Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 1.Нахождение себя через буддизм

Глава первая. Нахождение себя через буддизм

Lama Yeshe, Lake Arrowhead, 1975

Когда мы изучаем буддизм, мы изучаем себя, природу нашего ума. Вместо того чтобы сосредоточиться на каком-то Высшем Существе, Боге, буддизм акцентирует внимание на более практических вопросах: как быть хозяином своей жизни, как войти в целостное состояние, и как сохранять нашу повседневную жизнь мирной и благополучной. Иными словами, буддизм ставит на первое место мудрое знание, полученное из опыта, а не просто сухую догму. На самом деле, мы даже не считаем буддизм религией в обычном смысле этого слова. С точки зрения ламы Еше, буддийское учение больше относится к философии, науке и психологии.

Человеческий ум инстинктивно ищет счастье. На востоке или на западе — нет никакой разницы, все хотят одного и того же. Но если ваши поиски счастья провоцируют вас еще больше цепляться за чувственный мир, то это может быть очень опасным. В этом случае у вас нет никакого контроля.

Хотя я не думаю, что понятие контроля актуально только для востока или буддизма. Нам всем нужно научиться управлять собой, особенно тем из нас, кто погряз в материалистическом мире. Мы слишком сильно психологически и эмоционально вовлечены в привязанность к объектам, которые желаем. С буддийской точки зрения это нездоровое сознание психически больного человека.

На самом деле, вы уже знаете, что внешнее, научно-техническое развитие в одиночку не может удовлетворить ваши желания или решить другие эмоциональные проблемы. То, что показывает Учение Будды — это особый человеческий потенциал, возможности человеческого разума. Изучая буддизм, вы узнаете, кто вы такие, и как вы можете развиваться дальше. Вместо того, чтобы делать упор на систему верований в сверхъестественные силы, буддийские методы учат вас развивать глубокое понимание себя и всех возникающих в вашей жизни явлений.

Не важно, религиозный ли вы человек или материалист, верующий или атеист, самое главное — чтобы вы знали, как работает ваш собственный ум. Если вы у вас нет этого знания, вы будете притворяться здоровыми, тогда как в действительности, глубокий корень болезненных эмоций — истинная причина всех психических заболеваний — все еще растет внутри вас. И тогда, стоит только возникнуть каким-то крошечным внешним изменениям или чему-то незначительному пойти не так, и всего за несколько секунд вы полностью теряете самообладание. На мой взгляд, это показывает, что вы психически больны. Почему? Потому что вы одержимы чувствами, ослеплены привязанностью и лишены свободы из-за основной причина всех проблем — незнания природы вашего ума.

Неважно, пытаетесь ли опровергнуть мои слова, говоря, что вы в это не верите. Это не вопрос веры. Независимо от того, сколько вы говорите: «Я не верю, что у меня есть нос», нос все еще там, прямо между глаз. Ваш нос всегда там, где ему положено быть, независимо от того, верите вы или нет.

Я встречал много людей, которые с гордостью заявляют: «Я не верю». Они очень гордятся своим «профессиональным» отсутствием веры во что-либо. Но вы проверьте сами, это важно знать. В современном мире очень много противоречий. Склонные к научному познанию мира материалисты хвастаются: «Я не верю»; религиозные люди говорят: «Я верю». Но независимо от того, что вы думаете, вам все равно нужно знать истинную природу вашего ума. Если этого знания нет, то не важно, сколько вы говорите о том, что привязанность — это плохо, вы понятия не имеете, что это такое на самом деле, и как ее контролировать. Сказать — легко! Что на самом деле трудно — это понять истинную природу привязанности.

Например, когда люди впервые создали автомобили и самолеты, их намерением было иметь возможность осуществлять задуманное быстрее, чтобы оставалось больше времени для отдыха. Но вместо этого получилось, что люди стали отдыхать еще меньше, чем когда-либо. Понаблюдайте за вашей повседневной жизнью. Из-за привязанности вы испытываете эмоции, которые сами же создали, отказываясь выделить себе пространство и время, чтобы увидеть реальность своего собственного ума. Для меня это самое ясное свидетельство трудной жизни. Вы не можете найти удовлетворение или радость. Правда в том, что удовольствие и счастье на самом деле берут начало в уме, а не в объектах или явлениях.

Тем не менее, некоторые умные, скептически настроенные люди до какой-то степени понимают, что материальные объекты не являются источниками ощущения ценности жизни и радости, и пытаются увидеть, существует ли действительно что-то другое, что может  принести истинное удовлетворение.

Когда Будда говорил о страданиях, он имел в виду не просто поверхностные проблемы,  такие как болезни и травмы, но говорил о том, что неудовлетворенность, как природа ума, и  есть само страдание. Независимо от того, сколько вещей вы приобретете, они никогда не удовлетворят ваше желание иметь больше или лучше. Это непрекращающееся желание есть страдание, его природа — эмоциональная неудовлетворенность.

Буддийская психология описывает шесть основных эмоций, раздражающих человеческий ум, нарушающих гармонию и делающих его беспокойным: неведение, привязанность, гнев, гордость, сомнения вследствие заблуждений и искаженные взгляды. Это имеет отношение к психике, а не к внешним явлениям. Буддизм подчеркивает, что для преодоления этих заблуждений, корня всех страданий, убежденность и вера не являются надежными помощниками, ведь, в первую очередь, нужно понимать истинную природу причин несчастья.

Пока вы не исследуете свой собственный ум с направленным внутрь мудрым наблюдением, вы никогда не увидите, что там. Без проверки, независимо от того, сколько вы говорите об уме и эмоциях, вы никогда не поймете, что ваша основная эмоция — это эгоцентризм, и что именно это делает вас беспокойными.

Но чтобы преодолеть свое эго, вам не придется отказываться от всего, чем вы обладаете. Оставьте себе свою собственность, не это делает вашу жизнь трудной. Вы неспокойны, потому что цепляетесь за свое имущество. Эго и привязанность загрязняют ваш ум, делая его неясным, невежественным и возбужденным, а это, в свою очередь препятствует раскрытию света мудрости в вас. Решением этой проблемы является медитация.

Медитация подразумевает не только развитие способности к однонаправленной концентрации, когда, как вам кажется, вы сидите в уголке и ничего не делаете. Медитация — это живое, бдительное состояние ума, противоположное вялости. Медитация есть мудрость. Вы должны оставаться в присутствии в каждый момент вашей повседневной жизни, полностью осознавая, что вы делаете, как вы это делаете и почему.

Почти все мы делаем бессознательно: едим, пьем, говорим. Хотя мы утверждаем, что осознанны, мы в полном неведении о страданиях, пронизывающих ум и влияющих на все наши действия. Проверьте себя сами, проведите эксперимент. Я не осуждаю и не критикую вас. Просто это то, как работает буддизм. Он дает вам идеи, которые вы можете проверить на собственном опыте, чтобы увидеть, правдивы они или нет. Это очень приземленные вещи, я не говорю о чем-то заоблачном. На самом деле это очень просто.

Если вы не знаете, природу привязанности и ее объектов, как вы сможете взрастить любящую доброту по отношению к вашим друзьям, родителям или своей стране? С буддийской точки зрения это невозможно. Когда вы причиняете боль вашим родителям или друзьям — это действует ваш бессознательный ум. Проявляя свой гнев, сердитый человек совершенно не задумывается о том, что происходит у него внутри. Будучи неосознающими, мы делаем больно и оказываем неуважение другим живым существам; в свою очередь, не понимая своего собственного поведения и состояния ума, мы теряем человеческую природу.

Вот и все. Это так просто, не правда ли?

В наши дни люди учатся и тренируются, чтобы стать психологами. Будда считал, что все должны стать психологами. Каждый из вас должен знать, как работает ваш ум, вы должны стать психологом для самого себя. Это, безусловно, возможно — у каждого человека есть способность слышать себя. Когда вы понимаете природу своего ума, контроль приходит естественным образом.

Не думайте, что контроль — это сверхъестественная способность гималайских йогов, или что достижение этого состояния должно быть проще для людей, не обладающих большим имуществом. Это не всегда верно. В следующий раз, когда вы будете расстроены, проверьте себя. Вместо того, чтобы усердно делать что-то, чтобы отвлечься, расслабьтесь и постарайтесь осознать, что вы делаете. Спросите себя: «Зачем я это делаю? Как я это делаю? В чем причина моих действий?» Вы увидите, что это очень интересно. Ваша основная проблема заключается в отсутствии тщательного, мудрого анализа, понимания и осознавания. Исследуя себя таким образом, вы обнаружите, что через понимание легко решаются все ваши проблемы.

Чтобы чувствовать любящую доброту по отношению к другим, вы должны знать их истинную природу. Если же не знать, то даже говоря: «Я его люблю; я люблю ее», вы вновь поддаетесь на провокацию вашего самонадеянного эго, увлекающего вас за собой в очередное путешествие. Убедитесь, что вы знаете, как и почему. Очень важно, чтобы вы стали психологом самому себе. Тогда вы сможете выстраивать свое поведение из мудрого понимания своего собственного ума, и, вместо того чтобы включаться в неистовую, приносящую беспокойство гонку и растрачивать собственную жизнь зря, будете способны расслабляться, получать удовольствие от встреч с друзьями и радоваться тому, что у вас есть.

Для того чтобы стать психологом самому себе, не нужно углубляться в какую-то сложную философию. Все, что нужно сделать, это проверять состояние своего собственного ума каждый день. Вы же проверяете наличие материальных вещей ежедневно: например, осматривая запасы еды на кухне каждое утро; но вы никогда не исследуете ваш ум, хотя такая проверка гораздо важнее.

Тем не менее, большинство людей, похоже, считают наоборот. Они думают, что могут просто купить решение любой проблемы, с которой сталкиваются. Материалистическая вера в то, что за деньги можно купить все, что нужно для счастья и спокойствия, совершенно очевидно не соответствует реальности. Даже если вы не говорите этого вслух, вы все равно об этом думаете. Это полное заблуждение.

Даже люди, считающие себя религиозными, должны изучать свой ум. С помощью одной только веры не решить всех проблем, это можно сделать только пониманием и мудрым знанием. Сам Будда говорил, что опасно просто верить Будде; вместо того, чтобы слепо идти за кем-то, люди должны использовать свой разум, чтобы попытаться обнаружить свою истинную природу. Вера, основанная на понимании, — это прекрасно. Когда вы что-то осознали или пришли к ясному пониманию, вера следует автоматически. Однако, если ваша вера основана на заблуждении, она легко может быть разрушена чужими доводами.

К сожалению, даже несмотря на то, что духовно устремленные люди считают себя религиозными, многие из них слабы. Почему? Потому что они не понимают истинную природу своего ума. Если бы вы на самом деле знали, что есть ваш ум, и как он работает, вы бы видели, что не дает вам быть здоровыми именно психическая энергия. Когда вы осознаете ваши собственные ментальные воззрения и восприятие мира, вы не только увидите, что постоянно хватаетесь за мир чувственных ощущений, но и что то, за что вы так крепко держитесь, — всего лишь воображение. Вам станет ясно, что вы слишком обеспокоены несуществующим будущем и совершенно утратили присутствие в настоящем моменте, живя ради простой проекции. Разве вы не согласны, что ум, который находится в бессознательном состоянии, и постоянно хватается за будущее, — нездоров?

Важно сохранять ясность ума в повседневной жизни. Природа осознавания и мудрости — мир и радость. Вам не нужно цепляться за какое-то эфемерное счастье в будущем. Когда вы идете по пути правильного понимания и правильного действия в меру своих возможностей, то результат приходит немедленно, одновременно с действием. Вы не должны думать: «Если я всю свою жизнь буду делать правильные вещи, то, наверняка, получу хороший результат в моей следующей жизни». Вам не нужно заботиться о достижении реализаций в будущем. Как только вы начнете действовать в настоящем с максимально возможным для вас пониманием, вы мгновенно достигнете состояния непреходящего покоя.

И я думаю, что на сегодня с меня достаточно. Лучше мы перейдём к вопросам, чем я буду болтать все время. Спасибо.

Вопрос: Когда Вы говорили о медитации, Вы не упомянули визуализации. Некоторым людям визуализация дается относительно легко, а другим — довольно сложно. Насколько важно развивать в себе способность отчетливо представлять вещи в уме?

Лама: Некоторым людям сложно визуализировать то, что им описывают, просто потому, что они не тренировали свой ум в этом; для других это представляет сложность из-за слабого воображения, они слишком материалистичны. Возможно, они думают, что все, чем они являются, — это всего лишь физическое тело, что нет сознания, кроме их мозга. Тем не менее, в буддизме есть методы, посредством которых вы можете тренировать ум и развивать в себе способность к визуализации в медитации. Но, вообще говоря, вы визуализируете в течение всего дня. Завтрак, который вы едите по утрам — это визуализация. Всякий раз, когда вы ходите по магазинам и думаете: «симпатичная вещица», или «мне не нравится это», как бы вы ни смотрели на все, что перед вами, — это проекция вашего ума. Когда вы встаете утром, видите солнце и думаете: «О, сегодня будет хорошо», в этот момент ваш собственный ум просто представляет это. На самом деле, визуализацию очень легко понять. Даже торговцы и рекламные агенты знают о важности визуализации, поэтому они создают дисплеи или рекламные щиты, чтобы привлечь ваше внимание: «Купи это!». Они знают, что вещи, которые вы видите, оказывают влияние на ваш ум, ваше зрительное восприятие. Визуализация не является чем-то сверхъестественным, она хорошо изучена наукой.

Вопрос: Из того, что Вы говорите, у меня создалось впечатление, что Вы несколько критичны к Западу, посмеиваетесь над тем, что мы делаем, и как мы стараемся цивилизовать нецивилизованное. У меня на самом деле нет вопроса… но какое будущее Вы видите для человечества относительно того, как так называемый прогрессивный Запад развивается: бОльшие самолеты, бОльшие дома, бОльшие супермаркеты? Какое будущее Вы видите для Запада?

Лама: Я вижу, что западные люди становятся все более и более занятыми, все более беспокойными. Я не критикую материальное или техническое развитие как таковое, скорее — отсутствие контроля ума. Из-за того что вы не знаете, кто вы такие, вы тратите свою жизнь, слепо хватаясь за то, что я называю «товарным богом». Вы делаете свою жизнь полной хаоса, а себя лишаете покоя. Вместо исцеления, вы разбиваете вашу жизнь на осколки. Проверьте сами. Я не критикую вас. На самом деле, буддизм не позволяет категорично осуждать чужой жизненный путь. Я всего лишь пытаюсь предложить вам подумать о возможности посмотреть на вещи иначе.

Вопрос: Лама, как и Вы, большинство тибетских учителей — мужчины. Интересно узнать, есть ли среди женщин — Ринпоче или Тулку?

Лама: Да, конечно. Мужчины и женщины полностью равны, когда дело доходит до развития высших состояний сознания. В Тибете монахи порой принимают учения от женщин-Ринпоче. Буддизм учит, что нельзя судить людей «по одежке», глупо говорить: «Он ничего из себя не представляет, а я особенный». Вы никогда не сможете сказать по внешности, кто выше, кто ниже.

Вопрос: Роль буддийской монахини очень отличается от роли монаха?

Лама: Ну не то чтобы. Они изучают те же самые вещи и обучают своих учеников таким же образом.

Вопрос: Иногда бывает трудно найти учителя. Опасно ли, например, пытаться практиковать тантру, без учителя — просто читая книги?

Лама: Да, очень опасно. Без особых указаний, вы не можете просто взять в руки книгу по тантре и думать: «Ух ты, какие фантастические идеи. Я хочу начать практиковать это прямо сейчас!» Такое отношение никогда не приводит к реализации. Вам нужно руководство опытного учителя. Конечно, идеи действительно фантастические, но если вы не знаете метода, то не сможете воплотить их на практике, вам нужен ключ. Много буддийских книг были переведены на английский язык. В них говорится: «привязанность — это плохо», а также «не стоит гневаться», но как вы на самом деле сможете отказаться от привязанности и гнева? Библия тоже выдвигает идею всеобщей любви, но как вы перенесете эту идею в свой собственный практический опыт? Вам нужен ключ, и иногда только учитель может дать вам его.

Вопрос: Что делать западным людям, когда они не могут найти учителя? Должны ли те, кто действительно ищет, идти на Восток, чтобы найти его?

Лама: Не волнуйтесь. Когда придет время, вы встретите своего учителя. Буддизм не верит, что можно заставить других людей совершенствоваться, говоря, что каждый должен научиться медитировать, или что все должны стать буддистами. Это глупо. Заставлять людей делать это неразумно. Когда вы будете готовы, какая-то магнетическая энергия сведет вас с учителем. Если говорить о Востоке, то это зависит от вашей личной ситуации. Проверьте. Важно искать с мудростью, а не следуя слепой вере. Иногда, даже если вы поедете на Восток, то не сможете найти учителя. На это требуется время.

Вопрос: Каково отношение буддизма к самоубийству?

Лама: Люди, лишающие себя жизни, не имеют представления о целях и значении человеческого рождения. Они убивают себя из-за невежества. Они не могут найти удовлетворения и думают: «Я безнадежен».

Вопрос: Если человек, возможно из-за своего невежества, считает, что он достиг просветления, какова его мотивация продолжать жить?

Лама: Глупый человек, который думает, что он просветлен, целиком находится под влиянием омрачений и просто усугубляет то невежество, которое у него уже есть. Все, что ему нужно сделать, — это проверить действия своего неконтролируемого ума, и тогда он поймет, что он вовсе не просветленный. Кроме того, не нужно спрашивать у других: «Достиг ли я просветления?» Просто проверьте это на собственном опыте. Просветление — это очень личное переживание.

Вопрос: Мне нравится, что Вы ставите важность понимания выше веры, но мне трудно понять, как человек, воспитанный на Западе или получивший научное образование, может понять концепцию реинкарнации: прошлые, настоящие и будущие жизни. Как Вы можете доказать, что они существуют?

Лама: Если вы сможете осознать непрерывность потока вашего сознания с момента, когда вы были крошечным эмбрионом в утробе матери, вплоть до настоящего времени, то вы поймете. Непрерывность вашей психической энергии немного похожа на то, как электрический ток течет от генератора по проводам, пока не загорится лампа. С момента рождения, по мере того как ваше тело развивается, психическая энергия постоянно течет через него — меняясь, меняясь, меняясь… И, если вы сможете это увидеть, вам будет намного проще понять непрерывность вашего потока сознания в прошлом. Я всегда говорю, что это не просто вопрос веры. Конечно, поначалу трудно принять идею реинкарнации, потому что сейчас это еще очень новое понятие для большинства людей, особенно тех, кто воспитан на Западе. Вас не учат непрерывности сознания в школе, вы не изучаете в колледже природу ума — кто вы есть, и что вы из себя представляете. Поэтому, конечно, все это для вас в новинку. Но если вы понимаете, что знание о своей истинной природе очень важно, и исследуете свой ум посредством медитации, то сможете легко прийти к пониманию разницы между вашим телом и умом, увидите непрерывность вашего сознания. После этого вы уже будете в состоянии осознать свои прошлые жизни. Совсем не обязательно принимать на веру идею перевоплощения.

Вопрос: Объясните, пожалуйста, связь между медитацией, просветлением и развитием сверхъестественных способностей, таких как предсказание будущего, чтение мыслей других людей и видение событий, происходящих на далеком расстоянии?

Лама: Безусловно, можно достичь ясновидения путем развития однонаправленной концентрации, но для этого мы должны пройти долгий путь. По мере того как вы медленно-медленно приходите к лучшему пониманию собственного ума, вы постепенно развиваете способность видеть такие вещи. Но это не возникает от одной-единственной медитации, когда вы вдруг начинаете видеть будущее или становитесь просветленным. На это требуется время.

Вопрос: Если медитировать, работая над достижением просветления, приходят ли эти силы вместе со способностью контролировать их или возникают все сразу внезапно — без какого-либо контроля?

Лама: Настоящие силы приходят вместе со способностью ими управлять. Они не похожи на неконтролируемые эмоциональные галлюцинации, которые человек испытывает после принятия наркотиков. Даже до достижения просветления вы можете развить способности видеть ваших прошлые и будущие жизни и читать мысли других людей, но это происходит только через контролируемое и постепенное развитие мудрости.

Вопрос: Можете ли Вы отделить Ваше сознание и тонкие тела от физического тела, совершать астральные путешествия или делать другие вещи?

Лама: Нет.

Вопрос: Может ли Его Святейшество Далай-лама это делать?

Лама: Буддизм Махаяны в Тибете, конечно, включает в себя непрерывную устную традицию учений о развитии сверхъестественных способностей, которые передаются от реализованного учителя к ученику со времен самого Будды до наших дней, но даже если это учение существует, это не значит, что я достиг этого. Кроме того, тибетский буддизм запрещает ламам, достигшим таких уровней реализации, рассказывать о них публично. Даже когда вы обретете просветление, вы не можете ходить и рассказывать всем, что вы будда, если на то нет уважительной причины. Будьте осторожны. Наша система отличается от вашей. На Западе, вы слышите о людях, которые говорят: «Прошлой ночью Бог говорил со мной во сне». Мы считаем, что разглашать подобную информацию о своих мистических переживаниях может быть опасным для людей, поэтому мы не позволяем этого.

Вопрос: Несколько лет назад я прочитал книгу под названием «Третий глаз» — о человеке, обладающем необычными способности. У многих людей открыт третий глаз?

Лама: То, что говорит автор этой книги, Лобсанг Рампа, является совершенным заблуждением. Третий глаз — это не физическая вещь, а скорее метафора мудрости. Ваш третий глаз видит за пределами обычного чувственного восприятия, находясь в пространстве истинной природы вашего ума.

Вопрос: Раз буддизм верит в реинкарнацию, Вы можете сказать, сколько длится период между жизнями?

Лама: Это может длиться от нескольких минут до семи недель. В момент, когда сознание отделяется от тела, оно входит в тонкое тело промежуточного состояния, которое уже сформировано к тому моменту. В силу стремления завладеть следующим физическим телом, существо, находящееся в промежуточном состоянии, начинает поиски подходящей формы, и когда находит, то сразу перерождается.

Вопрос: Как буддизм объясняет бурный рост населения? Если Вы верите в реинкарнацию, то как получается, что население все время растет?

Лама: Это просто. Как и современная наука, буддизм говорит о существовании миллиардов и миллиардов галактик. Сознание человека, родившегося на Земле, может прийти из далекой галактики, притянутое сюда силой кармы, которая связывает психическую энергию человека с этой планетой. С другой стороны, сознание человека, умирающего на Земле, может в момент смерти быть кармически направлено на перерождение в другой галактике, далеко отсюда. Если больше потоков сознания притягивается к Земле, население увеличивается, если меньше, то падает. Это не значит, что рождаются какие-то новые души. Каждый, кто перерождается на земле, пришел сюда из своей предыдущей жизни — возможно, из другой галактики, а, возможно, и с Земли, но не из ниоткуда, это соответствует циклическому характеру мирового существования.

Вопрос: Буддийская медитация лучше других методов, или просто разным людям людям подходят разные формы медитации?

Лама: Я не могу сказать, что буддийская медитация лучше, чем медитации в других религиях. Все зависит от человека.

Вопрос: Если кто-то уже практикует одну из форм медитации, например, трансцендентальную, имеет ли смысл этому человеку попробовать также буддийскую медитацию?

Лама: Не обязательно. Если вы понимаете, что ваша практика полностью пробуждает ваше сознание и приносит мир и удовлетворение, то зачем пробовать что-то еще? Но если, несмотря на практику медитации, ваш ум остается загрязненным, и вы по-прежнему не можете постоянно контролировать свои действия, невольно причиняя вред другим, я думаю, вам нужно пройти еще долгий путь. Это очень личная вещь.

Вопрос: Может ли бодхисаттва быть марксистом, чтобы создать гармонию в обществе? Я имею в виду, есть ли место для бодхисаттвы в марксизме, или наоборот — может ли иметь место марксизм в жизни бодхисаттвы? Мог бы марксизм быть инструментом для избавления всех живых существ от страданий?

Лама: Ну, для кого-то вроде меня довольно трудно прокомментировать действия бодхисаттвы, но у меня есть сомнения, что бодхисаттва мог бы стать коммунистом ради того чтобы решить социальные проблемы. Проблемы существуют в умах людей. Вы должны решить свои собственные проблемы, независимо от того в каком обществе вы живете: социалистическом, коммунистическом или капиталистическом. Вы должны проверять свой ум. Ваши проблемы не являются проблемами общества, так же как и моими. Вы несете ответственность за них самостоятельно, точно так же, как и за собственное освобождение или просветление. В противном случае вы можете говорить: «Супермаркеты помогают людям, потому что там они могут купить вещи, в которых нуждаются. Если я буду работать в супермаркете, я внесу весомый вклад в общество». Затем через некоторое время вы будете говорить: «Ну, может быть, супермаркеты не так уж и помогают. Я был бы более полезен другим, если бы устроился на работу в офис». Ничего из этого не решает социальные проблемы. Но прежде всего вы должны отследить, где вы подцепили идею, что, став коммунистом, бодхисаттва сможет помочь всем живым существам.

Вопрос: Я думал, что многие люди в мире голодают и лишены самого необходимого, и пока они озабочены проблемой голода и безопасности своей семьи, им трудно понять более тонкие аспекты жизни, такие как природа ума.

Лама: Да, я понимаю, о чем вы говорите. Но не стоит забывать, что и те, кто голодает, и те,  кто, страдая ожирением, увлеченно ищет, что бы еще купить в супермаркете, — в общем-то одинаковые. Просто не нужно сосредоточиваться только на тех, кто лишен материальных благ. И богатые, и бедные имеют одинаково беспокойные умы, и по существу одни так же несчастны, как и другие.

Вопрос: Но Господь Кришна объединил Индию в духовной войне, войне Дхармы, и, как следствие, одновременно весь народ Индии обрел способность к духовной практике. Не можем ли мы сейчас распространять Дхарму среди людей на земле и создавать лучшее мировое сообщество посредством своего рода духовного социализма?

Лама: Прежде всего, я думаю, то, что вы говорите, является потенциально очень опасным. Лишь немногие люди понимают, о чем вы говорите. Вы не можете сказать, что действия, которые приносят вред живым существам, — действия бодхисаттвы. Буддизм запрещает убивать других живых существ, даже по якобы религиозным соображениям. В буддизме нет такого понятия, как священная война. Вы должны понять это. А во-вторых, невозможно насильно уравнять всех на земле. До тех пор, пока вы не в полной мере понимаете природу всех живых существ во Вселенной и не оставили себялюбия и привязанности, вы никогда не приведете всех живых существ к единству. Это невозможно.

Вопрос: Я не хочу делать всех людей одинаковыми, потому что очевидно, что все находятся на разных уровнях развития. Но мы могли бы создать универсальное человеческое общество на основе социалистической экономической теории.

Лама: Я думаю, вам не нужно беспокоиться об этом. Вы бы лучше перестали беспокоиться об общественном устройстве в своей голове. Это более целесообразно и ближе к реальности, чем делать прогнозы о том, что происходит в мире вокруг вас.

Вопрос: Но это ли не духовная практика, чтобы найти баланс между собственной самореализацией и служением человечеству?

Лама: Да, вы можете служить обществу, но вы не можете уравнять всех живых существ вот так просто. Будда хочет, чтобы все живые существа обрели просветление прямо сейчас, но наша негативная карма слишком сильна, так что мы по-прежнему остаемся неуправляемыми. Невозможно просто взмахнуть волшебной палочкой и пожелать: «Я хочу, чтобы все были одинаково счастливы», а потом ожидать, что это произойдет именно так. Будьте мудрее. Только мудрый ум может привести к равенству и миру. Вы не можете сделать это через эмоции. И вы должны знать, что коммунистические идеи о том, как лучше уравнять живых существ, очень отличаются от учения Будды. Нельзя смешивать такие разные вещи. Не фантазируйте, будьте реалистами.

Вопрос: Тогда получается, Вы говорите, что невозможно создать единое духовное общество на этой планете?

Лама: Даже если бы вы смогли, это не устранит проблемы людей. Даже если бы вы создали единое общество из всех живых существ во Вселенной, все еще существуют привязанность, гнев и голод. Проблемы существуют в пределах мира каждого отдельного человека. Люди не одинаковые, все разные. Каждому из нас нужны различные методы в соответствии с нашей индивидуальной психологией, ментальными особенностями и типом личности. Каждый из нас нуждается в индивидуальном подходе для достижения просветления. Вот почему буддизм полностью признает право на существование других религий и философий. Мы знаем, что все они необходимы для развития человеческого потенциала. Вы не можете сказать, что какой-то один способ мышления является самым правильным для всех. Это просто догма.

Вопрос: Что Вы скажете о наркотиках, которые расширяют сознание? Можно ли испытать состояние бардо под воздействием наркотиков?

Лама: Да, это возможно – просто примите дозу, и достаточно скоро вы испытаете бардо.  Ладно, я шучу. Под наркотиками невозможно получить опыт бардо.

Вопрос: Можете ли Вы читать ауры людей?

Лама: Нет, но каждый имеет ауру. Аура – это вибрация. У каждого из нас своя определенная частота вибрации на ментальном и физическом уровне. Когда вы расстроены, ваша  физическая реальность заметно меняется. Это происходит со всеми нами. Наука и буддизм сходятся во мнении, что вся физическая материя имеет свои вибрации. Таким образом,  психическое состояние человека влияет на вибрацию его тела, и эти изменения отражаются  в ауре. Это простое объяснение. Чтобы получить более глубокое понимание, нужно знать  природу ума. Сначала научитесь читать свой собственный, и тогда вы сможете читать умы  других людей.

Вопрос: Как медитация устраняет эмоциональные блоки?

Лама: Есть много различных путей. Один – через понимание природы своих эмоций. Таким  образом, ваши эмоции превращаются в мудрое знание. Действительно имеет смысл  приводить в порядок свои эмоции, применяя мудрость.  Благодарю вас. Доброй ночи. Спасибо большое!

 Окленд, Новая Зеландия, 7 июня 1975

 Перевод: Анастасия Столярова

 Благодарим Архив Мудрости Ламы Йеше (www.lamayeshe.com) за разрешение на использование.

Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 2. Религия: путь исследования

Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 3. Взгляд на буддийскую психологию

Запись опубликована в рубрике Лама Йеше с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.