Лама Сопа: Преобразование депрессии

Лама Сопа Ринпоче

Под редакцией монахини Т.Уонгмо

Лучший способ очищения кармы, ведущей к возникновению депрессии — очистительная практика Ваджрасаттвы. Пока карма не очищена, вы будете продолжать страдать от депрессии в будущих жизнях.

Возможно, утром вы просыпаетесь и без какой-либо определенной причины ощущаете эмоциональный спад. Если вы не можете решить эту проблему с помощью медитации, можно попробовать снова лечь спать, где-нибудь отдохнуть или совершить интересную поездку. В противном случае вы будете пребывать в состоянии расстройства и беспокоить окружающих. Когда вы сердитесь, в ваш ум могут проникнуть всевозможные дурные и не поддающиеся контролю мысли.

Если вы расстроены какой-то определенной ситуацией, вы можете применить технику медитации, подходящую вызвавшим эту ситуацию конкретным обстоятельствам. Однако если у вашего огорчения нет никакой конкретной причины, лучше всего упражняться в бодхичитте. Можно повторять стих из Гуру Пуджи («Лама Чопа»), в котором сказано: «Благослови осознать, что болезнь себялюбивых мыслей — врата к нежелательному страданию». Вините в своей депрессии демона — мысль, заботящуюся о вашем «я». Затем прочтите следующий стих: «Благослови осознать, что забота о других, бодхичитта, отношение, ведущее к счастью всех живых существ-матерей — врата ко всем превосходным качествам».

Другой отрывок из Гуру Пуджи гласит: «Даже если все живые существа станут моими врагами, да буду я ценить их больше чем собственную жизнь». Очень хорошо повторять эти строки каждый день — особенно если у вас депрессия. В этом случаете вы используете свою депрессию, чтобы практиковать смысл этих двух стихов: все проблемы и страдания происходят от заботы о «я», и поэтому «я» следует отвергнуть, отбросить. Ваше личное счастье и счастье других, в том числе все уровни реализации вплоть до полного просветления — все совершенства и всякое счастье обретаются благодаря заботе о других — бодхичитте.

Благодаря тому, что все благое происходит от заботы о других, благое зависит от других живых существ. Поэтому следует всегда заботиться о других живых существах. Вы должны отплатить за доброту этих драгоценных существ, помогать им любым возможным способом. Как лучше всего это сделать? Они бесчисленное множество раз были миллионерами, были даже вселенскими царями — однако ни могущество, ни богатство не освободили их от страданий сансары. Лучший способ отплатить живым существам за их доброту — практиковать ламрим, привести ум от состояния невежества, привязанности и себялюбия к целостности и чистоте помыслов. Осуществив путь к просветлению, вы сможете с легкостью освобождать других существ. Поэтому лучший способ отплатить за доброту других — медитировать на бодхичитту и развивать ее в своем сознании.

Принятие
Каждое живое существо — источник вашего счастья в прошлом, настоящем и будущем. Зародите сострадание, думая «В свое сердце я приму все ваши страдания и их причины (омрачающие эмоции и негативные кармические отпечатки), включая огонь горячих адов, лед холодных и неприятные, нездоровые, уродливые, немирные и загаженные условия жизни в воплощении человеком». Это уничтожает заботу о собственном «я». Когда эгоизм уничтожен, немного помедитируйте на пустоте.

Даяние
Когда цепляние за эго повержено, зародите любовь, отдавая свое счастье, свою благую заслугу, все хорошее, чем вы обладаете, включая собственное тело, богатство и имущество. Все желания живых существ исполняются, как если бы у них была исполняющая желания драгоценность. Отдавая все это другим существам, вы создаете огромные накопления заслуги. Представляю, что они получают все, чего желают и в чем нуждаются, вы можете начитывать мантру. На самом деле существа не знают, в чем действительно нуждаются — а нужно им повстречать Дхарму. Однако если они не осознают благ, которые приносит Дхарма, то будут желать чего-то иного.

Обретение всех этих благ позволяет живым существам осуществить духовный путь, очистить два омрачения (препятствующие освобождению и просветлению). Они обретают рупакайю (формные тела будды) и обретают просветление. Думайте, «Как чудесно, что я могу сделать это для других! В прошлых рождениях я много раз умирал, пытаясь достичь личного счастья, и все же ничего не добился. Я все еще в сансаре. Я никогда не погибал, трудясь ради блага других. Даже если мне придется умереть, чтобы другие существа перестали создавать негативную карму и рождаться в низших мирах, а их умы стали дхармакайей и рупакайей и обрели просветление — это того стоит!».

Медитируйте над неизмеримой добротой и огромной ценностью всех существ. «Каждое живое существо — источник моего прошлого, настоящего и будущего счастья. Мои собственные будущие будда, дхарма и сангха возникнут благодаря очищению моей негативной кармы, что позволит мне достичь всех реализаций и обрести просветление. Все это происходит благодаря опоре на других существ. Поэтому каждое живое существо — самое драгоценное, что есть в моей жизни. Все, кроме трудов ради блага живых существ, абсолютно бессмысленно». Это касается и ощущения депрессии ради других существ; иначе она абсолютно бессмысленна. Ощущайте депрессию на благо других существ, думая, что «это не моя депрессия, это депрессия неисчислимых существ, это их депрессия, их страдания». Даровать другим всевозможное счастье, включая свободу от всех страданий циклического существования и блаженство полного просветления — нечто невероятное! Радуйтесь этому! Это их депрессия, поэтому самое чудесное, что можно сделать — ощущать ее вместо них и позволить всем, кто страдает от депрессии, ощутить всевозможное счастье. Затем порадуйтесь тому, что у вас есть возможность переживать все связанных с депрессией проблемы на благо других. «Как чудесно, что я испытываю эту депрессию вместо других!».

Выполняйте эту практику тонг-лен (даяния и принятия) утром, днем и вечером. Вновь и вновь думайте, «Как мне повезло, что я могу ощущать эту депрессию за других. Я молился о том, чтобы принять страдание других на себя, и мои молитвы исполнились. Как это прекрасно! Это делает мою жизнь такой богатой, столь исполненной смысла! Как мне повезло испытывать депрессию на благо других!».

Размышляйте о смысле своей жизни; это психологический метод, который позволяет многое изменить, ведь проблема в значительной степени вызвана вашими раздутыми представлениями о боли. Силой разума невозможно полностью подавить или устранить боль. «Цель моей жизни — не просто быть здоровым, богатым, иметь хорошую репутацию, быть популярным и иметь множество друзей. Даже если бы я всем эти обладал, не в том цель моей жизни. Даже если бы я прожил тысячу лет и был здоров на протяжении долгих эпох, без любви и сострадания в сердце моя жизнь была бы лишена смысла и бесполезна, ведь я не приносил бы другим пользы. Подобная жизнь была бы пуста. Потому неважно, что происходит; неважно, здоров я или нет, страдаю от депрессии или не страдаю, болен раком или не болен, богат или беден. Подлинная цель моей жизни — сделать мою смерть полезной для других. Даже если у меня рак, я обращу это переживание на благо других, используя его, чтобы зародить сострадание и бодхичитту, чтобы обрести реализацию и достичь просветления». Таким образом рак становится причиной для счастья. Депрессию также можно использовать для достижения просветления с целью принести благо всем существам в этой и следующих жизнях — особенно всем, кто страдает от депрессии. Подобным образом из змеиного яда можно изготовить противоядие для него же.

Вы используете свою депрессию, чтобы достичь просветления. Так она становится причиной для счастья всех живых существ, страдающих от депрессии. Думайте: «Главная цель жизни — принести благо всем живым существам, освободить их от страданий и принести им счастье в этой и будущих жизнях. Даже если я страдаю от рака, СПИДа, депрессии и любых других проблем, цель моей жизни — принести счастье всем живым существам, перенося эти проблемы во благо других». Так депрессия становится ключом к быстрому достижению просветления. То же касается и рака. Используйте его, чтобы быстро обрести просветление. Если использовать рак или депрессию на благо других, они становятся ключами к быстрому просветлению, потому что переживание страданий ради блага других — невероятный, изумительный способ очищения. Ему нет равных!

В Таиланде некогда жил странствующий монах. Однажды он подошел к большой реке, на берегу которой стояла больная проказой женщина; из ее язв выделялся гной. Она умоляла монаха перенести ее через реку. Он отказался под тем предлогом, что монашеские обеты запрещают ему касаться женщин. После этого реки достиг один из учеников этого монаха; когда он увидел бедную женщину, в нем зародилось невероятное сострадание. Он без колебаний подхватил прокаженную и понес через течение реки, хотя тело ее было покрыто открытыми язвами. Когда юноша дошел до середины брода, прокаженная превратилась в Ваджрайогини и забрала его — не только сознание, но и тело — в чистую землю Ваджрайогини. Это означает, что теперь этот монах — полностью просветленное существо, ведь всякий, попадающий в чистую землю Ваджрайогини, обретает в ней просветление. Достижение чистой земли — быстрый способ достичь просветления, если его не удастся обрести в нынешнем рождении. В данном случае Ваджрайогини приняла облик обычной жалкой женщины, страдающей от проказы, чтобы пробудить в уме ученика сострадание. Это сострадание быстро очистило тяжелую негативную карму, которая не давала ему узреть саму Ваджрайогини.

В случае великого тибетского йога Миларепы кармические препятствия, которые не давали ему узреть Ваджрайогини, были очищены благодаря его бескорыстному служению святому гуру Марпе.

То же применимо и в вашем случае. Если на основе сильного сострадания вы начинаете переживать депрессию ради блага всех живых существ, эта медитация принятия и переживания страданий ради других становится путем к быстрому обретению просветления, как и в случае того монаха. Это быстрый способ достичь просветления, потому что переживать ради блага других рак, депрессию или любую другую форму страдания — невероятно очистительный процесс.

Мучительная депрессия может быть благом, потому что она позволяет вам легко понимать боль других людей. Благодаря вашим собственным переживаниям, вызванным депрессией, вам будет легко ощутить невыносимую боль, которую переживают бесчисленные люди. В мире множество людей, страдающих от депрессии, а еще больше людей создают карму, которая заставит их страдать от депрессии в будущем. Переживать депрессию ради их блага — практика, которая может быть более мощной, чем тантра, потому что если тантру практиковать неправильно, не на основе трех основополагающих путей, она не приведет к быстрому обретению просветления.

Ощущая депрессию, вы можете думать: «Я истощаю огромные запасы негативной кармы, ведущей к депрессии и накопленной за бесчисленные прошлые рождения». Радуйтесь! Вам следуете испытывать огромную радость по поводу истощения этой кармы, а не считать депрессию чем-то ужасным.

Как сказано в Гуру Пудже, живые существа и условия их жизни исполнены невероятных проблемами и страданий, нисходящих подобно дождю — страданиий, вызванных негативной кармой. «Благослови увидеть мою депрессию как истощение результатов моих негативных кармических отпечатков, и благослови всегда быть способным обращать неблагие условия в путь к просветлению». Выполняя эту медитацию, можно начитывать мантру.

Когда вы, к примеру, стираете грязную тряпку, вода темнеет от грязи. Однако вы не считаете эту муть чем-то дурным, ведь она означает, что ткань очищается. Подобным образом, когда вы практикуете дхарму, негативная карма может вызревать, приводя к возникновению у вас болезней — ведь благодаря практике Дхармы вы очищаете огромные накопления негативной кармы. Поэтому если у вас возникает депрессия, следует радоваться!

Основная причина депрессии — то, что мы пребываем под властью эго, себялюбия, привязанности, гнева, а также нарушенные обеты и обязательства и те беспокойства, которые мы в прошлых жизнях доставили святым существам и своим духовным учителям. Эта депрессия вызвана эго, себялюбием и верой в самосущее «я». Поэтому вместо того, чтобы мириться с депрессией, обратите ее против себялюбия. Используйте депрессию как бомбу для уничтожения ложных представлений о «я». Затем медитируйте над пустотностью самосущего «я».

Депрессию можно использовать для скорейшего обретения просветления. Используя ее для развития сострадания и бодхичитты, вы обретаете безбрежную как пространство заслугу и очищаете огромное количество негативной кармы. Ее можно использовать как мощную бомбу для уничтожения ложного представления о самосущем «я» — представления, которое и привело к возникновению депрессии. Именно этот демон стоял и стоит на вашем пути к просветлиню, к освобождению от сансары, от всех достижений и создает все ваши проблемы. Кроме того, для очищения негативной кармы, вызывающей депрессию, можно использовать такие предварительные практики, как медитация Ваджрасаттвы.

Запись опубликована в рубрике Лама Сопа Ринпоче с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.