Алекс Берзин. Отношения с духовным наставником. Семинар. Часть 2
Блага здоровых отношений с духовным учителем
Аудио: Алекс Берзин. Отношения с духовным учителем. Часть 2
Отношения с учителями для современного ученика. — Как установить и развить связь с учителем. — Польза от правильного вверения себя учителю.
Сегодня утром мы начали обсуждать тему отношений с духовным учителем. Мы поняли, что есть много разных видов, разных уровней духовных учителей. И, соответственно, много разных уровней учеников, много разных видов отношений. Каждый из них возникает в зависимости от определённых обстоятельств, от ситуаций, страны, времени и так далее. И поэтому важно, чтобы у нас был гибкий подход к отношениям с разными духовными учителями.
Ситуация, в которой мы находимся, довольно сильно отличается, например, от классической ситуации, которая имела место в Тибете. Во-первых, большинство из нас не монахи и не монахини, живущие в традиционном буддийском обществе в Тибете. Потому что в том обществе, если вы хотели серьёзно заниматься практикой дхармы, вы становились монахом или монахиней. У мирян не было такого широкого доступа к учениям. Они периодически посещали серии учений, но не проходили какую-то систематическую подготовку, которую проходили монахи и монахини. Более того, обучение мирян медитации — это относительно недавнее явление, которое впервые возникло в Бирме. Если я не ошибаюсь, произошло это в начале XX века, думаю, в XIX этого ещё не было. В тибетской традиции мирян не обучали медитации. Помимо посещения учений миряне просто начитывали мантры. Большинство из них были неграмотны, поэтому их практики ограничивались мантрами, молитвами, обходом священных объектов, поднесением масляных светильников. На западе ситуация совершенно иная, потому что большинство учеников на западе не являются монахами и монахинями Мы уже имеем образование, мы не приходим к дхарме неграмотными детьми. И , кроме того, в нашей жизни есть другие занятия, мы отличаемся от монахов и монахинь, которые занимаются, в основном, изучением и практикой дхармы. У большинства из нас нет тесной духовной связи с духовными мастерами, мы, безусловно, не живём с ними вместе. И, в большинстве случаев, нам приходится платить за обучение. Потому что общество, в котором мы живём, в целом не оказывает поддержки буддийским монастырям, не совершает подношений и так далее. Поэтому приходится платить арендную плату, медицинскую страховку и так далее.
Естественным образом, ситуация, в которой находимся мы, существенно отличается. У большинства их нас очень ограничена возможность встретиться с великими духовными мастерами, возможно, несколько раз нам удаётся посетить большие открытые учения Его Святейшества Далай-ламы, или кто-то из великих мастеров приезжает в наш город. В этом случае мы встречаемся с учителем как часть большой толпы. И у большинства из нас есть доступ только к гораздо менее квалифицированным учителям, проживающим в нашем городе, это могут быть тибетские геше, кхенпо или монахи. А иногда и этого нет, и старшие ученики ведут обсуждение. Смысла жаловаться на это нет, такова реальность, в которой мы находимся. Потому что стоящий перед нам вызов — извлечь из этого максимум пользы. Поэтому я так подробно объясняю разные виды духовных учителей и разные уровни, на которых можем находиться мы как духовные ученики. Большинство их нас не способно посвятить духовным учителям всё время. Нужно реалистично к этому относиться. И, если у нас реалистичный подход, то мы не испытываем разочарования по поводу того, что наш местный учитель не сравним по качествам, например, с Далай-ламой. И более того, если бы у нас была возможность постоянно находиться с Его Святейшеством Далай-ламой и получать от него личные учения, то эти учения очень сильно бы превосходили уровень наших способностей, и мы не смогли бы извлечь из них максимум пользы и должным образом воспользоваться руководством, которое он даёт.
Помню, я впервые приехал в Индию в 1969. Хотя я перед этим долго изучал Азию, готовился к написанию своей докторской диссертации и изучал азиатские языки, буддизм в то время преподавали как науку, как нечто мёртвое. И мы научились только читать тибетские тексты, у преподавателей не было даже ясного представления о том, как произносятся те или иные слова. Поэтому я начал учиться, установил связь с учителями в Индии, изучая основы языка и Дхармы. И когда я встретил великих учителей, Его Святейшество и учителей Его Святейшества, я их воспринимал как лошадь, которая с огромной скоростью несётся вперёд. И никакой возможности забраться на эту лошадь у меня не было. Учителя говорили слишком быстро, и говорили о темах слишком сложных, слишком продвинутых для моего понимания. Но у меня было сильное устремление к тому, чтобы научиться ездить на этой лошади. Подготовиться, дойти до того уровня, когда я смогу их по-настоящему понимать, и извлечь пользу из того, чтобы покататься на такой породистой лошади. Правда, если вы на карусели, вам такая лошадь не нужна, вы можете сесть на деревянную лошадку и кататься по кругу.
И когда мы общаемся с нашим местным учителем, разумеется, такие отношения подразумевают уважение и тому подобное, но отношение с местным учителем не совсем те же, что связывают нас с великими учителями, которых у нас есть возможность встретить один-два раза за жизнь. И, возможно, местные учителя не так сильно нас вдохновляют. Тем не менее, мы у них учимся, с их помощью готовимся к встрече с теми, кто нас по-настоящему вдохновляет. И, как я уже говорил, нам не обязательно большую часть времени находиться с наиболее вдохновляющими нас учителями. Возможно, они действительно подобны этой лошади, которая слишком быстро несётся и за которой нам не угнаться.
Ещё один момент, который важно подчеркнуть на основе того, что мы обсуждали сегодня утром — то, что отношения с духовным учителем не похожи на отношения со старшим по званию в армии. Мы не говорим “да, сэр” и не делаем слепо то, что они говорит. В идеале мы заранее проверяем учителя, прежде чем доверить себя руководству такого учителя, даже если он живёт далеко от нас. Перед этим мы можем, разумеется, посещать их учения и лекции, но это не то же самое, что со своей стороны установить это обязательство. И никто из тех, с кем я знаком в тибетской традиции, не придёт к учителю с вопросом: “Можно я буду вашим учеником?”, на что учитель ответит “Да, можно” и обнимет. Это романтические фантазии. И даже если на основании отпечатков из прошлых жизней учитель и ученик узнают друг друга, из этого не делают какое-то особое представление. Серконга Ринпоче, моего главного учителя, мне доводилось встречать ещё до приезда в Дхарамсалу, но когда я переехал в Дхарамсалу и впервые встретился с ним, после нашего с ним разговора он сказал мне: “Просто стой здесь, сбоку и наблюдай, как я общаюсь с людьми”. Это было нечто естественное, он просто сразу начал меня готовить. А когда я впервые переводил личные учения, которые давал с младшее перерождение Серконга Ринпоче, с которым у меня также очень тесная связь, я сказал ему: “Как здорово иметь снова возможность переводить для вас”. А он ответил: “А что в этом особенного? Конечно, ты снова переводишь для меня, а ты чего ожидал? Ничего особенного во всём этом нет”. Думаю, это очень полезный подход, потому что в противном случае это всё превращается в мелодраму, где мы раздуваем собственный образ и образ гуру.
И когда мы говорим об установлении отношений с духовным учителем, это близко к тому, как Лама Цонкапа описывает развитие бодхичитты, обстоятельства зарождения бодхичитты. Цонкапа пишет, что есть люди, у которых остались сильные отпечатки, которые притягивают их к подобным учениям. А есть те, кому в этой жизни приходится прилагать огромные усилия, чтобы развить соответствующие устремления, подобные мысли. И он говорил, что те, у кого есть тяга к бодхичитте, развить её будет легче, а сама она — прочнее. Это не означает, что без этого инстинктивного притяжения нам будет невозможно развить бодхичитту, но процесс для нас будет сложнее. И мы распространяем те же принципы на поиски духовного учителя. Некоторых из нас естественным образом влечёт к учителю. И это важный указатель, важный признак. Это вовсе не означает, что это — тот учитель, который случайно оказался в вашем дхарма-центре, который приезжает в ваш дхарма-центра. Не нужно обязательно думать, что это должен быть глава линии или глава организации дхарма-центров, к которой вы относитесь. И не следует думать, что это должно быть связано с громким именем, харизмой, со всем, что окружает подобных учителей. Нет абсолютно никаких причин, по которым люди, которые посещают дхарма-центр, должны иметь связь с его основателем или приезжающими учителями. Если это единственный в нашем городе дхарма-центр или лучший из возможных вариантов, то мы можем извлечь пользу, обучаясь в этом центре, в этом нет никаких проблем. Но при этом оставайтесь открытыми и ищите коренного учителя, который будет вдохновлять вас в наибольшей степени.
Как же узнать, с кем у вас есть наибольшая связь? Один из признаков — то, что вам удаётся встретиться, то что вы оказываетесь в том же месте, что и этот учитель. Приходите куда-то и встречаете его, он при этом не отсутствует. Другой признак — то, что этот человек для вас подобен магниту, вы не можете от него оторвать глаз. Это совсем не то же самое, что страстное желание или похоть, направленное на красивого человека, это переживание не беспокоит ваш ум. И когда вы видите этого человека, вы испытываете больший покой, комфорт, чувствуете расслабление и радость, но это не глупая радость, просто это кажется правильным. Думаю, все мы понимаем, что это значит, если нам доводилось покупать обувь. Вы примеряете несколько разных пар и, в конце концов, выбираете одну, которая вам подходит. Всё кажется правильным и вы её покупаете. Вот такое ощущение и должно возникать относительно духовного учителя: всё подходит, всё правильно.
Но, как и в случае с бодхичиттой, может оказаться, что мы ни с кем не будем ощущать подобную связь. Буддизм объясняет это отпечатками из прошлых жизней. Конечно, другой вопрос — верим ли мы в прошлые жизни. В этом случае нам нужно приложить значительные усилия, чтобы установить отношения с учителем. Как же этого добиться? Нужно быть очень серьёзным и искренним искателем, по-настоящему желать учиться, практиковать и изменять себя. Помню, когда я впервые приехал в Индию, встретил Его Святейшество Далай-ламу. И меня глубоко тронуло, что всё, что я изучал в университете, где буддизм преподавался как мёртвый предмет, по-настоящему существует, что действительно есть человек, который понимает всё это и воплощает. И, как вы помните, я встретил Его Святейшество всего через десять лет после начала изгнания, в то время всё довольно сильно отличалось от нынешней ситуации, было гораздо проще встретиться с Его Святейшеством и его учителями. И во время нашей второй или третьей встречи, не помню точно, я сказал Его Святейшеству: “Я подношу себя вам, пожалуйста, позвольте мне подготовиться, у меня много недостатков, но я постараюсь их устранить и буду вам служить”. Служить не как слуга, а способствовать продвижению вашего дела. Я был очень искренен в своей просьбе, и Его Святейшество предоставил мне все условия, чтобы остаться в Индии и пройти наилучшую возможную подготовку. И когда я стал чаще бывать с Серконгом Ринпоче, то всё чаще обращался к нему с классическими словами: “Пожалуйста, тренируйте меня, как осла тренируют, чтобы он стал человеком”. Перед этим я был невероятно умным студентов Гарварда, невероятно высокомерным, и у меня была очень слабая способность общаться с другими людьми. Было совершенно ужасно, я был невероятно высокомерен. Я не умел общаться с людьми, и именно этому Серконг Ринпоче меня научил, именно поэтому за девять лет он меня постоянно бранил, обзывал идиотом и всего два раза похвалил. Это было невероятно полезно: считаешь себя умным — но ты ничтожество. И он никогда не упускал случая указать на те глупости, которые я сделал или сказал, особенно если при этом присутствовало много людей. Но я здесь говорю о том, что, чтобы выдержать подобную подготовку, нужно быть очень мужественным и сильным человеком. И со своей стороны прилагайте усилия: “Тренируйте меня, готовьте меня, я готов к этому процессу”. И потом именно это и происходит. И таким образом вы устанавливаете связь.
И как говориться, тут нужно помогать учителю. Если вы хотите быть ближе к учителю, станьте его переводчиком, секретарём, организуйте его путешествия. Не нужно ожидать, что вы будете сидеть в большой толпе, а учитель к вам подойдёт, обнимет и скажет: “Добро пожаловать!”. Но необходимо быть полностью искренними. Для этого вам нужно тщательно проверить себя, чтобы убедиться, что вы достаточно сильны. Чтобы, как говориться, претерпеть эти отношения, выдержать их. Или, возвращаясь к этой метафоре, чтобы проехать на этой лошади. В целом, можно сказать, что бесполезно жаловаться, что у нас нет возможности близко общаться с великими духовными мастерами, а мастера, к которым у нас есть доступ, недостаточно хороши. Так мы ни к чему ни придём. Чтобы по-настоящему продвигаться, нам необходимо прилагать усилия. Посмотрите, какие огромные усилия прилагали тибетские мастера. Сколько сил требовалось, чтобы просто дойти из Тибета в Индию и получить в Индии учения. К счастью, нам этого не требуется. Если сравнить, как тибетский буддизм изучается сейчас и как его изучали пятьдесят лет назад, когда я начинал свой путь, то сейчас стало невероятно проще. Простой пример: тогда не было никаких материалов для изучения тибетского языка. Был всего один учебник, в котором тибетскую грамматику пытались объяснить с помощью латыни, в чём вообще нет никакого смысла. Мой учитель в Гарварде не знал, как тибетские слова произносятся. Поэтому когда я приехал в Индию, мне пришлось самому изучать звуковую систему языка, как если бы я приехал на Борнео и пытался работать с каким-то племенем. Посмотрите, как много материалов доступно сейчас! Сейчас доступно так много, что мы даже жалуемся, что уж слишком много, не знаем, с чего начать. И нет никакого смысла в том, чтобы жаловаться, жалеть себя и говорить: “О, мы в этом заброшенном месте!”. Место уже не такое заброшенное, сейчас в Москву приезжает гораздо больше учителей, чем когда я впервые приехал сюда в конце советской эпохи. Так что если хотите эти заниматься — то занимайтесь, если вы по-настоящему серьёзны. И если у вас серьёзный настрой, то и учителя будут относиться вам серьёзно.
В текстах приводятся описание видов пользы, проистекающих из правильных отношений с духовным учителем и неблагих последствий отказа от таких отношений. В эти отношения мы вступаем после того, как осуществили проверку учителя, и, говоря о проверке, полезно помнить пример Атиши, который отправился на Суматру для того, чтобы проверить качества своего учителя, и очень долго их проверял, чтобы получить от него наставления. В некоторых текстах даже говориться, что учитель и ученик, прежде чем вступить в серьёзные отношения, должны 12 лет проверять друг друга. Безусловно, проверка нужна. Нужно проверить себя. И если мы правильно доверяемся, правильно вверяем себя учителю, в текстах перечислено много видов пользы от этого. Это общий метод, используемый в Дхарме, для того, чтобы помочь нам зародить устремление к развитию каких-то качеств. Сначала описываются виды пользы, которые мы обретём, зародив соответствующее состояние, затем описывается тот вред, который мы себе нанесём, если откажемся от того, чего достигли, скажем, что это было глупо. Эти угрозы перечисляются не для того, чтобы нас напугать, а для того, чтобы объяснить нам, что всё это очень серьёзно. что нам не следует относиться к связи с духовным учителем легкомысленно, потому что если мы вступим в отношения преждевременно, а затем откажемся от них, то впадём в ужасающее состояние ума. И не следует также относиться этим спискам позитивных результатов и возможных угроз как к рекламе подержанного автомобиля. Никто не пытается вам ничего продать. “Потрясающая штука, очень хочу купить!” — здесь речь вовсе не об этом, хотя позитивные последствия могут показаться замечательными. Всё в Дхарме опирается на причины и следствия, поэтому мы хотим понять, что может последовать за вступлением в отношения с духовным учителем, что может произойти. Мы с открытыми глазами рассматриваем ситуацию, в ней нет ничего волшебного.
Давайте разберём этот список, меня попросили это сделать. И попытаемся понять, как это на самом деле применимо, что это значит, по крайней мере, на основе моего личного опыта.
Первый пункт — вы приблизитесь к состоянию будды. И это весьма логично: если учитель объясняет нам, как достичь состояния будды, а мы применяем полученные наставления, то рано или поздно приблизимся к достижению цели. Это, разумеется, подразумевает готовность практиковать то, о чём говорит учитель. Оценивать то, что мы можем осуществить прямо сейчас. И если учитель искусен, он сможет указать нам методы, которые подходят нам лично в данный конкретный момент, но это, разумеется, зависит от прямых отношений с учителем. Если вы хотите установить такую личную связь, то поступайте так, как я посоветовал прежде: переводите для учителя, помогайте ему и так далее. Таким образом вы завяжете эту связь. Мы всегда можем сделать чуть больше. Так всегда поступал о мной Серконг Ринпоче. Насколько бы усталым я ни был, он говорил мне: “Ну, пять минут ты ещё выдержишь”. Пять минут перевода, пять минут какой-то работы. И именно так поступает хороший тренер в фитнес-клубе, он говорит: “Ну, один раз ещё можешь это сделать”. И, разумеется, если это уж слишком для нас, мы должны сказать об этом учителю, сказать, что мы не способны на это сейчас. Объясните мне что-то, что позволит мне достичь этого уровня.
Далее говориться: приблизьтесь к гуру, совершая подношения гуру и помогая гуру. Гуру, как и Будда, по-настоящему не нуждается в подношениях, у них отношение к подношениям, к дарам такое же, в соответствии с текстами, как у тигров к траве, тигр не интересуется поеданием травы. Но если мы посмотрим на природу будды, которая нам позволит достичь состояния будды, один из её элементов — это то, что я называю сетью позитивного потенциала. Это часто называют собранием заслуг, накоплением заслуги. И вы всегда можете помогать учителю, но при этом не быть излишне настойчивыми или излишне навязчивыми. Таким образом вы создаёте позитивный потенциал. Что же это означает? Мы под заслугой не подразумевает очки в какой-то ире: набираете достаточное количество очков — и выигрываете. Но на основании моего личного опыта: я, когда был молодым, был довольно эгоцентричным, подобно большинству молодых людей. Но, разумеется, мне хотелось помогать Серконгу Ринпоче, поскольку я с ним постоянно рядом находился. Он был пожилым человеком с избыточным весом, я хотел помочь ему сесть в машину, выбраться из машины, подняться по лестнице. И это стремление помочь помогло мне перейти от помыслов только о самом себе к желанию помогать другому. И благодаря этому я развил привычку, стремление заботиться о других живых существах, а не только о самом себе или своём учителе. Таким образом вы развиваете этот позитивный потенциал — привычку заботиться о других. Именно так, в соответствии с моим личным опытом, это и работает: усиливая вашу привычку заботиться о других. И вы начинаете понимать, что способны на эту заботу. Разумеется, научиться этому можно, заботясь о собственных детях. Мы учимся заботиться о ребёнке, ставить благополучие ребёнка выше собственного. Но есть большое отличие. Отличие в том, что это мой ребёнок. Собственничество по отношению к учителям не работает. Так что тут есть отличие: ребёнок вас обнимает, это так приятно и мило, а учителя этим заниматься не станут.
Следующий пункт: вы радуете будд. Что же это означает? У будд равностное отношение. Они не рассердятся на вас, если вы будете практиковать неправильно, а, с другой стороны, не станут говорить: “О, какой ты замечательный!”. И, как я уже говорил, довольно глупо делать что-то, чтобы учитель вас похлопал по голове, а вы просто помахали хвостиком. Но главная цель будд — принести пользу другим, освобождая других от страданий и приводя их к освобождению и просветлению, и если вы практикуете, то приближаетесь к буддам, к тому, что они для вас задумали. Хотя у некоторый людей к этому может быть такое же отношение, как к родителя, когда мы не хотим, чтобы наши родители или наши учителя нас ругали. В идеале, лучше избегать этого детского отношения. Посмотрите на это с точки зрения отношений между родителем и ребёнком. Если вы хотите научить своих детей каким-то ценностям, хотите, чтобы они были честными, достойными людьми, и вам это удаётся, вы испытываете какое-то удовлетворение. Но это не значит, что вы, как незрелый человек, начинаете всем хвастаться: “Смотрите, какой у меня вырос ребёнок!”. Но благодаря этому родитель видит, что хорошо сыграл свою роль, что ребёнок вырос достойным человеком. Поэтому, как говориться в текстах, учителей радует выполнение того, чему они учат, радует, когда вы стараетесь подражать благим качествам, а не просто когда вы занимаетесь какими-то глупостями, пытаясь отыскать любимое блюдо учителя.
И следующий пункт: нас не потревожат демоны, как здесь сказано, или дурная компания. Давайте под демонами не будем подразумевать маленьких чертят с рожками, здесь под демонами подразумеваются некие демонические силы. Если вы находитесь рядом с учителем или практикуете гуру-йогу, то представляете, что учитель находится с вами постоянно, представляете его, например, на макушке вашей головы, и даже если учитель уже скончался, ценности, которым он вас обучал, всегда с вами. Самое главное, вся суть — серьёзно относиться к улучшению самих себя. Вы по-настоящему вверяете себя учителю, с точки зрения своего поведения, своих действий, и не хотите быть лицемерами. И даже если все вокруг будут поступать неправильно, это вас не потревожит. Этот термин употреблён в тексте — не потревожит — потому что мы чётко представляем себе направление, в котором хотим продвигаться в своей жизни. И в каком-то смысле Это защищает нас от окружающего неблагого влияния. Настоящее неблагое влияние — это слабость нашего собственного ума, нашего устремления. Поэтому нам нужно иметь убеждённость в том, что мы делаем, а для этого нам нужно сначала осуществить анализ, понять, готовы ли мы этим заниматься. Вы естественным образом положите конец всем беспокоящим эмоциям и деструктивному поведению: разве я могу поступать таким образом? я так сильно уважаю моего учителя, уважаю самого себя, разве могу я таким неблагим образом поступать? Можно привести дурацкий пример: если вы достаточно уважаете своего учителя, то не будете при нём ковырять в носу. В силу своего уважения к ситуации, вы не будете поступать неправильно. Разве вы можете рассердиться на учителя или проявлять по отношению к нему жадность, поглощая всю еду, когда вы едите вместе, отбирая у него пирог? Всё это основано на уважении!
Помню, как-то раз я общался с покойным Лингом Ринпоче, старшим наставником Его Святейшества. Я как-то посещал Линга Ринпоче в его комнате, и у него стояла невысокая кровать, покрытая пледом, и мы сидели, я на одном краю, а он — на другом, через угол. И внезапно на полу мы заметили большого скорпиона. Линг Ринпоче был великим мастером практики Ваджрабхайравы, одного из могущественных гневных божеств, поэтому он производил очень внушительное впечатление. Хотя когда вы узнавали его поближе, вы узнавали, что он очень мягкий человек. Но многие его сильно боялись, потому что он излучал эту мощь. Даже когда я не слишком хорошо понимал тибетский, когда я приходил к Лингу Ринпоче, мой ум становился яснее благодаря силе Манджушри, потому что в сердце Ямантаки находится Манджушри. И вот мы видим этого скорпиона на полу, и Линг Ринпоче поворачивается ко мне и преувеличенно драматическим голосом говорит: “О боже, скорпион! Ты боишься?” А я ему ответил: “Разве я могу бояться в вашем присутствии?”, и после этого он долго смеялся. А потом пришёл его помощник, подсунул под скорпиона листик бумаги, поймал его чашечкой и унёс, как будто это было заранее задумано и разыграно в качестве урока. Но разве мог я, или хоть кто-нибудь, в присутствии такого великого мастера напугаться скорпиона, вскочить на кровать и махать руками? И это очень явный пример того, о чём говориться в тексте, когда говориться , что в присутствии учителя вы автоматически перестаёте совершать глупые, детские поступки. Ваши постижения и реализации этапов пути возрастут. Естественно, если вы находитесь в присутствии своего учителя и наблюдаете, как он поступает в разных ситуациях, то многому научитесь и ваши реализации возрастут. И если вы общаетесь с учителем — мне довелось переводить разными учителями — и можно не только переводить учителя, а быть водителем, выполнять что-то подробное — то вы видите, как учитель поступает в повседневных ситуациях и учитесь благодаря этому. Ситуации бывают разные. Серконга Ринпоче я видел в общества Папы Римского и в обществе пьянчужек, и когда вы видите, как учитель общается с разными людьми, то развиваете это постижение. Во всех своих рождениях вы не расстанитесь с позитивными и конструктивными духовными наставниками. Это, разумется, зависит от веры в перерождение. Для многих из нас это не самый простой вопрос. И если мы подумаем об инстинктивной духовной тяге к поиску духовного учителя, то поймём, что мы можем развивать и усиливать эту тягу в этой жизни, и в будущей жизни она станет ещё сильнее. Эта тяга и так пришла из прошлых рождений, но её можно дополнительно развить, тогда в будущей жизни она проявиться, при условии, конечно, что мы обретём драгоценное человекческое рождение, а не родимся тараканом.
Вы не падёте в низшие царства. Каковы причины падения в низшие царства или обретение благого перерождения? Это, в первую очередь, нравственная дисциплина, и, разумеется, в присутствии учителя вы поступаете нравственно. Развитие разных далеко ведущих настроев, то есть парамит, например, щедрости, нравственности, нравственной дисциплины. Упорство: по-настоящему тяжело следовать за учителем, учиться у него, и поэтому вы прилагаете большие усилия. Терпение — вы не сердитесь на то, что делает учитель, как бы тяжело это ни было, и именно поэтому важно это продумать заранее, потому что один из пунктов в вашем контракте учителя и ученика — это рассматривать всё, что делает учитель в качестве учения, не сердиться на это. Серконг Ринпоче совершенно безжалостно постоянно называл меня идиотом в присутствии людей вплоть до десяти тысяч человек. И я был идиотом. И я никогда на него не сердился. Я всегда отвечал на это нервным смехом. Всем тибетцам моя реакция очень нравилась. Это не выглядело, как будто я над ним смеюсь, это была моя естественная реакция. Если же вы сердитесь на учителя, то лучше обо всём этом забыть, это не будет работать. Поэтому нужно убедиться, что учитель по-настоящему заботиться о вашем благе. Терпение. Сосредоточение, потому что если вы в присутствии учителя, нельзя говорить: “А, что вы сказали? Я как-то отвлёкся”. Так дело не пойдёт. Ринпоче тренировал меня как своего переводчика, и в любой момент дня или ночи он мог остановиться и сказать: “А теперь повтори, что я сказал”, или “Повтори, что ты сказал”. Это потрясающая тренировка, я никогда не сердился. Эта способность необходима, если вы хотите стать переводчиком. И различающее осознавание. Серконг Ринпоче был бесподобен в этом. Замечательный пример, который я привожу: Ринпоче как-то давал учения в Наланде, в западном монастыре во Франции. И его попросили даровать учения по девятой главе текста Шантидевы “Вступление на путь бодхисаттвы”, “Бодхичарья-аватары”, по главе, посвященной мудрости. На это отвели всего две или три сессии, и Ринпоче счёл, что это совершенно смехотворно — просить его объяснить эту главу всего за три сессии, он это счёл наглым. Как будто это так просто, что за несколько уроков можно это разобрать. И он начал с того, что объяснил что-то, и объяснил это совершенно неправильно, а все западные монахи это старательно записали. А после чайного перерыва сказал: “Вы все идиоты, я всё неправильно объяснил. Вы вообще соображаете, думаете о том, что вам говорят?. Разве то, что я сказал, хоть как-то соответствует тексту?” Нужно учиться различающему осознаванию. Затем все оставшиеся сессии он уделил обширнейшему объяснению всего одной строфы, чтобы дать им понять, что к серьёзному изучению этого текста нужно подходить ответственно.
Следующий пункт — вы без усилий достигните всех долгосрочных и краткосрочных целей. И это не подразумевает, что нужно расслабиться в кресле и ждать, что всё само придёт. Но карма действительно работает, вы накапливаете большой позитивный потенциал, помогая своему учителю и так далее, и благодаря этому достигаете гораздо большего. Это я могу рассмотреть на примере собственной жизни. Посмотрите, какого успеха я смог добиться с сайтом. В прошлом году нас посетило больше миллиона разных людей. И я думаю, что успех сайта в значительной степени основывается на тех отношениях с духовными учителями, которые у меня были и есть, и на том, что я всегда помогал этим учителям дойти до гораздо большего числа людей. Вообще, стать переводчиком меня побудила мысль о том, что учения Его Святейшества и его учителей совершенно невероятны, и они либо не переводятся, как было в самом начале, либо переводятся из рук вон плохо. И я зарождал эту подобную броне решимость, упорство самостоятельно это осуществить, дать людям доступ к этим учениям. И по моему опыту всё, что мы делали с этим сайтом, возникало само, буквально падало с неба. То есть появился какой-то человек, сказал: “Давайте я вам сделаю сайт”, когда мы готовили первую его версию. Со всего света собрались волонтёры, взявшиеся нам помогать, я их специально не искал. Люди, которые вложили большие деньги, потому что я должен платить свои сотрудникам — я их ни о чём не просил, они сами пришли. Как здесь сказано — без усилий. Вы создаёте карму, и она действует. И если вы посмотрите на те виды кармы, которые созревают в этой жизни — потому что большинство видов кармы созревает в будущих рождениях — это в первую очередь помощь тем, кто в наибольшей степени помог вам самим, то есть духовным учителям и родителям. Так что на основе собственного опыта могу сказать, что всё это работает, это не просто сказки. На этом мы заканчиваем эту сессию, продолжим позже. citata.in