Энди Уэбер
Художник Энди Уэбер провел семь лет в Индии и Непале, изучая искусство иконографии в тибетском буддизме под руководством опытных мастеров.
Его уникальный стиль создания подлинных образов, используемых для визуализации, пользуется высоким уважением не только среди все большего числа западных буддистов, но и среди тибетских лам всех традиций, многие из которых заказывали его работы. Его картины-тханки (тибетские иконописные полотна на свитках ткани) можно увидеть в буддийских центрах и храмах по всему миру, в том
числе и во дворце Потала в Лхасе. Его изображения получили широкую известность и популярность благодаря множеству публикаций, в которых были использованы.
Сам Энди рассказывает:
«Мое собственное знакомство с миром рисования тибетских тханов произошло рядом со ступой Боудханатх в долине Катманду в Непале.
В 1973 году окрестные деревни были гораздо меньше, чем сейчас, и в них было всего несколько буддийских храмов… На протяжении почти шести лет из моего дома была видна ступа, и возможность проснуться поутру и сразу взглянуть на эти примечательные глаза всегоа была источником огромного вдохновения. В них было что-то, без слов говорившее о ясности, прозрении и запредельном, о красоте за пределами этого мира и при этом столь мучительно близкой. Эти глаза оставили в моем уме огромный отпечаток, и даже сейчас воспоминания о них глубоко меня вдохновляют.Однако пока я жил в Боудхе, то осознал, что одного лишь вдохновения недостаточно; для раскрытия смысла, таинства этих запоминающихся глаз нужен ключ… и этот ключ – в том, чтобы понять и ценить то, что находится в живых традиция, одним – хоть и монументальных – из проявлений которых является сама по себе ступа в Боуданатхе… Моим первым учителем был Лудхуп. Он родился в Амдо и бежал из Тибета, когда все еще был монахом. При себе у него было несколько свитков – возможно, двухсотлетних – которые ему препоручил в Тибете его учитель. Они содержали ряд различных рисунков с сетками, на которых рисунки были основаны. Поскольку до того я никакой подготовки не проходил, эти риснуки стали основой всего моего пути как художника; даже сегодня фотокопии этих исходников продолжают внушать в меня невероятное вдохновение. Именно Лхудуп научил меня рисовать, познакомил меня с различными стилями живописи и открыл мне завораживающий новый мир будд, бодхисаттв, дакинь, защитников и т.д.Моим вторым учителем был Тхаргье, знаменитый художник из провинции Цангв в Тибете… в то время как Лхудуп познакомил меня с миром искусства Ваджраяны, именно Таргье дал мне подробную карту этого мира.Хотя представленные здесь работы – это труды того, кто все еще в очень значительной степени является лишь новичком, надеюсь, что посредством вдохновения наших духовных наставников и учителей-художников в понимание и благополучие тех, кто эти работы видит, сделать определенный вклад. Знаки упадка окружают нас повсюду – в самой Боуде, например, фабрики с лишенными вдохновения тружениками поставляют туристам подобия объектов священного искусства, лишенные какой-либо подлинности; однако также присутствуют и признаки того, что духовный поиск, в какой бы сокрытой форме он ни проявлялся, все еще в значительной мере жив в груди человека. Поэтому пусть непрерывная линия передача благословений Ваджраяны внушит мужество и вдохновение во всех, кто ищет смысл, сокрытый за завесой преходящих видимостей».