Лама Еше. Начинаем понимать карму
Лама Еше передал эти учения о карме в Институте Ченрезига, Квинсленд. Австралия, 28 июня 1976 года. Отредактировал доктор Николас Рибуш.
Начинаем понимать карму
Нет никакого единого фиксированного математического способа объяснить карму. Подходов к этому множество, в том числе и такой, который включает в себя подзаголовки и списки. Иногда кажется, что новичкам в буддизме сложно понять карму, но на самом деле получить приблизительное начальное понимание довольно легко.
Конечно, когда вы погружаетесь в подробности, карма становится крайне сложной темой, это верно, но когда я рассказываю о карме новичкам, то стараюсь, чтобы всё было просто, чтобы у них появилось хотя бы базовое интеллектуальное понимание. На самом деле полностью понять карму вы можете только на собственном опыте, и такой опыт выходит за рамки слов.
Понять карму, полагаясь на один лишь интеллект — это всё равно что пытаться сосчитать все атомы земли, воды, огня и воздуха на свете, а ведь это невозможная задача.
Если говорить в целом, что же такое карма? Карма — это ваши тело, речь и ум. Вот и всё. Это очень просто. Если бы я хотел сравнить карму с чем-то, что вы изучаете на Западе, то сказал бы, что есть некоторые параллели с теорией эволюции. Карма охватывает всё, что существует на Земле и за её пределами, все явления вселенной, всё, что есть в бескрайнем пространстве — выражаясь буддийским языком, все явления в сансаре и нирване. Карма — это энергия всех явлений, и она не имеет отношения к тому, во что верит ваш ум.
Если карма охватывает все относительные явления, будут ли эти явления взаимосвязаны? Даже современная наука понимает, что вся энергия во вселенной связана взаимозависимым образом, так что это не просто буддийская догма.
К примеру, откуда взялась та зелёная растительность, которую мы видим вокруг? Она возникла не без причины. Сначала должна быть причина, а затем из этой причины возникает следствие — относительная видимость зелени. И точно так же каждый из нас имеет причину — мы тоже взаимозависимые явления. Наша жизнь зависит от других энергий. Эти энергии, в свою очередь, зависят от других энергий. Таким образом все энергии оказываются взаимосвязаны.
Вы, наверное, думаете, что ваше тело существует благодаря супермаркету — пока есть супермаркеты, вы можете питаться, а пока вы можете питаться, вы существуете. Ясное дело, что всё гораздо глубже. Поэтому ваше представление о том, кто вы такой — «Я такой, я эдакий» — похожи на сон. У вашего эго есть интуитивное убеждение, что вы независимы, что вы не являетесь зависимым явлением. Но это полная ерунда.
Если присмотритесь, то легко заметите, каким образом вы взаимозависимы. Кажется, что это сложно, но это вовсе не сложно. Это сложно только если ваш ум думает, что это сложно. И это тоже карма — взаимозависимое явление, существующее относительно другой энергии. Если вы понимаете такой базовый уровень, то будете вести себя осторожнее, ведь вы осознаёте, что энергия каждого действия ваших тела, речи и ума принесёт свой результат.
Мы описываем сансару как круг, цикл — она похожа на колесо, она вращается. Одна вещь создаёт другую, а другая — третью, и таким образом она продолжается — одна вещь приводит к другой. Каждое кармическое действие похоже на семя, которое превращается в цветок, который, в свою очередь, даёт сотни семян, которые приводят к тому, что вырастают сотни цветов, которые создают ещё больше семян. Таким образом, одно семя в краткий срок производит тысячи и тысячи результатов.
С действиями ваших тела, речи и ума всё то же самое. Каждое действие, положительное или отрицательное, хорошее или дурное, приведёт к соответствующему результату.
Кроме того, карма не зависит от того, верите вы в неё или нет. Один лишь факт вашего существования доказывает, что карма тоже существует. Не имеет значения, хотите ли вы что-то знать о карме или нет, верите ли вы в неё или нет — вы и есть карма. Принимаете ли вы карму или отвергаете, вы точно так же не способны отделить себя от кармы, как и от энергии. Вы — энергия, вы — карма. Если вы человек, не важно, считают ли вас человеком другие люди — вы всё равно остаётесь человеком. Это не зависит и от того, что вы сами думаете. Истина бытия не зависит от того, что думают люди.
Иногда вам в голову может прийти мысль: «Буддисты принимают карму. Они стараются поступать хорошо, не делать ничего плохого и, наверное, наслаждаются отличными результатами, но как насчёт людей, которые в карму не верят?»
Верите вы в карму или нет, все ваши страдания и проблемы имеют причину. Они не зависят от того, во что вы верите. Как вы думаете, вы страдаете только потому, что думаете, что страдаете? Нет. Даже если вы скажете, что не страдаете, вы всё равно будете продолжать страдать. Страдание приходит вместе с самой жизнью.
Поэтому я часто говорю, что буддийское значение религии немного отличается от западного. Но когда я так говорю, то не имею в виду, что буддизм лучше — он просто другой. У него другой аналитический подход.
Понимание кармы
Если упростить, то даже с точки зрения того образа мыслей, который принят в нормальном обществе, всё, что вы делаете на благо других, автоматически считается положительным, а то, что вы делаете только ради собственной пользы, автоматически вызывает негативную реакцию. Когда вы ведёте себя эгоистично, ваше сердце сковано, но когда вы по-настоящему стараетесь помочь другим, то чувствуете внутреннюю открытость и облегчение, которые приносят уму покой и понимание. Это позитивное действие, это хорошая карма.
Но если вы не проверяете специально свою мотивацию, то можете говорить или думать, что трудитесь ради блага других, в то время как на самом деле будете заняты противоположным. Например, некоторые богачи жертвуют деньги, считая, что помогают другим, хотя в действительности они заботятся о своей репутации. Такая щедрость не искренна и не имеет никакого отношения к положительным поступкам или нравственности.
Когда вы проявляете щедрость, ожидая, что другие станут вами восхищаться, вы щедры ради собственного удовольствия. Это приведёт к тому, что вы будете чувствовать ярость, беспокойство и потерянность. Проверьте сами. Посмотрите, как ведут себя обычные люди, это очень просто. Даже если вы отдадите огромную сумму денег, если вы сделаете это с эгоистичной мотивацией, ожидая каких-то огромных результатов для самого себя, вы останетесь ни с чем. Это психология. Щедрость — это нечто большее, чем просто физическое действие.
Взять, скажем, меня. Я могу сидеть со скрещенными ногами, в позе для медитации, и вы решите: «О, Лама медитирует». Но если мой ум пустился в какие-то невероятные мечтания, то, хотя я и вы гляжу так, как будто делаю что-то позитивное, на самом деле я предаюсь глубоко невротичному и сбивающему с толку занятию. Вы никогда не можете судить о поступке по его внешней видимости — психологический компонент гораздо важнее.
Так что будьте осторожны. В частности, действия, совершённые из любящей доброты, не всегда подразумевают, что вы улыбаетесь, обнимаете людей и говорите им, что вы их очень любите. Конечно, если именно это необходимо сделать, вы можете обнять человека. Я не говорю, что вы должны отказаться от любого физического контакта. Вы просто должны понимать, что уместно в тот или иной момент.
Я повидал много учеников, которые приходят на курс по медитации, впервые слышат о любви, сострадании и бодхичитте и к концу курса загораются и хотят помогать другим: «Лама, я хочу поехать в Калькутту и служить живым существам, которые там страдают».
Я отвечаю: «Хотите туда отправиться? Хорошо, поезжайте и помогайте другим изо всех сил». Они едут, преисполненные эмоций, и, конечно, видят ужасающие страдания — бедность, голод, болезни и тому подобные вещи. Спустя месяц они возвращаются назад совершенно разбитыми, потому что понимают, что просто поехать туда и постараться помочь — это не значит решить проблему.
Пару моих учениц, молодых красивых женщин, отправилась в Пакистан и Калькутту, стремясь выразить свою любящую доброту помогая там, где страдания очень сильны. Я сказал, чтобы они ехать, но вернуться, когда придёт время. Когда они приехали туда, куда собирались, то выяснили, что не так уж и помогают другим, так что вскоре после этого они вернулись обратно.
Выражать любящую доброту через действия — довольно трудное занятие. Вам нужно быть очень искусным. Для этого требуется огромная мудрость. Если вы придумали план, но вам не хватает понимания, есть только напряжённое эмоциональное желание помочь, вам грозит опасность потерять себя. Например, если вы видите тонущего человека и, охваченный эмоциями, бросаетесь в воду, хотя не умеете плавать, единственным последствием будет то, что вы оба расстанетесь с жизнями.
Наша физическая энергия ограничена. Поэтому и наша физическая помощь тоже ограничена — мы стараемся помочь, но оказываемся опустошёнными, нам это не по силам. Если вы хотите из любящей доброты помогать другим, действуйте по способностям и знайте свои пределы. Не перегружайте себя из-за эмоций и неполного понимания ситуации.
Умственная же энергия практически безгранична. Если мы довели до совершенства любящую доброту, мы похожи на корабль. Не важно, насколько тяжёл груз — корабль может его принять. Так и с любящей добротой — мы можем справиться с любой ситуацией, не теряя головы. Более того, корабль не проводит различий, он везёт всё, что на него погрузили. То же и с любящей добротой. Мы не предпочитаем одних людей другим: «Ты заходи, а ты — проваливай».
Когда мы практикуем Дхарму и медитируем, то накапливаем внутреннюю силу, необходимую для того, чтобы приносить другим максимальную возможную пользу и справляться с любыми трудностями. Практикующие, которые боятся слышать о страданиях, не хотят признавать реальность. В слове «махаяна» «маха» означает «великая». Махаянский практикующий должен быть вместительным, как корабль, принимая всё, что встречается ему на пути.
Если мы узко мыслим, если мы слишком чувствительны, даже крошечный атом может заставить нас отпрянуть: «Я не хочу этот атом!» Но путь махаянского практикующего не таков.
Даже простой, обычный человек, который хочет успеха в жизни, должен уметь справляться с любой ситуацией. Если вас даже мелочи с ума сводят, вы никогда не добьётесь успеха даже в одной этой жизни. Повседневная жизнь совершенно непредсказуема, вы не можете заставить события происходить определённым образом. Когда они меняются, вы должны меняться вместе с ними. Вы должны быть достаточно гибкими, чтоб справляться с происходящим.
Если это верно для обычных людей, насколько важнее это должно быть для практиков Дхармы? Вам нужна смелость, чтобы справляться с любыми возникающими трудностями: «Я могу преодолеть любое препятствие и достичь совершенного освобождения». Пересечь океан сансары — дело нелёгкое, но сложности не в сансаре, а в вашем собственном уме. На самом деле вам нужно пересечь океан своего шизофренического ума, и вы должны быть уверены, что можете справиться с этой задачей.
Сначала вы должны подумать: «Я могу справиться с чем угодно, я не буду убегать». Жизнь непроста. Забудьте о медитации — жизнь сама по себе тяжёлая штука. Вещи меняются, умы меняются. И вам нужно справляться с каждой из этих перемен.
Когда вы уходите в затвор, это не значит, что вы сбегаете от общества и своей жизни, потому что их боитесь. Вам нужна уверенность, что вы совладаете со всеми теми вещами, которые жизнь на вас сбрасывает. Вам нужно решать, что лучше всего сделать в конкретной ситуации — остаться в обществе или уйти в затвор. Все ваши начинания в ваших руках, вам просто нужно знать, почему вы это делаете.
Карма, реальность и вера
Мы часто говорим о том, как тратим свою жизнь впустую, гоняясь за восемью мирскими дхармами — привязанностью к временному счастью, получению материальных вещей, похвалам и хорошей репутации и отторжению к их противоположностям — дискомфорту, не получению вещей, критике и дурной славе. Каждый раз, когда мы им предаёмся, мы создаём дурную карму.
Например, когда кто-то вас хвалит, вы счастливы, вас раздувает от гордыни, а когда кто-то вас критикует, вы несчастны и расстроены. Каждый раз, когда вы переживаете такие взлёты и падения, вы создаёте дурную карму.
Почему вас радует похвала и огорчает критика? Потому что вы не принимаете вещи такими, какие они есть. Вы находитесь под властью галлюцинирующего ума, который полностью оторван от реальности. Нельзя определить, что вы за человек, плохой или хороший, по тому, что о вас думают другие, это можно сделать только на основе ваших собственных действий. Вы за них отвечаете. Если все ваши поступки положительные, даже если я весь день буду твердить, что вы плохой человек, это не повлияет на ваши качества. Поэтому вы должны понять, что на самом деле делает поступки положительными или отрицательными. Это нельзя определить по тому, что думают другие.
Это научный факт, а не какая-то религиозная догма. Если вы переживаете взлёты и падения из-за того, что говорят другие люди, вы галлюцинируете, вы не видите реальность. Вы должны быть абсолютно уверены в своих действиях и нести за них полную ответственность. Тогда даже если все живые существа обратятся против вас, вы всё равно будете смеяться. Когда вы знаете, кто вы такой, вы никогда не теряете душевного равновесия. С другой стороны, если ваши тело и ум слабы, если вы не уверены в себе и чувствуете себя незащищённым, то вы, разумеется, столкнётесь с проблемами.
Все ваши чувства, восприятие, различение и всё остальное, особенно те умственные факторы, которые приводят к негативным реакциям, возникают из галлюцинирующего ума. Поэтому в самом начале обучения у учу своих учеников медитировать на природе чувства.
Мы всегда думаем, что всё, что мы чувствуем — физически или ментально — должно быть верным. Точно так же мы думаем, что всё, что мы видим, реально, мы по-настоящему верим в то, что видим. Я не говорю о духовной вере в сверхъестественное, я утверждаю, что мы верим в фиксированную реальность, которую видим вокруг себя каждый день. Как думаете, правильно это или нет? Это не правильно.
Скажем, вы крайне привязаны к какому-то объекту. В этот момент у вас есть определённая фиксированное представление о том, что этот объект из себя представляет. Но вы фантазируете — это порождённая галлюцинациями фантазия. Если вы внимательно проверите свой ум и свою привязанность, то уведите, что ваше воззрение совершенно загрязнено, вы воспринимаете фантазию, не имеющую отношения к реальности ни объекта, ни субъекта. Между вашим умом и объектом как будто повисло какое-то облако, и его-то вы и видите. Все омрачения возникают таким образом.
Так у кого же больше веры — у религиозных людей или у атеистов? У атеистов. Атеисты склонны утверждать, что ни во что не верят, но в них говорит эго. Они верят в то, что видят, они верят в то, что чувствуют, они верят в то, что думают. Например, атеисты считают определённые вещи красивыми — это вера. Такова научная истина этой ситуации. Не имеет значения, используют они слово «вера» или нет — они верят, они полностью в плену своей веры.
Я могу совершенно точно заявить, что если ваш ум затуманен чёрной тенью неведения, если вашими поступками управляет привязанность, а не свободное взаимодействие, то вы верующий человек. Это просто и логично. Вот почему я всегда говорю, что Дхарма очень проста. Она открывает реальность вас самих, вашей жизни и всех вещей, которые вас окружают… реальность всего. В этом смысл Дхармы.
Когда некоторые люди идут в супермаркет, они воспринимают невероятный выбор товаров как отражение в зеркале. Когда вы смотрите в зеркало, то видите отражение, но в то же самое время знаете, что это на самом деле не вы. Так воспринимают вещи те, чьи взгляды на природу супермаркета ближе к реальности — как отражение. Поэтому они могут контролировать любую возникающую привязанность. Тем же, кто смотрит на мир скорее как на фиксированную реальность, товары в супермаркете кажутся потрясающими, и они не могут справиться со своими трепещущими чувствами.
Такова природа обычной привязанности. Объекты, к которым вы привязаны, заставляют вас дрожать от желания, а вещи, которые вас злят — трястись от гнева. И в том, и в другом случае всё дело в том, что вы не понимаете реальность.
На самом деле те, кто на самом деле понимает абсолютную природу супермаркета, вообще ничего не видят. Всё исчезает. Возможно, сейчас вам сложно это понять, но в моих словах есть истина.
Наконец, не важно, насколько плохие вещи вы сделали, если у вас есть глубокое понимание, вы можете полностью их очистить. Нет ни одного дурного поступка, который нельзя было бы очистить — решение найдётся для каждого.
Некоторые христиане говорят об определённых фиксированных грехах, которые пошлют вас в постоянный вечный ад. Я не критикую — это философская точка зрения. Это хорошо — это служит своей цели. Любая философия с целью всегда хороша. Но вы никогда не должны думать: «Я натворил такие ужасные чудовищные вещи, что никогда не смогу ничего с ними сделать». Это невероятное обесценивание вашей человеческой природы. Любые дурные поступки, не важно, насколько они тяжелы, можно очистить. Такова сила человеческого ума.
Вот почему ламрим начинаются с учений о великом человеческом потенциале. Мы должны понимать истинную ценность нашей жизни. Мы всегда ищем ценность где-то вовне. Люди даже с жизнью расстаются в погоне за материальными вещами или развлечениями, приносящими удовольствие. Что за смешная трата жизни!
Вам стоит очень искусным образом проверить себя, чтобы понять, цените ли вы материальные вещи больше внутреннего потенциала. Это покажет, что вы поняли.
Источник: https://www.lamayeshe.com/article/beginning-understand-karma