Схема 13. Двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения

Как омрачения и карма привязывают нас к сансаре

“Вначале возникает мысль, которая просто навешивает на совокупности ярлык “я”; затем возникает видимость того, что это “я” существует с собственной стороны, и как только мысль верит в подлинность этой видимости, мысль эта становится невежеством. Это ошибочное представление, поскольку объект в реальности не существует. Именно поэтому объект является галлюцинацией; невежество, которое мотивирует карму, является галлюцинацией относительно природы “я”.
Кьябдже Сопа Ринпоче

Еще один – помимо четырех благородных истин – способ понять исполненную страданий природу сансары – медитировать на поэтапной эволюции двенадцати взаимозависиых звеньев в соответствии с тем, как они показаны Буддой Шакьямуни. Их представляют символические изображения колеса жизни, также называемые двенадцатью взаимозависимыми звеньями порождения. Колесо это держит в своей пасти Владыка Смерти, что показывает, что все существа, живущие в шести царствах сансары, находятся под контролем непостоянства и смерти. Колесо также поддерживают его руки и стопы, что символизирует пребывание в ловушке подлинных страданий и подлинной причины страданий – омрачений и кармы.

1. Невежество: сознание, полагающее неотъемлемое существование.
Слепец, изображенный на колесе жизни, символизирует невежественного человека, который не ведает, куда идет, где переродится, от чего страдал или от чего будет страдать в перерождении. Невежество – коренная причина всех омрачений.

2. Формирующие действия, или карма
Невежество порождает составные действия.
Это символизирует человек, делающий глиняные горшки. Подобно тому, как глиняному горшку можно придать множество размеров и форм, создание различных карм приносит различные результаты.
Карма может быть добродетельной, недобродетельной или «неколеблющейся».

3. Сознание
Формирующие действия порождают сознание; символизирует это обезьяна, держащая в руках плод и прыгающая с дерево на дерево, что показывает, что сознание, перенося кармические отпечатки, соединяет прошлое с настоящим, а настоящее с будущим.

4. Имя и форма – умственные и физические совокупности
Сознание порождает имя и форму.
Это символизирует человек, который гребет в лодке. Лодка символизирует совокупность формы, а человек в ней – совокупности чувств, различения, формирующих факторов и сознания, находящиеся в оплодотворенной яйцеклетке.

5. Шесть сфер чувств, силы чувств
Имя и форма порождают шесть чувственных сил.
Символизирует это пустой дом. Поскольку это звено относится к эмбриону в утробе, оно показывает, что чувственные силы формируются, но пока не встретились с соответствующими им объектами.
Шести сферам чувств также соответствуют шесть внешних объектов и шесть сознаний.

6. Контакт
Шесть сфер чувств порождают контакт.
Это символизирует контакт мужчины и женщины, встреча чувственных сфер с их объектами.
Контакт распознает объекты как привлекательные, непривлекательные или нейтральные, и возникает при соприкосновении чувственной силы, сознания и соответствующего объекта.

7. Чувство
Контакт порождает чувство.
Это символизирует человек, который – с пронзенными стрелой глазом – страдает из-за своего соприкосновения с объектом. Без контакта нет чувства; таким образом, если мой ум не контролируем, мне лучше избегать контактов с объектами, которые приводят к увеличению жадности и дальнейшим страданиям. Именно поэтому Гуру Шакьямуни с великим состраданием установил правило о том, что нужно поддерживать удовлетворенность и владеть малым числом вещей.
Также существуют три вида чувств: удовольствие, боль и нейтральные переживания.

8. Страстное желание
Чувство порождает страсть.
Ее символизирует человек, пьющий вино. Подобно тому, как жажда человека никогда не будет утолена, человек, омраченный жадностью, никогда не удовлетворяется и жаждет все больше и больше.
Это страсть нежелания расставаться с удовольствиями и страсть желания удалиться от боли.

9. Цепляние
Страстное желание порождает цепляние.
Его символизирует мартышка, срывающая с дерева фрукт. Попробовав один фрукт, она цепляется за дерево, чтобы срывать все больше и больше. Цепляние порождается страстным желанием и продолжает существование, подобному тому как люди цепляются и держатся за свои физические тела.

Четыре вида цепляния: (а) исполненное желания цепляние – желание, подразумевающее сильную привязанность к видимым формам, звукам, ароматам, вкусам и ощутимым объектам; (б) цепляние за омраченные воззрения; (в) цепляние за дурные нравственность и поведение; (г) цепляние за “я”.

10. Существование
Цепляние за тело порождает существование.
Символизирует это беременная женщина. В этот момент карма, ведущая ко следующему перерождению, уже готова проявиться, подобно тому как женщина на позднем этапе беременности носит в своей утробе полностью развитого ребенка.
Существование – это полностью проявившая свой потенциал карма.

11. Рождение
Существование порождает перерождение.
Символизирует это женщина, переживающая роды.

12. Старение и смерть
Рождение порождает старение и смерть.
Это символизирует старик, идущий с клюкой и несущий труп. Таким образом смерть завершает жизнь и колесо существования делает еще один поворот.

Таким образом возникает то,
Что является лишь совокупностями страдания.

Эти совокупности, принимаемые в силу загрязненных действий и омрачающих эмоций и наделенные природой лишь страданий, прекращаются посредством пресечения невежества.

За сколько жизней человек проходит этот цикл из двенадцати звеньев? Самое быстрое – за две жизни. В первой жизни, мотивированный невежеством, человек осуществляет действия, тем самым накапливая эту карму – потенциалы, остающиеся в сознании – а при приближении момента смерти страстное желание и цепляние взращивают эти кармические возможности, которые, полностью проявившись, называются существованием. Затем, в следующей жизни, человек сталкивается с их следствиями – именем и формой, шестью сферами чувств, контактом и чувством, а также рождением и старением/смертью.

В самом длинном варианте один цикл из двенадцати звеньев охватывает три жизни. За одну жизнь человек осуществляет действие, мотивированное невежеством, тем самым оставляя в сознании потенциалы – и это первые три звена. Затем, к концу более позднего перерождения (которому может предшествовать сколько угодно жизней) страстное желание и цепляние пробуждают конкретный потенциал, установленный совершенным в более раннем рождении действием, тем самым являя десятое звено – существование. Затем, в следующей жизни, проявляются оставшиеся взаимозависимые порождения – имя и форма, шесть чувственных сфер, контакт, чувство, рождение, старение и смерть.

В силу существования этого возникает то.
В силу возникновения этого порождается то.

Нежелательные страдания старения и смерти порождаются в зависимости от рождения; рождение порождается в зависимости от проявленного уровня действия, которое называется существованием; существование порождается в зависимости от чувства; чувство порождается в зависимости от контакта; контакт порождается в зависимости от шести чувственных сфер; шесть чувств порождаются в зависимости от имени и формы; имя и форма порождаются в зависимости от сознания; сознание порождается в зависимости от действия; действие порождается в зависимости от невежества.

Упор здесь делается на первой из четырех благородных истин – на самих подлинных страданиях, которые являются следствиями.

Затем, с точки зрения очищения объяснение такого: когда прекращается невежество, прекращается действие; когда прекращается действие, прекращается сознание; когда прекращается сознание, прекращаются имя и форма, и т.д… до тех пор, пока не прекратятся рождения и старение и смерть.
Его Святейшество Далай-лама

Медитируйте следующим образом
Постарайтесь осознать всю эволюцию сансары. Упомянутое невежество подобно фермеру, который засевает семена кармических отпечатков в наше сознание, поле. Из этого возникают все остальные звенья взаимозависимого происхождения; таким образом, можно увидеть, что в то время как разворачивается один цикл взаимозависимого возникновения – с момента первой причины до полного порождения ее следствий, – одновременно разворачивается множество других циклов взаимозависимого происхождения, вращающихся вокруг других загрязненных действий, мотивированных невежеством. Это подобно совершению преступления, попаданию в тюрьму и совершению еще большего числа преступлений в тюрьме. Таким образом, пока невежество не будет устранено, оно как будто бесконечно – не кажется, что есть способ положить ему конец. Именно поэтому сансара называется тюрьмой, и неважно, что мы совершаем: даже осуществляя добродетель, можно пожинать лишь ограниченные следствия в сансарическом существовании. Подлинное счастье никогда не достигается — его негде отыскать. Единственный способ выбраться – подыскать к замку верный ключ; мудрость, постигающую подлинную природу реальности, которая наделена силой устранять невежество, коренную причину циклического существования.

Посвящение
Прошу, благословите меня и всех живых существ на то, чтобы поддерживать стяг освобождения и вкусить драгоценности самоцветов арьев и три высшие тренировки и освободиться от восприятия нестерпимой тюрьмы циклического существования как обители удовольствий.

Силой этих заслуг пусть я быстро достигну состояния будды и всех без исключения живых существ приведу к этому просветленному состоянию.

Тибетский текст, приводимый в левой верхнем углу изображения Колеса Жизни – это собственные наставления и средства Будды:

Приложите усилия, чтобы его уничтожить,
Вступите в Дхарму Будды.
Устраните Владыку Смерти,
Подобно тому, как слон крушит хижину из сломы

Каждый, кто с огромной совестливостью
Принимает практику Винаи (нравственности),
Оставляет цикл перерождения
И тем самым пресекает страдания.
Будда

Запись опубликована в рубрике Буддийские медитации с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.