Все происходит из нашего ума

Отрывок из главы «Как видеть гуру буддой» из книги «Сердце пути» (The Heart of the Path: Seeing the Guru as Buddha. Lama Yeshe Wisdom Archive, 2009)

Лама Сопа Ринпоче

Как упоминается в «Сокровищнице знаний», все разнообразие миров рождено из кармы. Различные типы рождений, счастье и страдание берутся из семени кармы. Все, что предстает перед нами в этой жизни от рождения до смерти, обусловлено нашей кармой. Для начала нам нужно ясно понимать, что все возникающее перед нами происходит из нашей собственной кармы, наших мыслей, настоящего и прошлого.

К примеру, пока мы ведем машину, открывающаяся перед нами панорама — проявление нашего ума. То, что мы наблюдаем, не является существующим со своей стороны, независимым от нашего ума. У нас есть привычка говорить: «О, это все карма!» — но это не должно быть всего лишь словами. Нам нужно понять, что мы постоянно наблюдаем проявления нашего собственного ума. Даже когда мы покупаем билет на представление, мы платим за просмотр нашего ума.

Это объяснение из двенадцати звеньев поможет понять, что то, как мы видим своего гуру, полностью зависит от нашего ума. Наше видение обыкновенной стороны, той, что с недостатками, происходит из нашего ума. Нам нужно постоянно прилагать медитацию о двенадцати звеньях ко всему, что происходит в нашей жизни. Все, включая нашего гуру, предстает перед нами просто как проекция наших прошлых и настоящих мыслей.

То, как вещи предстают перед нами, полностью обусловлено уровнем нашего ума, и разным уровням ума соответствуют разные миры и взгляды. Мы должны осознавать это и не думать, что наша точка зрения — это единственный способ восприятия объекта. Один и тот же объект может видеться разным людям по-разному. Осознание этого очень полезно для решения обывательских проблем и контроля наших заблуждений, особенно для управления нашими мыслями о недостатках в практике гуру-йоги.

Нужно осознавать не только то, что объект в один момент времени может восприниматься разными людьми по-разному, но также то, что мы воспринимаем вещи по-разному в процессе развития нашего ума. К примеру, когда несколько человек смотрят на кого-нибудь одного, они не видят этого человека одинаково. Некоторым он кажется прекрасным, другим — уродливым, для третьих он не представляет ничего особенного. Тот же самый объект предстает по-разному из-за различия наших умов.

Почему же мы видим явления нечистыми? Потому что наш ум загрязнен. Если бы наш поток ума был свободен от загрязнений, мы бы видели все вокруг чистым: нас самих — в чистой форме божества, с чистым святым телом и умом как у пробужденного существа, всех остальных существ — в чистой форме божеств, место — как мандалу, чистое проявление запредельной мудрости, и все наши радости были бы чистыми. Все, что представало бы перед нами, было бы чистым, как это происходит у будды. Если бы наш ум был чист, мы бы прямо сейчас увидели бесчисленных будд, так как все будды пребывают на каждом атоме, как говорится в «Царе молитв». Но этого не происходит, потому что наш ум омрачен или нечист. Каким образом что-либо предстает перед нами, зависит от уровня или качества нашего собственного ума.

Чтобы наглядно показать, что нет ничего определенного в наших взглядах на реальность, Пабонка Дэчен Ньингпо приводит пример из учений Мадхъямаки с тремя видами существ — прета, человек и бог, которые одновременно смотрят на кувшин, заполненный жидкостью. Когда преты смотрят на жидкость, они видят кровь и гной; когда люди смотрят на эту же жидкость, они видят воду; боги же воспринимают ее как нектар.

Когда эти три разных существа одновременно смотрят на один и тот же объект, он предстает тремя разными способами. Эти три различных восприятия обусловлены различными уровнями ума, различными уровнями заслуг. Преты не обладают достаточными заслугами или хорошей кармой, чтобы видеть хоть что-нибудь приятным, даже воду. Их карма позволяет им видеть только кровь и гной, и жидкость будет казаться им кровью и гноем. Для людей, у которых больше заслуг или чья карма лучше, жидкость кажется водой. Для богов, у которых гораздо больше заслуг и — как следствие — кармы для больших удовольствий, чем у людей, эта же жидкость предстает нектаром. Буддами жидкость будет восприниматься как чистейшее наивысшее наслаждение.

Несмотря на то, что жидкость с точки зрения прет — кровь и гной, это не означает, что она таковой является для каждого живого существа. Это не единственное возможное мнение, есть и другие взгляды на ту же самую жидкость. Люди видят ее как воду, боги — как нектар. Все эти мнения обусловлены умом воспринимающего существа.

Этот способ анализа различных взглядов на тот же самый объект очень занятен и описывает то, что мы постоянно испытываем в повседневной жизни. Когда нам не нравится что-то, человек ли это, место или еда, мы должны осознавать, что то, как мы видим этот объект, является всего лишь одним из множества возможных взглядов на него. Это не единственное существующее мнение. Этот объект может восприниматься разными людьми множеством различных способов. Существуют различные кармические проявления. Те, у кого чистая карма, видят чистые проявления, а те, у кого нечистая карма, — нечистые проявления.

То, что мы видим в повседневной жизни, является продуктом нашей собственной кармы, нашего ума. Это вполне ясно. Как вещи представляются нам в настоящий момент — это наш собственный взгляд, который соответствует нашему текущему уровню ума. Существуют различные взгляды даже на тот же самый объект, и они соответствуют различным уровням ума у различных существ. Для начала мы должны ясно понять это важное положение, так как оно очень полезно не только для гуру-йоги, но и для повседневной жизни. Мы не должны думать, что наше мнение — единственное возможное, и что никто не видит по-другому. Это совершенно неверно.

Мы можем увидеть, что способ восприятия объекта определен нашим умом, а не объектом. Та же самая еда может казаться некоторым очень вкусной, другим — невкусной, а третьи окажутся к ней безразличны. Даже когда разные люди только видят еду, некоторые считают ее аппетитной, другие — отвратительной, а третьи остаются безучастными. И когда они пробуют эту еду, они также по-разному ее воспринимают. Та же еда, но результат отличается для разных людей.

Это касается и объектов чувств: как что-либо — человек, место или еда, — воспринимается, обусловлено умом воспринимающего. Например, нам может казаться, что быть привязанным к конкретному человеку вообще невозможно. Однако, в любой момент по какой-то причине, нами же созданной, наше мнение может поменяться, и мы внезапно видим этого человека привлекательным, и привязанность может появиться. Объект тот же — человек, которого мы видели несколько дней назад, но способ восприятия его поменялся. Хотя мы можем думать, что кто-то — наш близкий друг, и нам может казаться, что вообще невозможно злиться на него, но в любой момент по какой-то причине, которую мы сами создали, наше мнение может внезапно поменяться, и нам уже нестерпимо слушать его или наблюдать его действия. Это внезапное изменение появляется не со стороны объекта, а из нашего собственного ума.

Не получится объяснить в полной мере эти различные взгляды, если не связывать их с умом воспринимающего. Мы должны учитывать уровень ума воспринимающего и его карму. Прошлая положительная и отрицательная карма оставляет отпечатки в его уме, и это проецируется как различные вкусы или даже визуальные впечатления от еды. Нет другого способа дать верный и полный ответ на вопрос, почему еда или другие объекты воспринимаются конкретным человеком конкретным образом.

Например, даже если мы попадем в место, которое должно быть чистой землей, как Шамбала, если мы не очистили нашу загрязненную карму, мы не сможем увидеть чистую землю, даже если мы находимся там, где она должна быть — наш загрязненный ум не будет подпускать нас к ней. Это подобно сну о пребывании в грязной хибаре при комфортной жизни в прекрасном доме.

В то время как кто-то, чей ум замутнен, может видеть простое существо, полное недостатков, другой, с более чистым умом, может увидеть это же существо как бодхисаттву или будду. Смотря на одно и то же существо одновременно, некоторые люди могут видеть обычного человека, а другие — будду. Это зависит от чистоты ума воспринимающего.

Осознание того, что все является творением нашего ума — самое важное открытие; это фундаментальная медитация, ведущая к пробуждению. Это лучший и самый прямой способ решения проблем, потому что мы осознаем, что каждая возникающая проблема приходит из нашего ума и нет ничего, за что винить других. Даже если кто-то злится на нас или оскорбляет нас, это происходит из нашего собственного ума. Раньше мы винили во всем других людей, думая, что источник наших проблем в них, а не в нашем уме.

Когда мы обнаруживаем, что снаружи нет ничего, что можно винить, единственное, что нам остается — менять наш ум, очищать нашу карму. Мы должны очистить нашу текущую загрязненную карму, которая проецирует эти неприятные видимости, и накопить больше заслуг. Так как все происходит из нашего ума, пробуждение также происходит из нашего ума. Наш собственный ум должен создать пробуждение.

Перевод: Виталий Долгов, Лилия Долгова.

Подробнее о книге.

Запись опубликована в рубрике Лама Сопа Ринпоче, Переводы с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.