Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 2. Религия: путь исследования

Люди имеют различные представления о природе религии в целом и буддизма в частности.
Тем, кто рассматривает религию и буддизм только с поверхностного, интеллектуального уровня, никогда не понять их истинное значение. А те, чья точка зрения насчет религии еще более поверхностна, даже не будут рассматривать буддизм как религию.
Прежде всего, буддисты не заинтересованы в том, чтобы много разговаривать о самом Будде. Так же и он не был заинтересован в том, чтобы люди верили в него; поэтому по сей день буддизм никогда не призывает последователей просто верить в Будду. Нам всегда было важнее понимание человеческой психологии, природы ума.

Таким образом, практикующие буддизм всегда стараются понять их собственные ментальные установки и принципы, восприятие мира и сущность ума. Это те вещи, которые действительно имеют значение.
В противном случае, если вы забываете о себе и своих заблуждениях и вместо этого
сосредоточиваетесь на каких-то высоких идеях, вроде того, что представляет собой Будда, ваше духовное путешествие превратится в сказочные галлюцинации. Это иногда случается, будьте осторожны. В вашем уме нет никакой связи между Буддой, Богом и вами. Они кажутся совершенно несовместимыми вещами: вы здесь, внизу, Будда или Бог там, наверху. И нет никакой связи вообще. Такие мысли далеки от реальности. Это крайности: вы ставите одно ниже, а другое, наоборот, поднимаете до небес. В буддизме мы называем такое видение дуальным.

Кроме того, если люди негативны по своей природе, в чем смысл поиска высоких идей? Во всяком случае, идея не есть реализация. Люди всегда хотят знать все о высоких достижениях или о природе Бога, но такое интеллектуальное знание не имеет ничего общего с их жизнью и сознанием. Истинная религия должна быть стремлением к самореализации, а не накоплением фактов из спортивного интереса.

Буддисты не особенно гонятся за одними только интеллектуальными знаниями. Мы гораздо больше заинтересованы в понимании происходящего здесь и сейчас, в осмыслении нашего нынешнего опыта и постижении того, кем мы являемся в данный момент, нашей сущностной природы. Мы хотим знать, как найти удовлетворение, счастье и радость вместо депрессии и страданий, а также как преодолеть чувство, что наша природа негативна.

Сам Будда учил, что в своей основе человеческая природа чиста, лишена эго, как небо по своей природе ясное и безоблачное. Тучи приходят и уходят, но голубое небо есть всегда; облака не меняют его суть. Точно так же, человеческий ум изначально чист и свободен от эго. В любом случае, религиозный вы человек или нет, если вы не можете отделить себя от своего эго, вы идете по ложному пути. Вы создали для себя совершенно ошибочную концепцию жизни, которая не имеет ничего общего с реальностью.

Вместо того, чтобы хвататься за интеллектуальные знания, желая знать о «высоких» вещах, гораздо лучше, если вы постараетесь получить представление о характере своего собственного ума, и как с ним обращаться прямо сейчас. Очень важно знать, как действовать эффективно: метод, являющийся ключом к любой религии, — это самое главное, чему надо учиться.

Скажем, вы слышали об удивительной сокровищнице, в которой хранятся драгоценности для вас, но у вас нет ключа к двери: все ваши фантазии о том, как вы потратите свое вновь обретенное богатство, являются полной галлюцинацией. Точно так же, фантазируя о чудесных религиозных идеях и пиковых переживаниях, но не имея интереса к необходимым в данный момент действиям или методам достижения, вы уходите далеко от реальности.

Если у вас нет ни метода, нет ни ключа, ни возможности применить религию в повседневной жизни, вам лучше оставаться с кока-колой. По крайней мере, она утоляет жажду. Если для вас религия – просто идея, то это иллюзия. Вы должны ясно понимать, что такое религия, и как ее нужно практиковать.

Будда сказал: «Вера не имеет значения. Не верьте тому, что я говорю только потому, что это сказал я». Это были его предсмертные слова. «Я учил многим различным методам — для разных типов людей. Перед тем, как взяться за один из них, используйте вашу мудрость, чтобы убедиться, что этот метод соответствует вашим психологическим особенностям, вашему уровню сознания. Если мои методы кажутся вам подходящими и работают на вас, примите их. Но если вы не чувствуете связи с ними, даже если они покажутся прекрасными, оставьте их в покое. Они были даны для кого-то другого.»

Сегодня вы не можете убедить большинство людей, что они должны верить во что-то только потому что Будда или Бог так сказал. Для них этого недостаточно. Они отвергнут это, им нужны доказательства. Но те, кто не сможет понять, что по своей природе их ум чист, не увидят возможность обнаружения их врожденной чистоты и упустят предоставленный шанс.
Если вы будете думать, что природа вашего ума изначально отрицательна, то можете
потерять всякую надежду.

Конечно, человеческая природа имеет и положительные, и отрицательные стороны. Но отрицательное является преходящим, временным. Ваши позитивные и негативные эмоции – как облака в небе: за ними — ваша истинная суть, она ясна и чиста.

Многие люди не вполне понимают буддизм. Даже некоторые преподаватели буддийской философии смотрят на слова Будды поверхностно и интерпретируют их очень буквально. Они не понимают его методы, которые являются сутью учения. На мой взгляд, самый важный аспект любой религии – это методы: как воплотить в жизни то, чему она учит. Чем лучше вы поймете, как это сделать, тем более эффективной станет ваша религиозная практика. Она станет настолько естественной, настолько вписанной в реальность, что вы легко придете к пониманию природы вашего ума; не удивляйтесь тому, что найдете в нем.

Затем, когда вы осознаете природу вашего собственного ума, вы сможете управлять им легко, не нужно будет прикладывать столько усилий. Понимание приносит контроль естественным образом.

Многие люди представляют себе контроль сознания как жесткое ограничение во всем. На самом деле, контроль является естественным состоянием. Но вы не собираетесь соглашаться с этим, не так ли? Вы наверняка скажете, что ум по своей природе неподвластен контролю, и что это его особенность. Но это не так. Когда вы поймете природу вашего ума, способность им управлять придет так же естественно, как и сейчас возникает ваше неконтролируемое состояние. Более того, единственный способ получить власть над вашим умом – это понять его сущность. Вы никогда не сможете силой заставить ваш ум, ваш внутренний мир, измениться. Также у вас не получится очистить сознание, наказывая себя физически, причиняя вред телу. Это совершенно невозможно. Омрачения, грехи, негативные качества, или как еще вы это называете, берут начало в вашей психологии, ментальных установках, поэтому вы не можете избавиться от них физически. Очищение требует умелого сочетания метода и мудрости.

Чтобы очистить свой ум, не обязательно верить в кого-то особенного там, наверху: в Бога или Будду. Не беспокойтесь об этом. Когда вы по-настоящему поймете взлеты и падения повседневной жизни, особенности собственных ментальных установок, вы автоматически захотите найти практическое решение.

Сейчас многие люди разочаровываются в религии, им кажется, что она не работает. Религия работает. Она предлагает великолепное решение всех жизненных ситуаций. Проблема в том, что люди не понимают особенности религии, поэтому у них нет желания воплощать на практике ее методы.

Рассмотрим материалистическую жизнь. Это мир, полный беспокойства и противоречий. Вы никогда не сможете добиться, чтобы все было именно так, как вы хотите. Вы не можете просто проснуться утром и решить, как именно должен разворачиваться ваш день. Забудьте о неделях, месяцах или годах, вы не в состоянии даже предсказать, что будет завтра. Если бы я спросил вас прямо сейчас, можете ли вы встать утром и точно установить, как именно будет идти ваш день, и как вы будете чувствовать себя в каждый момент времени, что бы вы на это ответили? Вы не сможете этого сделать, не так ли?

Независимо от того, насколько вы материально обеспечены, независимо от того, как вы обустраиваете ваш дом – у вас есть и то, и это, и пятое, и десятое, и вы переставляете свои вещи, как вам заблагорассудится – вы никогда не сможете управлять вашим сознанием тем же способом. Вам не предугадать, как вы будете чувствовать себя в течение всего дня. Как вы зафиксируете свой ум на этом? Как вы можете сказать: «Сегодня я буду вот таким?» Я могу вам сказать с абсолютной уверенностью: до тех пор, пока вы не контролируете свой ум, оставаясь в беспокойном состоянии сознания и дуалистическом восприятии, в действительности, это невозможно. Когда я говорю об этом, я не критикую вас, я просто рассказываю о том, как работает ум. Все это нужно, чтобы показать, что независимо от вашей материальной обеспеченности, сколько бы вы ни говорили себе: «О, это делает меня счастливым, сегодня я буду счастлив целый день», невозможно предопределить свою жизнь таким образом. Ваши чувства постоянно меняются, меняются, меняются – это происходит автоматически. Отсюда следует, что материалистический взгляд на жизнь не работает.

Однако я не имею в виду, что вы должны отказаться от мирской жизни и стать аскетами. Я не говорю этого. Я считаю, что если вы правильно поймете духовные принципы и будете действовать соответствующим образом, вы найдете гораздо больше удовлетворения и смысла в жизни, чем опираясь на одни только чувственные удовольствия мира.

Материалистический мир в одиночку не может принести человеку удовлетворение.
Таким образом, единственной целью существования того, что мы называем религией,
является познание природы своей души, ума и собственных чувств. Независимо от названия, которое мы даем нашему духовному пути, самое главное – мы начинаем осознавать свой собственный опыт, свои чувства. Таким образом, особенность практики буддийских лам заключается в том, что вместо акцента на одной только вере, буддизм придает первостепенное значение личному опыту применения методов Дхармы в действии и оценке их влияния на наше сознание: помогают ли эти методы? изменились ли наши умы, или остались так же неконтролируемы, как и прежде? Это и есть буддизм, и этот метод проверки ума называется медитацией.

Это очень индивидуально, невозможно сделать обобщение. Все сводится к личному
пониманию, личному опыту. Если путь не дает решения ваших проблем, не отвечает на ваши вопросы, не удовлетворяет ваш ум, следует тщательно все проверить. Возможно, что-то не так с вашей точкой зрения, вашим пониманием. Вы не можете сразу сделать вывод, что что-то не так с вашей религией только потому, что вы пробовали, и это не сработало. У разных людей разные идеи, взгляды и понимание религии, они могут быть ошибочными. Поэтому убедитесь, что ваше понимание религии и ее методов является верным. Если вы делаете правильное действие на основе правильного понимания, вы будете испытывать глубокое внутреннее удовлетворение. Таким образом, вы сможете убедиться, что удовлетворение не зависит ни от чего внешнего. Настоящее удовлетворение берет начало в уме.

Мы часто чувствуем себя несчастными, нам кажется, что мир переворачивается вверх дном, потому что мы верим, что обстоятельства будут складываться именно так, как мы планируем и ожидаем от них. Мы ждем, что вещи, которые являются переменными по своей природе, никогда не изменятся, а все непостоянное будет длиться вечно. Потом, когда они все-таки меняются, мы расстраиваемся. Ваше огорчение, когда что-то в вашем доме ломается, показывает, что вы в действительности не понимаете непостоянный характер вещей. Когда им приходит время ломаться, они ломаются, независимо от того, что вы от них ожидали.
Тем не менее, мы по-прежнему думаем, что жизнь материальных вещей будет длиться бесконечно. Материя не вечна, это невозможно. Поэтому, чтобы найти истинное удовлетворение, следует прилагать больше усилий к вашей духовной практике и медитации, а не манипулировать окружающим миром. Непреходящее удовлетворение исходит из вашего ума, оно внутри вас. Ваша основная проблема заключается в вашем неконтролируемом, вечно недовольном уме, природа которого – страдание.

Зная об этом, когда возникает какая-то проблема, вместо того, чтобы расстраиваться из-за несбывшихся ожиданий и отвлекать себя какой-либо внешней деятельностью, расслабьтесь, присядьте и трезво посмотрите на ситуацию. Это гораздо более конструктивный путь решения проблемы и успокоения ума. Более того, когда вы делаете так, вы позволяете вашей врожденной мудрости расти. Мудрости нет места в беспокойном, растерянном уме. Возбужденное состояние ума – основное препятствие для обретения мудрости. Так что ошибочно думать, что ваше эго и природа вашего ума – это одно и то же. Если вы в это верите, вам никогда не удастся разделить их и выйти за пределы эго. Пока вы считаете, что погрязли в грехах и противоречиях, вам уйти от них. То, во что вы верите, — очень важно, убеждения эффективно закрепляют ошибочные взгляды. Люди на Западе думают, что если у тебя нет эго, то ты не можешь хорошо жить, устроиться на работу и вообще что-либо делать.

Это опасное заблуждение – вы не можете отделить эго от ума, от своей жизни. Это большая проблема. Вы думаете, что если лишитесь эго, то потеряете свою личность, ум и человеческую природу.
Это неправда, не стоит беспокоиться об этом. Без эго вы станете счастливыми, вы просто обязаны быть счастливы. Но, конечно, возникает вопрос, что такое эго? На Западе, кажется, придумано так много слов для эго, но люди не знают, что это такое на самом деле. В любом случае, не имеет значения, насколько совершенен ваш английский, эго – это не слово, а просто символ. Фактическое эго находится внутри вас: это заблуждение, что ваша самость является независимой, постоянной и, существует сама по себе. На самом деле, то, что вы называете «я», не существует.

Если бы я попросил всех присутствующих здесь проверить глубоко за словами, как бы вы определили, что такое эго, каждый ответил бы по-разному. Я не шучу, это мой опыт. Вы, в свою очередь, должны проверить это на своем. Мы всегда говорим, очень поверхностно: «Это твое эго», но сами понятия не имеем о том, что это такое в действительности. Иногда мы даже используем этот термин уничижительно: «О, не волнуйтесь, это всего лишь ваше эго», или что-то в этом роде, но если вы посмотрите внимательнее, вы увидите, что обычно человек считает, что это его личность, его жизнь. Мужчины считают, что если они утратят свое эго, то потеряют личность и перестанут быть мужчинами, а женщины чувствуют, что, потеряй они свое эго, их женские качества сойдут на нет. Это абсолютная ложь. Хотя, учитывая западную интерпретацию жизни и эго, вполне может быть, что именно к этому и идет. Они думают, что эго – это нечто положительное в том смысле, что оно очень важно для жизни в обществе, и если у вас этого нет, вы не адаптированы к современной жизни.

Проверьте более глубоко — на ментальном уровне, а не физическом. Это интересно. Даже многие психологи описывают эго на таком поверхностном уровне, что можно подумать, что это физическое существо. С буддийской точки зрения эго является ментальной концепцией, а не материальной вещью. Конечно, признаки активности эго могут проявляться внешне, например, когда кто-то злится, и его лицо и тело отражают вибрации его гнева. Но это не сам гнев, это его признак. Так же и эго является не внешним проявлением, а психическим фактором, внутренней позицией человека. Вы не можете увидеть его извне.

Когда вы медитируете, вы можете понять, почему сегодня вы на высоте, а завтра подавлены: перепады настроения вызваны вашим умом. Люди, которые не отслеживают свое внутреннее состояние, придумывают очень поверхностные причины, например: «Мне сегодня грустно, потому что нет солнца». Но на самом деле большую часть времени ваши взлеты и падения обусловлены, прежде всего, психологическими факторами.

Когда дует сильный ветер, облака исчезают, и появляется голубое небо. Аналогичным образом, когда рождается мощная мудрость, понимающая природу ума, темные тучи эго исчезают. За пределами эго – беспокойного, неконтролируемого ума – лежит покой и удовлетворение. Вот почему Будда советовал провести всепроникающий анализ как ваших положительных, так и отрицательных сторон. В частности, когда в вашем уме возникает отрицательная мысль, вместо того чтобы бояться, изучите ее более подробно.

Вы видите что, буддизм вовсе не однобоко «добренькая» религия, всегда старающаяся, избежать неблагих поступков. Буддизм обращен непосредственно к тому, кто вы есть, и чем занят ваш ум здесь и сейчас. Именно это делает его таким интересным. Не стоит ждать, что вы будете слышать только позитивные вещи. Конечно, у вас есть положительные стороны, но как насчет отрицательных сторон вашей личности? Чтобы получить одинаковое понимание и тех, и других, а также понимание всего вашего существа целиком, вы должны смотреть на отрицательные стороны так же внимательно, как и на положительные, а не пытаться укрыться от них.
Мне нечего добавить к тому, что я сейчас сказал, но я с удовольствием попробую ответить на несколько вопросов.

Вопрос: Лама, Вы имели в виду, что мы должны выражать, а не подавлять наши негативные действия, позволить выйти темной стороне личности?

Лама: Это зависит от обстоятельств. Есть две вещи. Если отрицательная эмоция уже всплыла на поверхность, наверное, лучше выразить ее каким-то образом, но лучше, если вы сможете справиться с ней, прежде чем она достигнет этого уровня. Конечно, если вы не владеете методами борьбы с сильными негативными эмоциями и пытаетесь затаить их глубоко внутри, в конце концов это может привести к серьезным проблемам, таким как взрыв гнева, который для кого-то может послужить причиной взять пистолет и начать стрелять в людей. Чему учит буддизм –это методу мудрого распознавания своих эмоций и преобразованию их с помощью медитации, которая позволяет эмоции просто раствориться. Выражение сильных отрицательных эмоции вовне оставляет чрезвычайно глубокий след на вашем сознании. Такой отпечаток побуждает вас с легкостью реагировать аналогичным разрушительным образом и дальше, за исключением того, что второй раз может быть даже более мощным, чем первый. Это создает кармическую цепь причин и следствий, которая увековечивает такое негативное поведение. Таким образом, в работе с отрицательной энергией вы должны развивать мастерство и способность различать, научиться определять, когда и как ее можно выражать, и, прежде всего, знать, как распознать ее как можно раньше и трансформировать с помощью мудрости.

Вопрос: Не могли бы Вы объяснить связь между техниками буддийской медитации и хатха-йогой?

Лама: В буддизме мы больше обращаем внимание на мудрый, проникающий в глубь сознания самоанализ, чем на движения тела, хотя существуют определенные практики, где техника медитации расширяется за счет физических упражнений. В общем, буддийская медитация учит нас смотреть вовнутрь – на то, кем мы являемся, чтобы понять свою истинную природу. Также буддийская медитация не обязательно предполагает сидение в позе лотоса с закрытыми глазами – медитация может быть привнесена в каждый аспект повседневной жизни. Важно осознавать все свои действия, чтобы бессознательно не причинять вред себе или другим. Идете ли вы, разговариваете, работаете, едите – что бы вы ни делали, отдавайте себе отчет в действиях вашего тела, речи и ума.

Вопрос: Буддисты контролируют свою прану [ветры энергии] только посредством ума?

Лама: Да. Если вы можете контролировать свой ум, вы можете контролировать все.
Невозможно управлять своим физическим телом без контроля ума. Если вы попытаетесь контролировать свое тело принудительно, если набрались ложных представлений о взаимосвязи ума и тела, это может быть очень опасным и принести вам большой вред.

Вопрос: Можете ли Вы достигать глубокого состояния медитации посредством ходьбы, как Вы достигаете этого в сидячей практике?

Лама: Конечно, это теоретически возможно, но зависит от человека. Для начинающих обычно гораздо проще достичь глубоких состояний сосредоточения в сидячей медитации. Опытные практики, однако, могут поддерживать однонаправленную концентрацию – расширенное состояние сознания – всегда, вне зависимости от того, что они делают, в том числе при ходьбе. Конечно, если ум сильно беспокойный, то даже медитации может оказаться недостаточно для расширения сознания. Одной из отличительных черт буддизма является то, что вы не можете сказать: все должны делать вот так, все должны быть такими, все зависит от индивидуальных особенностей. Тем не менее, у нас есть четко определенный пошаговый путь практики медитации: сначала вы развиваете это, затем вы переходите к этому и так далее – через различные уровни концентрации. Полноценный путь к просветлению – мы называем его Ламрим – был изложен логически, поэтапно, чтобы каждый человек мог развиваться, соответственно своему уровню.

Вопрос: Лама, могут ли различные негативные мысли, которые возникают в наших умах происходить из внешних источников – от других людей, или, возможно, от духов?

Лама: Ну, это очень хороший вопрос. Реальный источник, истинный корень негатива, находится в наших собственных умах, но для его проявления, как правило, требуется взаимодействие с внешними факторами, такими как другие люди или материальный мир.
Например, некоторые люди испытывают перепады настроения из-за астрологических влияний, таких как движение планет. Эмоции других людей меняются из-за гормональных изменений в организме. Это происходит не из-за одного только ума, а, в том числе, и через взаимодействие физической и психической энергии. Конечно, нужно сказать, что тот факт, что мы находимся в теле, чувствительном к такого рода изменениям, сам по себе относится к нашему уму. Но я не думаю, что Будда сказал бы, что есть какие-то внешние духи, вредящие вам таким образом. Единственное, что можно предположить, — что ваша внутренняя энергия созвучна какой-то внешней энергии, и это взаимодействие влияет на ваше состояние.
Вы можете по собственному опыту сказать, как окружающая среда может повлиять на вас. Когда вы находитесь среди мирных, благородных, счастливых людей, вы тоже склонны чувствовать себя счастливым и умиротворенным. Когда вы находитесь среди злых, агрессивных людей, то начинаете становиться похожим на них. Человеческий ум подобен зеркалу. Зеркало не предвзято, оно просто отражает все, что перед ним, независимо от того, что это: ужасное или прекрасное. Кроме того, ваш ум перенимает энергию окружающего вас пространства, и если вы не понимаете, что происходит, может заполняться мусором.
Поэтому очень важно осознавать свое окружение, и видеть, как оно влияет на ваш ум. Что вы должны понять о религии – это то, как она соотносится с вашим сознанием и жизнью. Если вы сможете управлять всем этим, то религия станет фантастической помощью, и вот они – ваши реализации. Вам не нужно акцентировать внимание на вере в Бога или Будду, грехах или на чем бы то ни было, не волнуйтесь обо всем этом. Просто действуйте исходя из правильного понимания, и вы получите результаты, даже сегодня. Забудьте о сверхсознании или абсолютной любви – они растут медленно и очень постепенно. Если вы цепляетесь за желание «О, здорово! Бесконечное знание, бесконечная власть», то просто будете на каруселях кататься. Конечно, духовная сила действительно существует, но вы можете обрести ее, только действуя в соответствии с правильным пониманием. Власть исходит изнутри. Не думайте, что единственная истинная власть – где-то там, в небе. Вы обладаете властью, ваш ум – ее источник.

Вопрос: Восприятие – одна из пяти совокупностей, составляющих, согласно буддийской философии, человеческую природу. Как оно работает?

Лама: Да, это еще один хороший вопрос. Большую часть времени наше восприятие иллюзорно, мы не видим реальность. Конечно, мы ощущаем то, что предлагает физический мир: привлекательные формы, красивые цвета, приятные вкусы и так далее, но на самом деле мы не воспринимаем реальную, истинную природу форм, цветов и вкусов. Поэтому большую часть времени наше восприятие ошибочно. А затем, находясь в иллюзиях, мы обрабатываем информацию, предоставленную нашими пятью чувствами, и передаем недостоверную информацию в наш ум, который реагирует под влиянием эго. Результатом всего этого является то, что большую часть времени мы галлюцинируем, не видя истинной природы вещей и не понимая реальность даже нашего материального мира.

Вопрос: Влияет ли прошлая карма на наше восприятие?

Лама: Да, конечно. Прошлая карма очень сильно влияет на наше восприятие. Наше эго хватается за взгляды, возникшие из-за иллюзий, и наш ум просто следует за ним: вся эта неконтролируемая ситуация и есть то, что мы называем кармой. Карма это не просто какая-то мало применимая к жизни теория — это наше восприятие каждодневных событий, вот и все.

Вопрос: Учитель, какова связь тела и ума в контексте того, как мы питаемся.

Лама: Тело не есть ум, ум, не есть тело, но они тесно связаны между собой и очень чувствительны к изменениям друг друга. Например, когда люди принимают наркотики, эти вещества не влияют на ум напрямую. Но поскольку сознание связано с нервной системой организма и органами чувств, изменения, вызванные в нервной системе под воздействием наркотиков, выводят его из равновесия и становятся причиной галлюцинаций. Таким образом прослеживается очень сильная связь между телом и умом. В тибетской тантрической йоге, мы используем преимущества этой связи: концентрируясь на психических каналах тела, мы можем влиять на ум соответствующим образом. Поэтому даже в повседневной жизни, пища, которую вы едите, и прочие вещи, касающиеся вашего тела, оказывают влияние на ваш разум.

Вопрос: Имеет ли смысл поститься?

Лама: Пост не так важен, если вы не занимаетесь определенными практиками тренировки ума. Но для тех, кто практикует, пост может быть даже необходим. Это, конечно, опыт лам. Например, если вы едите и пьете в течение всего дня, а затем пытаетесь медитировать вечером, то ваша концентрация будет очень слабой. Поэтому, когда мы практикуем серьезные медитации, то едим только один раз в день. Утром мы просто пьем чай, в полдень обедаем, а вечером вместо еды снова пьем чай. Такой распорядок делает нашу жизнь простой, а тело — здоровым; но для того, кто не занимается тренировкой ума, это, вероятно, покажется пыткой. Как правило, мы не пропагандируем пост. Мы всего лишь советуем людям не наказывать себя, а просто быть счастливыми, разумными и поддерживать свое тело в здоровом состоянии, насколько это возможно. Если ваше тело слабеет, ум становится бесполезным. Когда ум теряет свою полезность, ваша драгоценная человеческая жизнь становится бессмысленной. Но в особых случаях, когда пост помогает вашей практике медитации, когда есть более высокая цель, я бы сказал: да, пост может иметь смысл.

Благодарю вас. Если больше нет вопросов, я не буду вас больше задерживать. Большое спасибо.

Брисбен, Австралия, 28 апреля 1975

 Благодарим Архив Мудрости Ламы Йеше (www.lamayeshe.com) за разрешение на использование.

Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 1.Нахождение себя через буддизм

Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 3. Взгляд на буддийскую психологию

Запись опубликована в рубрике Лама Йеше с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.