Качества Тары

Досточтимая Тубтен Чодрон

18 декабря 2009
Аббатство Шравасти

Мы говорили о восприятии Тары как бывшего живого существа; говорили о том, что она практиковала на пути и стала буддой. Мы говорили о том, как размышлять о Таре, чтобы испытать вдохновение и развить уверенность в том, что мы также можем стать буддой.

Другой способ думать о Таре – видеть в ней проявление качеств будды. В этом случае мы в большей степени сосредотачиваемся на качествах будды; сосредотачиваемся на любви и сострадании, шести далеко ведущих практиках и различных качествах тела, речи и ума будды. На этих качествах можно долго медитировать; это очень полезно для практики прибежища и для того, чтобы знать, к чему вы хотите продвигаться, когда говорите: «Хочу стать буддой».

Поразмыслив над этими качествами, мы затем воспринимаем Тару как их физическое проявление. Подобно тому, как у художника могут быть определенные чувства, которые он выражает в форме картин, как у музыканта могут быть определенные умственные качества, которые он выражает в форме музыки, здесь, в Таре, физически проявлены просветленные качества – хотя сами по себе они и не материальны. Это качества ума.

Таков один из способов, которыми будды с нами общаются. Мы – существа в царстве желаний; у нас грубые тела. Мы очень привязаны к формам, цветам, очертаниям и тому подобному. Являясь нам в этих различных формах, будды дают нам представление о своих качествах.

Можно поразмыслить над тем, что вы ощущаете. Размышляйте над зеленым цветом Тары: зелень, рост, успех и тому подобное, — который вызывает у вас определенные ощущения. Размышляйте над ее позой: левая нога подобрана, указывая на контроль над внутренними энергиями; левая рука сложена в жесте прибежища и держит у сердца лотос; правая рука вступает в сансару, чтобы помочь; правая рука покоится на колене в жесте даяния, как если бы она вытаскивала нас из сансары, и так далее. Мы можем считать эти физические качества и облик Тары символами умственных качеств будды.

Для этого требуется совершенно иной образ мышления. В этом случае мы воспринимаем Тару не столько как личность, сколько как проявление качеств. Это также поможет нам в меньшей степени считать себя подлинно существующей личностью. При медитации на Таре иногда применяйте этот способ – воспринимайте ее просто как физическое проявление этих качеств; тогда вы сможете по-настоящему заметить, насколько сильно физический облик воздействует на ваш ум и помогает вам в практике.

Колофон: Это краткое учение было дано досточтимой Тубтен Чодрон в ходе зимнего ретрита по практике Зеленой Тары в Аббатстве Шравасти, 2009 – 2010 г. Другие учения с этого ретрита смотрите здесь.

Перевод и редакция – дост. Лобсанг Тенпа

Запись опубликована в рубрике Архив новостей с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.