Досточтимая Тубтен Чодрон. «Предварительные практики (нёндро)»

Досточтимая Тубтен Чодрон

Наш ум часто сравнивают с полем, на котором можно взрастить щедрый урожай мудрости и сострадания. Чтобы семена слушания учения взрастали легко и быстро, поле необходимо должным образом подготовить: очищение негативных кармических отпечатков подобно очищению поля от камней и мусора, а обогащение ума позитивным потенциалом можно сравнить с поливом и удобрением почвы. Таким образом, цель предварительных практик — очистить и обогатить наши умы, благодаря чему практика будет протекать гладко, а наше сердце станет путем к просветлению. У процесса очищения и обогащения есть несколько функций:

1. Он очищает кармические загрязнения, оставленные совершенными в прошлом неискусными действиями и не дающие нашему уму постичь Дхарму. Иногда мы приходим на учения и засыпаем; в других случаях наш ум скачет, как обезьяна, и не может сосредоточиться. Иногда мы бодры и слушаем учение, но мало что при этом понимаем. Бывает и так, что мы слушаем учение, а ум наш полон сомнений или гнева. Предварительные практики устраняют подобные омрачения, и благодаря этому учения смогут по-настояшему затронуть наше сердце.

2. Чтобы продолжать практику в одном рождении за другим, необходимо создать причины для нескольких драгоценных человеческих рождений и нейтрализовать созданные в прошлом причины неблагих рождений. В противном случае наша практика, возможно, будет хорошо протекать в этой жизни, но мы не сможем продолжить ее в следующем рождении из-за негативной кармы, которая созреет в момент смерти. Другая возможность — мы получим драгоценное человеческое рождение, но жизнь нашу будут омрачать болезни, общественные беспорядки, бедность, депрессия и тому подобное, из-за чего практиковать будет сложно. Может быть сложно найти квалифицированного духовного учителя или последователей Дхармы, которые могли бы поддержать нас на пути. Если мы устраним причины неблагоприятных обстоятельств и создадим причины благоприятных, наша практика постепенно начнет приносить плоды.

3. Когда мы медитируем, наш ум может столкнуться с препятствиями — умственным возбуждением или притупленностью, ленью и нехваткой осознанности, с недостаточным или избыточным применением противоядий. Предварительные практики устраняют эти препятствия. Они также обостряют нашу осознанность и способность к самонаблюдению, благодаря чему нам легче распознать препятствия и быстро и эффективно применить соответствующие противоядия.

4. На психологическом уровне предварительные практики в значительной степени устраняют чувство вины и дискомфорт, которые до этого мы долгие годы поддерживали в своем сознании. Подобные чувства могут быть вызваны прошлыми негативными поступками, которые мы некогда совершили и которые никогда не решались честно изучить и проработать. Другие чувства могут проистекать от пережитых нами болезненных ситуаций, породивших какие-то неосознаваемые эмоции или иным образом негативно повлиявших на наше психологическое состояние. Предварительные практики дают нам возможность честно взглянуть на свое прошлое — с точки зрения Дхармы, под любящим присмотром Будды и при поддержке и ободрении со стороны Сангхи. Анализируя и прорабатывая эти ситуации, мы освобождаемся от накопленного психологического багажа, а освободившись, можем зародить сильную решимость и устремления по поводу того, кем хотим быть и как хотим поступать в будущем.

Среди предварительных практик иногда выделяют пять или девять:

1. Простирания, которые выполняются перед 35 Буддами и повторением их имен и исповедальной молитвой.

2. Мантра Ваджрасаттвы (Дордже Семпа), начитываемая при выполнении практики и визуализации Ваджрасаттвы.

3. Прибежище: Повторение формулы «Намо Гурубэ, Намо Буддая, Намо Дхармая, Намо Сангхая» с визуализацией поля накопления позитивного потенциала (поля заслуг).

4. Подношение мандалы. Эта практика включает чтение молитвы прибежища и бодхичитты и формулы подношения мандалы и визуализацию, в которой мы подносим Будде, Дхарме и Сангхе всю вселенную и все прекрасное, что она содержит.

5. Гуру-йога: Медитация на неразделимости ума Будды, ума нашего духовного учителя и нашего собственного ума, сопровождаемая особой визуализацией и повторением мантры.

6. Дордже Кхадро (Ваджра Дака). Представляя, что черные горчичные зерна — это негативные качества нас самих и других существ, мы бросаем их в огонь — в пасть гневного божества Дордже Кхадро, которое поглощает их с таким удовольствием, как если бы это был нектар.

7. Чашки с водой. Подношение чашек с водой Будде, Дхарме и Сангхе, сопровождаемое особой визуализацией.

8. Ца-ца. Изготовление глинянных или гипсовых изображений Будды.

9. Мантра Самаяваджры (Дамциг Дордже): Начитывание мантры этого Будды с соответствующей визуализацией.

По традиции каждую из этих практик выполняют 100 тысяч раз, добавляя затем 11 процентов, чтобы искупить любые ошибки, которые мы могли допустить при их выполнении. Само по себе число неважно; один лама по этому поводу сказал: «Это 100 тысяч возможностей один раз выполнить практику с полной концентрацией и совершенной верой». Число ставит перед нами определенную цель, к которой мы стремимся, и позволяет испытать чувство удовлетворения, когда мы ее достигаем. Важно, однако, не относиться к этому как к некому «бизнесу», не пытаться подсчитать, сколько повторений мы выполнили за определенный срок и сколько нам еще осталось. Кроме того, важно не сравнивать выполненное нами с тем, что выполнили наши друзья по Дхарме. Мы не участвуем в соревновании, не пытаемся уложиться в сроки, которые нам кто-то поставил. Суть предварительных практик — преобразование нашего сердца и ума. Если мы не пытаемся его осуществить, то неважно, сколько повторений или подношений мы выполнили — мы, как и прежде, продолжаем играть в соревнование.

Есть разные способы выполнять предварительные практики. Некоторые люди каждый день понемногу делают кажую из практик, однако чаще люди выбирают одну практику, на которой сосредотачивают свои усилия, и либо проводят ретрит, в котором каждый день выполняют по четыре сессии этой практики, либо выполняют ее, продолжая жить обычной жизнью, пока не сделают все 100 тысяч повторений. В соответствии с наставлениями своего учителя мы выбираем одну из предварительных практик, чтобы сосредоточить на ней усилия, и, как сказано выше, выполняем эту практику каждый день — обычно утром и/или вечером, до или после работы. Хорошо, если у нас есть друзья по Дхарме, которые также выполняют эту практику и с которыми можно встречаться примерно раз в неделю и вместе практиковать или делиться опытом.

Выполнение одной из предварительных практик усиливает нашу ежедневную практику, ведь мы выполняем ее каждый день и она сама собой становится частью нас самих. Выполнив 100 тысяч повторений любой из практик, мы — хотя это и не обязательно — часто естественным образом делаем ее частью нашей ежедневной практики, выполняя ее краткую форму.

Некоторым людям сложно вести подсчеты. Можно придумать разные способы, чтобы хотя бы примерно определить, сколько именно повторений выполняется за конкретный промежуток времени, а затем считать этими промежутками. Нам не следует слишком увлекаться счетом и позволять ему отвлекать нас от самой практики.

Мы можем спросить, почему эти практики называются предварительными, ведь некоторые из них кажутся весьма продвинутыми и предназначены для практикующих, уже имеющих ясное представление о пути. С точки зрения полного новичка эти практики являются продвинутыми, так как подразумевается, что мы уже обладаем пониманием закона причинно-следственной связи и прибежища в Трех Драгоценностях и верой в них. Эти практики являются предварительными по отношению к практикам Высшей Йога-Тантры, проведению ретритов по этим практикам и обретению глубоких достижений на пути. Некоторые буддисты с Запада выражают сомнения по поводу обязательности этих практик, и по этому поводу Его Святейшество Далай-лама сказал, что те немногие, кто выполняли серьезные очистительные практики, практики накопления позитивного потенциала и продвинутые медитации в прошлых жизнях, могут обрести реализацию и без предварительных практик. Однако для всех остальных они важны.

Кроме того, некоторые могут подумать, что эти практики обусловлены определенным культурным контектстом и не подходят жителям Запада. Действительно, нам эти практики могут показаться чуждыми. На то, чтобы их понять, уходит какое-то время, причем понимание это приходит в процессе практики — а не когда кто-то заранее развеивает наш интеллектуальный скептицизм. Это не значит, что нам нужно выполнять их со слепой верой; нам нужно осознать и проработать сомнения, которые возникают по мере практики. Мы должны проверить Дхарму и свою веру в нее на более глубоком уровне, должны изучать, открывать новое, пристальнее вглядываться в свой ум. Разумеется, не все будет с самого начала понятно, но сомнения, сопротивление и препятствия, которые возникают по мере выполнения предварительных практик и есть то, что мы пытаемся очистить. Если ткань сильно загрязнена, единственный способ ее очистить — вывести грязь. Без грязной воды не будет и чистой ткани. Единственный способ очистить и обогатить свой ум — работать с препятствиями, принимая самих себя и имея при этом глубокую веру в наш потенциал Будды. Трансформация происходит медленно, но если мы продолжаем практиковать, то неизбежно ее осуществим.

С чего начать выполнение предварительных практик? Для начала сообщите своему духовному учителю, что хотите выполнить одну или все из них, и обсудите с ним или с ней, с чего лучше начать. Возможно, вас особо привлекает одна из практик, или вы лучше с ней знакомы, и часто рекомендуется начать именно с нее. Тем не менее, учитель, который вас хорошо знает, может посоветовать вам начать с определенной практики. Он или она даст вам либо устную передачу (тиб. лунг), либо посвящение-дозволение (тиб. дженанг), либо полное посвящение (тиб. ванг) этой практики — в зависимости от того, что это за практика. Затем вам следует попросить наставления по поводу того, как выполнять практику, и как следует изучить рекомендации учителя. Учитель также может порекомендовать вам определенные книги или отослать к записям учений, в которых он или она уже разъясняли эту практику. Тщательно изучайте эти наставления и задавайте любые имеющиеся у вас вопросы.

Определитесь, планируете ли вы выполять эту практику в ретрите или в рамках ежедневных сессий практики, и выполняйте соответствующие правила. Многие, например, выполняют практику Ваджрасаттвы в качестве группового ретрита. В этом случае среди правил есть такие: поддерживать молчание, не покидать ретрит до истечения его срока, выполнить все 100 тысяч (на самом деле 111 111) повторений в одном месте, и так далее. Если вы планируете выполнить 100 тысяч повторений любой из практик нёндро, важно выполнять эту практику как минимум один раз в день, чтобы поддерживать ее непрерывность. Пропустив день, начинайте считать сначала! Даже если вы очень больны, вы все равно можете как минимум три раза повторить мантру, сделать три пространия и так далее, чтобы поддерживать непрерывность, пока не сможете вернуться к прежнему расписанию практики.

Очень полезно перед началом практик нёндро получить представление об учениях поэтапного пути к просветлению (Ламрим) и трансформации ума (Лоджонг). Поскольку практики нёндро направлены на очищение, на поверхность часто поднимаются старые воспоминания и проблемы. На самом деле эти практики наверняка поднимут на поверхность наши неблагополучные эмоциональные привычки, сомнения в практике и тому подобное. Это совершенно естественно и этого следует ожидать, ведь именно эти состояния мы пытаемся очистить. Мы должны знать, как искусно работать с этими проявлениями и как справиться с различными возникающими отвлекающими факторами. Практики Ламрима или преобразования ума — превосходный метод проработки этих проблем. Например, если в вас во время практики возникает гнев, примените противоядие — медитацию на терпении и любящей доброте. Если ваш ум охвачен привязанностью, медитируйте над непостоянством и неудовлетворительностью циклического существования. Если при выполнении определенной практики возникают какие-то вопросы, обратитесь за помощью к своему учителю или знающему другу по Дхарме. Выслушайте их совет и примените его на практике.

Чтобы обрести возможность выполнять предварительные практики, в прошлом мы наверняка накопили огромный позитивный потенциал. Будьте готовы преодолеть все трудности, которые подразумевает искусная работа над вашим умом, и радуйтесь, что встретились с Дхармой и имеете возможность практиковать. Вновь и вновь зарождайте мотивацию бодхичитты и думайте над тем, какое благо ваша практика приносит вам самим и другим существам.

Перевод и редакция – дост. Лобсанг Тенпа

Запись опубликована в рубрике Тубтен Чодрон с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.