Лама Сопа Ринпоче:
«Эта практика принесет пользу всем, кто ее выполняет, обеспечив им богатство и процветание в будущих жизнях.
Практика щедрого даяния является частью семичленной молитвы, которая даже без мотивации бодхичитты создает огромное количество благой заслуги. Если же выполнять эту практику с мотивацией бодхичитты, делая подношение буддам, тогда совершенно определенно и незамедлительно создаются причины для достижения просветления – и в этом не может быть никаких сомнений. Но и без соответствующей мотивации подношения буддам приводят к такому же результату.
Сказано, что если кто-то сделает подношение хотя бы одной поре на теле своего совершенного Учителя, то он обретет неизмеримо большее количество заслуг, чем тот, кто будет совершать подношения бесчисленному количеству будд трех времен.
Когда вы делаете подношения монастырям духовных наставников ваших учителей, то монахи этих монастырей станут подобны порам на теле вашего учителя. Вот почему, поступая таким образом, вы обретаете огромное, поистине невообразимое количество благих заслуг.»
Даяние, совершённое с чистой мотивацией, является превосходным источником накопления благой заслуги, очищения и преобразования ума, достижения счастья и, в конечном итоге, обретения Просветления. А даяние, совершённое по отношению к Трем Драгоценностям, многократно приумножает эти заслуги.
Также таким образом обретают возможность накапливать заслуги те, кто в силу каких-либо причин не может участвовать в мероприятиях центра очно, но хотел бы способствовать развитию центра. Даяние – это первое из шести нравственных совершенств, а важность даяния для развития Дхармы переоценить невозможно.
В «Сутре о Законе кармы», Будда говорит:
«Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.
Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни. Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, — это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни. Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни».
Польза от практики щедрого даяния беспредельна. Вот описание лишь малой ее части:
- Щедрость и нравственная дисциплина – это две основные причины перерождения в драгоценном человеческом теле.
- Щедрость – одно из шести совершенных деяний (парамит) бодхисаттв.
- Щедрость – это противоядие против привязанности, одной из основных причин сансары.
- Щедрость помогает нам быстрее зародить в сердце любящую доброту и сострадание.
- Щедрость – это противоядие против эгоистичного, цепляющегося за «я» ума.
В дополнение к перечисленному выше, практика щедрости является одним из лучших способов накопления благой заслуги – благой умственной энергии, необходимой для обретения счастья, и, в конечном итоге, для достижения просветления.
Однако щедрость стоит понимать более широко, а не только как жертвование материальных благ. Можно делиться знаниями, теплотой сердец, улыбками.
Мы находим упоминание о разных аспектах щедрости с притче:
Однажды к Будде пришёл человек и спросил у Будды: «Почему я живу в нищете, почему я так страдаю? В чём причина?».
Татхагата видел карму всех живых существ, поэтому объяснил человеку, что он был жадным и эгоистичным и поэтому ничего не имеет в этой жизни.
Тогда человек, опечалившись, спросил: «Что же делать?».
Будда ответил: «Жертвовать».
На что человек возразил: «Что же мне жертвовать, если у меня и у самого-то ничего нет?».
На что Будда дал бесценный совет: «Как это ничего нет? У тебя есть руки, которыми ты можешь помогать другим, у тебя есть ноги, которые ты можешь использовать во благо других. У тебя есть красивая улыбка, которой ты можешь дарить людям хорошее настроение, у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова».
И человек, вдохновлённый советом, пошёл практиковать парамиту даяния.
В своем труде «Бодхичарья-аватара» Шантидева говорит: «Улыбаясь другим (проявляя к ним благосклонность), Мы создаем причины обладания прекрасным телом в будущих жизнях».
Лама Сопа Ринпоче:
Все зависит от вашей мотивации. Если вами движут эгоистичные помыслы, заботы только о вашем собственном счастье, ваших собственных возможностях, и вам нет дела до счастья других – ваша мотивация рождена вашими омрачениями, такими, как привязанность, гнев, неведение и так далее. В этом случае действия вашего тела, речи и ума будут представать безобразными, агрессивными и вредоносными для других. В результате другие живые существа будут отвечать вам безобразными, агрессивными и вредоносными действиями их тела, речи и ума, например, злясь на вас. Это как движение по кругу. С такими негативными мыслями и действиями ваше поведение по отношению к другим будет вызывать аналогичное поведение в ответ. Вы должны полностью осознавать это в вашей повседневной жизни.
В целом, вы должны понимать, что вы несёте ответственность за то, чтобы не причинять другим страдания, а вместо этого нести им счастье. Даже если вы и не думаете практиковать Дхарму, просто чтобы быть хорошим человеком – вы должны знать об этом. Вы полностью ответственны за то, приносите ли вы другим счастье или страдание. Это полностью зависит от вашей мотивации и от того, как вы обращаетесь с другими. От вас зависит, чиста ли ваша мотивация или нет. Вы должны это знать хотя бы просто для того, чтобы быть хорошим человеком, щедрым человеком.
“Если Вы счастливы, сделайте так, чтобы это принесло пользу другим. Если Вы страдаете, превратите страдание в причину счастья для других.”