Лама Тубтен Еше
Лама Еше родился в 1935 году в Тибете, в селении Толунг Дэчен, неподалёку от Лхасы. В двух часах верховой езды от его дома располагался женский монастырь Чимелунг Гомпа, где постоянно проживало около ста монахинь традиции Гелуг. К тому времени прошло уже несколько лет со дня кончины их учёной настоятельницы, и когда монастырь посетил лама линии Кагью Ненунг Паво Ринпоче, известный своими мистическими способностями, монахини обратились к нему с вопросом: «Ринпоче, где теперь наша наставница?». Лама ответил, что в такое-то время в близлежащей деревне родился мальчик, и что, проверив его должным образом, они убедятся в том, что он — реинкарнация их настоятельницы. Последовав совету Ринпоче, монахини обнаружили юного ламу Еше. Они сделали ему богатые подношения и нарекли его именем Тубтен Дордже.
Лама Еше родился в 1935 году в Тибете, в селении Толунг Дэчен, неподалёку от Лхасы. В двух часах верховой езды от его дома располагался женский монастырь Чимелунг Гомпа, где постоянно проживало около ста монахинь традиции Гелуг. К тому времени прошло уже несколько лет со дня кончины их учёной настоятельницы, и когда монастырь посетил лама линии Кагью Ненунг Паво Ринпоче, известный своими мистическими способностями, монахини обратились к нему с вопросом: «Ринпоче, где теперь наша наставница?». Лама ответил, что в такое-то время в близлежащей деревне родился мальчик, и что, проверив его должным образом, они убедятся в том, что он — реинкарнация их настоятельницы. Последовав совету Ринпоче, монахини обнаружили юного ламу Еше. Они сделали ему богатые подношения и нарекли его именем Тубтен Дордже. Впоследствии монахини частенько забирали мальчика к себе в монастырь, где он присутствовал на различных церемониях, ритуалах и религиозных службах. Во время таких посещений, которые нередко продолжались несколько дней, он с утра до вечера оставался в храме и участвовал во всех без исключения службах вместе с монахинями. Монахини также часто навещали его в родительском доме, где его дядя Нгаванг Норбу, геше из монастыря Сера, обучал мальчика алфавиту, грамматике и чтению.
Хотя малыш и любил своих родителей всем сердцем, он уже тогда понимал, что их существование наполнено страданиями, и не хотел следовать их примеру. С раннего детства он заявил о своем желании избрать в жизни духовную стезю. Всякий раз, когда странствующий монах останавливался на ночлег в их доме, мальчик умолял, чтобы тот забрал его с собой в монастырь. Наконец, когда ему исполнилось шесть лет, родители решили отдать его на обучение в отделение Сера Чже монастыря Сера — одного из трёх крупнейших монастырских университетов традиции Гелуг, расположенных в окрестностях Лхасы. Дядя заверил мать, что хорошо позаботится о мальчике, и повез его в монастырь. На прощание монахини поднесли ему монашеское одеяние и все необходимое для нехитрого монастырского быта, а дядя, по прибытии, держал племянника в строгости и следил за тем, чтобы тот прилежно занимался.
Лама Еше учился в Сера до двадцатипятилетнего возраста. Там он получил духовное образование, основанное на традиции, принесённой в Тибет из Индии и имеющей более чем тысячелетнюю историю. Кьябдже Трижданг Ринпоче, младший наставник Его Святейшества Далай-ламы, передал ему учения Ламрим о постепенном пути к просветлению — весь путь Сутры, ведущий к достижению состояния будды. Кроме того, он получил множество тантрических посвящений и наставлений как от младшего наставника Его Святейшества, так и от старшего — Кьябдже Линга Ринпоче, а также от Дагри Дордже Чанга Ринпоче, Зонга Ринпоче, Лхацун Дордже Чанга Ринпоче и многих других великих учителей и знатоков медитации.
Тантрические учения, переданные ламе Еше, представляют собой мощный и стремительный путь к обретению полностью пробуждённого и очищенного сознания, различные аспекты которого представлены широким спектром тантрических медитативных божеств. Он получил разрешение на практику тантрических божеств Херуки, Ваджрабхайравы и Гухьясамаджа, которые являются воплощением сострадания, мудрости и искусных средств — качеств полностью просветленного ума. Кроме того, лама изучал знаменитые Шесть Йог Наропы, следуя комментарию, основанному на личном духовном опыте Чже Цонкапы.
Среди других учителей, наставлявших его на духовном пути, следует отметить геше Тубтена Вангчука Ринпоче, геше Лхундрупа Сопу Ринпоче, геше Рабтена и геше Нгаванга Гендуна. В возрасте восьми лет лама Еше принял обеты монаха-послушника от досточтимого Пурчога Джампы Ринпоче. В течение долгих лет ученичества лама Еше постоянно молился о том, чтобы в будущем обрести возможность даровать умиротворяющее благо духовной практики всем, кто лишен Дхармы.
Этот этап в его образовании завершился в 1959 году. Вот как вспоминал об этом сам лама Еше: «В тот год китайцы милостиво дали нам понять, что для нас пришло время покинуть Тибет и открыть для себя окружающий мир».
Лама бежал из Тибета через Бутан и со временем добрался до Северной Индии, где присоединился к тысячам других тибетских беженцев. В лагере беженцев Баксадвар он продолжил своё обучение, прерванное китайской оккупацией. В Тибете он успел пройти курс обучения Праджняпарамите (Совершенству запредельной мудрости), философии Мадхьямики (Срединного пути) и логике. В Индии, следуя традиционной учебной программе, он изучил курс Винайи (свода этических норм дисциплинарного характера) и метафизической системы Абхидхармы. Помимо этого, великий бодхисаттва Тензин Гьялцен Куну-лама передал ему учения по «Бодхисаттвачарья-аватаре» («Вступление на путь деяний бодхисаттвы») Шантидевы и «Бодхипатхапрадипы» («Светильник на пути к пробуждению») Атиши. Он также получил дополнительные тантрические посвящения, прослушал комментарии к ним, а в возрасте двадцати восьми лет принял полные монашеские обеты от Кьябдже Линга Ринпоче.
Одним из духовных учителей ламы Еше, как в Тибете, так и в Баксадваре, был геше Рабтен — высокообразованный философ и йогин, прославившийся глубиной своего сосредоточения и отточенностью логического мышления. У этого сострадательного наставника был еще один ученик — Тубтен Сопа Ринпоче, который, по распоряжению своего гуру, стал также получать наставления и от ламы Еше.
Сопа Ринпоче в ту пору был совсем ещё ребёнком, и прислужник, который заботился о мальчике, очень хотел отдать его в постоянное ученичество к ламе Еше. Его мечта осуществилась после того, как Кьябдже Триджанг Ринпоче дал на это свое благословение, и с тех пор лама Еше и Сопа Ринпоче стали неразлучны.
Лама Еше продолжал учиться и медитировать в Индии до 1967 года, когда вместе со своим основным учеником ламой Тубтеном Сопой Ринпоче отправился в Непал. Два года спустя он основал монастырь Копан недалеко от Катманду, чтобы преподавать буддизм западным людям.
В 1974 году ламы начали совершать ежегодные обучающие туры на Запад, и в результате этих путешествий начала развиваться всемирная сеть буддийских центров обучения и медитации—Фонд Поддержания Махаянской Традиции (ФПМТ).
В 1984 году, после напряженного десятилетия передачи самых разнообразных невероятных учений и развития разных направлений деятельности ФПМТ, в возрасте сорока девяти лет Лама Еше скончался. Он переродился как Озел Хита Торрес в Испании в 1985 году, и был признан воплощением ламы Еше Его Святейшеством Далай-ламой в 1986 году. Как монах, лама Тензин Озел Ринпоче, начал учиться на степень Геше в 1992 году в воссозданном монастыре Сера в Южной Индии. Замечательная история ламы изложена в книге Вики Маккензи «Реинкарнация: мальчик-Лама» (Wisdom Publications, 1996).
больше информации на https://fpmt.org/