Лама Сопа Ринпоче: Мотивация Белой Тары для долгой жизни

Учение ламы Сопы Ринпоче

Сегодня я передам посвящение Белой Тары для обретения долгой жизни. Возможно, у некоторых из нас есть жизненные препятствия, которые могли бы вызвать безвременную смерть. Есть много решений, много способов, которые способны продлить жизнь. Если жизненные препятствия связаны с тем, что мы исчерпали свою благую карму и заслугу, мы можем продлить жизнь, практикуя очень мощные способы накопления обширной заслуги. Если причина — в истечении жизненного срока, решение — получение посвящения долгой жизни, повторение мантр божеств долгой жизни, спасение жизни животных и людей, дарование пищи, одежды и крова. Все эти причины ведут к обретению долгой жизни сейчас и в будущем, во множестве будущих рождений. Освобождение людей из тюрем, забота о больных — все это способствует продлению жизни. Другой метод — совершение подношений света Трем Драгоценностям: можно всю ночь совершать подношения света! Подношения света — причина долгой жизни, а также мудрости Дхармы и ясновидения, потому что свет рассеивает тьму вокруг священных объектов. Для обретения долгой жизни можно также выполнять определенные медитации.

В целом Тара чрезвычайно могуществена. Тара очень близка к нам, живым существам — подобно тому, как мать близка к своим детям. Тара очень быстро исполняет наши желания о счастье и успехе. Существует множество различных Тар в различных аспектах, которые защищают нас от различных страданий и проблем и ведут к просветлению. У каждой из них — особая роль.

Белая Тара дарует нам — живым существам — долгую жизнь и мудрость. Его Святейшество Сонг Ринпоче, от которого я получил множество посвящений, был великим пандитом и просветленным существом; он объяснял, что пандиты древности сначала практиковали божеств долгой жизни, а затем божеств мудрости. Благодаря этому их обучение было успешным. Они имели возможность долго учиться, обретать реализации и приносить пользу живым существам. Благодаря состраданию и силе Тары, практики принятия прибежища в Таре, зарождения веры, медитации и визуализации способны устранять жизненные препятствия и продлевать жизнь.

Обретение долгой жизни нужно отнюдь не только ради нашего личного счастья. Цель жизни — каждого дня, каждого часа, каждой минуты, каждой секунды — принесение пользы другим, принесение блага другим, дарование счастья бесчисленным другим живым существам. Тем, кто страдает, кто нуждается в нашей помощи и поддержке, в нашем сострадании, в нашей любящей доброте, нет числа. Одно это живое существо или множество, смысл каждого дня — приносить другим пользу. Таков смысл жизни.

Мы должны даровать другим живым существам счастье этой жизни. Еще важнее даровать им счастье последующих, будущих рождений. Это не означает, что мы не должны даровать счастье в этой жизни; безусловно, мы должны пытаться это осуществить, но счастье всех будущих жизней обладает огромной важностью. Еще важнее освобождать живых существ из сансары, от всех циклов смерти и перерождения, всех страданий, вместе с их причинами, омрачениями и кармой. Таковые чрезвычайно важные способы принесения пользы другим живым существам. Однако лучший способ принести другим благо — даровать им несравненное счастье, совершенный, безупречный покой и блаженство полного просветления. Это самое важное. Именно так мы делаем свою жизнь полезной для других. Важно это знать и помнить, чтобы в наших умах было ясное понимание того, что такое «принесение блага других живым существам». Зная это, мы свободны приносить все эти виды счастья другим.

Чтобы осуществить это совершенным образом, без каких-либо ошибок, нам сначала нужно достичь полного просветления, прекращения всех ошибок в уме и достижения всех реализаций. Просветление не обретается без причины; причина просветления — осуществление пути к просветлению. В чем начало практики Дхармы? Первый шаг — оставление неблагой кармы, приносящей вред вам и другим существам, и практика благой кармы. При этом все усилия, которые вы прилагаете в практике, обладают огромным смыслом. Без защиты кармы невозможно обрести даже освобождения из сансары. Все ваши силы и усилия тратятся впустую. Вы рискуете полностью растратить эту драгоценную человеческую жизнь.

Начало пути — достижение этой драгоценной человеческой жизни, наделенной восемью свободами и десятью дарами. С этого момента и до достижения просветления все зависит от правильной преданности добродетельному другу. Сначала мы ищем и анализируем добродетельного друга. После этого, когда связь установлена, наш успех на пути зависит от правильной преданности добродетельному другу в соответствии с тем, как это в учениях объяснял Будда.

Придать жизни смысл

Когда вы просыпаетесь утром, радуйтесь и чувствуйте счастье! Думайте: «Даже прошедшей ночью в этом мире умерло великое множество людей; теперь они неспособны стать людьми. У них нет возможности практиковать Дхарму. Однако я не умер(ла) прошлой ночью, и это невероятное чудо. Жизнь полна препятствий. В наших умах присутствует множество омрачений, сокращающих жизненный срок или ведущих к смерти или болезни. Существует множество внешних жизненных препятствий. Мне так повезло обрести возможность вновь практиковать Дхарму.»

Размышляйте: «Смысл моей жизни — приносить пользу другим живым существам и даровать им счастье. Я несу ответственность за счастье всех живых существ. Если я сумею зародить сострадание, то буду приносить бесчисленным живым существам только покой и счастье; я не буду приносить им вред. Все счастье, которое другие живые существа получают благодаря моему состраданию, зависит от меня — вплоть до того, что я делаю со своим умом. Если я не зарождаю сострадание, проявляется только эго, а эго заботится только о себе. Эго трудится только ради себя и стремится к личному счастью. Из-за эго возникают гнев и все остальные эмоциональные состояния, и я причиняю вред живым существам — напрямую или косвенно. Жизнь за жизнью я причиняю огромный вред всем живым существам. Поэтому я несу полную ответственность за счастье всех живых существ, включая людей у меня на работе, членов моей семьи, а затем и всех живых существ».

Итак, проснувшись утром, первым делом — до того как выпьете чашку кофе или чая — вспомните о смысле жизни и ощутите эту ответственность. Затем думайте: «Я обрел(а) драгоценное человеческое тело. Мне довелось встретиться с добродетельным другом, который ведет меня по пути к просветлению. Мне довелось встретить Буддадхарму, которая указывает безошибочный путь — безошибочный с точки зрения объяснения причин счастья и страдания, смысла освобождения и сансары и различий между подлинным и иллюзорным счастьем. Мне невероятно повезло. Поэтому на основе правильной преданности добродетельному другу я стану как можно больше практиковать».

Затем, одеваясь, думайте: «Смысл моей жизни — приносить пользу всем живым существам, поэтому я одеваюсь, чтобы защитить свое тело и сохранить здоровье». Таким образом вы одеваетесь ради других — не только для себя, но и для других живых существ.

То же касается и умывания или купания. Думайте: «Я несу ответственность за счастье всех живых существ. Я моюсь для поддержания здоровья». Таким образом, вы посвящаете умывание счастью других существ.

Завтракая, обедая или ужиная, поступайте так же. Сначала вспомните о смысле жизни и ощутите ответственность за счастье всех живых существ. Чтобы принести счастье другим живым существам, вам нужно быть здоровым и обладать долгой жизнью. Чтобы служить другим, приносить им пользу, практиковать Дхарму, медитировать на пути, вам нужна долгая жизнь. Таким образом, принятие этой пищи вы посвящаете другим, счастью других.

Когда вы идете спать, размышляйте таким же образом. Помните о смысле жизни, о том, что вы несете ответственность за счастье всех живых существ. Думайте: «Чтобы служить всем живым существам, мне нужно иметь здоровье. Ради этого я ложусь спать». Тогда ваш сон — сколько бы часов вы ни проспали — становится служением другим живым существам.

Мы такую значительную часть своей жизни тратим на сон и работу! Даже если мы проживем сто лет, половина этого срока уйдет на сон, а значительная часть другой половины — на нашу работу. Поэтому перед тем как идти на работу, зародите добродетельную мотивацию, в особенности мысль о принесении пользы другим живым существам. Это чрезвычайно важно.

Когда в вашей жизни наступает чрезвычайно загруженный период — много семейных дел, много вещей, которые нужно сделать — даже если вы не можете выполнять много практик, молитв, сидячих медитаций и так далее, самое важное прибежище — ваш собственный ум, ваше доброе сердце. Даже если на практику времени нет, если вы принимаете прибежище в собственном уме, в собственном добром сердце, и направляете все свои усилия на развитие сострадания к другим, все ваши действия — работа, забота о семье, вкушение пищи, ходьба, сон, что угодно — становятся не просто добродетелью и причиной счастья; они также становятся причиной просветления, лучшего и высшего счастья. Все ваши действия становятся причиной счастья; они не становятся причиной страданий. Принятие прибежища в бодхичитте, в вашем добром сердце, становится чрезвычайно важным. Оно становится бесценной драгоценностью, гораздо более драгоценной, чем целое небо, полное исполняющих желание драгоценностей. Эти драгоценности — ничто по сравнению с ценностью вашего доброго сердца. Даже одна минута зарождения сострадания по отношению к одному живому существу — будь то насекомое или человек — невероятно ценна. Она приводит вас к просветлению. Сострадание, которое вы зарождаете хотя бы на секунду, минуту, по отношению к кому-то, приводит вас к просветлению. Каждый раз, когда вы зарождаете сострадание, это приближает вас к бодхичитте, приближает вас к просветлению.

Поэтому даже если вы не можете много заниматься другими практиками, обратите ум к мысли о принесениии пользы другим, и это сделает всю вашу жизнь, двадцать четыре часа в сутки, подобной золоту, подобной алмазу, полностью преображенной. Вся ваша жизнь станет чрезвычайно значимой, чрезвычайно полезной для всех живых существ. Ваша жизнь становится причиной счастья не только для вас лично, но и для всех живых существ.

Даже если вы много лет будете практиковать в ретрите в уединенном месте, сколько бы миллиардов повторений мантры вы ни выполнили, какую бы практику ни совершали, без этого прибежища в вашей бодхичитте, в вашем добром сердце все это будет либо бесмысленно, либо наделено крайне небольшим смыслом. Результаты будут крайне незначительными. Польза для вас и для других будет очень маленькой; ее либо не будет вовсе, либо будет очень мало.

Поэтому перед тем, как идти на работу, поразмыслите над смыслом жизни и над тем, что вы несете ответственность за счастье всех живых существ. Если можете, зародите мотивацию бодхичитты, чтобы достичь просветления ради всех живых существ. Думайте: «Я буду служить другим живым существам». Будет очень хорошо, если вы сможете это сделать.

Вместо того, чтобы думать, что ваша работа нужна для вас, для вашего счастья, думайте, что эта работа служит счастью других живых существ, особенно людей, которые вас нанимают, и тех, кто получает производимый вами продукт. Если вы работаете на фабрике или в подобном месте, производимую вами продукцию получает множество тысяч людей. Размышляйте, в частности, о них. Вы даруете все это счастье другим. Это пример, но вы можете его дополнить. Есть множество видов счастья, которые вы способны принести другим.

Выполняя свою работу, периодически проверяйте свою мотивацию. Проверьте, не стала ли мотивация эгоистичной. Если ваш ум впал в эгоцентризм, преобразуйте ум в бодхичитту, мысль о принесении блага другим. Вновь вспомните о цели своей жизни, о том, что вы несете ответственность за счастье всех живых существ. Думайте о том, что эгоистичный ум — ваш главный враг, враг, который порождает все проблемы и препятствия. Затем преобразуйте свои помыслы в мотивацию бодхичитты, мысль о принесении блага другим.

Перед тем, как ложиться спать, посвятите все собранные за этот день заслуги. Таким образом, все часы, которые вы провели, выполняя свою работу, становятся Дхармой, причиной просветления.

Это лучший способ придать жизни глубочайший смысл, величайшую пользу для других живых существ. Это лучший способ наслаждаться жизнью. Жизнь, проживаемая с таким отношением, приносит величайшее удовлетворение; она приносит удовольствие.

Забота о себе и других

Здесь, на Западе, много говорят о любви к себе, сострадании к себе. Лучший способ любить себя — жить с помыслами о принесении пользы другим. Это лучший способ заботиться о себе. На самом деле, практиковать весь ламрим и отречение, пытаться освободиться из сансары — подлинный способ любить себя, потому что вы пытаетесь освободить себя от всех страданий и их причин. Это подлинная любовь к себе. Когда вы перестаете создавать неблагую карму, это подлинная любовь, потому что вы защищаете себя от страданий, от низших царств. Чрезвычайно важно практиковать правильное воззрение и медитировать над пустотностью. Они отсекают корень всех ваших страданий, так что это лучший способ любить себя.

Практика бодхичитты, забота о других живых существа, приносит все виды счастья. Поэтому это лучший способ заботы о себе. Забота о других — лучший способ заботиться о себе. Однако забота о себе открывает врата всем проблемам и страданиям. Взгляните, например, на людей, которые не уживаются с другими людьми; независимо от того, на Запад едет такой человек или на Восток, все становятся его врагами, а этот человек становится врагом для всех. Происходит это потому, что в этом человеке столь силен эгоистичный, эгоцентричный ум, так сильны себялюбивые помыслы. Таким образом, этот человек не уживается с другими, потому что возникают эмоциальные состояния — гнев и так далее. Из-за этого в жизни возникает множество проблем, а мы сами причиняем трудности другим.

Даже рассматривая историю собственной жизни, мы узнаем, что в те периоды, когда наши умы были полны сострадания и любви, в нашей жизни было больше покоя. Мы были способны приносить другим больше счастья и покоя. Когда наши умы становятся более эгоистичными и нетерпеливыми, мы только вредим другим и тревожим их. Даже в нашей собственной жизни отсутствуют покой и счастье.

«Посему, чтобы обрести полное просветление ради всех живых существ, чтобы суметь принести наибольшее благо, суметь осуществить совершенные деяния ради всех живых существ, мне нужно осуществить этапы пути к просветлению. Для этого я нуждаюсь в долгой жизни. Чтобы служить другим живым существам, нам нужна долгая жизнь. Ради этого я принимаю посвящение Белой Тары». С помыслами о принесении пользы бесчисленным другим живым существам зародите такую мотивацию.

Колофон: Из учений, дарованных ламой Сопой Ринпоче перед посвящением Белой Тары в Осел Шен Пхен Линге, штат Монтана, в августе 1999 года. Расшифровано Су Хунг. Редакция — Тубтен Миндрол при поддержке досточтимой Сары Трешер, сентябрь 2005. Благодарим Архив Мудрости Ламы Йеше (www.lamayeshe.com) за разрешение на использование.

Запись опубликована в рубрике Лама Сопа Ринпоче с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.