Памятование о бодхичитте
Когда вы пробуждаетесь, думайте:
Пусть все живые существа обретут дхармакаю, святое тело Будды!
Когда вы встаете с постели, думайте:
Пусть все живые существа поднимутся из великих океанов страданий сансары.
Когда вы одеваетесь, думайте:
Пусть все живые существа облачатся в одежды скромности и стыда [1].
Если вы практикуете тантру, в качестве божественных одеяний подносите всю одежду самому себе как божеству, нераздельному с Гуру. Думая, что вы совершаете подношение «Гуру», вы создаете высочайшую заслугу.
Когда вы надеваете ремень, думайте:
Пусть умы всех живых существ будут связаны тремя высшими тренировками.
Когда вы расстегиваете ремень, думайте:
Пусть живые существа освободятся от пут кармы и омрачений.
Когда вы ложитесь, думайте:
Пусть все живые существа обретут дхармакаю.
Или: Пусть я приведу всех живых существ к беспечальному состоянию.
Когда вы садитесь, думайте:
Я привожу живых существ к сердцу просветления.
Когда вы встаете, думайте:
Пусть все живые существа поднимутся из океанов страданий сансары.
Когда вы открываете любую дверь, думайте:
Я открываю дверь запредельной мудрости, ушедшей за пределы мира, запредельной сансаре, для всех живых существ. Пусть это свершится!
Когда вы закрываете дверь, думайте:
Я закрываю для живых существ двери сансары. Пусть это свершится.
Когда вы выходите, думайте:
Я вывожу живых существ из темницы сансары. Пусть они будут свободны от тюрьмы сансары, пут кармы и омрачений. Пусть это свершится!
Когда вы идете:
Миларепа советовал думать, что все священные объекты находятся справа от вас, и когда вы идете, то обходите их по кругу.
Так же поступайте, когда ведете машину, едете на велосипеде, путешествуете на автобусе, поезде и т.д.
Вы также можете вспоминать о чистой земле, в которой хотите переродиться, и думать:
Я привожу всех живых существ в чистую землю Будды!
Или: Я привожу всех живых существ к просветлению!
Когда вы идете вниз по холму, думайте:
Я нисхожу в низшие царства, чтобы освободить живых существ.
Когда вы сморкаетесь, думайте:
Я прочищаю неблагую карму и омрачения всех живых существ.
Когда вы идете в туалет:
Представляйте у себя на макушке Ваджрасаттву и визуализируйте нисходящие потоки нектара, которые очищают всех живых существ, пребывающих у вас в сердце, при этом повторяя длинную или краткую мантру Ваджрасаттвы 21 раз или столько раз, сколько можете.
Думайте, что все загрязнения, неблагая карма, вред, причиненный духами и омрачения – ваши собственные и всех живых существ, собранные с безначальных перерождений – выходят снизу и попадают в пасть Владыки Смерти, где обращаются в нектар.
Думайте, что Владыка Смерти полностью удовлетворен, и когда вы смываете воду и закрываете крыжку унитаза, представляйте, что его пасть затворяется и запечатывается очень тяжелой золотой двойной ваджрой.
Каждый раз, когда вы моете что угодно — умываете лицо, стираете одежду, моете кастрюли, стираете белье и т.д. – или даже чистите зубы, думайте:
Я смываю все загрязнения омрачений всех живых существ.
Думайте, что зубная паста, зубная щетка, вода, мыло и т.д. – это полный поэтапный путь к просветлению, и что вы вычищаете все омрачения из умов живых существ. Таким образом вы создаете невообразимые, безмерные подобно небу заслуги с каждым движением щетки, которой чистите свои зубы.
Когда вы моетесь, есть внешний, внутренний и тайный способы омовения:
Для внешнего омовения, сперва благословите воду в ведре или ванне, повторяя пять мощных мантр для очищения неблагой кармы – мантры Намгьялмы, Митругпы, Кунрига, Незапятнанной Вершины Лотоса и Исполняющего Желания Колеса – а также сколько-то раз повторив ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Омовение этой благословенной водой приносит великое исцеление и очищение. Посвятите омовение тому, чтобы омрачения всех живых существ были очищены.
Чтобы выполнить внутреннее омовение, думайте, что божества посвящения поливают вас водой из сосуда, очищая все омрачения.
Для совершения тайного омовения – сочетаемого с практикой высшей йога-тантры – представляйте, что порождаете четыре блаженства, нераздельных с пустотностью, и думайте, что посредством этого омрачения всех живых существ очищаются.
Вы также можете визуализировать совершение подношений Гуру и читать длинные или краткие строфы из практики подношения омовения из Джорчо.
Когда вы убираетесь, думайте:
Пусть все живые существа не предаются дурному поведению; пусть они будут наделены совершенным, прекрасным, замечательным поведением.
Регулярно убирайтесь в том месте, где храните священные объекты – независимо от того, грязное оно или нет – думая, что очищаете беспокоящие мысленные омрачения и тонкие загрязнения всех живых существ. Щетка, пылесос, метла и т.п. – это противоядие от этих омрачений – полный путь метода и мудрости, весь путь к просветлению от преданности гуру до просветления.
Когда вы убираетесь в комнате с пылесосом или метлой, думайте:
Это противоядие от омрачений; это путь мудрости – весь путь от преданности гуру до просветления.
Когда на кухне вы режете пищу, думайте:
Я рассекаю невежество и омрачения всех существ с помощью ножа–меча мудрости постижения пустотности.
Или: Пусть корень сансары всех живых существ – цепляние за «я» как за подлинно существующее – будет отсечено мудростью постижения пустотности.
Или: Я отсекаю себялюбие всех живых существ ножом бодхичитты.
Когда вы готовите еду в кастрюле:
Если у вас есть посвящение высшей йога-тантры, используйте ту же визуализацию, что применяется для внутреннего подношения.
Когда вы вкушаете пищу, посвящайте:
Пусть все существа будут свободны от шести коренных омрачений и двадцати второстепенных омрачений!
Когда вы едите, то должны использовать возможность:
1. Совершить подношения Будде, Дхарме и Сангхе.
2. Поднести пищу всем живым существам и в особенности 21 тысяче существ, что живут в вашем теле, чтобы установить с ними дхармическую связь и в будущем суметь привести их к просветлению.
3. Совершить подношение Гуру, визуализируемому в вашем сердце. Если у вас есть тантрическое посвящение, практикуйте йогу тантрического вкушения пищи. На уровне высшей йога-тантры это подразумевает совершение подношения цога себе как Гуру-Божеству или использование пищи как практики «огненного подношения».
Когда разводите огонь с помощью дров, думайте:
Пусть омрачения всех живых существ будут сожжены огнем запредельном мудрости.
Каждый раз, когда встречаете Гуру, думайте:
Пусть все живые существа встретят совершенно квалифицированного Гуру, который раскрывает полный путь к просветлению!
Когда входите в храм, или к себе домой, или в комнату для медитации, думайте:
Пусть все живые существа будут приведены в град беспечального состояния [великого освобождения или просветления]. Пусть они вступят в град освобождения!
Молитесь таким образом, думая, что на самом деле осуществляете этот процесс, и посвящая заслуги тому, чтобы это произошло.
Когда вы видите ступу или другой священный объект, думайте:
Пусть все живые существа достигнут дхармакаи.
Когда вы видите священный объект – такой, как статуя Будды – думайте:
Пусть все живые существа быстро достигнут просветления.
Или: Пусть все живые существа смогут узреть чистые земли Будды!
Или: Пусть все живые существа обретут три каи или три ваджры!
Когда вы подносите благовония, думайте:
Пусть слабости всех живых существ, загрязнения слабости их природы, будут устранены. Пусть они обретут благоухание нравственности. Пусть они живут в чистой нравственности!
Подношение благовоний – это особая причина для того, чтобы иметь возможность хранить чистоту нравственности, так что хорошо подносить много благовоний и выполнять такое посвящение.
Примечания:
[1] «Скромность» относится к нам самим и подразумевает заботу о защите обетов в силу того, что мы не желаем страдать и желаем обрести реализации. «Стыд» относится к другим и подразумевает заботу о защите обетов, которые мы приняли – потому что мы обещали поступать соответствующим образом в присутствии святых существ – и из заботы о других.
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа