Энди Уистрайх. Введение в посвящение Калачакры
Энди Уистрайх. Лекция 1. Коренной Институт, Бодхгайя, 6 января 2012
Всем добрый вечер. Парижский центр Калачакры попросил меня прочесть для французской группы вводные лекции – сегодня и в последующие два вечера, и именно поэтому мы здесь сегодня собрались. Таким образом, у нас будет французский перевод, и мне придется делать паузы, хотя большинство из вас не говорит по–французски. Заранее прошу за это прощения.
Прежде чем мы начнем, необходимо зародить благую мотивацию и подумать о том, где мы находимся. Мы в Бодхгайе, и только что завершились трехдневные учения Его Святейшества; далее следует один день, в который не будет ни учений, ни посвящений, но состоится танец, за которым мы сможем понаблюдать – после чего начнется посвящение. Сейчас нам необходимо подготовиться к посвящению, а посвящение, как объяснял Его Святейшество, происходит в контексте прибежища. Поэтому нам нужно зародить чувство прибежища – иначе должным образом участвовать в посвящении мы не сможем. Прямо сейчас нам нужно постараться зародить некое ощущение прибежища и бодхичитты; мы прочтем молитву “Сангье чоцогма” и краткое подношение мандалы, и затем начнем лекцию. Закончим мы в районе половины десятого.
Итак, подготовьте свой ум к размышлениям, подготовке, которую мы будем сегодня осуществлять. Размышляйте о страданиях сансары, которые мы переживаем сами и видим у всех существ вокруг; все живые существа переживают одни и те же страдания. В то же время, у нас самих и у всех живых существ есть чистый потенциал – мы можем обрести полное просветление. В этом контексте мы размышляем обо всем, что пережили здесь, в Бодхгайе: с одной стороны – страдания сансары, с другой — просветленный потенциал. Мы думаем: мы приехали сюда, чтобы раскрыть свой потенциал, и считаем, что посвящение Калачакры нам в этом поможет.
САНГЬЕ ЧЕ ДАНГ ЦОГ КЬИ ЧОК НАМ ЛА
В Будде, Дхарме и Высшем Собрании
ЧЖАНГ ЧУБ БАРДУ ДАГ НИ КЬЯБ СУ ЧИ
Ищу Прибежища вплоть до просветления.
ДАГ ГИ ДЖИН СОГ ГЬИ ПЭЙ СО НАМ КЬИ
Силой заслуг, накопленных практикой даяния и других совершенств
ДРО ЛА ПХЕН ЧИР САНГЬЕ ДРУП ПАР ШОГ
Да стану я буддой на благо всех живых существ.
СА ЩИ ПЁ КЬИ ДЖУГ ЩИНГ МЕ ТОГ ТРАМ
Землю, умащенную благовониями и усыпанную цветами,
РИ РАБ ЛИНГ ЩИ НЬИ ДЕ ГЬЕН ПА ДИ
Украшенную горой Меру, четырьмя континентами, солнцем и луной,
САНГ ГЬЕ ЩИНГ ДУ МИГ ТЕ УЛ ВА ЙИ
Представляю как поле будд и подношу в дар:
ДРО КЮН НАМ ДАГ ЩИНГ ЛА
Пусть все страждущие наслаждаются этой совершенно чистой землей.
Эти три лекции были запланированы как подготовка к каждому из дней посвящения, однако поскольку посвящение начнется не завтра, сегодня я расскажу о посвящении в целом и, возможно, начну описывать то, что произойдет в первый день, в понедельник. Мы, однако, продолжим завтра вечером, и тогда более подробно обсудим, что произойдет в первый день. Итак, вечером в воскресенье мы поговорим о том, что произойдет в понедельник, а вечером в понедельник обсудим то, что произойдет во вторник. Заключительная часть посвящения состоится утром в среду, и перед ней лекции не будет.
Сегодня вечером мы будем говорить об общих моментах, но затронем и кое-какие детали. Думаю, все мы хотели бы как можно лучше получить посвящение, но нам нужно с самого начала ясно понимать, что в ходе прошлых посвящений Калачакры Его Святейшество говорил такие вещи, как “Только шесть человек полностью получили посвящение”. Кажется, он сказал это в Бодхгайе в 1985 году, а в 1994 году в Барселоне заявил, что посвящение полностью получили только четыре человека, что-то в этом духе. Из-за этого вы можете подумать: “Тогда в чем смысл? Я не смогу принять посвящение”. Но речь на самом деле не об этом; Его Святейшество говорит, что для получения полного посвящения нужно находиться на довольно продвинутом уровне, обладать очень глубоким и обширным пониманием происходящего. Чтобы полностью получить посвящение, необходимо находится на высоком уровне развития, и Его Святейшество отмечает, что очень немногие в полной мере принимают посвящение. Нам нужно некое смирение. Возможно, у нас будут какие-то значительные переживания, но по сравнению с переживаниями великих существ они не слишком внушительны. Однако и это хорошо.
Я предлагаю подумать о том, что нам необходимо для подготовки, в каком состоянии ума нужно находиться, чтобы как можно лучше принять посвящение. Думаю, Его Святейшество уже говорил о ключевой роли прибежища; мне кажется, что чем в большей степени вы принимаете прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, тем в большей степени сможете принять посвящение. Другими словами, чем глубже ваше чувство прибежища, чем глубже ваше понимание прибежища, тем лучше будет полученное вами посвящение. Его Святейшество очень явно дал понять, что посвящение происходит в контексте прибежища,. Он также говорил о трех видах обетов. В первый день он передаст обеты мирянина; таким образом, все присутствующие здесь – и там, на поле Калачакры – смогут получить обеты пратимокши, личного освобождения. Вы можете подумать: “Ну вот, не уверен, что хочу принимать пять обетов” – но это и не обязательно. Даже если вы принимаете только один обет – например, обет не убивать – это уже принятие обетов мирянина. У вас будет выбор, возможность принять один, два, три, четыре или пять обетов. Об этом необходимо поразмыслить. Далее идут обеты бодхисаттвы, и, наконец, тантрические обеты. Каждый уровень серьезнее и глубже предыдущего; однако все эти обеты принимаются в контексте прибежища – без прибежища принять ни один из них невозможно. Другими словами, вам нужно поддерживать сильную связь с Буддой, Дхармой и Сангхой; такова основа для принятия посвящения. В противном случае посвящение бесмысленно, и, как мне кажется, Его Святейшество уже говорил об этом – нечто подобное он сказал в ходе первого дня учений.
Он также сказал, что более глубокое чувство прибежища основано на понимании нашего собственного чистого потенциала. Такова природа нашего ума, чистая сущность нашего ума, потенциал обретения просветления. Другими словами, нам не нужно смотреть вовне – прибежище может приниматься на основании нашего собственного внутреннего потенциала. В связи с этим Его Святейшество упоминал, что чтобы понять эту тему как можно глубже, нам нужно понимать четыре каи. Некоторые из присутствующих уже знают, что это, а некоторые спросят, о чем речь. Чуть позже я затрону этот вопрос; он очень важен для Калачакры. Понимание четырех кай – нечто основополагающее для Калачакры.
Здесь могут присутствовать люди, которые действительно чувствуют, что не готовы получать посвящение. Вы, возможно, слышали, что вполне допустимо принять посвящение в форме благословения – другими словами, вы можете участвовать в процессе, но не принимать посвящения. Это личное дело каждого. В книге Алекса Берзина*, на которую я буду ссылаться, сказано, что вам не нужно никого ставить в известность; это нечто личное. Вы сами решаете, будете вы участвовать в качестве наблюдателя или получать посвящение. Главное – вам действительно нужно знать. Нельзя передумать по ходу посвящения. Это весьма непросто, потому что многие люди не знают, что происходит, и на каком-то этапе церемонии в нее втягиваются и затем хотят принять полное посвящение. Нужно принять решение, пока не слишком поздно.
К примеру, на раннем этапе у вас будет возможность принять обеты бодхисаттвы и тантрические обеты. Принять посвящение без этих обетов нельзя, и эти обеты подразумевают некую ответственность. Вам заранее нужно понять, готовы ли принять ее. Необходимо об этом поразмыслить. Вы можете подумать: “Я ничего об этом не знаю”. Это сложный вопрос, который объясню упрощенно. Впервые принимая посвящение Калачакры, я был буддистом совсем недолго – менее года. Обычно говорят, что так делать не нужно, что нужно подольше подождать. Уверен, вы такое слышали. Но здесь могут быть и новички, которые, подобно мне, думают: “Хм, что же делать?”. Надеюсь, эти вводные лекции помогут вам принять решение. Такова моя цель. До начала посвящения остались сегодняшний и завтрашний вечер. В идеале, если вы пока не уверены, к завтрашнему вечеру вы, надеюсь, сможете принять решение!
Тем, кто не принимает посвящение, но участвует в нем в качестве наблюдателей, хочу сказать, что вы не останетесь полностью “за бортом”. Вы все равно участвуете, сорадуетесь, что происходит такое замечательное событие, чувствуете: “Я – часть этого огромное события”, и из своего сердца посылаете энергию живым существам этой планеты. Вы можете делать это независимо от того, принимаете ли вы посвящение – это все равно полностью допустимо. Вы все равно можете радоваться красоте мандалы Калачакры и тому, насколько удивителен Его Святейшество. Вы можете испытывать глубокое чувство преданности по отношению к Его Святейшеству и чувствовать веру в то, что он в действительности и есть Калачакра – даже если не принимаете посвящения. Это нормально; все равно прекрасно, что вы здесь находитесь и участвуете таким образом. Итак, не думайте: “Если я не принимаю посвящение, то не участвую в процессе”. Это не так. В нем участвуют все. Все!
Это посвящение – и я говорю серьезно – предназначено для всего мира. Этому миру нужны подобные события, и это одна из самых мощных, самых глубоких вещей, которые могут в мире произойти, и мы здесь, мы все – часть происходящего. Если вы принимаете посвящение – это хорошо, если вы просто получаете благословение – это также хорошо. Вы – часть происходящего. Вы делаете свой вклад и получите что-то, что сможете увезти с собой; независимо от того, принимаете ли вы посвящение, вы увезете с собой что-то очень мощное, и другие люди у вас на родине это заметят, ощутят, что от вас что-то исходит.
Итак, у нас есть один день, чтобы подготовить свой ум к посвящению. Не думайте: “О, выходной, можно постирать и один день не думать о Дхарме”. На самом деле Дхарма уже работает внутри вас; все происходившее до сих пор вас готовило, и теперь у вас будет день наедине с собственным умом, чтобы в понедельник вы оказались в наилучшем состоянии, чтобы принять посвящение или получить благословение.
Пожалуйста, размышляйте над бодхичиттой, над великим состраданием; это самое важное. Это очень просто, ведь в Бодхгайе мы в основном страдаем. Наше тело переживает сильные страдания. У большинства людей все обстоит именно так; возможно, здесь есть какие-то исключения, но тела большинства сталкиваются с определенным вызовом. Однако с вызовом сталкивается и ваш ум; вы видите или переживаете вещи, с которыми иногда сложно справиться. Это отражение сансары – ведь наш ум ограничен! Достигнув полного просветления, мы будем свободны от этих проблем, выйдем за их пределы; достигнув полного просветления, мы будем заботиться только о других – не будем даже замечать собственных проблем. Завтра у вас будет возможность поразмыслить над страданиями – собственными и других людей – и зародить мощную сострадательную мотивацию: “Я приму посвящение или благословение ради всеобщего блага”.
Есть и другой аспект: пустотность. Его Святейшество много говорил о пустотности, и, надеюсь, эта тема сейчас находится на поверхности вашего ума. Хотя все кажется существующим отдельно, независимо, самостоятельно, на самом деле абсолютно ничто не существует таким образом. Все обусловлено. Это касается как той ситуации, в которой мы находимся сейчас, так и нашего просветленного окружения. В качестве примера можно рассмотреть песочную мандалу Калачакры. Когда вы хотите куда-то переехать, то сначала смотрите на фотографии дома, чтобы решить, хотите ли вы его покупать. Последние несколько дней мы смотрели на свой новый дом, решали, хотим ли мы в него переехать. Мандала Калачакры – если мы примем такое решение и будем практиковать – станет нашим домом, и ее символизирует эта мандала, состоящая из мельчайших песчинок. Ни одна песчинка сама по себе не является всей мандалой, однако они соединяются. Посмотрите, что смогли создать монахи! Это действительно взаимозависимое происхождение; оно не существует независимо. Это очень легко понять.
Однако эта мандала — лишь символ. Подлинная мандала Калачакры здесь: этот мир, эта вселенная, это тело. Все, что нам нужно сделать – преобразовать свой ум, преобразовать свою энергию, и они станут мандалой. Постарайтесь подготовить свой ум, чтобы, входя утром в понедельник на поле Калачакры для принятия посвящения, осознавать, что оно и есть мандала, а Его Святейшество, когда он придет, воспринимать как самого Калачакру. Он проявляется как обычный человек, как монах, чтобы общаться с нами, но на самом деле это Калачакра. Если вы будете размышлять таким образом, это поможет вам – вашему уму – в процессе посвящения. Кроме того, думайте, что все собравшиеся и вы сами – также Калачакра. На самом деле, по мере посвящения ощущения будут усиливаться. Поначалу мы ничего не чувствуем, но уже в первые несколько часов посвящения Его Святейшество проведет нас через определенные переживания – мы начнем ощущать свою природу Калачакры. Посвящение необходимо именно для того, чтобы начать процесс преображения, через которое нам нужно пройти, чтобы обрести просветление.
Посвящение подобно вратам – это начало, а после него нужно практиковать. Однако даже если вы не станете практиковать, посвящение оставит в вашем уме невероятно мощное семя. Говорится, что если вы будете блюсти чистоту обетов, то на основе этого посвящения обретете просветление за шестнадцать жизней. Такова сила этого посвящения – даже если вы не практикуете. Если же будете практиковать – насколько позволяют обстоятельства – то сможете продвигаться по пути.
Возможно, вы уже практикуете систему какого-то другого божества. Это хорошо – Калачакра может усилить эту практику. Не подразумевается, что все должны практиковать одну и ту же систему; это посвящение предназначено для всех. Даже если вы не буддисты, если вы принимаете прибежище в Его Святейшестве как в проявлении Будды, Дхармы и Сангхи, то можете принять посвящение. Это часть традиции Калачакры; мандала Калачакры открыта для всех. Я подчеркиваю значимость прибежища – и мы, разумеется, подразумеваем буддийское прибежище – но Калачакра доступна и для небуддистов. Это очень интересный вопрос; у Калачакры очень большая мандала, действительно вмещающая всех, кто желает войти. В этой мандале люди разного происхождения могут пережить преображение. Думаю, лучше это сформулировать именно так. Такая возможность существует, и именно это происходило в контексте истории в разных местах, где даровалось посвящение. Например, в царстве Шамбала проводилось совершенно особое посвящение, вместившее всех жителей царства – независимо от того, были ли они буддистами. Это посвящение даровалось, чтобы объединить разные группы жителей царства. Именно это происходит и в Бодхгайе. Посмотрите на различные группы, различные национальности, людей разного происхождения. Все мы объединяемся в одной ваджрной семье, как мы это называем.
Сегодня у нас полтора часа, поэтому времени для вопросов и ответов нет; однако завтра и послезавтра лекции будут длиться по два часа, и последние полчаса будут посвящены вопросам и ответам. Сегодня, возможно, не будет большого количества ответов на вопросы — возможно, всего несколько, – так что прошу прощения; однако план в целом мне кажется удачным. Все довольны? Замечательно. Больны, но счастливы – именно об этом я и говорил.
Итак, очень кратко: что же произойдет в первый день? Думаю, Его Святейшество немного изменит порядок, потому что он уже провел часть церемонии в первый день – провел предварительный ритуал. Я этот ритуал пропустил, так как приехал позже, но Его Святейшество, вероятно, повторит эту часть в понедельник. Кроме того, у него в распоряжении всего два дня и немного времени утром в среду. Сегодня же суббота? А, пятница. Сегодня пятница, завтра суббота, так что посвящение пройдет в воскресенье, понедельник и вторник.
Итак, позвольте дать вам очень простое и краткое представление о структуре посвящения. Некоторые из вас читали книгу Александра Берзина; именно эту книгу я всегда рекомендую. В том, что касается Калачакры, я довольно многому научился у Александра Берзина; он мой друг, и сам он учился у Ценшаба Серконга Ринпоче – одного из учителей, передавших Калачакру Его Святейшеству Далай-ламе. Тулку Ценшаба Серконга Ринпоче прямо сейчас находится в гомпе Института**, что довольно интересно – я только что был там вместе с ним, и, так скажем, закрыл гештальт, потому что моим первым учителем по Калачакре был старый Ценшаб Ринпоче; то был 1982 год. Так или иначе, книга Алекса очень хороша и очень полезна. Некоторые из вас ее читали, так что я не буду вдаваться в подробности – времени у нас не так много; просто опишу структуру в целом.
Посвящение можно разделить на предварительные этапы, которые включают принятие обетов и порождение себя в образе Калачакры; далее идут знаменитые “семь посвящений вхождения подобно ребенку”. Иногда передаются только они; эти посвящения уполномачивают вас на практику стадии зарождения Калачакры, которую можно назвать “воображаемой” практикой. Кроме этого – и я слышал, что Его Святейшество проведет эту часть церемонии в шесть утра в последний день – есть также четыре высших, четыре высочайших посвящения и посвящение ваджрного наставника. Это другой уровень посвящения, который будет передан в этот раз, хотя передается не всегда. Эти посвящения позволяют вам практиковать стадию завершения, и эта стадия – не воображаемая.
Что значит “воображаемая” или “не воображаемая”? Подобно любой тантрической практике, Калачакра — это преображение. Мы преобразуем себя из обычного состояния, обычной самости в полностью просветленное состояние, полностью просветленную самость, способность помогать другим. В конце концов нам нужно будет практиковать стадию завершения, поскольку это и есть само преобразование. Это, однако, очень продвинутый и сложный уровень. Прежде чем мы перейдем к этому этапу, нам нужно выстроить огромную структуру, используя свой ум, используя силу своего воображения. Эту структуру мы строим на стадии зарождения. Этот порядок характерен для всех систем высшей йога-тантры. Уверен, что некоторые из вас знакомы с другими системами высшей йога-тантры; у них такая же структура: стадия зарождения и стадия завершения. Перед тем, как приступить к освоению любой системы высшей йога-тантры – и вообще любой тантры – сначала необходимо посвящение. В ходе посвящения вы начинаете осуществлять первичный акт самопреображения. Это сложно объяснить , но в ходе посвящения происходят какие-то события, которые начинают влиять на вашу энергетическую систему и готовят ее к практикам стадии зарождения и завершения. Именно для этого мы здесь и находимся. Те, кто желают принять посвящение, прибыли сюда, чтобы Его Святейшество осуществил, запустил этот процесс преображения. Некоторые из присутствующих, думаю, уже принимали посвящение Калачакры – возможно, некоторые присутствовали в Вашингтоне или на других посвящениях; возможно, вы уже начали процесс. Возможно, некоторые из присутствующих уже осуществляют какие-то практики Калачакры. Однако каждый раз, когда вы принимаете посвящение, открывается все больше врат; вы продвигаетесь все дальше.
Кроме того, здесь могут находится люди, которые практикуют других божеств, и это нормально. Принятие этого посвящения откроет больше врат и в вашей практике. Таково воздействие посвящения. И, как я уже говорил, даже перед теми, кто решил не принимать посвящение, но участвует просто в качестве наблюдателя и принимает благословение, откроются некие врата. Разумеется, вам нужно будет прилагать усилия; Его Святейшество просто устанавливает структуру, создает ситуацию, но нам нужно будет в нее погрузиться; это работа, которую осуществляет наш ум. Наши действия в ходе посвящения очень важны, поэтому нам нужен очень ясный ум. Нам нужно поддерживать сильное сосредоточение. Например, если мы слушаем перевод, слушать нужно очень внимательно, потому что будут описываться определенные визуализациии; нам нужно будет представлять себя в различных образах. Иногда, например, нам нужно будет представлять себя в теле разных цветов. Скажем, вам нужно представить себя красного цвета – как вы это сделаете? Забудьте об этой плоти и крови; представьте, что ваше тело – это тело света. Оно выглядит не так, как обычно; выглядит чистым, подобно некоторым из этих божеств – чистый свет. Очень сложно перейти от плоти и крови к телу света, поэтому нам необходимо сначала раствориться в пустотности. Это означает, что нам нужно признать, что эти тело и ум, которые мы называем собой – лишь взаимозависимое происхождение; они не существуют сами по себе. Когда я исследую, смотрю, кто здесь сидит, то ничего не нахожу. На самом деле это лишь видимость. Когда мы это понимаем, это пустотность “я”, растворение в пустотности. Наш ум распознает эту истину. На самом деле все всегда обстоит именно так – не только в ходе посвящения; даже сейчас это именно так. Все мы полностью пустотны; наша подлинная природа — пустотность. Пустотность – то же самое, что и взаимозависмое происхождение; речь не идет о том, что пустотность – это что-то одно, а взаимозависимое происхождение – что-то иное. Это одно и то же, но с разных точек зрения. Когда мы распознаем свою пустотность, мы можем представлять себя телом света. Это не так уж сложно. Визуализировать – значит просто быть; ощущать бытие, бытие белым светом.
В ходе посвящения будут происходить подобные вещи; кое-какие подробности относительно некоторых визуализаций я освещу в ходе наших лекций, но не буду описывать их полностью – вам нужно будет выполнять их по ходу посвящения. Разумеется, детали вы можете прочесть в книгах – книгах Берзина или Хопкинса***, или кое-каких других источниках; однако главное – получать наставления по ходу посвящения и прилагать все усилия. Очень сложно выполнить все безупречно; эти визуализации довольно сложны, и кроме того, перевод не всегда полон. Просто делайте все возможное в имеющихся обстоятельствах и поддерживайте благую мотивацию. Хорошо? Это все, что мы можем, не так ли?
Я ранее говорил, что в какой-то момент нам нужно будет представлять себя в образе Калачакры. Уверен, что вы видели изображения Калачакры, видели, что Калачакра пребывает в сексуальном союзе. В посвящении будет много сексуальных образов, и вам нужно будет с ними работать – не увлекаясь и не пугаясь. Вам нужно будет ощутить, например, что Его Святейшество в образе Калачакры вас проглатывает, вы проходите по его центральному каналу и по ваджрному пути входите в лоно его супруги, и из него рождаетесь вновь, в новой форме. Вам предостоят подобные воображаемые переживания; участвуя в них с помощью своего воображения, вы уже начинаете процесс практики – так что запустите этот процесс!
Вы примете обеты, и некоторым это кажется немного страшным. Другие относятся к этому спокойно, и это правильно. Суть обетов довольна проста; есть много тонкостей, но если вам удастся поддерживать суть, все будет хорошо. Например, суть обетов пратимокши — скажем, пяти обетов мирянина, а большинство из вас миряне, как я полагаю – это непричинение вреда, ненасилие, воздержание от совершения вредоносных подступков. Все этого хотят. Воздерживаться от вредоносных поступков несложно; разве кто-то хочет их совершать? Суть обетов бодхисаттвы заключается в двух моментах. Первый: никого не исключать из сферы своей любви. Даже если не можете кому-то помочь сейчас, даже если с кем-то сейчас сложно иметь дело, вы не говорите: “Я достигну просветления ради всех, кроме тебя” Вы бы так не поступили? Значит, вы бы не стали нарушать обеты бодхисаттвы. Это не единственный аспект; второй – это стремление никогда не сдаваться. “Я стану трудиться ради других, какова бы ни была ситуация, какими бы ни были обстоятельства – никогда не сдамся”. Эти два момента, я полагаю, составляют суть обетов бодхисаттвы. Разумеется, есть тонкостей гораздо больше, и лучший способ с ними познакомиться – изучать шесть совершенств. Шесть совершенств – сущность обетов бодхисаттвы.
У тантрических обетов также есть простая суть: чистые взаимоотношения с гуру. Эти отношения с гуру – одно из уникальных качеств тантры. Думаю, на самом деле с Его Святейшеством это не слишком сложно, не так ли? Мы с ним всего три дня, и нам очень сложно зародить о нем неблагие мысли. Так что нам повезло – ведь именно это и необходимо! Тантрические обеты подразумевают отсутствие неблагих мыслей о гуру. По сути, нужно постоянно поддерживать в своем уме, в своем сердце очень чистые взаимоотношения с гуру, никогда их не повреждать. Кроме того, все участники посвящения – ваша ваджрная семья. В ходе посвящения мы все становимся братьями и сестрами в ваджрной семье Его Святейшества, Калачакры. Нужно также хорошо обращаться со своими ваджрными братьями и сестрами; это тоже важно.
Итак, обеты не такие уж и страшные. Они весьма логичны; это ответственность, которую мы несем. Я не хочу говорить: “Все просто”, потому что на самом деле их легко нарушить; но когда вы нарушаете обеты, вы затем их очищаете, выполняете практики очищения, и, когда это возможно, принимаете посвящение вновь – и ваше обеты вновь чисты. Таков процесс. Все не слишком страшно; существует традиция, метод, и они работают. Вам просто нужно сказать: “Да, я хочу войти в эту систему, хочу стать ее частью, хочу стать частью этой семьи”. Именно это от вас требуется. Возможно, вы скажете: “Я пока не готов”, и это также хорошо. Сделайте то, что кажется правильным лично для вас.
Я уже осветил многие основополагающие вопросы. Думаю, я также кратко расскажу о шести будда-семействах. Мы уже говорили о “семье”; это понятие в буддизме очень важно. В целом мы принадлежим к некой семье – или линии, как это иногда называют – потому что у нас есть природа будды, все мы по природе являемся частью линии будд. Кроме того, когда мы принимаем обеты бодхисаттвы, мы становимся частью семейства будд с практической точки зрения, и благодаря этому можем развивать свой потенциал просветления. Это один вид семьи, который даже не относится к тантре – это часть буддизма махаяны. Когда ваша бодхичитта укрепляется, вы принимаете обеты бодхисаттвы и становитесь частью семейства будд. С другой стороны, все существа являются частью семейства будд, поскольку мы все наделены умом, а сущность ума чиста. Именна эта сущность обретает просветление. Эта сущность – наш потенциал просветления, потенциал каждого существа. Итак, это понятие – “семья” – весьма интересно.
В контексте тантры вы, возможно, слышали о пяти дхиани-буддах: Вайрочане, Ратнасамбхаве, Амитабхе, Амогхасиддхи и Акшобхье. Это пять дхиани-будд, и таковы пять будда-семейст в высшей йога-тантре. В большинстве посвящений высшей йога-тантры участники вступают в одно из будда-семейств, и у каждого из семейств есть свои особенности. Все они полностью просветлены, и, практикуя в рамках этого семейства, вы обретете полное просветление – какое бы это ни было семейство; но семейства эти представляют немного разные аспекты. На самом деле они соответствуют пяти совокупностям. Многие из вас знают о пяти совокупностях: форме, ощущении, различении, формирующих факторах и сознании. Каждая из них в своей чистой форме является божеством, о которых мы только что говорили. Например, форма в очищенном виде — это Вайрочана. Это просто пример. В Калачакре есть шесть будда-семейств, потому что пятое – сознание, Акшобхья – имеет два аспекта, один из которых является более тонким. Шестой дхиани-будда, дополняющий пять уже перечисленных – Ваджрасаттва. Вы уже знакомы с Ваджрасаттвой; по сути, это чистый ум ясного света, чистейшая непрерывность потока нашего ума, которая существует с безначальных времен и будет существовать вечно. В конечном итоге, когда мы очистим этот аспект, то станем Ваджрасаттвой.
Я не буду слишком в это углубляться, потому что это обширная тема, но интересно ее хотя бы затронуть. Я перечислю цвета шести будда-семейств, просто чтобы у вас оформилось некое представление о том, что такое Калачакра – запоминать цвета не нужно. Вайрочана – это чистота формы, и тело его – желтого цвета. Кто-то сказал “белого” – это потому, что вы привыкли к другой системе. На самом деле все остальные высшие йога-тантры, о которых я слышал, основаны на системе Гухьясамаджи, в которой Вайрочана, действительно, белый. У Калачакры другая система цветов, и это одна из причин, по которым я вообще это упоминаю. Думаю, если вы уже практикуете другую высшую йога-тантру, вам нужно начать осознавать, что жизнь теперь станет сложнее, потому что вам придется удерживать в уме два набора цветов, две цветовые схемы. Есть и другие отличия. Например, Ваджрасаттва в Калачакре синий. “Вау”!
Акшобхья – зеленый. Синий, зеленый… Вайрочана желтый, как я уже упоминал, Ратнасамбхава красный, Амитабха белый, а Амогхасиддхи черный. Те из вас, кто привык к другой цветовой схеме, по крайней мере в ходе последующих нескольких дней должны будут открыть свой ум для системы цветов Калачакры, и она вам поможет, потому что когда вы увидите мандалу, в ней будет шесть цветов. Всё в мандале Калачакры состоит из этих шестих цветов; не могу представить никакого другого цвета, который присутствовал бы в мандале. Эти шесть цветов также соответствуют шести элементам. В Гухьясамадже цвета также соответствуют элементам, но в Калачакре это прослеживается очень явно. Это чистота земли, воды, огня, воздуха, пространства и глубинной мудрости. Именно так это любят называть французы – la sagesse profonde. В английском этот термин все чаще обозначается словом “гнозис”. Как я понимаю, лама Сопа Ринпоче предпочитает термин “изначальная мудрость”, который также очень удачен. Джеффри Хопкинс использует термин “высшая мудрость”. Итак, есть много вариантов перевода, которые соответствуют тибетскому термину “йеше” (ye shes) и санскритскому слову “гьяна” (джняна). Вы, возможно, предпочитаете какой-то из этих терминов. Итак, синий элемент представляет именно это: чистоту нашего гнозиса; я буду использовать этот термин. Что же такое наш гнозис? Нашему сознанию не соответствует никакой другой элемент; это чистый уровень нашего сознания. Это действительно чистый ум ясного света, единый с пустотностью – нечто чрезвычайно тонкое, неощутимое, непостижимое. Но это элемент, который лежит в основе всех живых существ. Другие пять элементов существуют в среде вокруг, как и в наших телах, но шестой присущ только живым существам.
Эти шести будда-семейств встретятся вам в ходе посвящения. Вы не только будете отнесены к одному из семейств – что делается в ходе бросания палочки, сделанной из особого дерева, на мандалу; не только установите особую связь с одним из семейств. Шесть семейств также будут соотнесены с шестью центрами в вашем тонком теле, шестью чакрами: в макушке, во лбу, горле, сердце, пупке и тайном месте. Шесть семейств связаны с этими шестью точками. Все это будет объясняться вам как минимум в первый день; думаю, Его Святейшество проведет довольно много этапов в первый день – точно не знаю, что он предпочтет, но обычно это происходит в первый день. Шесть будда-семейств соответствуют шести слогам, которые размещаются в ваших шести чакрах, и для этого вам нужно ощущать, что ваш центральный канал идет прямо от макушки головы до основания позвоночника, проходя прямо перед позвоночником, в форме прямой линии прямо перед позвоночником. Эти слоги размещаются прямо в центральном канале. Если вы знаете тибетское начертание, это лучше, но если нет, вы можете просто представлять их написанными на своем собственном алфавите. Шесть слогов – ОМ, А, ХУМ, ХО, ХА и КША. Вы, возможно, слышали эти слоги в ходе утренних молитв, которые поются каждый день. Это неотъемлемая часть всего, что осуществляется в ходе ритуала, часть церемонии.
Устали? Знаю, что у вас много вопросов.
Не могли бы вы повторить шесть цветов? Я записала только пять.
Шесть цветов – желтый, белый, красный, черный, зеленый и синий, и они соответствуют земле, воде, огню, воздуху, пространству и гнозису. Есть очень полезная практика, которую вы можете выполнять в последующие несколько дней: пытаться распознать эти шесть элементов в своем собственном существе, собственной личности. Осознайте свои кости, свои ногти, свой череп, свои зубы. Это ваш элемент земли. Вы можете лежать сегодня в кровати и осознавать свой элемент земли. Ощутите твердость. Затем просто подумайте обо всех жидкостях в своем теле – всей воде, крови и так далее. Это ваш элемент воды. Ощутите его; он полностью отличен от земли – совсем не твердый, совершенно жидкий. Затем ощутите температуру в своем теле, жар. Некоторые места горячи, и жар циркулирует. Это ваш элемент огня. Осознайте его. Затем осознайте энергию, которая движется. Вы можете двигать свое тело, свое дыхание, можете двигать свой ум. Даже когда вы просто видите что-то, действует энергия ветра; все это энергии ветров, движущие разные объекты. Далее – пространство. Элемент пространства – это то, в чем возникает все остальное. Подумайте, например, о пространстве, которое ваше тело занимает прямо сейчас. Это ваш элемент пространства. И, наконец, поразмыслите об элементе гнозиса – вашем чистом уме, который сейчас не слишком чист, полон всякой всячины, различных мыслей, чувств, заблуждений. Что-то из этого не слишком благовидно. Природа всего это, сущность всего этого – гнозис, но прямо сейчас он замутнен, подобно пруду, в котором поднялся ил, и поэтому наш ум слегка безумен. Когда он спокоен, умиротворен, это и есть гнозис. Гнозис, чистое осознавание. Если вы осознаете в себе эти шесть элементов, Калачакра не будет для вас слишком сложной, потому что она работает с элементами; во время посвящения вы заметите, что первое из упомянутых мной семи посвящений вхождения, подобно ребенку, очищает первые пять элементов – не гнозис, который очищется в ходе седьмого, а первые пять. Не беспокойтесь по поводу деталей; важно иметь открытый ум и открытое сердце.
Давайте в завершение помедитируем над этим пять-десять минут. Я прошу прощения у тех, кто хотел задать вопросы; я задержусь на полчаса и вы можете со мной побеседовать. Завтра же мы полчаса уделим ответам на вопросы. Я не люблю все время говорить, но у нас здесь столько людей, что, наверное, лучше поступить именно так.
Итак, давайте немного помедитируем.
Примечания
* Берзин, Алекс. Принятие посвящения Калачакры (полный текст доступен на сайте «Библиотеки Берзина»)
** Одновременно с лекцией по посвящению Калачакры лама Сопа Ринпоче, Дагри Ринпоче и группа монахов и мирян получали от Ценшаб Серконга Тулку Ринпоче особую устную передачу на текст ламы Цонкапы “Благое прояснение интерпретируемых и определенных смыслов”.
*** Далай-лама XIV, Джеффри Хопкинс. Калачакра-тантра: ритуал посвящения.