Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия пятая
Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия пятая
Видео: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия пятая
Обсуждение в группах вопросов что такое карма, как она функционирует и что привело каждого сюда. — Весна Уоллес и чтение отрывка из её книги «Внутренняя Калачакра-тантра». — Кармические ветра и происхождение вселенной. — Микрокосм и макрокосм. — Виды кармических ветров. — Медитация на процессе смерти. — Четыре капли. — Главы Калачакра-тантры.
Следующее упражнение – это ещё одно обсуждение в небольших группах по три человека. Пожалуйста, найдите двух человек, с которыми вы в группе не состояли. У нас три вопроса, на каждый по пять минут.
Первый вопрос: что такое карма?
-обсуждение-
Сколько человек знали, что слово карма на санскрите означает действие? Иными словами карма – это просто действие. В силу этого действия у нас есть кармические отпечатки. Нечто, что остаётся после действия. И когда этот отпечаток созревает, подобно тому, как созревает семя, у нас возникает кармическое следствие. Но, по сути, карма – это действие.
Второй вопрос: как же это работает, как же действие связано с результатом?
-обсуждение-
Говоря в целом, после того, как мы совершаем действие, остаётся отпечаток, который переносится умственным сознанием. Есть шесть сознаний, по одному для зрения, слухи, обоняния, осязания и вкусовых ощущений, и умственное сознание. Первые пять связаны лишь с этой жизнью, но шестое может отделяться от этого тела. Кармические отпечатки каким-то образом с ним связаны и переходят из жизни в жизнь. Таково обобщённое буддийское объяснение. Вы хотя бы в этой области обсуждали?
Нам это нужно изучать. Если мы не понимаем, как работает карма, то какова основа буддийской нравственности? В соответствии с буддийской нравственностью, если вы совершаете вредоносное действие, то в результате пожнёте страдание, а если ваше действие благотворно, вы испытаете счастье. Так что, возможно, большинство из вас, буддистов, верит в это слепо. Но, как говорит Его Святейшество Далай-лама, нам нужно быть буддистами двадцать первого века, иными словами, нужно иметь объяснения этих вещей. Слепая вера может верить в любую чушь. Так что нам нужно по-настоящему учиться и изучать. И обсуждать эти вопросы со своими соучениками, для того чтобы разобраться, каков настоящий ответ. В противном случае учёные посмотрят на нас и скажут: а, эти люди витают в своих собственных облаках. И в каком-то смысле будут правы, не так ли?
Итак, следующий вопрос: как я здесь оказался?
И под словом «здесь» мы подразумеваем эту гомпу. Каковы причины и следствия, каковы кармические причины того, что я здесь, а остальные люди, которых я знаю — не здесь.
-обсуждение-
Причина, по которой я здесь нахожусь – это моя карма. Безусловно, я создал причины, чтобы здесь находится. И если с чем-то здесь я столкнулся впервые, вероятнее всего, в прошлой жизни я создал соответствующие причины. Но, возможно, мы создали причины и в этой жизни. Скажем, мы услышали о Калачакре и подумали: да, я действительно должен посетить по ней курс. Затем мы нашли возможность и приехали.
Но, прежде всего, нам нужно было создать карму, чтобы родиться в царстве людей, а это требовало от нас нравственного образа жизни. Далее, нам нужно было иметь связь с Дхармой. И это потребовало от нас практики шести совершенств. Вероятнее всего, у большинства людей здесь есть некая связь с тантрой. И у некоторых людей может быть довольно сильная связь с Калачакрой. Что бы это ни было, была создана сильная связь. Также можно утверждать, что у нас есть кармическая связь друг с другом. Это подразумевает, что мы могли установить связь друг с другом в прошлых рождениях. Есть и другой термин, который весьма полезен – кармическая видимость. Он, в основном, проистекает из школы только ума. Всё, что перед нами проявляется, скажем, эта группа, каким-то образом создано кармическими отпечатками. Довольно полезно таким образом размышлять. Это позволяет увидеть, что всё, что вы переживаете, очень глубоко взаимозависимо с вашей личной историей. Помогает вам ощутить ответственность за то, что с вами происходит. И позволяет вам избегать обвинения, направленного на внешние объекты. Потому что винить нечто внешнее вовсе не полезно. Внешние явления могут играть свою роль, но главный, кто играет роль – это мы сами.
Итак, давайте вернёмся в большую группу и посмотрим на текст, который вы получили в перерыве.
Хотелось бы отметить, что причина, по которой мы это изучаем в том, чтобы дать вам небольшой пример реального исследования Калачакры. Это выдержка из книги Весны Уоллес, которая живёт в Калифорнии. Она выдающийся учёный в области санскрита, тибетского и монгольского языков, сфера её экспертизы – Калачакра. Это выдержка из её книги «Внутренняя Калачакра-тантра», которая полностью опирается на санскритские источники, за вычетом того, что опирается также на аннотации к «Вималапрабхе», написанные Будоном.
Написала она эту книгу, пребывая в трёхмесячном ретрите. И в ходе этого ретрита с ней происходили некие необычайные вещи. Каждую ночь что-то царапала всё её тело. Как-то раз она проснулась утром со сломанным пальцем. И никаких объяснений для этих вещей у неё не было. Как она мне объясняла, страх она не испытывала. Главное, о чём она думала: как же всё это произошло? Каждый день она начинала работать над книгой в шесть утра, прерывалась на завтрак, потом на обед. Как-то раз она заметила, что обед уже скоро, так что спустилась на кухню, взяла из холодильника замороженный овощную котлету, положила её на сковородку, чтобы разморозить, и включила плиту. А потом сказала: ну, время у меня ещё есть, можно подняться, ещё над книгой поработать. Она начала писать новую главу, и не успев и глазом моргнуть, так погрузилась в эту главу, что написала множество страниц. Внезапно она вспомнила про котлету и подумала: о, там, на кухне, уже пожар. Побежала вниз, огонь был включён, а котлета была всё ещё полностью заморожена. Она подумала: сколько же времени прошло с тех пор, как я её сюда положила? Посмотрела на часы, и было то же самое время, когда она поставила её на огонь. Она подумала, что часы сломаны и стала смотреть на другие часы. Но часы говорили правду. Это необычайно, правда? Есть одно объяснение относительно всех царапин и сломанного пальца, не знаю, соответствует ли оно истине. Когда я только начал практиковать Калачакру, то спросил своего учителя, почему мне так сложно найти хоть какие-то материалы, посвящённые Калачакре. Он мне сказал, что Калачакра защищена гневной дакини. И мне интересно, связана ли эта дакини с царапинами на Весне. Что касается овощной котлеты, то всё выглядит так, как будто время остановилось, правда? Каким-то образом в сфере Калачакры ей удалось что-то за это время успеть, но объяснить это я не способен. Возможно, нам и не нужно объяснять. В любом случае, это лишь история, давайте посмотрим на сам текст.
«В соответствии с Калачакра-тантрой, циклическое существование состоит из безмерных полей будд (будда-кшетра), которым присущи безграничные качества, и из пяти элементов. Присущие ей характеристики – это возникновение, продолжительность и разрушение. Весь космос, как утверждается, возникает в силу того, что живые существа переживают следствия своих добродетельных и недобродетельных действий. Коллективная карма живых существ производит кармические ветра, которые оформляют и растворяют космос, соединяя и разъединяя атомные частицы, образующие космос. Таким образом, внешние кармические ветра (карма-вата) соответствуют характерным чертам сознания живых существ (виджняна-дхарма)».
Итак, первый пункт состоит в том, что вселенная, или космос называется полем будд. Поле будд – это как бы чистая земля, в которой проявляется будда, как чистая мандала. И здесь говориться, что вселенная, которую мы населяем, и есть мандала. Иными словами, мы можем сказать, что это – проявление чистого ума будды. Но то, воспринимаем ли мы её как таковую, зависит от нашей кармы. И это совершенно иной способ восприятия вселенной и окружающей среды, правда? То же, что определяет, как именно мы воспринимаем вселенную – это кармические ветра. И это объяснение кармических ветров не присутствует в буддийских учениях больше нигде. Это уникальное для Калачакры буддийское научное объяснение того, как карма связана со своим следствием. Если вы рассматриваете ветра в качестве энергии, наподобие электрической энергии, или неким невидимым лучам, то видите, что эти ветра – ещё одна форма энергии. И здесь говорится, в этом параграфе сказано, что именно коллективная карма живых существ производит кармические ветра, которые оформляют и растворяют космос. Это не противоречит теории Большого взрыва, напротив, объясняет, что привело к Большому взрыву, и каким образом последствия Большого взрыва оформились как эта конкретная среда. Это означает, что все мы, все бесчисленные существа во вселенной, помогали её создать. И это довольно хорошая альтернатива теории о боге-творце, правда? Она означает, что есть некий творец – и это мы все вместе. То, что мы вместе совершали, создало эту вселенную. И этот параграф в каком-то смысле это объясняет. Не только этот параграф, но и то, что идёт в тексте далее. Итак, следующий абзац:
«Кармические ветра, порождающие космос поля будды, считаются двойственными по природе, потому что порождают два вида космоса: неодушевлённый и одушевлённый. Подобно небесным созвездиям (накшатра), неодушевлённый космос поля будды недвижим; в то время как одушевлённый космос движется, подобно тому, как в космосе движется колесо астрологических домов (раси-чакра). В период растворения неодушевлённого космоса тела людей и других живых существ также состоят из атомов. Таким образом, судьба неодушевлённого космоса, определяемая действиями живых существ, также является судьбой живых существ, которые так же состоят из атомов и так же распадаются».
Итак, неодушевлённый космос относится к первым пяти элементам. По сути, мы можем понять, что всё это возникает из Большого взрыва. И, в соответствии с общебуддийской теорией, наступит время, когда всему этому придёт конец. Есть некоторые современные теории, в соответствии с которыми всё втягивается в чёрную дыру, и, если так и произойдёт, это довольно хорошо согласуется с подобным пониманием. Потому что мы видим, что тела живых существ происходят из того же источника, а в конце втягиваются в ту же дыру. Но, разумеется, в силу того, что гнозис нематериален, он не возникает в момент Большого взрыва и не исчезает в конце.
Также, в соответствии с теорией Калачакры, после завершения существования одной вселенной и до возникновения последующей есть период пустоты. И в этот период пустоты в вакууме существуют тонкие частицы. Как и говорилось утром, эти тонкие частицы – это частицы пространства, которые переносят в себе потенциалы грубых частиц. Что же преобразует эти тонкие частицы в грубые частицы? Взбивание посредством кармических ветров. Иными словами, действия, совершённые в период существования одной вселенной, после окончания её бытия обращаются в тонкие потенциалы, которые рано или поздно приходят в движение и приводят к чему-то подобному Большому взрыву. Нельзя сказать, что система Калачакры использует само понятие Большого взрыва, но я применяю его, потому что никакого противоречия здесь не наблюдается. Можно перейти к следующему абзацу.
«Безграничные кармические ветра порождают бесчисленные мировые системы полей будд, подобно тому, как кармические ветра пран, неизменно сопровождающие сознание скитальца, порождают тело живого существа. Подобно тому, как внутренние кармические ветра живых существ вызывают рост тела, внешние кармические ветра вызывают рост неодушевлённых явлений».
Первый момент – то, что существует безграничное число мировых систем полей будд. Не понятно, эквивалентно ли поле будд солнечной системе, галактике или вселенной, но мы можем этот вопрос отложить. Это просто открытый вопрос. Главное в этом абзаце – это то, что он проводит параллель между возникновением и ростом вселенной и возникновением и ростом живого существа. Подобно тому, как вселенная возникает в силу воздействия кармических ветров, так же возникает и рождение живого существа. В каком-то смысле, вселенная – это макрокосм, а человек – микрокосм. И есть параллельные процессы, протекающие в обеих сферах. Следующий абзац.
«Существует три вида внешних кармических ветров: удерживающие (самдхарана), взбивающие (мантхана) и придающие форму (самстхана) ветра. Поддерживающие ветра удерживают вместе атомы земли и других элементов, подобно тому, как дождевой ветер удерживает вместе атомы дождевой воды. Вслед за этим взбивающий ветер взбивает атомы – вплоть до их ядра – пока элементы не обретают прочность. Подобно тому, как соль под воздействием солнца кристаллизуется, элементы отвердевают под влиянием подобного взбивания. Взбивающий ветер побуждает элементы впитать друг друга в скопление, в котором атомные частицы одного элемента становятся преобладающей субстанцией, в то время как атомные частицы других элементов становятся субстанциями вторичными. Как в человеческом теле, так и в космосе, с точки зрения твёрдости, атомы земли становятся основными, а остальные атомы – вторичными. Подобным образом элементы воды, огня и ветра становятся главными с точки зрения жидкости, жара и подвижности соответственно. В случае с пространством, однако, все остальные атомные частицы, лишённые собственных свойств, становятся главными. Когда происходит соединение атомных частиц элементов, великие придающие форму ветра движутся через всё поле будд в форме десяти ветров. Эти десять кармических ветров, придающих форму неодушевлённому космосу, также формируют тело индивидуума, в котором циркулируют и переносят привычные склонности кармы индивидуума. Таким образом, можно сказать, что для этой тантрической традиции вся карма живых существ помещена в атомные частицы кармических ветров. Сама Калачакра-тантра утверждает, что «карма существа содержится в гунах пракрити», которая на относительном уровне определяется как нечто физическое. Это также показывает, что десять кармических ветров, формирующих неодушевлённую среду и тело индивидуума, сами по себе возникают из пяти элементов».
Это довольно мощное объяснение, поэтому я вам рекомендую взять с собой эти распечатки и перечитывать их. Чем больше вы читаете, даже если речь только об этом абзаце, тем глубже ваше понимание. Если кто-то из вас изучал хоть какую-то систему высшей йога-тантры, то вы знаете, что в высшей йога-тантре в целом есть учение о десяти ветрах. Я всё время забываю название какого-то из них. В качестве примера: есть восходящий ветер, и есть ветер нисходящий, есть поддерживающий жизнь ветер, уравнивающий ветер и пронизывающий ветер. Это пять основных ветров, но есть также пять ветров второстепенных.
Далее говорится, что существует центральный канал, и на уровне сердечной чакры у него восемь спиц. Что, в общей сложности, образует десять направлений. И с каждым из этих каналов ассоциируется особый вид ветра. Определённым образом все они встречаются в сердечном центре. и оттуда расходятся по разным частям тела, по ходу нашей жизни осуществляя различные функции. По-настоящему простой пример – это ветер нисходящий, который отвечает за все те вещи, от которых мы избавляемся через нижние отверстия своего тела.
В соответствии с Калачакрой, эти десять ветров также присутствуют и во всём космосе, на макроуровне. Они отвечают за формирование галактик, планет и всего остального. Далее следует взаимосвязь между десятью ветрами и кармическими ветрами. Кармические ветра состоят из этих десяти. Откровенно скажу, что литература по этой теме не настолько точна, как можно было бы ожидать от некоего научного текста. Одна из причин в том, что мы здесь говорим о науке, отличной от науки современной. Эта наука не проистекает из инструментов, которые что-то измеряют. Это – в каком-то смысле наука йогическая. Она рождена из опыта продвинутых практикующих медитацию.
Я думаю, что мы позже об этом упомянём, но можно и сейчас сказать, что у нас всех есть 21600 кармических ветров. Таково также число циклов дыхания, которые мы совершаем каждый день. И если вы не верите – замерьте, посмотрите, сколько вдохов и выдохов вы делаете за минуту. Затем подсчитайте, и вы увидите что в большей или меньшей степени это близко к 21600. То, как именно эти 21600 кармических ветров связаны с нашими переживаниями – это вопрос сложный, и опять же, он не в полной мере описывается в литературе по этой теме. За последний год Алекс Берзин написал статью по эту тему, размещённую у него на сайте. И в этой статье, как учёный, он рассматривает различные возможные варианты, которые он отыскивает на основе своих собственных изысканий в области Калачакры. После перерыва мы будем обсуждать наличие в нашем теле, в соответствии с системой Калачакры, четырёх капель. И Берзин говорит о взаимосвязи между нашими 21600 циклами дыхания и этими четырьмя каплями. Потому что, в соответствии с Калачакрой, эти четыре капли связаны со всеми видимостями, которые мы переживаем. Но пока давайте продолжим чтение текста и попытаемся развить хотя бы грубое понимание. Следующий абзац – это цитата, а дальше идёт текст самой Весны.
«Три ветра апаны возникают из элемента гнозиса, а три ветра праны возникают из элемента пространства. Самана возникает из ветра, удана – из огня, вьяна – из воды, а нага возникает из земли. Эти четыре – курма, крикара, девадатта и дханамджа – возникают из ветра, огня, воды и земли соответственно.
При окончательном анализе это подразумевает, что карма живых существ, проявляющаяся в форме атомных субстанций, по природе своей является физической. В этом смысле представление Калачакра-тантры соответствует джайнистской теории о карме как тонких скоплений материи, составляющей кармическое тело. В традиции Калачакры, однако, это представление о карме не исключает традиционного буддийского представления обо всех действиях как о имеющих, в конечном итоге, умственную природу. Даже когда традиция Калачакры признаёт, что ваш собственный переселяющийся ум (самсара-читта) – это условно определяемый агент действий и основополагающая причина возникновения и уничтожения всего космоса, она уточняет, что материальными компонентами переселяющегося ума являются пять элементов. При этом она указывает внимание на тот факт, что агент, лишённый материальных субстанций, не действует и ничего не создаёт. Таким образом, можно заключить, что карма материальна, потому что сам по себе порождающий её переселяющийся ум материален. Подобным образом, всё циклическое существование, проявляющееся в силу кармы живых существ, материально, поскольку создающая его карма сама по себе материальна. Я предполагаю, что эти причинные взаимоотношения между материальной природой переселяющегося ума, кармой и средой, которая воспринимается, подразумеваются в утверждении Калачакра-тантра о том, что воспринимаемый существом космос есть лишь проявлении его собственного ума».
По моему мнению, Весна в этом абзаце заходит чуточку слишком далеко. Она предполагает, что переселяющийся ум материален. Это настолько сильно противоречит буддийскому утверждению о нематериальной природе ума, что этот пункт можно подвергнуть сомнению, и Весна приводит не слишком много свидетельств, поддерживающих её точку зрения по данному вопросу. Но во всех системах высшей йога-тантры утверждается, что ум всегда сопровождается ветром. Ветер подобен слепому коню, а ум – не способному ходить всаднику. Конь не разумен, а всадник – разумен. И когда она говорит, что ум материален, точнее было бы сказать, что на самом тонком уровне ум и материя нераздельно связаны. Когда же она говорит, что карма материальна, мы можем сказать, что если именно посредством этих ветров действия сопрягаются со своими результатами, и в силу того, что ветра – это энергия, то карма – это материя, энергия. В соответствии с точкой зрения Берзина, 21600 кармических ветров – это именно то, что порождает наши видимости. И в случае с такими людьми как мы, они загрязнены. И, как и говорит Весна, они возникают в силу действий, которые были инициированы невежеством. Невежество – это, по сути, цепляние за объекты, не являющиеся подлинно существующими, как за подлинно существующие. Или цепляние за что-то, что является путём, ведущим к страданию, как за путь к счастью. В Калачакре, как и во всём остальном буддизме, именно ум определяет, порождаем мы благое или не благое действие. Именно поэтому ум, в конечном итоге, несёт ответственность за нашу судьбу. Итак, два последующих абзаца.
«В соответствии с этой тантрической традицией, поле булдд всегда возникает в сопровождении системы миров, подобно тому, как порождение тела индивидуума всегда сопровождается семьюдесятью двумя тысячами Нади. В момент происхождения космоса тончайшие частицы (анну), не воспринимаемые органами чувств, как утверждается, присутствуют в форме атомных частиц (параману). У этих атомных частиц – пять видов: ветер, огонь, вода, земля и пространство.
Под влиянием времени, из этих атомных части первым порождается элемент ветра. Это порождение начинается с атомных частиц ветра, прилегающих друг к другу. Затем, благодаря их прилеганию, возникает вибрирующее движение, и мы называем его «ветром». После этого друг к другу начинают прилегать атомы огня, и молния, сопровождаемая ветром, проявляется как огонь. Вслед за этим друг к другу прилегают атомы воды, и дождь, сопровождаемый ветром и огнём, возникает как вода. Наконец, появляются атомные частицы элемента земли, и в пространстве возникает радуга, называемая «землёй». Атомы пространств пронизывают все перечисленные элементы».
Вы можете увидеть, что это, вероятно, не так далеко отстоит от того, на чём мы ранее медитировали. Мы говорим о том, что формирование вселенной и формирование нас как индивида – это параллельные и взаимосвязанные события. И в обоих случаях, различные образования вызываются воздействием десяти ветров, проявляющихся как кармические ветра. Как вы можете это увязать с теорией эволюции или другими современными теориями, я до конца не знаю, хотя чувствую, что здесь может быть определённая взаимосвязь. Если бы у современной науки было полное объяснение, включающее, в том числе, воздействие ума, то, возможно, всё это мы могли бы отложить в сторону, как исторические документы. Однако если мы посмотрим на дарвинистскую теорию естественного отбора, то не увидим в ней никакого объяснения, чем является та движущая сила, которая направляет весь этот процесс, хотя, разумеется, они говорят о выживании сильнейшего и тому подобном. С точки зрения современной науки, это всё происходит как бы случайно. Тот факт, что у нас, у людей, есть интеллект, интеллектуальные способности – это лишь производная сложного устройства нашего мозга. И это очень далеко отстоит от буддийского понимания. Потому что, в соответствии с буддийским пониманием, в основе всего лежит ум. Но, возможно, нам не нужно одно из этих воззрений отвергать, возможно, мы можем отыскать точку, в которой они сходятся, хотя они не во всём друг с другом согласны. И, безусловно, нет никаких сомнений, что это проект, к которому с большим энтузиазмом относится Его Святейшество Далай-лама. Даже если единственное, что нас вдохновляет, было бы желание следовать за Его Святейшеством, мы всё равно вынуждены были бы задуматься о том, как именно друг с другом сопрягаются наука и буддизм. В книге Его Святейшества «Вселенная в одном атоме», есть глава, посвящённая Калачакре. И я очень часто слышал, как Его Святейшество делал отсылки к Калачакре, тончайшим частицам, кармическим ветрам, а затем оговаривал, что всё это требует дальнейшего изучения. У меня есть ощущение, что Его Святейшество знает, что в будущем наступит время, когда некоторые из этих идей будут разъяснены более научным и более современным образом.
Итак, отложим пока текст. Немного боюсь спрашивать, есть ли у вас вопросы, потому что можно вступить на область очень сложную.
Вопрос: Не понятно, как перерождающийся ум устанавливает связь со своим прежним кармическим телом.
Ответ: Перерождающийся ум переносится из одной жизни в другую жизнь тончайшим ветром. И вместе с ним переносятся потенциалы 21600 кармических ветров. Когда формируется новое тело, определённые факторы откладываются в нём в качестве четырёх капель, которые порождают видимости этой конкретной жизни. Главное здесь, я думаю, осознать, что перерождающийся ум всегда переносится ветром, и, пока мы не обретём просветление, этот ветер связан с загрязняющим воздействием, что ввергает нас в перерождение в сансаре.
Вопрос: Тогда это что-то вроде инерции?
Ответ: Я говорю о чём-то, что движется. Да, что-то вроде того. Как я говорю, я бы предпочёл пойти дальше. Простите, я открыл банку с червями, и теперь пытаюсь её закрыть.
Думаю, пришло время выполнить медитацию на процессе смерти.
МЕДИТАЦИЯ
Итак, отыщите хорошую позу для медитации. Как и раньше, медитируйте из сердечного центра, устанавливая связь с основой и крышей.
Представьте, что пришло время вашей смерти. У вас есть время подготовится, для того чтобы вы смогли медитировать, умирая.
Когда смерть начинается, ветра, связанные с элементом земли, теряют свою силу. Вы чувствуете, как будто погружаетесь под землю. Возникает видимость, подобная миражу, по мере того, как элемент воды начинает главенствовать.
По мере того, как слабеют ветра, связывающие нас с элементом воды, мы чувствуем, как будто бы высыхаем. Возникает видимость, подобная дыму, по мере того как элемент огня начинает преобладать.
И по мере того, как ветра, связывающие нас с элементом огня, теряют силу, нам становится очень холодно. Возникает видимость, подобная искрам огня в ночной темноте.
По мере того, как слабеют ветра, связывающие нас с элементом огня, начинает преобладать элемент ветра.
А когда ослабевает энергия элемента ветра, наше дыхание постепенно останавливается, И в этот момент возникает видимость, подобная угасанию пламени лампады, последний угасающий синеватый огонь.
После этого начинает преобладать элемент сознания. Всё ещё активны некие грубые концепции. Но постепенно энергия, поддерживающая такое состояние ума, ослабевает, и больше мы не способны мыслить. Остаются лишь тонкие концепции.
Поначалу возникает видимость белого сияния. Подобное свету белой луны в пустом небе. Этот белый свет заполняет всё пространство.
После того, как и это слабеет, и белое видение уступает место видению красному. Которое подобно красному солнцу в пустом небе.
Ум становится ещё тоньше, и на смену этому красному возрастанию приходит так называемый ум чёрного преддостижения. В это время мы как будто погружаемся в беспросветный мрак. По ходу первой части этого у нас остаётся некое осознавание. Но во второй части даже это осознавание затмевается, и мы ничего не переживаем. Однако ум всё ещё активен.
И вслед за этим возникает видимость основополагающего, внутренне присущего ума ясного света. Он сравним с самыми первыми лучами света зари. В этот момент наш ум достиг самого тонкого своего уровня. Если мы как практикующие прежде научились связывать это с переживанием пустотности, то в этот момент можем осуществлять эффективную медитацию на пустотность. Но, поскольку этот ум полностью бесконцептуален, здесь нет аналитической медитации на пустотность. Мы лишь переживаем пустотность благодаря тому, что прежде с ней познакомились. Некоторые продвинутые практикующие могут оставаться в этом состоянии на протяжении дней. У обычных людей оно может длиться очень кратко. Но даже некоторые обычные люди могут оставаться в этом состоянии несколько часов.
В определённый момент кармические ветра начинают главенствовать, и сознание покидает тело. И те знаки, которые мы переживали в процессе растворения к ясному свету, проявляются в обратном порядке. Мы рождаемся в теле промежуточного состояния, которое подобно телу сновидения. Это тело состоит из ветра. Оно устремляется туда, куда его направляет ум. Побуждаемые кармой или состраданием, в случае с арья бодхисаттвами, мы устремляемся к новому перерождению.
Если, скажем, это перерождение в форме человека, мы устанавливаем связь, соединяемся с единством клеток матери и отца. И возникает исходная зигота, которая является единством этих трёх элементов. Зигота, которая оказывается в сердце вновь возникшего существа. По мере того, как тело умножается, от этой исходной капли отделяются другие капли, которые образуют четыре капли вновь возникшего существа. В соответствии с Калачакрой, это происходит на очень ранних стадиях развития эмбриона. В чакре лба присутствует капля тела. В чакре горла – капля речи. В сердце – капля ума. И капля в чакре пупка, называемая каплей гнозиса.
В будущем, когда ребёнок родится, эти капли породят четыре вида видимостей. Капля тела в области лба породит все видимости бодрствующего состояния. Капля речи в горле породит все видимости состояния сновидений. Капля ума в сердце породит все видимости глубокого сна, в котором нет сновидений. То есть, в целом речь идёт о некой темноте. А капля в пупке, капля гнозиса породит все видимости так называемого четвёртого случая. Четвёртый случай – это все переживания оргазма, зевания и чихания. Что же побуждает эти конкретные видимости? Каждая из капель переносит свои собственные завесы. А они пробуждаются при посредстве 21600 дыханий. Возможно, каждое из дыханий связано с одним из кармических ветров. И каждый день у нас возникают разные видимости этих четырёх ситуаций.
Расслабьтесь.
Тема четырёх капель в системе Калачакры играет очень большую роль. Она не только объясняет видимости четырёх ситуаций, но и является основой процесса очищения. Потому что переживание четырёх ситуаций, это, по сути, наше переживание страдания. И, как и в буддийских учениях в целом, страдания возникают из кармических причин. А созревание этой кармы происходит в силу 21600 кармических ветров и завес, содержащихся в четырёх каплях. Система Калачакры предлагает заслуживающий доверия надёжный метод очищения этих четырёх завес. Происходит это посредством посвящения, стадии зарождения и стадии завершения.
Я ещё пять минут поговорю, а потом мы прервёмся на ужин, а когда мы после ужина вернёмся, я продолжу обсуждение этой темы, чтобы у нас было более подробное понимание. Итак, я сейчас лишь забрасываю в ваши головы кое-какие идейки, чтобы вы подумали: ого, это для меня чересчур. А потом сходили поужинать, вернулись и получили дополнительную информацию.
Итак, одна вещь, которую следует отметить – то, что в Калачака-тантре пять глав. Первая глава – это глава о космосе, которая иногда называется внешней Калачакрой. Вторая глава — это глава, посвящённая индивидууму, которую можно назвать внутренней Калачакрой. Три же оставшиеся главы все посвящены иной Калачакре. Третья глава о посвящении, четвёртая глава о садхане, пятая глава о гнозисе. Глава, посвящённая садхане, включает как практики стадии зарождения, так и практики стадии завершения. Пятая глава содержит дополнительную информацию по стадии завершения, плюс большое количество информации о плоде. И все эти три главы иной Калачакры связаны с очищением четырёх капель.
Итак, нам, возможно, нет нужды давать полное объяснение в рамках этого курса, но когда мы понимаем, как работает посвящение, как закладываются определённые семена, мы видим, что все они связаны с очищением четырёх капель. Когда мы видим стадию зарождения, то видим, как всё в ней связано с процессом очищения четырёх капель, и то же самое касается и йог стадии завершения, они также сопряжены с очищением этих четырёх капель. Когда мы полностью очищаем каплю гнозиса, она проявляется как тело природы будды. Когда мы очищаем каплю ума, она проявляется как тело мудрости будды. Когда мы очищаем каплю речи, она проявляется как тело наслаждения будды. А когда мы очищаем каплю проявления, она проявляется как тело эманации будды. Нам нужно понять четыре тела или четыре каи, и то, как они связаны с тем, кем мы являемся прямо сейчас.
Это лишь краткое введение, чтобы разбудить ваш аппетит. А после ужина мы немного подробнее это разберём. И у вас будет возможность задать вопросы, потому что, уверен, возникнет определённая путаница. Но в любом случае, спасибо за ваше внимание и сосредоточенность при обсуждении очень сложных материалов. Итак, ужин.