Лама Сопа Ринпоче. «Плохое и хорошее — вопрос личной интерпретации»
Плохое и хорошее зависит от личной интерпретации человека. В основном, если вы можете прожить свою жизнь, собирая больше благой и меньше негативной кармы, — значит, это хорошая жизнь.
Даже если вы так проведете половину жизни — это хорошо. Даже прожить всего четверть дня, накапливая позитивную карму, лучше, нежели создавать негативную все 24 часа. На сегодняшний день, если вы способны создавать больше благой, чем негативной кармы, — это и есть хорошая жизнь. Даже если вы были очень утомлены или даже почти умирали, практикуя Дхарму, — значит, у вас сегодня была хорошая жизнь.
Наропа, к примеру, должен был пережить 12 великих лишений и 12 малых лишений по совету Тилопы. И Марпа не позволял Миларепе посещать учения и посвящения; встречаясь лишь с гневным аспектом Марпы, тот получал лишь нагоняи и тумаки, и никаких приятных слов вроде:»Ты такой хороший ученик» или «Ты выполнил превосходную практику». Затем Миларепа должен был построить девятиярусную башню — самостоятельно, в одиночку, и даже не один раз: он вынужден был разрушать ее и возводить трижды. Благодаря выполнению этой предварительной практики и непосредственному следованию советов своего гуру Марпы, не допуская никаких негативных мыслей о нем, Миларепа в той жизни обрел просветление.
Это и есть лучшая жизнь, видите ли, лучшая жизнь. Очень важно дать определение плохой жизни и хорошей жизни, поскольку, если вы его не имеете, вы запутаетесь; если ваше толкование ошибочно, вы пойдете не в том направлении. Результатом станет отсутствие достижений, отсутствие реализации. В результате ум будет пустым.
Существует интерпретация плохой и хорошей жизни в соответствии с привязанностью, в соответствии с эго. Также можно рассматривать жизнь как плохую или хорошую с точки зрения мудрости Дхармы — мудрости понимания Дхармы, понимания Ламрима. Конечно, они абсолютно противоположны.
В мире повсеместно распространена интерпретация, основанная на привязанности. Так что если у кого-то в жизни больше успеха, больше здоровья, больше внешних достижений, такая жизнь считается хорошей: всё больше вещей, больше друзей, больше детей, затем внуков, и далее правнуков — чем больше этого всего, тем более успешной считается жизнь. Это один взгляд.
Конечно, каждый хочет обрести мир в душе и удовлетворенность в сердце, но они не знают, как этого достичь. Их методы основаны только на внешнем развитии. Даже если они действительно хотят мира и удовлетворенности, то, из-за нехватки духовного образования, знаний Дхармы, они не владеют методами, не имеют представления о практике. И заканчивают они, как пела группа Rolling Stones, «I can get no satisfaction.» («Я не могу получить удовлетворения»).
Так что, с моей точки зрения, пока вы не отречетесь от привязанности, вы не почувствуете удовлетворенности. Даже если вы находитесь в ретрите длиною в жизнь или в монастыре, соблюдаете моральную дисциплину, отреклись от множества удовольствий и большого комфорта для того, чтобы жить в чистой нравственности, — если при этом ваш ум все еще страдает, то это происходит потому, что он не отрекся от привязанности, не отделен от привязанности к этой жизни. Вы не освободили ум, и ум «дружит» с привязанностью к этой жизни, ум соединен с мыслью о восьми мирских дхармах.
Следовательно, даже если тело находится в ретрите или в монастыре, ум не может наслаждаться соблюдением нравственной дисциплины или медитативными практиками. И в сердце нет мира и счастья. Если ум «дружит» с привязанностью, вы не можете отказаться от комфорта этой жизни ради практики Дхармы. И тогда становится трудным следовать совету добродетельного друга, для монахов и монахинь становится трудным выполнять свои обязанности в монастыре, и трудно служить другим живым существам.
Даже если в уме нет счастья из-за того, что вы находитесь в состоянии привязанности к этой жизни — вы застряли в ней, а не в Дхарме, — тем не менее, ваш ум защищен от препятствий вашими стараниями, вашей практикой нравственности. Затем вы можете обрести всеобъемлющий мир и можете безпрепятственно практиковать Дхарму. Такое происходит с теми, кто в долгом ретрите, либо с теми, кто заботится о добродетельном друге или других живых существах. Я хочу сказать, что даже если ваша мотивация застряла в привязанности и даже если вы пока не испытываете счастье всем сердцем, это все же хорошая жизнь, потому что ваша практика нравственности приносит благие результаты, хорошее перерождение в следующей жизни. Даже если ваш ум не полностью очищен, и даже если в нем еще нет полного отречения, — это все же хорошая жизнь.
Конечно, для того чтобы это произошло, требуется время. Вам нужно очень интенсивно и продолжительно медитировать, особенно на непостоянстве и смерти, в связи с кармой и низшими мирами, а также на страдания сансары, в частности на низшие миры; и делать предварительную медитацию, о прекрасном человеческом теле, рождение в котором крайне полезно и труднодостижимо.
Конечно, вы можете сделать обратное — сдаться и подумать: «О, это не сделало меня счастливым. После многих лет практики и изучения Дхармы — философии, высшей тантры, и объяснений квалифицированных учителей, — после всего этого я не обрел счастья, так что я лучше попробую что-нибудь еще». Вы отказываетесь от всего, и теперь получаете то, что раньше, все эти годы, пытались оставить в стороне. У вас нет правил, нет дисциплины — вы стали свободным человеком.
Итак, теперь у вас вдоволь физического комфорта, друзей и так далее, и вам кажется, что вы получаете удовольствие; на самом деле это галлюцинация, потому что вас мотивирует неконтролируемый ум. Когда вы не задумываетесь о мотивации и будущих кармических результатах, эта новая жизнь кажется удовольствием. Но если вы думаете о мотивации и кармических результатах, вы осознаете, что это не по-настоящему счастливая жизнь.
Я хочу сказать, что, по моим понятиям, счастливая жизнь — это когда у вас есть хорошая мотивация и ваши действия приносят хорошие результаты. Как я упоминал ранее, у Наропы и Миларепы было так много трудностей, но это привело к прекрасному будущему, самому лучшему будущему.
Но на Западе интерпретация хорошей жизни основана на том, делает ли это меня счастливым прямо сейчас. Сейчас. В этот момент. Сегодня. Человек увлечен психологией заботы о себе, вдохновляющей на мысли о собственной важности. Но практиковать Дхарму — это не значит от себя отказываться, это вообще-то лучший способ позаботиться о себе.
Практика отречения помогает стать свободным от сансары — как раз это вам и нужно, в противном случае вы переживаете страдание снова и снова, без конца. И практика правильного воззрения, пустотности — это лучший способ заботиться о себе, потому что он отрубает корень страданий. А чего еще вам нужно? Что лучше этого? Что же может быть лучше, чем это?
Следовательно, мы должны радоваться, что встретили драгоценную Дхарму Будды, особенно Ламрим, собрание всех 84 000 учений Будды, и что можем беспрепятственно практиковать и достичь просветления.
Помимо всего этого, мы можем сделать столько полезного для всех живых существ. Без разговоров о медитации на этапы пути, практики по очищению негативной кармы, без всего этого. Значит, нам следует радоваться.
Текст Кьябдже ламы Сопы Ринпоче, в Болдер Крик, Калифорния, США, сентябрь 1997 г. (архивная запись/архивный номер N1061, последнее обновление от 13 июля 2012 г.)
Перевод — Елена Лебедева