12 сентября — 06 февраля. Курс «Воззрения философских школ буддизма»
Доктор буддийской философии геше-лхарамба Дакпа Джампа, резидентный учитель нашего центра, прочитает этой осенью цикл лекций о четырех философских школах буддизма. Лекции будут основаны на кратком, но весьма содержательном тексте «Система философских школ» (rje btsun pa’i grub mtha’i rnam gzhag) в изложении известного тибетского комментатора Джецун Чокьи Гьялцена (1469-1546). В основу учебной литературы монастырского колледжа Сера Дже легли именно его сочинения и труды.
Структура текста состоит из четырех основных разделов, посвященных воззрениям вайбхашики, саутрантики, читтаматры и мадхьямаки. Воззрение каждой школы традиционно рассматривается через призму семи ключевых положений, а именно: 1) как определяется та или иная школа, 2) каковы их внутренние подвиды, 3) какой смысл скрывается за именами этих школ, 4) как они объясняют устройство объектов и 5) устройство субъекта, 6) как понимается бессамостность и, наконец, 7) как, по их мнению, осваиваются различные духовные уровни и пути.
Об авторе текста:
Джецун Чокьи Гьялцен родился в 1469 г. в верхней долине Ньянг в центральном Тибете. В семилетнем возрасте принял обеты упасаки. В тринадцать лет направился в провинцию Цанг, где располагался монастырь Ташилхунпо, служивший резиденцией для Панчен-лам. Вступив в монашескую общину монастыря, под руководством ряда учителей, включая Панчена Лунгрика Гьяцо и Чоджора Пелсанга, приступил к изучению пяти сложнейших предметов – Абхисамаяламкары, Мадхьямаки, Абхидхармакоши, Праманавартики и Винаи. После одиннадцати лет учебы в Ташилхунпо, он отправился в Лхасу. Когда ему было двадцать четыре года, вступил в монастырь Сера, где интенсивно изучал Праджняпарамиту и проводил затворы. Там же он принял обеты полностью посвященного монаха от досточтимого Шерапа Сангпо.
В 1495 году Джецунпа вернулся в Цанг и на протяжении многих лет передавал обширные учения по Сутре и Тантре. В возрасте пятидесяти трех лет был назначен настоятелем дацана Кеньен монастыря Сера Дже (ser byes mkhan snyan grwa tshang), а через два года также настоятелем монастыря Такце Ринчен Ганг (stag rtse rin chen sgang). В 1537 стал двенадцатым держателем трона монастыря Сера и в течение нескольких лет передавал глубокие учения общине монастыря. После ухода с поста настоятеля он отправился в монастырь Дечен Сагнак Кар (bde chen gsang sngags mkhar) и в возрасте семидесяти трех лет стал хранителем линии преемственности этого монастыря.
Джецун Чокьи Гьелцен ушел из жизни в возрасте семидесяти шести лет в 1544 году. После себя он оставил богатое интеллектуальное наследие, которое представляет собой собрание сочинений в семи томах. Его труды в основном касались Праджняпарамиты (запредельной мудрости), учения о пустоте, а также воззрения четырех буддийских философских школ: вайбхашики, саутрантики, читтаматры и мадхьямаки. Именно его сочинения во многом сформировали учебную традицию монастыря Сера Дже, где они по сей день используются в качестве основных учебных материалов «йигча».
О курсе:
Основа курса — построчный комментарий текста «Система философских школ», который будет давать геше-лхарамба Дакпа Джампа. Лекции будут проходить на тибетском языке с переводом на русский. Учебный процесс предполагает выполнение медитации и домашнего задания. По завершении основных тематических разделов будут проводиться отдельные занятия в дискуссионных группах для лучшего усвоения пройденного материала.
Весь курс будет проходить на платформе ZOOM. Ссылка на Zoom придет всем зарегистрированным.
Участникам курса будет доступна запись прошедших занятий.
О преподавателе и переводчике:
О преподавателе:
Геше-лхарамба Дакпа Джампа прошел более чем 20 летний курс образования в монастыре Дрепунг Лоселинг, и после сложных экзаменов, получил наивысшую учёную степень геше-лхарамбы (аналог доктора буддийской философии). Он также прошел годичный курс обучения в тантрическом монастыре Гьюме. Подробнее тут.
О переводчике:
Чеченбай Монгуш изучал тибетский язык в колледже Сара (College for Higher Tibetan Studies, Sarah), Нижняя Дарамсала, Индия в 2006-2008 гг. В 2008 году поступил на гелугпинский философский факультет Центрального университета тибетских дисциплин (Central University of Tibetan Studies), Сарнатх, Варанаси, который закончил со степенью ачарья (магистр буддийской философии.) в 2017 г.
В настоящее время занимается устными и письменными переводами и редакторской деятельностью.
О материалах:
Все участники курса получат перевод текста «Система философских школ» Джецуна Чокьи Гьялцена. Обращаем ваше внимание на то, что перевод пока еще не отредактирован и всего лишь является рабочей версией, предназначенной для личного пользования сугубо в рамках данного курса. Поэтому мы просим участников курса не распространять этот перевод. Издание полностью отредактированного текста с учетом комментариев геше-лхарамбы Дакпы Джампы планируется в 2022-23 годах.
Также участникам курса будут доступны материалы для выполнения домашних заданий, медитаций и участия в дискуссионных группах.
Как принять участие:
Курс рассчитан для всех желающих вне зависимости от глубины изначальных знаний о буддизме и его философии. Однако стиль преподавания на курсе будет близок к классическому монастырскому образованию в традиции Гелуг тибетского буддизма, слушатели должны быть к этому готовы.
Мы будем признательны вам за подношение, которые пойдут на покрытие организационных расходов, подношение учителю и переводчику.
Для участия достаточно зарегистрироваться :
Расписание курса: *
Занятия курса будут проходить по воскресеньям, с 17:00 до 19:00, и по средам (согласно расписанию) с 19:30 до 21:30.
Раздел 1. Вайбхашика.
Введение в курс. Определение, виды,
этимология Вайбхашики 12 сентября, 17:00
Устройство объектов 15 сентября,19:30
Субъект, бессамостность 19 сентября, 17:00
Уровни и пути 22, 26 сентября
Практика в дискуссионных группах 29 сентября
Раздел 2. Саутрантика.
Определение, виды, этимология,
объекты Саутрантики 3 октября
Объект 10 октября
Субъект 17 октября
Бессамостность, уровни и пути 24 октября
Практика в дискуссионных группах 31 октября
Раздел 3. Читтаматра.
Определение, виды, этимология 7 ноября
Объект 14 ноября
Субъект 21 ноября
Бессамостность, уровни и пути 28 ноября
Практика в дискуссионных группах 5 декабря
Раздел 4А. Сватантрика Мадхьямика.
Определение, виды, этимология 8 декабря
Объект, субъект 12 декабря
Бессамостность 15 декабря
Уровни и пути 19 декабря
Практика в дискуссионных группах 22 декабря
(перерыв на январские праздники)
Раздел 4Б. Прасангика Мадхьямика.
Обзор пройденного материала 16 января
Определение, виды, этимология 19 января
Объекты, субъект 23 января
Бессамостность 26 января
Уровни и пути 30 января
Практика в дискуссионных группах 2 февраля
Сессия вопросов и ответов 6 февраля
*- В расписании курса возможны изменения, следите за еженедельной рассылкой материалов по курсу.