речи и ума – подношения Трем Драгоценностям.
  2. Следовать за своим полным желаний умом.

Два ошибочных действия, повреждающих нашу готовность даровать другим защиту от пугающих ситуаций

  1. Не проявлять уважение к старшим.
  2. Не отвечать тем, кто задает нам вопросы.

Два ошибочных действия, в которых мы не предоставляем другим обстоятельства для взращи-вания и практики щедрости

  1. Не принимать приглашение в гости.
  2. Не принимать материальные дары.

Ошибочное действие, препятствующее развитию щедрости дарования учений

  1. Не даровать Дхарму тем, кто хочет учиться.

Девять ошибочных действий, вредящих практике нравственной самодисциплины

Четыре ошибочных действия, касающиеся ситуаций, в которых нас в первую очередь заботят другие

  1. Пренебегать теми, кто нарушил правила нравственности.
  2. Не поддерживать нравственную дисциплину ради веры других.
  3. Проявлять мелочность, когда речь идет о благополучии других.
  4. Не совершать деструктивное деяние, когда его требуют любовь и сострадание.

Три ошибочных действия, касающиеся нашей собственной ситуации

  1. Зарабатывать на жизнь ненадлежащим способом.
  2. Впадать в возбужденное состояние и предаваться легкомысленным видам деятельности.
  3. Намереваться ограничиться блужданием в сансаре.

Два ошибочных действия, касающиеся как нас, так и других

  1. Не избавляться от поведения, которое ведет нас к потере репутации.
  2. Не поправлять тех, кто действует под влиянием беспокоящих эмоций и помыслов.

Четыре ошибочных действия, вредящих практике терпения

  1. Отказываться от четырех благих тренировок (– отказа от мести, когда нас (а) оскорбляют или критикуют словами, (б) делают объектами гнева других, (в) бьют или (г) унижают.
  2. Игнорировать тех, кто на нас сердится.
  3. Отказываться принять извинения других.
  4. Поддерживать гнев.

Три ошибочных действия, вредящих практике радостного упорства

1. Собирать круг последователей в силу жажды поклонения и уважения.
2. Ничего не делать в силу лени и тому подобного.
3. В силу привязанности коротать время за разными историями.

Три ошибочных действия, вредящих практике сосредоточения

  1. Не искать средств обретения погруженного сосредоточения (самадхи).
  2. Не освобождаться от факторов, препятствующих устойчивости ума.
  3. Считать ощущение блаженства, вызываемого устойчивостью ума, главным ее преимуществом.

Восемь ошибочных деяний, вредящих практике мудрости (различающего осознавания)

  1. Оставлять колесницу шравак (слушателей).
  2. Прилагать усилия в [учениях шравак], при этом имея собственные методы [учений бодхисаттв].
  3. Прилагать усилия в изучений небуддийских текстов, когда этого делать не следует.
  4. Даже когда возможность изучать такие тексты есть, очаровываться ими.
  5. Оставлять колесницу махаяны.
  6. Восхвалять себя и принижать других.
  7. Не отправляться куда-то ради Дхармы.
  8. Принижать учителя на основе языка.

Двенадцать ошибочных действий, противоречащих трудам ради блага других

  1. Не отправляться куда-то, чтобы помочь другим.
  2. Отказываться прислуживать больным.
  3. Не устранять страдания.
  4. Не учить безрассудных в соответствии с их характером.
  5. Не отплачивать другим за оказанную ими помощь.
  6. Не устранять умственное горе других.
  7. Не даровать тем, кто нуждается.
  8. Не заботиться о потребностях своего круга.
  9. Не уступать предпочтениям других.
  10. Не восхвалять таланты и благие качества других.
  11. Не наказывать в соответствии с обстоятельствами
  12. Не использовать такие вещи, как сверхфизические силы или способность совершать заклинания.

Составлено на основе материалов ламы Сопы Ринпоче, досточтимой Робины Куртин и доктора Алекса Берзина.

Подробное объяснение коренных и второстепенных обетов бодхисаттв см. в “Библиотеке Берзина”:

Ссылка: Библиотека Берзина — Коренные обеты бодхисаттвы

Ссылка: Библиотека Берзина — Вторичные обеты бодхисаттвы

Запись опубликована в рубрике Обеты и обязательства с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.