Первый курс медитации Копан
В ноябрьской рассылке Lama Yeshe Wisdom Archive поделились историей первого курса медитации Копан в монастыре Копан в Непале: Зина все ещё желала, чтобы Лама Еше провел курс, но он отказался. Тогда она обратилась к Сопе Ринпоче. «Она беспрестанно докучала мне», — вспоминает Ринпоче. «Она упрашивала меня до тех пор, пока я не почувствовал в моём сердце воодушевление и не развил сильное желание сделать это. Я спросил у Ламы Еше, что он об этом думает. Он ответил «Ну, я думаю, это пойдёт на благо, так что давай». И с благословения Ламы я согласился», — сказал Сопа Ринпоче.
Первый курс прошёл в апреле 1971 года. В Копане была весна, сухая и ветреная. Сезон дождей не начнётся раньше конца мая или начала июня, а холодные зимние месяцы уже позади, и днём было довольно тепло. Зина взяла на себя общую организацию, и Сопа Ринпоче провёл десятидневный курс, основанный на его напечатанном тексте по преобразованию мыслей. С помощью Анилы Анн он сумел перевести шесть строк про ад, две строки про совершенное человеческое рождения и одну строку о карме. Они были превращены в обширную медитацию на тем того, как относиться к друзьям, врагам и незнакомцам с равностностью, и в объяснение страданий животных и голодных духов. В те дни единственным ламримом на английском языке был перевод Херберта Гюнтера книги Гампопы «Драгоценный орнамент освобождения», впервые опубликованный в 1959 году. «Я в основном давал учение о низших мирах, страданиях существ ада и животных, закончив страданиями человеческих существ», говорит Ринпоче.
Чтобы осознать три низших мира, мы должны полностью понять страдания, которые там происходят. Однако прямо сейчас у нас нет возможностей непосредственно воспринять их. Поэтому нам надо постараться испытать ощущения этих миров через нашу практику, используя данные на учениях примеры. Так мы обретём возможность ясно увидеть эти страдания в нашем уме. В эту секунду большинство существ страдают в трёх низших мирах, в особенности в адах. Их страдания не созданы Богом или каким-то другим существом. Они – творение умов самих этих существ. Как во сне порой мы можем страдать в огне, или от разных страшных созданий, или от демонов, которые терзают и пугают нас. И как эти страшные сны являются творением заблуждающегося ума – так же страдания в мирах нарак и других низших мирах являются творением невежественного ума существа. Однако миры нарак – это не то же самое, что и сны, они – это кармический результат невежственного ума. Это подобно тому, как одно и то же место два разных человека могут видеть по-разному – один будет видеть чистоту, другой будет видеть грязь. Хоть объект один и тот же, взгляд на него зависит от уровня ума, удачи и кармы, созданной смотрящим. Когда ум достигает более высоких уровней, радость и видение меняются, а трансцедентальная осознанность и счастье, которые мы испытываем, становятся всё больше и больше.
Сансара каждого живого существа – это творение его ума; просветление любого живого существа – также творение его ума. В тёмной комнате, освещённой маленькой мерцающей свечкой, человек без острого зрения может увидеть страшное бегущее на него животное или демона, испугаться и возможно что-нибудь в него бросить. Но эту проблему создал его собственный ум. Человек со спокойным и расслабленным умом, с другой стороны, будет ясно видеть, что происходит на самом деле. Все наши переживания созданы умом. Подобным образом и страдания жителей ада являются всего лишь созданием страдающих умом этих существ. Следовательно, испытывать ли страдания, жить в мире страданий или находиться в совершенном покое просветления – это зависит от решения ума.
Курс слушали примерно дюжина человек – студенты Зенго из Бодхгаи, а также Аге, Зина и Клаудио Сипулло. Клаудио был в Бодхгае, когда внезапно поймал себя неотрывно смотрящим
на фото Лама Еше. «Я решил, что он зовёт меня! Этот курс был объяснением всей моей жизни», сказал Клаудио. Лосанг Ньима выступал в роли умдзе, заботился о свечах, чашах с
водой, благовониях и подношениях пищи на алтарях. Также он руководил приготовлением пищи. Во время курса Лама Еше жил в доме Макса. За два дня до конца курса Лама Еше в сопровождении Лхасы Апсо вернулся в Копан и провёл несколько встреч. Чудесная маленькая собака, на самом деле принадлежавшая Ринпоче, подарок его матери, везде сопровождала Ламу и вызывала восхищение у всех в Копане. В Копан приходили многочисленные бродячие псы и пожирали всё, что им давали, а эта маленькая собака благородно сидела и ждала. Она никогда не дралась за еду и не пыталась схватить её до тех пор, пока все остальные не поедят. После этого она тихо ела в одиночестве. Её звали Дролма – это тибетское слово для Тары, будды просветлённой умелой активности в женском облике.
Выдержки из главы 1971 книги «Большая любовь» Аделы Хулсе, выходящей в издательстве LYWA в 2019 году. Вы можете прочитать другие части на сайте LYWA.
Ознакомьтесь с другим содержимым рассылки Lama Yeshe Wisdom Archive за ноябрь, с новостями от LYWA и ссылками на новые советы от Ламы Сопы Ринпоче, а также видео учений Ламы Еше.
Лама Сопа Ринпоче – духовный лидер Фонда Поддержания Махаянской Традиции (ФПМТ), организации тибетского буддизма, имеющей своей целью передачу традиции буддизма Махаяны и его ценностей по всем миру через учения, медитации и общественную деятельность.