Лама Сопа Ринпоче. Заболеть ковидом – это большая удача
Это аудиопослание, отправленное ламой Сопой Ринпоче заболевшему ковидом геше Кангьюру, было проиграно участникам предназначенных для российских буддистов учений «Драгоценности Дхармы в трудные времена» 3 сентября 2022 года. По окончании учений лама Сопа Ринпоче посоветовал расшифровать аудиозапись, чтобы его ученики, прочитав его, могли извлечь наибольшую пользу из наставлений по лоджонгу.
Бриллианты и золото – ничто; даже целые небеса, полные золота, бриллиантов и всеисполняющих драгоценностей. Не одна драгоценность, но целые небеса таких камней [ничего не значат].
А вот ковид, которым вы заболели, драгоценнее всеисполняющего драгоценного камня.
Будь у вас целые небеса всеисполняющих драгоценных камней, это не удержит вас от перерождения в сансаре, не избавит от низших миров, от сансары, от индивидуальной нирваны и уж точно не приведет к пробуждению. Так что драгоценности эти – ничто. Понимаете?
А вот ковид – это да! Он разрушает себялюбивые помыслы и открывает возможность породить бодхичитту, а следовательно, избавляет от низших миров, очищает, избавляет от сансары. [Ведь бодхичитта] – главная причина достижения пробуждения ради живых существ. [С нею] вы избавляете бессчетное множество живых существ от низших миров, от сансары, от индивидуальной нирваны. Вы приводите всех живых существ к пробуждению, а это невероятно!
Невозможно представить, как вам может помочь ковид, какую пользу может он вам принести! [Он способен помочь вам] породить бодхичитту.
Вы должны испытывать немыслимое, величайшее счастье от того, что заболели ковидом. Почему? Потому что теперь у вас есть возможность принять на себя ковид, которым болели все существа вплоть до сегодняшнего дня. Ковид, которым болело бессчетное множество голодных духов, бессчетное множество животных, бессчетное множество людей, бессчетное множество сур и асур в разных вселенных.
Вы можете принять на себя ковид всех бесчисленных живых существ, все их страдания и причины страданий, отрицательную карму и загрязнения – и так позволить живым существам достичь пробуждения.
Чойдже Гоцангпа, великий кагьюпинский лама, даровал такое наставление. [Думайте:] «Пусть силой этой [переживаемой мною болезни], живые существа освободятся от всех страданий, недугов, всей отрицательной кармы и пусть они обретут пробуждение». Вы можете начитывать это как мантру, как ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Возносите эту молитву, и увидите тогда, сколь невероятно драгоценен [ковид]. Ведь с ним вы можете принять на себя ковид всех живых существ – вот как он драгоценен!
Себялюбивые помыслы… Все страдания берут начало в себялюбивых помыслах, это подарок вам от вашего себялюбия.
В каждом рождении с безначальных времен себялюбивые помыслы обрекали вас на страдание. Не только в прошлом они вредили вам, не только вредят в настоящем – они будут вам вредить вам и в будущем, постоянно, пока вы у них на поводу.
И это еще не все. Я ведь говорил лишь о ваших страданиях, а это такая малость. Есть еще бессчетное множество обитателей ада, голодных духов, людей, сур, асур. Повинуясь себялюбивым помыслам, вы причиняли вред [им всем] – бессчетному множеству живых существ! Им приходилось страдать во все своих перерождениях с безначальных времен и по нынешней день. Сколько страданий, сколько тяжелых мучений! И страдания эти продолжатся в будущем из-за себялюбивых помыслов.
Итак, себялюбие – ваш главный враг, самый страшный враг в мире, в жизни… И не только ваш собственный, он причиняет огромный ущерб бессчетному множеству живых существ, которые уже страдали от него, перерождаясь с безначальных времен, и будут страдать в дальнейшем. Так что себялюбие – ваш злейший враг. И в этом смысле ковид очень важен. Вы направляете ковид против своего себялюбия, вы отдаете ковид себялюбивому помыслу. То, чем обернулось для вас себялюбие, вы направляете теперь против него же.
Вы берете на себя ковид всех живых существ, направляете его против своего себялюбия и его уничтожаете. Всякий раз, когда уничтожается себялюбие, устраняется и неведение, побуждающее вас к восприятию самобытия, а именно в нем корень вашей сансары и океанов страданий. Устраняется неведение, которое вынуждает вас воспринимать «я» как реальное, как истинно существующее, и заставляет ваш ум держаться за это истинное существование «я». Все это уничтожается, поскольку такого предстающего перед вашим мысленным взором и якобы реального «я» больше нет, оно совершенно пустотно.
После этого вы выполняете практику даяния, но большую часть времени посвящаете принятию. Такова практика тонглен. Всякий раз, когда вы принимаете на себя страдание живых существ, всякий раз, когда отдаете свое тело, имущество, заслуги, вы подступаете ближе к пробуждению. Вы накапливаете целые небеса заслуг и подходите все ближе и ближе к пробуждению.
Заболеть ковидом – большая удача, так что радуйтесь. Радуйтесь – это такое благо. Если умрете с мыслью о том, что взяли на себя ковид всех живых существ, переживая ковид с бодхичиттой, то не попадете в низшие миры.
Вообще-то, бодхисаттвы предпочитают перерождаться в низших мирах. [Они готовы переродиться] в аду ради даже одного-единственного существа, дабы вызволить его из сансары, из низших миров. Они молятся о перерождении в аду для защиты одного-единственного существа, дабы вызволить его из ада. Таково их желание. Они жаждут этого больше, нежели архаты блаженства индивидуальной нирваны. Понимаете? Невероятно! Они готовы [претерпеть муки ада] ради живых существ – такова сила доброго сердца.
Геше Чекава, например, всегда молился о перерождении в аду. Однако в день своей смерти он увидел образы чистой земли и сказал помощнику, что не преуспел в своей практике.
Итак, вам очень повезло, [что вы заболели ковидом]. Это повод для радости. Я привел ковид в качестве примера, но вы должны думать так же и о других препятствиях. Большое спасибо.
Перевод Юлии Жиронкиной
Фрагмент Учений ламы Сопы Ринпоче для буддистов России «Драгоценности Дхармы в трудные времена», 3 сентября 2022 г.