Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 3. Взгляд на буддийскую психологию

Изучение буддизма — не сухое, исключительно интеллектуальное занятие или скептический анализ каких-то отвлеченных религиозно-философских учений. Наоборот, когда вы изучаете Дхарму и учитесь медитировать, главной темой всего этого являетесь вы сами; ведь, в первую очередь, вы заинтересованы в правильной работе вашего собственного ума, понимании вашей истинной природы.
Буддизм — это метод дисциплинирования ума, направленный на то, чтобы привести его от страданий к счастью. На данный момент ум каждого из нас недисциплинирован, но, если мы сможем развить правильное понимание его истинной природы, контроль придет естественным образом, и мы будем в состоянии освободиться от эмоционального невежества и страдания, которое оно приносит автоматически. Поэтому, независимо от того, верующий вы или нет, религиозны или не религиозны, христианин, индуист или ученый, черный или белый, с Востока или Запада, — самое важное, что нужно знать, — это ваш собственный ум и то, как он работает.
Если вы не понимаете сущность ума, ваши заблуждения не позволят вам видеть реальность.
И даже если вы говорите, что практикуете ту или иную религию, заглянув глубже, можно обнаружить, что вы не относитесь ни к одной из них. Будьте осторожны. Ни одна религия не противоречит вашему стремлению узнать свою истинную природу, но часто религиозные люди слишком сильно увлекаются историей их религии, философией или доктриной и игнорируют знание о том, кто они есть, их состояние в данный момент времени. Вместо того чтобы использовать религию для достижения своих целей — спасения, освобождения, достижения внутренней свободы, вечного счастья и радости — они играют в интеллектуальные игры с религией, как если бы это было имущество, которым можно владеть.
Без понимания того, как проявляется ваша внутренняя природа, как же вы сможете обнаружить вечное счастье? Где вечное счастье? Оно не на небе или в джунглях, вы не найдете его в воздухе или под землей. Оно находится внутри вас, в вашей душе, вашем сознании, вашем уме. Вот почему так важно, чтобы вы исследовали природу собственного ума.
Если религиозная теория, которую вы изучаете, не служит для обретения счастья и радости в вашей повседневной жизни, в чем тогда смысл? Даже говоря: «Я практикую ту или иную религию», проверяйте, что вы делали, как действовали и что обнаружили, следуя ей. И не бойтесь задавать себе подробные вопросы. Иметь собственный опыт — это прекрасно.
Важно подвергать проверке все ваши действия, в противном случае, как вы узнаете, что именно вы делаете? Я уверен, что вы уже знаете, слепая вера по отношении к любой религии никогда не сможет решить ваши проблемы.
Многие люди безразличны к духовной практике. «Это очень просто. Я хожу в церковь каждую неделю. Мне этого достаточно». Это не ответ. Какова цель вашей религии? Получаете ли вы ответы на ваши вопросы, или ваша практика — это просто шутка? Проверьте. Я никого не критикую, но вы должны понимать, что вы делаете. Искажена ли ваша практика, загрязнена ли неверными представлениями или реальна? Если ваш путь учит действовать и проявлять себя правильно, если он ведет к духовным достижениям, таким как любовь, сострадание и мудрость, то, очевидно, он имеет смысл. В противном случае вы просто тратите свое время.
Грязь ментальных заблуждений гораздо опаснее, чем наркотики. Ложные идеи и неправильная практика глубоко укореняются в вашем сознании, постепенно выстраиваясь в этой жизни, и затем сопровождая ваш поток сознания в следующую. Это гораздо опаснее материальных веществ.
Все мы, независимо от того, религиозны или нет, с Востока или Запада, одинаково хотим быть счастливыми. Все ищут счастья, но в правильном ли месте? Может быть, счастье здесь, а вы ищете его там. Убедитесь, что смотрите там, где его можно найти.
Мы считаем, что учение Будды ближе к психологии и философии, чем к тому, что вы обычно называете религией. Кажется, многие люди считают, что религия – это, в основном, вопрос веры. Но если ваша религиозная практика целиком опирается на веру, любой скептический вопрос от друга: «Чем, черт возьми, ты занимаешься?», может разрушить ее полностью: «О, Боже! Я все делаю не так». Поэтому, прежде чем посвятить себя какому-либо духовному учению, убедитесь, что точно знаете, на что идете.
Буддийская психология учит, что эмоциональная привязанность к чувственному миру возникает из-за физических и психических желаний. Ваши пять чувств передают информацию уму, вызывая различные чувства, которые можно разделить на три группы: приятные, неприятные и нейтральные. Эти чувства возникают в ответ на воздействие физических или психических раздражителей.
Когда мы испытываем приятные ощущения, у нас возникает эмоциональная привязанность, и когда это приятное ощущение спадает, мы испытываем желание почувствовать его снова.
Природа такого состояния ума – недовольство, оно нарушает наше душевное равновесие, потому что в его основе лежит возбуждение. Когда мы испытываем неприятные чувства, нам это автоматически не нравится, и мы хотим избавиться от них; возникает отвращение, снова нарушая наш внутренний баланс. Когда мы чувствуем себя нейтрально, мы игнорируем то, что происходит, и не хотим видеть реальность. Таким образом, какие бы ощущения ни возникали в нашей повседневной жизни – приятные, неприятные или нейтральные – они выводят нас из эмоционального равновесия, и мы утрачиваем присутствие в настоящем моменте.
Рассмотрение своих чувств таким образом не имеет ничего общего с верой, не так ли? Это не какой-то особый восточный метод, характерный исключительно для гималайских горцев.
Это касается и вас. Вы не можете возразить мне, заявив: «Я ничего не чувствую». Это так просто, не правда ли?
Кроме того, многие наши негативные действия являются реакциями на чувства. Взгляните сами. Когда вы чувствуете себя хорошо из-за общения с людьми или взаимодействия с объектами чувственного восприятия, проанализируйте, как именно вы себя чувствуете, почему вам хорошо. Приятное ощущение не во внешнем объекте, не так ли? Оно у вас внутри. Я уверен, все согласятся, что приятные ощущения не вовне. Так почему же вы чувствуете себя таким образом? Если вы поэкспериментируете, то обнаружите, что счастье и радость, дискомфорт и грусть, а также нейтральные чувства – все это внутри вас. Вы увидите, что, в основном, вы сами ответственны за чувства, которые испытываете, и нельзя винить других за то, что у вас внутри: «Он делает меня несчастной; она заставляет меня страдать; от этих вещей мне плохо». Вы не можете обвинить общество в своих проблемах, хотя именно это мы всегда и делаем, правда? Но это далеко от реального положения вещей.
Как только вы найдете действенный способ работы с вашей ментальной проблемой, вы никогда не будете обвинять других живых существ в том, как вы себя чувствуете. Осознание этого послужит началом добрых, уважительных отношений с другими. Как правило, мы неосознанны; мы действуем бессознательно и автоматически проявляем неуважение к другим, причиняя им боль. Мы не заботимся – мы просто делаем это, вот и все. Многие люди, даже некоторые психологи, кажется, думают, что чувство сильного желания можно остановить извне, «накормив» его каким-то внешним объектом: если вы страдаете, потому что ваш муж или жена оставили вас, то следующим замужеством вы решите свою проблему. Это невозможно. Без понимания истинного источника ваших приятных, неприятных и нейтральных чувств вам никогда не узнать природу своих ментальных установок. А не имея об этом представления, вы никогда не сможете положить конец вашим эмоциональным проблемам.
К примеру, буддизм говорит, что вы должны чувствовать сострадание и любовь ко всем живым существам. Как вы можете относиться хотя бы нейтрально ко всем существам, пока невежественный дуалистический ум работает в вас так сильно? Вы не можете, потому что вы слишком эмоциональны. Когда вы чувствуете себя счастливым, потому что в результате контакта с каким-то объектом возникло приятное ощущение, вы преувеличиваете мнимые хорошие качества этого объекта, раздувая свои эмоции, насколько это возможно. Но вы знаете, что ум не может долго находиться в таком возвышенном состоянии. Оно непостоянно, преходяще, так что, конечно, вас скоро качнет в другую крайность. Затем из-за такого несбалансированного состояния вы автоматически впадаете в депрессию. Вы должны понять, сколько энергии вы расходуете в погоне за приятными ощущениями или в побеге от неприятных. Мы всегда слишком экстремальны, нам нужно найти золотую середину.
Если посмотреть чуть глубже, вы также обнаружите, что именно чувства являются причиной всех конфликтов в мире. Начиная с двух малышей, борющихся за конфетку, и заканчивая двумя нациями, борющимися за свое существование, — за что они воюют? За приятные ощущения. Даже маленькие дети, не умеющие говорить, борются, потому что хотят чувствовать себя счастливыми.
Через медитацию вы можете легко увидеть реальность. Медитация показывает все, что есть в вашей голове: весь мусор и все полезное. Но не думайте, что медитация – это когда вы просто сидите на полу в позе лотоса и ничего не делаете. Осознавать и отдавать себе отчет во всем, что вы делаете – ходите, едите, пьете, говорите – это и есть медитация. Чем раньше вы это увидите, тем быстрее вы поймете, что сами несете ответственность за свои действия, что вы, а не кто-то другой, в ответе за радость, которую желаете испытывать, и горе, от которого бежите; никто не контролирует вас.
Когда возникает приятное ощущение и затем, как ему и положено, стихает, заставляя вас чувствовать разочарование, потому что вы хотите испытать его еще раз, — оно не создано Богом, Кришной, Буддой или кем-то другим. Своими действиями вы несете ответственность за внутреннее состояние. Это так просто, разве нет? Слабый человек думает: «Ах, он сделал меня несчастным; она заставляет меня страдать». Это работа ума, который всегда пытается обвинить кого-то или что-то внешнее. На самом деле, я думаю, что изучать свой повседневный опыт, чтобы увидеть, как возникают физические и психические ощущения, — это прекрасно. Вы учитесь все время, нет такого времени, когда вы бы не учились. Таким образом, применяя на практике мудрое знание, вы обнаруживаете, что реализация вечного мира и радости находится внутри вас. К сожалению, слабый ум не обладает энергией мудрости, нужно самостоятельно развивать ее в себе.
Почему буддизм Махаяны учит нас развивать чувство равностности всех живых существ?
Мы часто выбираем только одну вещь, один маленький атом, одно живое существо, думая: «Вот это для меня, оно самое лучшее». Таким образом, мы впадаем в крайности: сильно преувеличиваем ценность вещей, которые любим, и недооцениваем все остальное. Это не способствует вашему внутреннему балансу. Вместо этого вы должны изучить свое поведение: «Зачем я это делаю? Мой нереальный, эгоцентрический ум затуманивает мое сознание». Затем, размышляя о равностности всех живых существ в их желании быть счастливыми и свободными от страданий, вы можете научиться избегать крайностей: привязанности к одним вещам и непринятия других. Таким образом, вы можете легко сохранить свой ум сбалансированным и здоровым. Многие люди познали это на своем опыте.
Таким образом, буддийская психология может оказать большую помощь, когда вы пытаетесь бороться с разочарованиями, беспокоящими вас в повседневной жизни. Помните, что когда возникают приятные ощущения, за ними следуют желание, алчность и привязанность, за неприятными ощущениями — отвращение и ненависть, а когда вы безразличны, невежество и слепота в восприятии реальности занимают ваш ум. Если через эти учения вы сможете увидеть, как рождаются ваши чувства, и как вы реагируете на них, качество вашей жизни будет намного выше, она будет полна счастья, мира и радости.
Есть ли какие-то вопросы?

Вопрос: Буддисты все время говорят о карме. Что это такое?

Лама: Карма – это опыт вашего тела и ума. Само это слово пришло из санскрита, оно означает причину и следствие. Ваши психические и физические ощущения счастья или несчастья являются следствием определенных причин, и эти эффекты в будущем сами приведут к подобным результатам. Действие вызывает реакцию – это и есть карма. И восточная философия, и наука доказывают, что вся материя взаимосвязана, и если вы сможете это увидеть, то поймете, как работает карма. Все внутренние и внешние процессы не происходят случайно, эти явления связаны одной энергией. Например, энергия вашего тела связана с энергией тел ваших родителей, а они, в свою очередь, – со своими родителями, и так далее. Такого рода взаимозависимость и есть карма.

Вопрос: Что такое нирвана, и многие ли ее достигают?

Лама: Когда вы развиваете свою способность к концентрации, такую, что можете легко войти в состояние однонаправленной концентрации, вы постепенно искореняете эмоциональные реакции вашего эго, пока они не исчезнут – в этот момент вы выходите за пределы своего ума и открываетесь вечно блаженному, умиротворенному состоянию сознания. Это то, что мы называем нирваной. Многие люди достигли этого состояния, и еще больше тех, кто уже на пути к нему.

Вопрос: Прекращается ли в нирване существование в телесном виде, исчезает ли
личность?

Лама: Нет, у вас остается форма, но больше нет неконтролируемой нервной системы,
подобно той, которую мы имеем сейчас. И не беспокойтесь, когда вы достигнете нирваны, вы все еще будете существовать, но только уже в состоянии абсолютного счастья. Поэтому постарайтесь достичь ее как можно скорее.

Вопрос: Будда говорил, что он больше не будет перерождаться, как только достигнет нирваны, разве нет?

Лама: Возможно, но, что он имел в виду? Он имел в виду, что он выйдет из круга неконтролируемых перерождений, движимых эго, — то есть то, каким образом мы, существа, живущие в сансаре, перерождаемся. Он может контролировать процесс перевоплощения в соответствии с его единственной целью, которая заключается в том, чтобы помочь всем живым существам, бывшим когда-то его матерями

Вопрос: Вы много говорили об удовольствии и счастье, и я пытаюсь прояснить для себя различие между ними. Это одно и то же? Может ли человек привязаться к радости, но не испытывать привязанности к счастью?

Лама: Это одно и то же, мы привязываются к обоим. Мы должны стремиться к тому, чтобы испытывать удовольствие без привязанности, нужно просто наслаждаться чувством счастья, понимая его истинную причину, и осознавать природу своего ума, объекта любви и наших чувств. Тот, кто достиг нирваны, в состоянии это сделать.

Вопрос: Я хотел бы прояснить буддийское понимание медитации. Правильно ли я его интерпретирую как наблюдение за потоком сознания?

Лама: Да, вы можете думать об этом таким образом. Как я уже говорил, буддийская медитация вовсе не означает, что нужно сидеть с закрытыми глазами, скрестив ноги.
Простое наблюдение, как ваш разум реагирует на мир, когда вы занимаетесь своими делами – будь то ходьба, разговор, шопинг или что-то еще – может действительно стать идеальной медитацией и принести отличный результат.

Вопрос: Если говорить о реинкарнации, что именно перерождается?

Лама: Когда вы умираете, ваше сознание отделяется от тела, попадает в промежуточное состояние и оттуда переходит в другую физическую форму – рождается. Мы называем это реинкарнацией. Физическая и психическая энергия отличаются друг от друга. Материя имеет ограничения, но психическая энергия – это поток.

Вопрос: Может ли сознание развиваться в состоянии после-смерти, или это возможно, только находясь в воплощении?

Лама: Во время процесса умирания ваше сознание продолжает течь, как электричество, идущее от генератора и постоянно проходящее по проводам через разные дома, электрические аппараты и так далее, проникая в разные вещи. Таким образом, сознание может развиваться в промежуточном состоянии.

Вопрос: Значит, сознание не нуждается в физическом теле, чтобы развиваться?

Лама: Ну, существует тонкое тело промежуточного состояния, оно не похоже на наше физическое тело – его вибрации выше.

Вопрос: Когда Вы читаете мантры, Вы когда-нибудь концентрируетесь на органах физического тела или сосредоточиваетесь только на уме? Вы можете сконцентрироваться на чакрах или энергетических центрах?

Лама: Это возможно, но вы должны помнить, что существуют различные методы для различных целей. Не думайте, что Будда учил только чему-то одному. Буддизм содержит тысячи и тысячи, возможно даже неисчислимое количество методов медитации. Все они даны для удовлетворения бесчисленных живых существ, обладающих различными склонностями и способностями.

Вопрос: Является ли сознание, развивающееся в нашей жизни и уходящее, когда мы умираем, частью какого-то высшего сознания? Например, Бога или универсального сознания?

Лама: Нет, это самый обычный ум, и он находится в прямой связи с тем сознанием, которое есть у вас сейчас. Разница в том, что он отделился от вашего нынешнего тела и ищет другое.
Это промежуточное состояние ума находится под контролем кармы, ему характерно беспокойство, противоречивость и замешательство. Его никак нельзя назвать высшим или универсальным.

Вопрос: Вы знакомы с индуистскими понятиями об Атмане и Брахмане?

Лама: Индийская философия принимает идею души [Атман], тогда как в буддизме нет такого понятия. Мы полностью отрицаем существование какого-то отдельного «я» или постоянной независимой души. Каждый аспект вашего тела и ума постоянно меняется. Буддисты также отрицают ад как отдельное вечно существующее пространство. Каждая боль, каждое удовольствие, которое мы испытываем, находится в состоянии постоянного изменения: все так непостоянно, изменчиво… Таким образом, признавая основой нашего существования неудовлетворенность и отказываясь от мира, в котором временные объекты чувственных удовольствий контактируют с временными органами чувств и создают временные ощущения, за которые нет смысла хвататься так крепко, мы стремимся к полной удовлетворения реализации просветления или нирваны.

Вопрос: Как Вы думаете, ритуалы так же важны для западного человека, который пытается практиковать буддизм, как они важны для практикующего с Востока, впитавшего их с молоком матери?

Лама: Это зависит от того, что вы имеете в виду. В самой буддийской медитации не требуется сопровождение материальных объектов, единственное, что важно, — это ваш ум. Вам не нужно звонить в колокол или размахивать какими-то предметами. Это то, что вы имеете в виду под ритуалом? [Да.] Хорошо, тогда вам не нужно беспокоиться, и это в равной степени относится и к Востоку, и к Западу. Тем не менее, некоторым людям нужны эти вещи, различным типам сознания нужны различные методы. Например, вы носите очки. Они не самая необходимая вещь, но некоторые люди в них нуждаются. По той же причине, различные мировые религии учат различным путям, в зависимости от индивидуальных способностей и уровня сознания их многочисленных и таких разных последователей.
Поэтому мы не можем сказать: «Есть только один истинный путь. Каждый должен следовать моему пути».

Вопрос: Нужны ли сегодня Западу новые методы практики?

Лама: Нет. Никаких новых методов не требуется. Все нужные методы уже существуют, нужно просто открыть их.

Вопрос: Я пытаюсь понять взаимосвязь тела и ума в буддизме. Ум важнее, чем тело? Например, в случае с тантрическими монахами, кто занимается обертонным пением, очевидно, что они развивают определенные части тела для того, чтобы петь. Насколько важно тело? 

Лама: Ум – самое главное, но есть некоторые медитативные практики, которые усиливаются при определенных физических упражнениях из йоги. С другой стороны, если ваш организм болен, это может повлиять на ум. Таким образом, важно также держать свое тело здоровым.
Но если вы считаете, что вы – это только физическое тело и пренебрегаете исследованием реальности своего собственного ума, это не мудро: в таком отношении нет гармонии, оно далеко от реальности. Так что, я думаю, все согласятся, что ум важнее, но в то же время, мы не должны забывать и о теле. Я видел западных людей, которые приезжают на Восток в поисках учений, и, когда они слышат о тибетских йогах, живущих в горах без еды, они думают: «О, здорово! Я хочу быть как Миларепа». Это ошибка. Если вы родились на Западе, ваше тело привыкло к определенным условиям, поэтому, чтобы сохранять его здоровым, необходимо создать подходящие для него условия. Вы не можете подражать гималайскому образу жизни. Будьте мудрыми и не впадайте в крайности.

Вопрос: Правда ли, что когда человек рождается, его ум чист и невинен?

Лама: Как мы все знаем, когда вы рождаетесь, ваш ум не слишком занят интеллектуальными выдумками. Но, по мере того как вы становитесь старше и начинаете думать, он заполняется таким количеством информации, философскими концепциями о том о сем: это хорошо, это плохо, мне нужно это, а то мне не нужно… Вы слишком много думаете, засоряя свой ум. Это, конечно, делает ваш ум гораздо хуже. Тем не менее, это не значит, что вы родились абсолютно чистыми, и только после появления интеллекта вы стали плохими. Это не так. Почему? Потому что если бы вы были изначально свободны от невежества и привязанности, никакой приходящий ментальный мусор не смог бы на вас повлиять. Но, к сожалению, мы не такие. По сути, мы не только открыты для любого интеллектуального мусора, но у нас это еще и на лбу написано: заходи, кто хочет. Поэтому все больше и больше ненужного накапливается в наших головах. Таким образом, вы не можете сказать, что дети рождаются с абсолютно чистым умом. Это неправильно. Дети плачут, потому что у них есть чувства. Когда возникает неприятное чувство – может быть, они хотят материнского молока – они плачут.

Вопрос: У нас есть идея о сознании, переселяющемся из одного тела в другое, из жизни в жизнь; но если поток сознания непрерывен, почему мы не помним свои прошлые жизни?

Лама: Слишком много информации из супермаркетов болтается в наших головах, заставляя забыть предыдущий опыт. Даже наука говорит, что мозг имеет ограничения, и новая информация подавляет старую. Они так говорят, но, вообще-то, это не совсем верно. На самом деле, человеческий ум, в основном, находится в бессознательном, невежественном состоянии и со временем становится настолько поглощен новыми впечатлениями, что забывает о старых. Вспомните прошедший месяц: что именно произошло, какие именно чувства вы испытывали каждый день? Вы не можете вспомнить, не так ли? А уж заглядывая еще дальше в прошлое – в то время, когда вы были всего лишь несколькими клеточками в утробе матери – а затем и еще дальше… это очень трудно, не так ли? Но если вы мало-помалу начнете практиковать, постоянно проверяя свой ум, в конце концов сможете вспомнить все больше и больше из вашего предыдущего опыта. У многих из вас был опыт очень странных реакций на происходящее, вы были здорово озадачены своими реакциями, которые не были основаны на опыте этой жизни: «Так странно. Почему я реагирую на это таким образом? Понятия не имею, откуда это пришло». Это потому, что такое поведение основано на опыте предыдущей жизни. Современные психологи не могут объяснить такие реакции, потому что они не понимают непрерывность потока сознания, безначальную природу ума каждого человека. Они не понимают, что психические реакции могут возникнуть в результате импульсов, которые были созданы тысячи и тысячи лет назад. Но если вы продолжаете исследование своего ума посредством медитации, то в конечном итоге поймете все это на собственном опыте.

Вопрос: Может ли знание о прошлых жизнях навредить, растревожить?

Лама: Ну, это может быть как положительным, так и отрицательным опытом. Если вы осознаете свои предыдущие жизни, это положительный опыт. Тревога происходит от невежества. Вы должны попытаться понять природу того, что вас беспокоит. Когда вы это сделаете, то это проблема будет решена. Таким образом, правильное понимание является единственным решением для физических и психических проблем. Вы должны всегда проверять очень внимательно, на что тратите свою энергию: сделает это вас счастливым или нет. Это большая ответственность, правда? Ваш выбор — следовать путем мудрости или путем неведения.

Вопрос: Что такое страдание?

Лама: Психическое возбуждение – это страдание, неудовлетворенность – это страдание. Действительно, очень важно понять различные уровни страдания, иначе люди будут говорить: «Почему буддизм говорит, что все вокруг страдают? Я счастлив». Когда Будда говорил о страданиях, он не имел в виду просто боль от раны или какие-то душевные страдания, которые мы часто испытываем. Мы говорим, что счастливы, но если мы посмотрим на свое состояние более внимательно, то найдем у себя внутри еще очень много неудовлетворенности. С позиции буддизма, сам факт, что мы не можем контролировать свой ум, и есть страдание; на самом деле, это хуже, чем любая физическая боль, которую мы испытываем. Поэтому, когда буддизм говорит о страдании, он акцентирует внимание на ментальном уровне гораздо больше, чем на физическом, и поэтому, с практической точки зрения, буддийское учение в своей основе сродни прикладной психологии. Буддизм учит о природе страдания на ментальном уровне и методах его искоренения.

Вопрос: Почему все мы испытываем страдания, и чему мы учимся с их помощью?

Лама: Это же так просто, разве нет? Почему вы страдаете? Потому что вы слишком вовлечены в действия, совершаемые из-за неведения, жадности и привязанности. Вы учитесь у своих страданий пониманию, откуда они приходит и что именно заставляет вас страдать. В наших бесчисленных прошлых жизнях мы так часто проходили этот опыт, но до сих пор многому не научились. Многие думают, что они учатся на собственном опыте, но это не так. В их подсознании бездонные залежи прошлого опыта, но они до сих пор ничего не знают о своей истинной природе.

Вопрос: Почему у нас есть предрасположенность к привязанности?

Лама: Потому что мы галлюцинируем, не видим реальности субъектов и объектов. Когда вы понимаете природу объекта привязанности, субъективное сознание привязанности автоматически исчезает. Это затуманенное сознание, ум, который желает присвоить какой-то объект и рисует искаженную проекцию на него, это заставляет вас страдать. Вот и все. Это действительно очень просто.

Вопрос: Я видела тибетские изображения гневных божеств, но, хотя они имели свирепый вид, они не выглядели злыми. Это заставило меня задаться вопросом, акцентирует ли буддизм внимание на зле и плохих вещах.

Лама: Буддизм не придает особого значения существованию внешнего зла. Зло – это проекция вашего ума. Если оно существует, оно внутри вас. Нет никакого внешнего зла, которого надо бояться. Гневные божества – это эманации просветленной мудрости, они служат для помощи людям, у которых много неконтролируемого гнева. В медитации разгневанный человек превращает свою злость в мудрость, которую затем визуализирует в виде гневного божества; таким образом энергия гнева превращается в энергию мудрости. Вот, если кратко, как работает этот метод.

Вопрос: Как Вы относитесь к человеку, который убивает другого человека в целях самообороны? Как Вы думаете, имеют ли люди право защищать себя ценой жизни  нападающего?

Лама: В большинстве случаев убийство в целях самообороны по-прежнему делается из неконтролируемого гнева. Вы должны постараться защитить себя, не убивая других. Например, если вы нападаете на меня, я несу ответственность за то, чтобы защитить себя, но не убивать вас.

Вопрос: Если бы единственным способом остановить меня было бы убийство, Вы бы это сделали?

Лама: Тогда было бы лучше, чтобы вы меня убили.
Ну, если нет больше вопросов, не буду вас задерживать. Большое спасибо за все.

 Благодарим Архив Мудрости Ламы Йеше (www.lamayeshe.com) за разрешение на использование.

Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 1.Нахождение себя через буддизм

Лама Йеше «Стань своим собственным терапевтом» — Глава 2. Религия: путь исследования

Запись опубликована в рубрике Лама Йеше с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.