Лама Сопа: Значимость практики Гуру-Пуджи

Лама Сопа Ринпоче

Хочу упомянуть, что Пабонка Дечен Ньингпо высоко восхвалял значимость практики Лама Чопа, или Гуру-Пуджа. Великий просветленный Пабонка Дечен Ньингпо говорил:

Практика Гуру Пуджи — если вы способны выполнять ее в повседневной жизни — содержит все важные аспекты сутры и тантры. Это полноценная практика, и она показывает ладонь [что означает “сердце”] наставлений передаваемой на ухо линии Ганден.

“Ганден” относится к традиции ламы Цонкапы. Есть два термина: “Гелуг”, что означает “добродетельная традиция”, и “Ганден”, что означает “радостный”. Монастырь ламы Цонкапы, Ганден, был основан прежде других крупных монастырей традиции ламы Цонкапы – Сера и Дрепунг. “Ганден” означает “наделенный радостью” или “радостный”. Не знаю, как другие переводят слово “Ганден”, однако слог “га” означает “радость”, а слог “ден” — “наделенный”, так что это “обладающий радостью” или “радостный”. “Ньен гью” означает “передаваемая на ухо линия”. Этот термин можно перевести как “передаваемая шепотом линия”, но “ньен” означает “ухо”, а “гью” — линия; так что “передаваемая на ухо линия”. Перевод может быть и таким: “Она показывает ладонь наставлений текста проявлений передаваемой на ухо линии Радостного”. Думаю, именно так это и следует перевести.

Думаю, это означает, что Манджушри проявился в форме учения или текста. Лама Цонкапа получал учения сутры и тантры от Манджушри как ученик, напрямую получающий наставления от своего гуру. Это происходило не в неком видении или сне. Лама Цонкапа встречал Манджушри и напрямую получал от него учения. Это было наверняка — не как в неком видении, о котором вы не знаете, можно ли ему доверять.

Думаю, слова “показывает ладонь” указывают на то, что это ключевые тайные наставления, дарующие просветление за одну краткую жизнь во времена упадка. Это выражение также означает, что эти учения все очень ясно показывают.

Линия махамудры Друбчена Чокьи Дордже
Друбчен Чокьи Дордже [– махасиддха Дхармаваджра –] был учеником ученика ламы Цонкапы. Чокьи Дордже был тибетским ламой, который подобно Миларепе достиг просветления за краткую жизнь времен упадка, практикуя тантру на основе ламрима. Думаю, Его Святейшество Далай-лама также рассказывал об этом в ходе учений по махамудре во время первого Празднования Просветленного Опыта [1]. Не помню, мы или кто-то иной обратились с просьбой о комментарии на тантрическую махамудру. Ему предшествовал комментарий на ламрим. Те, кто присутствовал на первом Праздновании Просветленного Опыта в Дхарамсале, помнят, что учения переводил Алекс Берзин. В тот раз Его Святейшество объяснил, что Друбчен Чокьи Дордже, этот великий йогин, все еще живет на горе Эверест, “Чумолхамо” по-тибетски.

Также есть Гьялва Энсапа. Его Святейшество Сонг Ринпоче довольно часто упоминал, что Гьялва Энсапа достиг просветления за краткую жизнь времен упадка, наслаждаясь большим комфортом, наслаждаясь вкусной пищей. Его Святейшество Сонг Ринпоче говорил, что Гьялва Энасапа достиг просветления в комфортных условиях, без необхо-димости претерпевать лишения подобно Миларепе; он отмечал, что это произошло потому, что Гуру Пуджа включает объединение трех божеств: Гухьясамаджи, Ямантаки и Чакрасамвары. В целом в традиции ламы Цонкапы тантра практикуется через объединение этих трех божеств. Один из способов их объединить — каждый день выполнять садханы эти трех божеств. Общая цель, с которой мы практикуем этих трех божеств — принесение пользы живым существам. Чтобы освободить живых существ от океанов страданий сансары и их причин и привести их к полному просветлению, вам нужно достичь двух кай: дхармакаи и рупакаи. Достигнув дхармакаи, находясь в состоянии дхармакаи, вы затем проявляетесь как рупакая, как мы и говорим во второй строфе молитвы простирания в семичленной практике Гуру Пуджи: “проявляясь в различных формах пред теми, кого это усмиряет” [2].

Достижение двух кай, объединение святого тела и святого ума, зависит от достижения прямой его причины — объединения более-не-учения. Чтобы достичь объединения более-не-учения, объединения святого тела и святого ума, вам нужно достичь непосредственной его причины — объединения учения, которое подразумевает объединение ясного света и иллюзорного тела. Чтобы достичь объединения этих двух аспектов, нужно сперва отдельно достичь ясного света, который является прямой причиной обретения дхармакаи, и иллюзорного тела, которое является прямой причиной обретения рупакаи. Нужно отдельно достичь этих двух аспектов. В учениях Чакрасамвары детально описываются методы достижения ясного света. Необходимо практиковать материнскую тантру, делающую упор на ясном свете, и эта практика — Чакрасамвара.

Тантрические учения, делающие упор на средствах достижения иллюзорного тела — это отцовская тантра, особенно учения Гухьясамаджи. Учения Гухьясамаджи — в частности, комментарий ламы Цонкапы на практику Гухьясамаджи — ясно и детально показывают, как достичь иллюзорного тела. До ламы Цонкапы подобных ясных объяснений не было. Разумеется, множество тибетцев достигли просветления в других традициях, но в том, что касается комментариев, настолько ясных объяснений по этим методам до ламы Цонкапы не было. В любом случае, именнно поэтому вам нужно практиковать Гухьясамаджу.

Разумеется, чтобы преуспеть в этих двух практиках, вам нужно практиковать Ямантаку, гневный аспект Манджушри, Будды Мудрости. В то время как Манджушри — это мирный аспект, Ямантака – аспект чрезвычайно гневный. Это мощнейшее божество, устраняющее препятствия. Выполняя практику Ямантаки, вы можете устранить препятствия и преуспеть в двух других практиках. Разумеется, практикуя Ямантаку, вы также сможете развить мудрость, потому что Ямантака — это проявление Манджушри. Так достигаются две цели. Именно поэтому  вам нужно практиковать этих трех божеств.

Думаю, ежедневное выполнение садхан трех божеств в большей степени связано со стадией зарождения. Далее, есть способ объединения практики трех божеств в соответствии с поэтапной стадией завершения. Вы практикуете Ямантаку, чтобы рассеять препятствия. Практика шести йог Наропы, например, является частью практики Чакрасамвары; также существуют методы стадии завершения Гухьясамаджи, предна-значенные для раскрытия сердечной чакры. Думаю, заключительные наставления о том, как развязать узлы в сердечной чакре и раскрыть ее, происходят из Гухьясамаджи. Не помню уж точно; что-то вроде того.

Одна из причин, по которой Лама Чопа настолько исключительна, заключается в том, что в ней объединены эти три практики.  В начале вы порождаете себя в образе Ямантаки. Второе поле заслуг происходит из телесной мандалы Гухьясамаджи; вы представляете различные части святого тела гуру в форме божеств из телесной мандалы Гухьясамаджи. Практика Чакрасамвары присутствует в части с совершением подношений. Представлять обширные подношения, с шестнадцатью богинями, несущими различные дары — это часть практики Чакрасамвары.

Геше Сенге Ринпоче рекомендовал другой способ объединения практики трех божеств: повторять мантры трех божеств после вхождения Гуру в сердце — полагаю, это медитация на единстве с ними.

От геше Сенге Ринпоче, великого йогина Самого Тайного Хаягривы, я получил почти все устные передачи учений Самого Тайного Хаягривы, пришедших от прошлого воплощения Калка Дамцига Дордже, великого йогина этой системы. Я получил устные передачи на три тома, посвященных этой практике Пятым Далай-ламой. Я получал их в Дхарамсале на протяжении около трех месяцев вместе с некоторыми ламами-перевоплощенцами этой линии практики. Там присутствовали Кёцанг Ринпоче, который в прошлом своем рождении был великим практикующим линии Самого Тайного Хаягривы, а также Джадо Ринпоче и Пари Ринпоче — другой лама-перерожденец, не так давно пришедший из Тибета. Иногда, при передаче посвящений, там также присуствовал Бакула Ринпоче. Также присутствовали лама Гьюпа — пожилой лама, который заботится об алтарях в Тушите — и геше Церинг, родственник ламы [Йеше].

Когда в начале Гуру Пуджи мы зарождаем особую бодхичитту для практики тантры, используется выражение, по-тибетски звучащее как “ньюр вар ньюр ва”, что означает “быстрее и быстрее”. В целом первое “быстрее” означает “быстрее, чем на пути махаянской сутры”, где нужно накапливать заслугу на протяжении трех неисчислимых эонов. В тантре в этом нет необходимости. Поскольку просветления можно достичь за одну жизнь, этот путь быстрее. Разумеется, низшие тантры приносят просветление быстрее, чем сутра, но высшая йога-тантра еще быстрее, чем низшие тантры. Таково значение второго “быстрее”. Вы не только можете достичь просветления за одну жизни — просветления можно достичь за одну краткую жизнь времен упадка, когда срок жизни крайне непродолжителен.

Геше Сенге говорил, что при выполнении Гуру Пуджи также следует начитывать мантры трех божеств. Эта практика — объединение трех божеств. Когда Гуру вошел в ваше сердце, вы, медитируя над этим, повторяете мантры трех божеств.

Его Святейшество Сонг Ринпоче утверждал, что Гьялва Энсапа, в отличие от Миларепы, достиг просветления с легкостью и в комфортных условиях, вкушая прекрасную пищу и так далее и не перенося особых лишений, именно благодаря этой особой практике традиции ламы Цонкапы — выполнению практик высшей йога-тантры путем объединения этих трех божеств.

Пабонка Дечен Ньингпо утверждает:

Великие реализованные йогины Чокьи Дордже, Гьялва Энсапа и другие выполняли эту Гуру Пуджу в качестве своей сердечной практики.

Почему упоминаются эти имена? Потому что это примеры практикующих, которые, подобно Миларепе, достигли просветления за одну краткую жизнь времен упадка. “И другие” относится к другим, выполнявшим Гуру Пуджу в качестве своей сердечной практики.

Выполняя Гуру Пуджу как свою сердечную практику, великие реализованные йогины Чокьи Дордже, Гьялва Энсапа и другие обрели состояние объединения в той же жизни. Все предыдущие святые существа [то есть ламы линии передачи] выполняли ее в качестве сердечной практики. Хотя слов в практике не много, она содержит огромный смысл и приносит великое благословение. В ней найдены великие ключевые моменты. Это означает, что она обладает глубокой значимостью.
Существует текст, в котором множество различных людей — ламы-перевоплощенцы, практикующие монахини и иногда люди из других традиций, например, ньингмапинские нгагпы — в письмах задают Пабонке вопросы, а Пабонка им отвечает. Пабонка Дечен Ньингпо обычно подчеркивает, что если в повседневной жизни выполнять какие-то другие практики особо не удается, сущностная практика — это Гуру Пуджа. Думаю, день должен начинаться с Гуру Пуджи, а затем, в дополнение к ней, выполняются садханы Ямантаки, Ваджрайогини, Чакрасамвары и так далее. Поскольку Пабонка Дечен Ньингпо сам был великим йогином Чакрасамвары, он часто делал упор на этой практике.

Вам следует ежедневно выполнять практику Гуру Пуджи, даже если вы неспособны выполнять садханы большого количества других божеств — например, Чакрасамвары.

Эта практика Гуру Пуджи очень глубока и приносит много дополнительных видов пользы; она очень быстро приносит просветление. Молитва ламрима, молитва этапов пути к просветлению в Гуру Пудже содержит ламрим, а также лоджонг, или преобразование ума. В целом, весь ламрим — от преданности гуру до просветления — это преобразование ума. Если ваш ум не преобразован в путь, разве можете вы обрести реализации пути? Без преобразования ума это невозможно. Все реализации ламрима — преданность гуру, драгоценное человеческое рождение (его польза и то, как сложно его вновь обрести), непостоянство и смерть и так далее — это лоджонг, преобразование мышления. Когда вы говорите “общий лоджонг”, подразумевается всё; если же вы говорите “лоджонг ламрима”, речь идет конкретно о разделе, посвященном бодхичитте — например, о способах сопряжения практики при жизни с пятью силами и о пяти силах, практикуемых при приближении смерти. Молитва ламрима в Гуру Пудже содержит ламрим, преобразование ума, а после шести совершенств — и тантрические стадии зарождения и завершения. Эти пути описываются в отдельных строфах.

Молитва ламрима также включает пхову. Многие ламы выполняют пхову в сочетании с Гуру Пуджей. Они выполняют все Гуру Пуджу, а затем, дойдя до строфы о пхове3, произносят “хик!”, чтобы выбросить сознание умершего человека в чистую землю. Они представляют Будду Амитабху, Ваджрайогини или другого будду на макушке этого человека, а затем выбрасывают его сознание в чистую землю.

Второе воплощение Пабонки Дечен Ньингпо — автора “Освобождения в ваших руках”, – также выполняет пхову с Лама Чопа. Пабонка Дечен Нгьигпо скончался давным-давно, в Тибете; переродившись, он покинул Тибет и учился в Буксе в Индии, где я прожил восемь лет. Он стал геше, а затем вскоре проявил видимость рака и скончался в месте под названием Кашанг, неподалеку от Дарджилинга. То воплощение должно было как раз начать распространять Дхарму, завершив свое обучение в монастыре и получив все линии учений сутры и тантры от Его Святейшества Триджанга Ринпоче, который получил их от предыдущего Пабонки. Он должен был начать распространять Дхарму в нашем мире — подобно тому, как раскрывается цветок или восходит солнце; однако поскольку у живых существ не хватило кармы, он явил видимость рака и скончался. Сейчас есть другое воплощение; мы не так давно стали близкими друзьями.

Однажды, когда мы говорили о пхове, Пабонка Ринпоче сказал, что когда кто-то умирает, он просто выполняет Лама Чопа. После строфы о стадии завершения — ясном свете и иллюзорном теле — следует строфа о пхове. Разумеется, если вы достигли ясного света стадии завершения высшей йога-тантры, беспокоиться о пхове незачем; вы превзошли смерть и достигли внутренней чистой земли. Такой практикующий может достичь просветления за одну очень краткую жизнь времен упадка. Однако если вы не осуществили реализации стадии завершения — ясный свет и иллюзорное тело — когда вы умираете, вы выполняете пхову и пытаетесь достичь внешней качё, или чиcтой земли Чакрасамвары и Ваджрайогини. Если вы сможете там переродиться, то точно обретете просветление в той жизни. Это самая полезная из чистых земель. По поводу чистой земли Будды Амитабхи нет такой определенности. Когда я обратился с вопросом по этому поводу к своему коренному гуру, Его Святейшеству Триджангу Ринпоче, тот сказал: “Да, там можно практиковать тантру и достичь просветления”. Однако Кирти Ценшаб Ринпоче и некоторые другие ламы, включая, возможно, Денма Лочо Ринпоче, с этим не согласны. Они утверждают, что необходимо вновь будет переродиться в нашем мире, на этом южной континенте, а затем практиковать здесь тантру и достичь просветления.

Именно по этой причине строфа о пхове следует после строфы о стадии завершения. Молитва ламрима в Гуру Пудже содержит все глубокие, ключевые пнукты полного пути сутры и тантры.

Пабонка Дечен Ньингпо также упоминает, что когда мы выполняем эту практику, нам следует размышлять над значением слов и медитировать, а не просто бубнить слова: “блаблабла” — как будто мы поезд-экспресс. Мы должны как можно тщательнее размышлять над глубинным смыслом. Это, безусловно, оставит необычайные отпечатки совершенного чистого пути к просветлению. Таким образом мы наверняка достигнем самой сути жизни, что означает, что мы наверняка достигнем сущности счастья за пределами этой жизни — вплоть до просветления, и просветления в частности.

Выполнение основной практики Гуру Пуджи подобно попаданию в цель. Когда вы пускаете стрелу или пулю или бросаете бомбу, ваша задача — попасть прямо в цель: в вашего врага или то, что вы желаете уничтожить. Подобным образом, эта практика эффективно попадает в правильную цель. Поэтому вам следует пытаться все так интегрировать. Как говорит Пабонка Дечен Ньингпо, “В Гуру-Пудже содержится сотня вод”. Он, возможно, подразумевает, что подобно тому, как множество потоков, стекающих со снежных гор и других мест, собираются в океане, все важные практики сутры и тантры сжаты здесь, в Гуру Пудже. Если вы каждый день выполняете эту практику, то ничего не упускаете.

Поскольку это самое сердце писаний проявления Радостного, благословения этой практики несравнимы с благословениями никакой иной. Поэтому она обладает великой значимостью.

На основе этой практики вы медитируете на ламриме и тантрическом пути главного божества, которое практикуете. Здесь также содержатся все важные предварительные практики, главная из которых — преданность гуру. Преданность гуру — корень, позволяющий вам обрести благословения, причину для достижения реализаций на пути к просветлению.

Примечания:
1. Опубликовано издательством Snow Lion в книге “The Gelug/Kagyü Tradition of Mahamudra”.
2. Строфа 19
3.
3. Строфа 112

Запись опубликована в рубрике Лама Сопа Ринпоче с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.