Лама Йеше: Медитация на равностности

Тубтен Йеше

Предварительные этапы
Начните с краткого периода расслабляющих физических упражнений – йоги, тай-цзы – или краткой прогулки в спокойном окружении. Подготовьте личный алтарь или просто зажгите свечу или благовония, чтобы создать некое священное пространство, в котором будете медитировать.

Сев в пространстве для медитации, успокойте свой ум, несколько минут выполняя медитацию на дыхании. Просто осознавайте свое дыхание, расширение и сжатие живота на вдохе и выдохе. Вы также можете использовать упражнение по подсчету циклов дыхания.

Когда возникают отвлекающие мысли или эмоции, просто отмечайте их и отпускайте, не вовлекаясь. Вы можете выполнять этот этап три-пять минут или более.

Теперь представьте, что вас окружают все, кто присутствует в вашей жизни – друзья, враги и незнакомцы. Мысленно оживите этих людей; представьте, что они действительно находятся рядом с вами, в том же пространстве, и вместе с вами медитируют.

Затем поправьте свою мотивацию. Подумайте о намерении, с которым занимаетесь духовной практикой в целом и этой медитацией в частности. Тщательно зародите решимость использовать свою учебу и медитацию для углубления понимания и постижения, для совершения очередного шага на духовном пути ради собственного блага, блага всех людей в вашей жизни, а в самом обширном варианте  – и блага всех живых существ.

Основная часть практики
Из всех людей в вашей жизни, которые окружают вас в визуализации, выберите трех и поместите их перед собой: близкого друга, родственника или любимого – кого-то, кого вы любите; врага, с которым у вас какие-то разногласия, который вызывает в вашем сердце гнев или раздражение; незнакомца, о котором вы на самом деле вообще не думаете, к которому испытываете только равнодушие — отсутствие интереса и внимания.

Поразмышляйте над своими отношениями с каждым из этих людей, начиная с друга. Мы любим своих друзей и замечаем только благие качества, которые изначально нас к ним привлекли. Человек, которого мы сильно любим, не может ошибаться, лишен дурных черт.

Но бывают и времена, когда мы друг с другом не согласны, когда мы ссоримся, или когда наш друг, забывшись, дурно с нами обращается. Что мы тогда чувствуем? Где наша любовь? Где чудесный человек, которого мы называем “другом”? В момент гнева мы не может отыскать благие качества, которые, как нам казалось, неотъемлимо присущи личности нашего друга.

Таким образом в один момент друг становится врагом.

Мы много раз переживали это в своей жизни. Брак, заключенный на небесах, завершается в суде по бракоразводным процессам; роман — катастрофой. Семья, которой все восхищались и которую все считали идеальной, разваливается, а ее члены страдают. Дружба на всю жизнь не выдерживает самого слабого давления.

Где же тогда подлинно обнаружимый вечный друг?

Подумайте о враге. Все мы сталкивались со сложными взаимоотношениями, испытывая раздражение, гнев и напряженность. Невозможно найти ситуацию, в которой нам в этом враге все бы нравилось. Однако где-то есть люди, которые нежно любят этого раздражающего человека, считают его прекрасным. Кто прав? Где в этом сочетании человеческих тела и ума находится реальный друг или реальный враг?

Иногда эти трудные, раздражающие отношения могут превратиться в близкую дружбу. Раздражающий человек, которого мы стремились избегать, начинает поддерживать нас в трудных сиутациях. Куда же делся враг? Где отыскать подлинного, вечного врага?

Наконец, незнакомец. Человек, которому мы равнодушны. Все друзья и враги некогда были незнакомцами.

Каждый человек в нашей жизни иногда является другом, иногда превращается во врага, а иногда остается неизвестным — полным незнакомцем. Наш друг — чей-то враг; наш враг — чей-то любимый. Где же можно отыскать постоянных, неизменных друга, врага или незнакомца? Их порождают только проекции нашего ума. В других людях нет ничего, что мы могли бы с полной уверенностью обозначить как дружественное или неприятное.

Посвящение
Верните ум к мотивации, которую установили в начале медитации. Посвятите понимание, духовную энергию и творческий потенциал, которые зародили в ходе выполнения этой медитации, осуществлению своих целей, совершению следующего шага на вашем духовном пути — ради собственного блага и блага всех людей в вашей жизни.

Запись опубликована в рубрике Буддийские медитации, Лама Йеше с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.