Лама Сопа Ринпоче. «Важнейшие ежедневные практики»
КАК ВЫСТРОИТЬ СВОЮ ПОВСЕДНЕВНУЮ ПРАКТИКУ
Начинайте утро с благословения своей речи [1] и малы и чтения других мантр.
Зародите мотивацию на день, читая различные молитвы ламрима и читая строфы настроя бодхисаттвы [2] или памятования о бодхичитте [3].
В качестве ежедневной практики можно выполнять Гуру-йогу ламы Цонкапы, Гуру Пуджу или Гуру-йогу Гуру Шакьямуни. В рамках практики гуру-йоги выполняйте свою медитацию на ламриме.
Независимо от того, рекомендовали ли вам выполнить какое-то конкретное число простираний, прекрасно каждое утро совершать тридцать пять или сто простираний, повторяя имена Тридцати Пяти Будд Исповеди.
Перед тем, как ложиться спать, прочтите длинную мантру Ваджрасаттвы (двадцать один раз) или краткую мантру Ваджрасаттвы (двадцать восемь раз), медитируя на четырех противодействующих силах. Это делает исповедь совершенной.
Затем, в конце, прочтите обширные молитвы посвящения – например, «Царя молитв», «Молитву для начала, середины и завершения практики» ламы Цонкапы, главу о посвящении из «Вступления на путь бодхисаттвы» Шантидевы, «Молитву Будды Майтреи» или «Молитву о царстве блаженства».
Кроме того, вы можете добавить различные собственные предварительные практики – выполняя их в рамках отдельной сессии или в ретрите – и таким образом будете постепенно продвигаться по своим практикам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СУЩНОСТНЫЕ ПРАКТИКИ, КОТОРЫЕ ВСЕМ СЛЕДУЕТ ВЫПОЛНЯТЬ
1) Простирания перед Тридцатью Пятью Буддами по утрам
Если это возможно, каждое утро – или когда можете – повторяйте имена Тридцати Пяти Будд Исповеди и простирайтесь перед каждым из них по три раза. Таким образом вы в общей сложности выполните 105 простираний.
Поразмыслив, вы поймете, насколько срочно вам необходимо выполнять эту практику. Повторение имен этих будд, при котором вы вспоминаете о созданной вами в прошлом неблагой карме, очищает эту карму. Если вы не очистите свою неблагую карму, то не обретете драгоценного человеческого перерождения, наделенного восемью свободами и десятью дарованиями – перерождения, подобного тому, которым вы обладаете сейчас – и вместо этого столкнетесь с его противоположностью: перерождением в полных страданий низших царствах. Более того, если созданную вами неблагую карму не очистить, она будет экспоненциально возрастать в вашем уме (см. ниже). Таким образом, очень важно эту карму очищать.
Непосредственное назначение этих тридцати пяти будд – это очищение живыми существами различной неблагой кармы, которую они создали. Даже однократное повторение имен этих будд очищает множество эонов неблагой кармы; оно подобно атомной бомбе – настолько неблагая карма быстро и мощно уничтожается.
Лама Цонкапа выполнил множество сотен тысяч простираний в сочетании с этой практикой исповеди перед тридцатью пятью буддами в своей пещере в Олька, в Тибете. Лама Атиша также каждый день выполнял множество простираний, даже когда был очень стар – как и многие другие ламы линии ламрима. В результате они достигли множества реализаций.
Таким образом, практика Тридцати Будд должна быть сущностной составляющей вашей ежедневной практики. Это лучшее, что вы можете выполнять, чтобы сохранять здоровье и ни о чем не жалеть в будущем.
2) Повторение мантры Ваджрасаттвы по вечерам
Каждый вечер, перед тем как ложиться спать, начитывайте мантру Ваджрасаттвы, чтобы предотвратить преумножение любой неблагой кармы, созданной за прожитый день. Если вы не будете ее таким образом очищать, ваша неблагая карма продолжит снова и снова удваиваться день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом, вплоть до конца ваших дней, и неблагая карма всего одного дня станет огромной и тяжкой, как гора. Со временем всего один атом неочищенной кармы может раздуться до размеров Земли.
Хотя вы, возможно, и не создавали особой тяжкой неблагой кармы, поскольку неочищенная неблагая карма возрастает экспоненциально, всего одно малое неблагое деяние может стать причиной рождения в низших царствах и переживания огромных страданий на протяжении множества эонов. А поскольку в низших царствах вы непрерывно создаете все больше и больше неблагой кармы, вновь оказаться в высших царствах невероятно сложно – в силу чего практика Дхармы для вас становится практически невозможной. Поэтому вы должны очищать свою неблагую карму каждый день.
Благодаря очищению неблагой кармы становится гораздо проще достичь освобождения и осуществить путь к просветлению. Кроме того, ослабевают ваши страдания и любые препятствия, которые могли бы возникнуть. Очищение неблагой кармы означает, что вам не придется сталкиваться со страданиями в низших царствах на протяжении множества эонов.
Нам нужно очищать препятствия и омрачения – тогда мы сможем достичь реализаций на пути к просветлению, чтобы обрести способность осуществлять совершенные труды ради живых существ: не просто приносить им временное счастье, но и даровать счастье высшее – освобождение из сансары – чтобы существам не приходилось вновь подвергаться страданиям сансары – и, наконец, приводить их к полному просветлению. Достижение просветления подразумевает устранение даже тончайших умственных заблуждений и полное обретение всех реализаций. Благодаря этому мы также очищаем жизненные трудности – такие, как проблемы в отношениях и проблемы со здоровьем – все из которых проистекают из неблагой кармы. Даже бедствия со стороны элементов (земли, воды, огня и ветра) проистекают из неблагой кармы. Поскольку попутно очищается вся неблагая карма, нам не придется сталкиваться с катастрофами и проблемами со здоровьем – такими, как рак – а если мы с ними и столкнемся, то они будут относительно незначительны.
Все это зависит от того, насколько усердно, непрерывно и совершенно вы практикуете очищение; таково средство, посредством которого вы освобождаетесь от всех этих страданий.
Вывод таков: даже если вы выполнили предварительную практику, начитав 100 000 мантр Ваджрасаттвы, то не можете просто остановиться, расслабиться и говорить: «Я выполнил свою предварительную практику Ваджрасаттвы; больше мне эту мантру начитывать нет нужды». Вам нужно по меньшей мере продолжать начитывать длинную мантру Ваджрасаттвы (двадцать один раз) или краткую (двадцать восемь раз), чтобы продолжать очищать свою неблагую карму и предотвратить ее преумножение.
3) Мантра Будды Медицины
ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ МАХА БЕКАНДЗЕ БЕКАНДЗЕ РАНДЗА САМУДГАТЕ СОХА
Мантра Будды Медицины [5] начитывается для обретения успеха. Поскольку у нас множество проблем и мы желаем успеха, нам нужно повторять мантру Будды Медицины каждый день. Она способна помочь нам в устранении нежелательных проблем, несчастий и страданий и обретении желаемых нами успеха, счастья, внутреннего роста и реализаций на пути.
Владыка Будда сказал своему помощнику Ананде, что даже животные, слышащие мантру Будды Медицины, никогда не переродятся в низших царствах. Высокореализованный Кьябдже Чоден Ринпоче, который завершил весь путь к просветлению, недавно сказал, что если вы повторяете мантру Будды Медицины в момент смерти, то переродитесь в чистой земле. Таким образом, её нужно читать не только для исцеления, но и для того, чтобы постоянно приносить благо людям и животным – независимо от того, живут они или умирают.
Повторяя мантру Будды Медицины каждый день, вы будете очищать свою неблагую карму, и это поможет вам никогда не перерождаться в низших мирах. Если вы не очистите свою неблагую карму, то, умерев, переродитесь в низших царствах как существо адов, голодный дух или животное, и вынуждены будете снова и снова испытывать бесконечные страдания. Таким образом, вам нужно очистить свою неблагую карму прямо сейчас. Если вы не способны стерпеть даже нынешних страданий в царстве людей – которые по сравнению со страданиями низших царств являются блаженством и радостью – разве сможете вы стерпеть сильнейшие страдания низших царств – невообразимые, нестерпимые, длящиеся невероятно долго и в миллиард раз более ужасные, чем все страдания людей вместе взятые?
Поскольку повторение мантры Будды Медицины спасает вас ото всех этих страданий, она гораздо драгоценнее, чем безмерное как небо множество золота, бриллиантов, исполняющих желания драгоценностей и несметное множество долларов. Материальное богатство ничего не значит, потому что оно неспособно очищать неблагую карму. Даже если бы вы обладали подобными обширными богатствами, повторение или слышание мантры Будды Медицины всего один раз было бы более драгоценным, потому что она оставляет в потоке вашего ума отпечаток всего пути к просветлению, помогает вам обрести реализации пути, устраняет все ваши грубые и тонкие загрязнения и создает причину для обретения вами просветления.
Мантра Будды Медицины может помочь вам освободить бесчисленных живых существ от обширных океанов страданий и привести их к просветлению, поэтому вам следует повторять ее, испытывая абсолютное доверие к Будде Медицины, зная, что он полностью позаботится о вашей жизни и исцелит вас во всех смыслах; что он всегда с вами – в вашем сердце, у вас на макушке и прямо перед вами. Нет ни мгновения, когда Будда Медицины не видел бы вас или не испытывал бы к вам сострадания.
4) Практика Ченрези и повторение мантры Ченрези
Краткая мантра: ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ
Длинная мантра: НАМО РАТНА ТРАЯЯ / НАМА АРЬЯ ДЖНЯНА САГАРА / ВАЙРОЧАНА / ВЬЮХА РАДЖАЯ / ТАТХАГАТАЯ / АРХАТЕ / САМЬЯКСАМ БУДДАЯ / НАМА САРВА ТАТХАГАТЕБХЬЯ / АРХАДБХЬЯ / САМЬЯКСАМ БУДДЕБХЬЯ / НАМА АРЬЯ АВАЛОКИТЕШВАРАЯ / БОДХИСАТТВАЯ МАХАСАТТВАЯ / МАХАКАРУНИКАЯ / ТАДЬЯТХА / ОМ ДХАРА ДХАРА / ДХИРИ ДХИРИ / ДХУРУ ДХУРУ / ИТТЕ ВАТТЕ / ЧАЛЕ ЧАЛЕ / ПРАЧАЛЕ ПРАЧАЛЕ / КУСУМЕ / КУСУМЕ ВАРЕ / ИЛИ МИЛИ ЧИТИ ДЖВАЛАМ / АПАНАЕ СВАХА
Все ученики — старые и новые – должны практиковать Ченрези, Сострадательнозрящего. Выполнение его медитации и начитывание мантры приносит все виды счастья, счастье временное – счастье в этой жизни и во всех будущих рождениях – и высшее: счастье освобождение и просветления – бесчисленным живым существам, в том числе и вам самим. Повторение мантры Ченрези приносит безмерную как небеса пользу – особенно если вы повторяете ее с бодхичиттой.
Практика и реализация бодхичитты – это самое важное в жизни, потому что она исполняет не только ваше собственное желание достичь счастья, но и желания всех остальных живых существ – всех без исключения.
Обладая бодхичиттой, вы сможете полностью осушить океан страданий сансары и их причин и достичь освобождения и просветления, потому что она поможет вам обрести мудрость прямого постижения пустотности, которая устраняет как грубые, так и тонкие загрязнения.
Именно бодхичитта позволяет арья-бодхисаттвам оставить страдания сансары, в том числе страдания перерождения, старости, болезни и смерть – просто благодаря достижению пути правильного видения. Хотя архаты малой колесницы и обладают мудростью прямого постижения пустотности и многими другими невообразимыми качествами, у них все равно остается остаток страдающих совокупностей.
Бодхичитта – это врата к пути Махаяны, пути, ведущему к просветлению, а также корень всех безграничных качеств святых тела, речи и ума Будды. Отважные бодхисаттвы способны стерпеть все тяготы, сопряженные с трудами ради блага живых существ, насколько бы эти тяготы ни были велики – даже если приходится отдать жизнь. Поскольку бодхисаттвы понимают, насколько полезно претерпевать тяготы, осуществляя подобные труды ради других, они не только способны все стерпеть, но и испытывают при этом безграничную радость. Для бодхисаттв даже смерть вследствие помощи другим подобна нектару; благодаря ей они испытывают такое же блаженство, как лебедь, ныряющий жарким днем в прохладный пруд.
Бодхисаттвы отказываются от мысли о достижении личного освобождения из океана страданий сансары и их причин – омрачений и кармы – подобно тому, как выбрасывается использованная туалетная бумага: интереса к ней ни на атом. Достижение высшего счастья лишь личной нирваны вызывает в них только отвращение.
Бодхичитта позволяет бодхисаттвам осуществить накопление двух видов заслуги – запредельной мудрости и добродетели – и является причиной достижения ими двух святых тел: рупакаи — святого тела формы — и дхармакаи – святого тела ума – то есть высшей цели. Единственное назначение этих двух святых тел – осуществлять совершенные труды ради всех живых существ. Хотя живых существ и бесчисленное множество, а на завершение накоплений – для того, чтобы привести каждое из существ к просветлению – может уйти три неисчислимых великих эона, решимость осуществить всё бодхисаттвам придает именно бодхичитта.
Неважно, сколько эонов уходит на то, чтобы привести единственное живое существо к зарождению единственной добродетельной мысли – бодхисаттвы будут пытаться осуществить это, не отчаиваясь. В «Украшении сутр Махаяны» Майтрея утверждает: «Для того, чтобы привести к созреванию хотя бы одну добродетельную мысль, бодхисаттвы, дети Победоносных, чей ум обрел устойчивость в высшем упорстве по приведению живых существ к высшему созреванию, не отчаиваются, даже если на осуществление задуманного уходит десять миллионов эонов».
Таким образом вы видите, что решимость, побуждающая бодхисаттв терпеть тяготы и непрерывно трудиться ради живых существ, проистекает из бодхичитты, которая, в свою очередь, проистекает из корня великого сострадания. Этот корень, сострадание, питает безмерное как небо благо, проистекающее из бодхичитты: подобно тому, как ракетное топливо питает звездолет; подобно тому, как электричество, вырабатываемое электростанцией, освещает целый город.
Кроме того, именно великое сострадание уже привело бесчисленное множество живых существ к просветлению в прошлом, приводит бесчисленное множество живых существ к просветлению в настоящем и приведет бесчисленное множество живых существ к просветлению в будущем; именно великое сострадание побуждает бесчисленных будд совершать совершенные, безошибочные деяния ради бесчисленных живых существ – до тех пор, пока те не обретут просветление; и именно великое сострадание побудило всех будд обрести всеведущий ум и совершенную силу, которые им нужны, чтобы приносить пользу всем живым существам.
Подобным образом, ваше собственное великое сострадание станет источником покоя и счастья бесчисленных живых существ – источником всего их временного и высшего счастья – в том числе существ в этом мире и в той стране, где вы живете, и вашей собственной семьи: родителей, супругов, детей, и, наконец, вас самих.
Без сострадания в сердце в вас остается лишь эго, которое напрямую и косвенно вредит всем живым существам – в том числе и существам, живущим в этом мире и в вашей стране, и вашей собственной семье: родителям, супругам, детям, вам самим. Чем больше вы практикуете сострадание, тем больше в вашем сердце и в вашей жизни будет покоя и счастья.
Ваше сострадание – это источник счастья даже для тех людей и животных, которых вы встречаете в повседневной жизни. Без сострадания возникают межличностные столкновения – столкновения эго – и множество других проблем: гнев, зависть и тому подобное. Без сострадания жизнь ваша переполнена проблемами, подобно мыши, которая попала в клетку и была убита; слону, который увяз в болоте и задохнулся; мухе, попавшей в паучью паутину и съеденной, или мотыльку, привлеченному пламенем и утонувшему в горячем свечном воске. Ваша жизнь погружена в проблемы и продолжает быть таковой, пока вы не погибнете, как мотылек в огне. Именно поэтому вам нужно практиковать сострадание; сострадание – это самая важная практика Дхармы, на которую вы способны, сама важная медитация, которую вы можете выполнять.
Лучшее, на что вы способны – жить и трудиться с состраданием. Далее, если вы сталкиваетесь с проблемами, переживайте их ради блага других, используйте их для развития сострадания к другим. Таким образом вы используете свои проблемы, чтобы достичь просветления – ваши проблемы становятся путем к просветлению.
Подобным образом, когда вы больны раком или СПИДом, например, вы можете переживать свою болезнь с состраданием, ради блага других живых существ – для того, чтобы даровать им все виды счастья вплоть до просветления (и включая его). Так ваша болезнь становится путем к просветлению.
Таким образом, все проблемы – неудачные отношения, болезни, провалы в бизнесе, безработица – становятся очень важными и полезными; особой, героической практикой. Прежде подобные переживания были чем-то, что вам не нравилось, чем-то, от чего вам нужно было бы освободиться – однако теперь, благодаря вашей практике сострадания, они становятся чем-то чрезвычайно желательным и глубоко необходимым для развития вашего ума на пути – чем-то очень мощным и особым.
Кроме того, когда ваша жизнь подходит к концу, лучший способ умереть – умереть с состраданием. Его Святейшество Далай-лама часто говорит, что умереть с бодхичиттой – значит «поддержать самого себя». Вам не нужно, чтобы кто-то был рядом и помогал вам, потому что вы сами способны себя направлять. Вы и есть проводник; вы способны привести себя к счастью в будущих жизнях.
Для того, чтобы развить великое сострадание, вам нужно понять учения Будды о том, как его развивать. Но даже если вы способны наизусть повторять учения о сострадании и знаете, как на них медитировать, одного этого будет недостаточно, чтобы эти учения реализовать. Для обретения реализаций вам нужна помощь – благословения Авалокитешвары, Будды Сострадания. Для того, чтобы обрести эти благословения, вам нужно практиковать медитацию на нем и начитывание его мантры.
Чтобы узнать больше о пользе от этой практики, обратитесь к книге «Учения с ретрита по Мани».
5) Чтение сутры золотистого света
Тем, кто жаждет мира во всем мире, следует читать Сутру золотистого света (Сер о дампэй до ванг гьи гьелпо). Эта практика очень важна для прекращения насилия и войн в этом мире. Сутра золотистого света – это один из самых полезных способов приносить мир. Это то, что может делать каждый – независимо от уровня занятости. Даже если вы каждый день читаете всего одну страницу или несколько строк, делая на постоянной основе, вы в конечном итоге дочитаете всю Сутру золотистого света.
Святая Сутра золотистого света – это царица сутр. Она невероятно мощна, исполняет все ваши желания, а также приносит всем живым существам покой и все виды счастья – вплоть до просветления. Это также очень мощное средство для борьбы за мир во всем мире и защиты: вас, вашей страны и всего мира. Также очень велика ее способность исцелять людей, живущих в определенной стране.
Для тех, кто желает мира для себя и других, таков духовный, или дхармический, способ этот мир принести – так, чтобы не нужно было вредить другим, критиковать их или даже устраивать направленные против других демонстрации. Простое чтение этой сутры все равно может принести мир. Кроме того, чтобы читать эту Сутру для принесения мира, не обязательно быть буддистом. С пользой читать ее могут даже небуддисты, желающие мира.
Сутра золотистого света также защищает людей и страны от так называемых природных бедствий – беспокойства элементов ветра, огня, земли и воды – таких как землетрясения, потопы, циклоны, пожары, торнадо и так далее. На самом деле эти события не являются «природными», потому что проистекают из соответствующих причин и условий – порожденных людьми в прошлом внутренних неблагих помыслов и совершенных ими поступков – которые встречаются с определенными внешними условиями.
Таким образом, польза от чтения этой Сутры невообразима. Говорится, при чтении нескольких строк Сутры золотистого света вы создаете заслуги большие, чем когда подносите бесконечному числу будд самоцветы, числом равные всем атомам песка в Тихом Океане.
Чтение этой Сутры направляет вашу жизнь к просветлению. Это невероятное очищение; создаются невероятные заслуги; все оказывается решенным, ваша жизнь становится очень простой, вы получаете все, чего желаете – а также освобождаете бесчисленных живых существ из океанов страданий сансары и приводите их к просветлению.
Итак, сложив ладони, я прошу вас – пожалуйста! – как можно больше читать Сутру золотистого света ради мира во всем мире.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Материалы на русском языке доступны по ссылке: Утренние практики.
[2] Читайте строфы «Настроя бодхисаттвы».
[3] Читайте наставления по памятованию о бодхичитте.
[4] Прочтите советы по практике Тридцати пяти Будд в онлайн-сборнике советов ламы Сопы Ринпоче.
[5] См. «Краткая практика Будды Медицины».
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа