Схема ламрима 12. Истинная причина страданий

Даже те, кто желают обрести счастье и преодолеть несчастье
Будут блуждать без цели и без смысла,
Если не постигнут таинство ума –
Высшую значимость Дхармы.

Поскольку это так,
Я буду как следует хранить и защищать свой ум.
Если нет дисциплины защиты ума,
Какой толк от множества других дисциплин?
(Шантидева)

Шесть коренных омрачений
1. Желание, которое привязано ко внутренним или внешним объектам.
2. Гнев, то есть ненависть, возникающая при виде любого из девяти источников порождения вредоносного намерения: того, кто навредил нам, вредит нам или навредит нам; того, кто навредил нашему другу, вредит нашему другу или навредит нашему другу; или того, кто помог нашему врагу, помогает нашему врагу или поможет нашему врагу.
3. Гордыня, у которой есть семь видов:
а. Гордыня помыслов о самосущем «я»
б. Раздутая гордыня, считающая нас выше людей, которые нас ниже.
в. Ставить себя выше тех, кто нам равен.
г. Считать себя слегка ниже других – тех, кто на самом деле нас существенно выше, как бы притворяясь: «О, я знаю почти столько же, сколько и N»
д. Гордыня за пределами гордыне – считать себя еще выше чем высшие.
е. Гордыня, при которой человек считает, что обладает такими силами, как ясновидение, хотя на самом деле их не достиг.
ж. Считать, что мы достигли особых сил, хотя на самом деле мы, скажем, были унесены неким духом.
4. Невежество, которое в данном контексте подразумевает непонимающее сознание, которое не дает узреть подлинный способ существования объектов. Невежество имеет два вида: невежество относительно действий и их причин и невежество относительно таковости.
5. Сомнения – неуверенность относительно четырех благородных истин, действий и их причин и так далее. Сомнения служат основой для не-совершения добродетели.

Все эти омрачения формируются интеллектом.

  1. Пять омраченных воззрений
    Омраченное воззрение – это аналитическое представление, которое пришло к ложному выводу и потому познает омраченно.

а. Представление о преходящем собрании как о самосущем «я» и «моем». Это омраченное познание, которое, созерцая подверженное распаду собрание умственных и физических совокупностей, создает представление о самосущем «я» и самосущем «моем». Существуют интеллектуальные и инстинктивные воззрения, и это воззрение относится ко второму типу. Есть два вида инстинктивных воззрений: цепляние за «я» и цепляние за «мое». Воззрение, уравнивающее «я» с преходящим собранием – это цепляние за «я». Это главный умственный фактор, который нужно распознать и преодолеть, чтобы достичь освобождения. Воззрение преходящего собрания действует как основа для всех омрачений.

б. Воззрение, придерживающееся крайности — омраченное познание, которое, наблюдая «я», которое воспринимает воззрение преходящего собрания, считает его либо постоянным, устойчивым и неизменным, либо не связанным с будущей жизнью. Эти два, соответственно, суть воззрения о постоянстве и уничтожении.

в. Представление об (омраченных) воззрения как о высших – омраченное познание, которое при восприятии представления о преходящим собрании как о самосущих «я»  «мое»; воззрения, придерживающегося крайности; ошибочного воззрения; или умственных и физических совокупностей, на основе которых эти воззрения возникают, считает их высшим.

г. Представление о (дурных) нравственности и способах поведения как о высших – это омраченное восприятие, которое, воспринимая либо ошибочную систему нравственности, либо такие виды поведения, как призывы к тому, чтобы вести себя подобно собакам или другим животным, или воспринимая умственные и физические совокупности, в зависимости от которых вышеперечисленное и возникает, считает их высшими.

д. Ошибочное воззрение – омраченное восприятие, которое отрицает то, что на самом деле существует, или проецирует существование на то, что не существует. В списке десяти недобродетелей ошибочное воззрение относится только к первому; однако здесь, в контексте пяти воззрений, речь идет об обоих аспектах.

Убереги меня от сомнений – ужасного призрака,
Безжалостного и летающего по небу
Полной слепоты, вредящего
Моему устремлению к убежденности,
Убивающего мое освобождение.
(Первый Далай-лама Гендун Друб)

Размышляйте над недостатками привязанности:
1. Объект никогда не существует долго; непостоянство.
2. Загрязненный объект по природе своей является страданием и ведет к неудовлетворенности.
3. Объект не является подлинно существующим – он иллюзорен.
4. Неопределенность исполнения желаний.
5. Возникают неблагие помыслы – собственничество, гнев, ревность, гордыня, страх и неуверенность.
6. Привязанность преувеличивает значимость объекта, что ведет к разочарованию, тем самым нас обманывая.
7. Привязанность бесконечно удерживает нас в страданиях сансары, пресекая переживание подлинного счастья.
8. Она отвлекает нас до достижения обладающих смыслом реализаций трех основ пути: отречения, бодхичитты и мудрости постижения пустотности — и от обретения просветления.

Средства избавления:
Медитируйте на непостоянстве и смерти
Медитируйте на тридцати двух видах нечистоты тела
Медититруйте на не-подлинном существовании объекта
Зарождайте веру в Дхарму
Зарождайте любовь к другим

Пока следуешь привязанности,
Удовлетворенность никак не отыскать.
Тот, кто посредством мудрости отвращает привязанность,
Достигает удовлетворенности.
(Будда)

Двадцать вторичных омрачающих эмоций
Беспокоящие представления, проистекающие из гнева:
1. агрессия, воинственность 2. негодоване, 3. злоба, 4. ревность, 5. жестокость.

Беспокоящие представления, проистекающие из привязанности:
6. Скупость, жадность. 7. надменность 8. возбужденность.

Беспокоящие представления, проистекающие из скудоумия:
9. сокрытие, замалчивание недостатков, 10. сонливость, притупленность. 11. отсутствие веры. 12 лень. 13 забывчивость. 14. невнимательность.

Беспокоящие представления, проистекающие одновременно из привязанности и скудоумия:
15. обман, претенциозность. 16. нечестность.

Беспокоящие представления, проистекающие из всех трех ядов:
17. бесстыдство 18. отсутствие заботы о других, отсутствие смущения. 19. бессовестность. 20 отвлечения

Медитируйте следующим образом:
Запомните различные омрачения и научитесь распознавать их, когда они возникают в вашем уме в ходе сессий медитации и в повседневной жизни. Изучите противоядия для каждого из них и зародите решимость их применять.

Как говорил геше Бэн Гунгьел: Твердыню своего ума я охраняю с копьем – противоядиями. Нет времени, когда я бы этого не делал. Когда омрачения готовы, готов и я. Когда они расслабляются, расслабляюсь и я.

Преобразование гнева с сострадание в практике терпения:
Начните медитацию с визуализации перед собой того, с кем у вас полные страха и гнева отношения. Затем попытайтесь изменить свое отношение к нему или к ней, проходя по каждому из этих пунктов:

1. Терпение добровольного претерпевания или принятия страданий. КАК?
Благодаря памятованию о нашей сансарической природе.
Благодаря памятованию о нашем собственном кармическом творении.
Замените назойливый вопрос «ПОЧЕМУ это происходит со мной?» вопросом «ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?»

2. Терпение размышлений над Дхармой. КАК?
Обвиняя в возникшем переживании наши собственные себялюбивые помыслы.
Распознавая, что объект нашего гнева на саммом деле чрезвычайно драгоценен и полезен и необходим для того, чтобы мы навсегда преодолели ненависть.
Используя возможность обратить это переживание в искреннюю практику Дхарму.
Замените мысль о том, что это ДУРНОЕ переживание тем, что оно ХОРОШЕЕ.

3. Терпение сострадания ко врагу. КАК?
Благодаря памятованию о недостатках омрачений и кармы и желанию их прекратить.
Благодаря распознаванию слабости другого человека и отказу от ответного удара.
Благодаря распознаванию подлинного сострадания, возникающего из глубин сердца
Умственно распространите свое чувство прощения на всех живых существ.
Как можно дольше сосредотачивайтесь в этом состоянии и затем посвятите заслуги.

Изменчивые умственные факторы
1. Сон. Если перед сном ваш ум добродетелен, фактор сна также будет добродетелен; однако если перед сном ваш ум недобродетелн, погружен в омраченную активность, то фактор сна также будет недобродетелн.
2. Раскаяние – умственный фактор сожаления. Если вы сожалеете о том, что совершали добродетельное действие, подобное раскаяние недобродетельно; если же вы раскаиваетесь в совершении недобродетельного действия, оно добродетельно.
3. Анализ, которой детально вглядывается в объекты. Исследование и анализ изменчивы в том смысле, что если они возникают в контексте объектов желания и ненависти, например, то недобродетельны, но если они осуществляются в контексте добродетельных объектов, то сами по себе добродетельны.

Одиннадцать добродетельных умственных факторов
1. Вера
2. Стыд, который ведет к избежанию недобродетельных действий в силу самоуважения – благодаря мыслям о том, что с личной точки зрения совершать что-либо было бы неуместно.
3. Смущение, которое ведет к избежанию недобродетельных действий в силу заботы о том, что могут подумать люди, которых вы уважаете.
4. Непривязанность, которая воспринимает желание как нечто ущербное, тем самым сознательно ограничивая желание.
5. Не-ненависть, которое воспринимает ненависть как нечто ущербное, тем самым намеренно ограничивая ненависть.
6. Не-невежество, которое воспринимает невежество как нечто ущербное, тем самым намеренно ограничивая невежество.
7. Усилия – энтузиазм в добродетели.
8. Податливость – физическая и умственная послушность, вызванная посредством развития медитативной устойчивости.
9. Совестливость – самоанализ, само-проверка, которые очень важны в повседневной практике (бдительность).
10. Равностность.
11. Непричинение вреда.

После таких медитаций, когда ни на мгновение
Не жаждешь великолепия сансары,
Когда твои помыслы днем и ночью
Всегда устремлены к освобождению,
Ты развил отречение.
(Лама Цонкапа)

Посвящение
Лишь благодаря доброте гуру, которые учили нас, мы познакомились с несравненными словами Будды. Таким образом, я посвящаю эту заслугу тому, чтобы добрейшие святые гуру в будущем заботились о каждом живым существом.

Благодаря этим заслугам, пусть я быстро достигну состояния будды и приведу всех без исключения живых существ к этому просветленному состоянию.

Колофон: Схема ламрима составлена досточтимой Карин Уэлхем.

Запись опубликована в рубрике Буддийские медитации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.