О пользе изучения сутр совершенной мудрости (Праджняпарамиты)

Из выступления Ламы Сопы Ринпоче в Институте Ламы Цонкапы в Помайе (Италия) 22 октября 2000 года. Отредактировано Патриком Ламбеле. В Институте Ламы Цонкапы преподают Магистерскую программу ФПМТ, которая упоминается в тексте.

Гуру Будда Шакьямуни даровал учения 500 лебедям, и благодаря этому все 500 переродились в следующих жизнях людьми. И не просто людьми – все они стали полностью посвящёнными монахами и вступили на благородный путь достижения полного освобождения от сансары. Они продвигались по пяти путям, реализуя путь накопления, путь освоения, путь видения, путь медитации и путь «больше не-учения». Они прошли все эти пять особых путей и в следующей жизни смогли избавиться от страданий сансары.

Это пример того, как сильно действует слушание учений Будды, какое большое влияние оно оказывает и какую пользу приносит. Эти птицы достигли невероятных результатов в их следующих жизнях, и мы сможем достичь того же в нашей жизни, слушая учения, даже если мы их не понимаем. Великая польза, получаемая нашим умом от простого слушания учений Будды, похожа на безграничное небо; мы получаем безграничное небо выгоды. Этот эффект полностью отличается от того, что мы получаем от чтения газет, просмотра телепрограмм (24 часов или 100 часов), от чтения романов о войне или ещё каких-то выдуманных историй. На Западе столько выдуманных историй, люди читают романы, чтобы убить время, когда им не спится или нечего делать. И так наша жизнь проходит за романами. Но существует огромная разница между чтением или слушанием Дхармы Будды, текстов Будды, даже если вы их не понимаете, и чтением всех остальных произведений. Между этими двумя занятиями огромная пропасть, как между небом и землёй.

Темы, противоположные буддийскому учению, способствуют росту в вашем уме привязанности, гнева и зависти. Когда вы узнаёте, что кто-то достиг большого успеха в бизнесе или обладает большим богатством, что кто-то стал миллионером, миллиардером, мультимиллиардером, вы испытываете зависть. Разнообразные негативные и беспокоящие эмоции возникают в вашем уме и оставляют в нём негативные отпечатки, затрудняют обретение реализаций на пути к просветлению. Омрачая ум, эти негативные эмоции и оставляемые ими отпечатки становятся препятствием для видения абсолютной природы — пустотности. В дальнейшем это затрудняет избавление от причины страдания – невежественного ума, неведения, равно как и от других омрачающих, беспокоящих эмоций и кармы. Из-за этого трудно освободиться от сансары, от океанов сансарических страданий. В то же время, слушание, чтение и изучение Будда-Дхармы сильно облегчает понимание этих вопросов в будущих жизнях, даже если сейчас вы их не понимаете. Становится очень легко понять и познать смысл предмета, значение слов и путь к практике. Это сделает вашу будущую жизнь такой же лёгкой, как у птиц из того примера, всего лишь услышавших слова Будды. Эта история не нова, но она демонстрирует особую пользу слушания Дхармы и тем самым вдохновляет на слушание, чтение и изучение учений Будды.

Васубандху, написавший трактат «Абидхармакоша», каждый день читал его вслух. Его слышал голубь, сидевший на крыше. После смерти голубя Васубандху силой своего ума проверил, где он переродился. Он увидел, что голубь родился человеком в семье, жившей в этом же районе. Он спустился в долину, и, найдя этого ребёнка, спросил у его родителей, может ли он взять его с собой. Семья отдала ему ребёнка, и он забрал его к себе. Впоследствии этот ребёнок стал монахом, наречённым Ачарья Схирамати, и написал четыре комментария к «Абидхармакоше», которую услышал, когда был голубем. Поскольку ему было так легко понять этот трактат, он стал сведущим в нём и написал в этой жизни четыре комментария к нему. С другой стороны, когда он услышал учения Мадхьямики, то ему было очень трудно понять их, потому что у него не было опыта слушания этих учений в прошлой жизни. Это показывает, какое большое значение имеет слушание учений Будды, даже если в прошлых жизнях мы их никогда не слышали. Просто слушание учений Будды, не говоря о понимании, окажет огромное воздействие на наши последующие жизни. Такая вот небольшая история. Из таких историй вы можете понять, что, слушая Дхарму, просто слушая учения Будды, вы можете обрести хорошее перерождение в следующей жизни.

В частности очень важно изучать такие предметы семилетней Магистерской программы и Базовой программы, как учения Праджняпарамитты [Совершенства мудрости], «Абхисамая-аламкара» и «Мадхьямика-аватара», а также «Абидхармакоша». Чем обширнее ваше изучение учения Будды, тем больше расширяется ваше понимание, какие воззрения правильные, а какие нет. Вы разовьёте больше мудрости, что позволит отличать верное от дурного. Поэтому вы не только сможете правильно практиковать, избегая серьёзных затруднений и временных затрат, но и сможете быстро достичь корректных  реализаций. Чем всестороннее ваше понимание Дхармы, тем больше пользы вы будете приносить другим. Вы сможете показывать путь к просветлению и освобождению другим живым существам в соответствии с их возможностями. Тем, кто обладает низшими способностями, вы сможете даровать более простые учения; другим предлагать средний уровень объяснений; тем же, кто обладает более развитым интеллектом, вы будете объяснить Дхарму в подробностях и деталях. Таким образом, вы будете даровать учения, которые соответствуют желаниям существ и уровню их интеллекта. Таким образом, у вас будет больше возможностей приносить пользу другим живым существам. В то же время, у человека с ограниченным пониманием Дхармы не так уж много возможностей приносить пользу другим, объясняя им Дхарму.

Кунгьен Джамьянг Шайба, один очень влиятельный лама из провинции Амдо, написал много обширных философских трактатов. Фактически, самые первые определения, с которыми ученик сталкивается, приступая к философским дебатам в монастыре, – это его определения формы, цвета и так далее. Каждый раз, когда кто-то изучает эти определения, эти слова Дхармы – это помогает ему развивать всеведущий ум. Это шаг на пути достижения всеведущего ума. Это способ развития всеведущего ума; способ сделать ум полностью пробуждённым или просветлённым. Вот так, каждый день узнавая значения слов, мы создаём всеведущий ум. Поэтому крайне полезно изучать буддизм и особенно изучать его глубоко и всесторонне. Так что изучение Праджняпарамиты – это невероятно. Невозможно измерить пользу этого.

В «Сутре львиного рыка Шрималадеви» упоминаются преимущества слушания учений о совершенстве мудрости – «Абхисамая-аламкары» и «Мадхьямика-аватары». «Абхисамая-аламкара» прямо указывает метод и непрямо, то есть скрытым образом, говорит о мудрости. Слушатель этих учений Праджняпарамитты («Совершенной мудрости») – учений, которые раскрывают абсолютную природу, – накопит больше заслуг, чем от десяти эонов практики пяти парамит (совершенств), т.е. от десяти эонах практики парамит даяния, нравственности, терпения и так далее. Нам очень сложно практиковать терпение даже когда кто-то просто провоцирует нас, например, скажет: «Эй, ты сделал то и это», или закричит на нас, или ещё как-то нас спровоцирует. Если кто-то говорит о наших ошибках другим людям, рассказывает и демонстрирует наши ошибки, для нас очень трудно даже разово практиковать терпение. Ну, по крайней мере, для меня трудно даже один раз практиковать терпение, а в этой сутре говорится о десяти эонах практики даяния, нравственности и прочего. Мы можем понять, как это сложно, соотнеся это с собой, – насколько нам сложно даже однократно практиковать нравственность без изъяна. Десять эонов практики нравственности, терпения, усердия и концентрации. Но просто слушание учений о совершенной мудрости даёт нам гораздо больше заслуг, чем десять эонов практики других пяти совершенств. Вдобавок к этому десять эонов объяснения сутр совершенной мудрости другим живым существам дарует нам гораздо больше заслуг, чем десять эонов слушания учений о совершенной мудрости. А одна секунда, равная по продолжительности щелчку пальцами, медитации на пустотность дает гораздо большую заслугу, чем десять эонов объяснения учений совершенной мудрости другим живым существам.

Когда вы изучаете тексты совершенной мудрости, то, если вы соотносите их со своим собственным умом, своим собственным мировоззрением, своей жизнью, своими собственными представлениями, и затем анализируете их, ваше изучение становится медитацией. Таким образом, вы понимаете, как много заслуг вы накопите, изучая совершенную мудрость, например «Мадхьямика-аватару». Это просто невероятные заслуги, большая удача, великое счастье. Накапливается хорошая карма, это потрясающе.

В «Алмазной сутре» упоминается, что запоминание всего четырёх строк из текстов совершенной мудрости приносит невероятную, удивительную пользу. Будда объяснял, что польза от этого равнозначна количеству миров, равному количеству песчинок в Ганге. В сутре также говорится о мирах, равных количеством числу атомов в воде в этих мирах. Количество миров, равное числу песчинок в Ганге, – это невообразимое число (Ганг часто используют как метафору океана). Река Ганг так широка и длинна, в ней несчётное число песчинок. Следом же говорится о мирах, равных числом числу атомов воды в этих мирах. Просто запомнив четыре строки – одну строфу – учений о совершенной мудрости, мы соберем больше заслуг, чем если бы мы заполнили такое количество миров драгоценными камнями, золотом, бриллиантами, серебром и поднесли их Будде. Хотя подобные подношения невероятны и обширны, они мизерны, если сравнить их с запоминанием четырёх строк учений о совершенной мудрости. Так что вы должны осознавать, какую возможность к накоплению заслуг вы получаете.

Изначально эту семилетнюю программу составил Лама Йеше, чья доброта превосходит доброту всех будд трёх времён. Геше-ла [Геше Джампа Гьяцо], который был одноклассником и другом Ламы Йеше, планировал и прикладывал усилия для начала этой программы. Благодаря этому у вас есть возможность изучать и осваивать эти тексты о совершенной мудрости – «Мадхьямака-аватару», а перед этим «Абхисамая-аламкару». Вы пока ещё не осознали, как вам повезло, вам нужно разглядеть пользу от изучения, запоминания, просто от слушания этих текстов. Эта польза невероятна, понимаете ли вы сразу значение этих текстов или нет. Главное осознать, как драгоценны эти тексты и какую невероятную пользу вы от них получаете. В начале «Мадхьямака-аватары» говорится, что [совершенство мудрости] зовётся «матерью», потому что все бесчисленные прошлые, настоящие и будущие будды зародились от этой совершенной мудрости. От этой мудрости также зародились бесчисленные бодхисаттвы и бесчисленные архаты. Эта мудрость — то, что освобождает бесчисленных живых существ из океанов сансарических страданий. Это настоящая Дхарма, настоящее Прибежище, которое освобождает нас из океанов сансарических страданий, существующих с безначальных времён. Это учение Праджняпарамиты драгоценно, невероятно драгоценно. Будда сказал: «Там, где учение Праджняпарамиты, там я». Будда сказал Кунге (Ананде), что ничего, если все остальные учения будут уничтожены, но нельзя допустить потеряю или уничтожение даже малой части учений Праджняпарамиты. Будда попросил Кунгу присматривать за учениями Праджняпарамиты и охранять их. Поэтому ваше изучение текстов Праджняпарамиты – это также и служение учениям Будды, вклад в сохранение и их распространение. Это очень важное служение Будде – тому, о чем Будда так сильно заботился, учению Праджняпарамиты.

Так что это большое достижение Института Ламы Цонкапы, то, что эти программы, не только семилетняя, но и четырехлетняя Базовая программа, проводятся, исполняя благой замысел Ламы Йеше. В плане изучения Дхармы организация и проведение этой программы – огромное достижение с образовательной точки зрения. Также это исполнение святых пожеланий Ламы Йеше организовать обучение западных студентов на Западе. Это очень важно для вашего личного развития и полезно для самого важного проекта ФПМТ – появления большого количества квалифицированных учителей для освобождения бесчисленных живых существ. Каждый студент, каждый человек, который завершит этот курс, будет способен к освобождению бесчисленных живых существ, не только от низших миров, но и от сансары, которая заложена в природе страдания, и затем приведет их к полному освобождению. Успех этой программы может вдохновить людей проводить подобные программы в других частях света, в других странах, в других центрах. Студенты, которые пройдут здесь обучение, смогут помогать в проведении или вести Базовую программу и другие семилетние программы. Если они хорошо учатся, они смогут стать настоящими учителями. В разных частях света они смогут учить множество людей, просветлять и пробуждать многие разумные существа от темноты невежества; разумные существа, чьи умы были темны, лишены света мудрости Дхармы с безначальных времён.

Поэтому я хотел бы воспользоваться возможностью поблагодарить вас. На самом деле я должен был бы преподнести каждому из вас по миллиарду долларов, вот что надо было бы сделать! Миллиард, зиллиард долларов каждому человеку! Тем, кто учится так, что даже не спит по ночам, я должен преподнести зиллиард долларов! В любом случае, я хотел бы от всего сердца поблагодарить организаторов, включая геше-ла и всех остальных, и всех студентов. Я хотел бы поблагодарить вас от имени Ламы Йеше, от имени всех будд, бодхисаттв и всех живых существ. Благодарю вас. Спасибо вам большое.

Оригинал

Перевод на русский — Александр Цешинский.

Запись опубликована в рубрике Переводы с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.