Лама Сопа Ринпоче. Польза выполнения простираний
Эти учения были переданы в Институте ламы Цонкапы в сентябре 2004 года. Текст составила и отредактировала дост. Гьялтен Миндрол, Образвательная служба ФПМТ, в декабре 2005 года. Они входят в книгу «Покаяние перед Тридцатью пятью буддами», которую вы можете приобрести на нашем сайте.
Общая польза
Одно из общих благ простираний — то, что в будущем получишь благое перерождение в совершенном теле золотого цвета или подобном святому Телу Будды, с прекрасной внешностью и полноценными чувственными способностями. Обладание прекрасным телом привлекает много живых существ. Оно притягивает живых существ — сотни, тысячи, сотни тысяч, миллионы живых существ. И тогда, поскольку вы им нравитесь, когда вы им что-то говорите или объясняете, то им это легко слушать и исполнять, очень легко привести их к Дхарме, на путь к Пробуждению, безупречный путь к счастью.
У вас будет очень приятный голос. Есть такие певцы, голоса которых нравятся миллионам людей. Обладая таким качеством, можно легко приносить пользу другим и помогать живым существам. Раз они вас слушают, то вам легко вести их к Пробуждению. Некоторые не умеют общаться: им боязно говорить, или речь их не оказывает никакого воздействия на людей,
и те её не слушают. Но вот о том же самом говорит кто-то другой, и из-за того, каким образом этот человек говорит,
слушать его очень легко. Он может помогать людям, потому что на него обращают внимание.
Вы не будете смущаться во время выступления на публике — не смущаясь, сможете вести живых существ за собою. По-тибетски это lha mi dga, то есть боги и люди
рады рядом с вами, где бы вы ни были и куда бы ни отправились.
Вы будете выглядеть величественно, как Его Святейшество Далай-лама или Его Святейшество Линг Ринпоче. Его Святейшество Линг Ринпоче выглядел очень величаво, он словно бы светился — совершенно по-особенному на фоне других людей. Хоть у него было такое же человеческое тело, как и у нас, но было в нём что-то особое, что-то светоносное. Даже на Западе есть такие добрые, сердечные люди, на которых поглядишь — и сразу понимаешь, что они очень настоящие, искренние. Замечаешь иногда что-то необыкновенное, когда они находятся в окружении других, что-то светлое и славное.
Вас всегда будут сопровождать будды и бодхисаттвы. Если хочется, чтобы с вами всегда были будды с бодхисаттвами — значит, надо простираться! Столько, сколько можете!
Вы всегда будете очень здоровы и радостны. Простирания создают невообразимое количество заслуг. Плоды наших благодеяний не обязательно должны созревать
именно в следующих жизнях, некоторые из них можно испытать уже и в этой. Так происходит потому, что на южном материке, на котором мы живём, созданная в ранний период нашей жизни карма очень мощна, и созревает она уже в позднем её периоде. Что хорошая карма, что плохая — можно испытать её плоды в поздний период этой же самой жизни.
Вы переродитесь в высшем мире — человеком или дэвой. Ещё вы достигнете состояния за пределами скорбей, Освобождения от круговерти. Каждый раз, когда простираетесь, каждый раз, когда складываете ладони перед статуей Будды или изображением Будды — будь это пятичленное простирание или полное, или любое другое — даже одной рукой, — вот так, — и даже когда просто уважительно кланяетесь — это немедленно становится причиной Пробуждения. Так что я думаю, что в это благо должно включаться и Пробуждение — не только низшее Освобождение, но и высшее Освобождение, то есть Пробуждение. Добавляю это особо, подводя итог. Обретаешь состояние, в котором все ошибки устранены, а все благие качества доведены до совершенства. Вот что будет в итоге. И этой пользой обладают все виды простираний.
Десять благ
Когда складываешь вместе ладони перед статуей Будды, изображением Будды и вообще всегда, когда бы ты ни видел священный объект, то немедленно обретаешь десять благ:
1. Переродишься в царской семье. Если родиться в царской семье, то получаешь власть и благосостояние, и сам станешь царём. Если ты — царь, то свою большую влия-
тельность ты можешь направить на благо очень многих живых существ. Можно использовать своё состояние на благотворительность для многочисленных живых существ, и эти существа будут внимать тому, что ты говоришь. Как много существ можно таким образом привести к Дхарме! Можно учить их, как правильно применять её и как избегать дурных дел, вредящих самому себе и окружающим. Можно даровать им правильную мудрость.
Есть на Западе одна проблема. Вот, например, родителям подчас очень трудно бывает определить, как воспитывать своих детей, как помогать своим детям. Не обладая правильной мудростью, помогать детям очень трудно.
В Непале был один лама-ньингмапинец, Ургьен Тулку Ринпоче, он жил около Будда[натха]. Там огромный монастырь. Ургьен Тулку скончался. Кажется, его считали Падмасамбхавой или вроде того. Как бы там ни было, он был женатым ламой, у него была супруга-«мудрость». Было у него пятеро сыновей, четверо или пятеро, кажется, и все они были ламами-воплощенцами. У старшего сына тоже был сын — и тоже лама-воплощенец. Я слыхал, как другие ламы называли эту семью «фабрикой лам». Думаю,
что, наверное, это семья особая — и отец, и мать в ней были особенные. Думаю, что мать всегда размышляла о непостоянстве и отречении, и была бесстрашна. У них был необык-
новенный ум, — не такой, который всегда томится в силках сансарных радостей. Они были другими.
На Западе, рождается ли ребёнок незапланированно, или родители сознательно зачинали его — он непременно превращается для них в огромную проблему, если у них
недостаёт мудрости для того, чтобы направлять своё дитя. И отсюда так много несчастья и в жизни родителей, и в жизни ребёнка. Вместо того, чтобы приносить благо
обществу, человечеству, живым существам, они не приносят добра никому.
В школах из-за недостатка настоящей мудрости — та же проблема. И она приобретает серьёзный размах. Как много там насилия и безобразий, которые разрушают детские жизни. Дети там становятся неуправляемы.
Итак, если всё-таки родиться в царской семье, то народ вашей страны будет вас слушать. Вы сможете открыть людям их очи мудрости, наставлять их в том, что нужно вы-
полнять, а что нужно отвергать, что вредно для них самих и для других, а что благотворно для них самих и для других. Сможете приобщить их к способу достижения даже
и временного счастья, — ну и, несомненно, Освобождения от круговорота и Пробуждения. Таково первое благо простираний.
2. Обретёте совершённый облик. Это значит, что у вас будет совершенное тело с полноценными органами чувств, как я раньше говорил. Если ваше тело совершенно, то не будет препятствий к практике любой из Дхарм, будь то принятие обетов или принятие посвящений. Совершенное тело позволяет всё это сделать.
3. Все окружающие вас, помощники и слуги, люди с работы или родственники, будут совершенны. Их сознания будут в ладу с вашим, так что не будет раздоров и труд-
ностей, и они будут делать ровно то, что соответствует вашим пожеланиям. И оттого ваша практика сотворения добра другим становится ещё более благотворной, ведь вы пользуетесь при этом поддержкой окружающих вас людей.
4. Сможете делать обширные подношения Гуру, Будде, Дхарме и Сангхе.
5. Другие будут служить вам и вас уважать.
6. Сможете выслушивать пространную Дхарму.
7. У вас будет великая преданность. Простирания ведут к развитию преданности. Без преданности Гуру, без веры, не получить от Гуру благословений. А если так —
то не осуществить и свершений на пути к Пробуждению. Без преданности Трём Драгоценным не развить в самом себе их качеств: качеств Будды, качеств Дхармы, качеств Сангхи. Не иметь веры — всё равно, что машине быть без бензина, — она не работает — или когда в городе замирает жизнь, когда выключают электричество. Преданность — наиважнейшее основание.
8. У вас будет отличная память и ясный ум. Хотите хорошую память — стало быть, делайте простирания! Не хотите стать овощем или страдать от альцгеймеровой болезни — делайте много простираний!
9. Обретёте обширную мудрость.
10. Обретёте обширные свершения на всём протяжении Пути к Пробуждению. Обретёте полное, совершенное качество прекращения, совершенное качество свершения. В случае Малой Колесницы — достигнете пути ясного видения, пути медитации, пути не-учения-более, что освободит вас от цикла смертей и рождений и ото всех страданий в круговерти. Что касается Махаяны — сможете полностью избавиться от страданий перерождения, старости, болезни и смерти. Что касается Высшей Тантры, ума ясного света, то вы станете совершенно свободны. Вы устраните препону беспокоящих помыслов-омрачений и обретёте истинное иллюзорное тело.
Восемь благ
1. У вас будет красивое тело.
2. Окружающие вас дома и на работе люди будут действовать соответственно вашим нуждам, и вы сможете лучше помогать остальным. Будете жить в гармонии и счастье.
3. Сможете жить в чистой нравственности. Это особенно важно. Без основы — жизни в чистой нравственности — не достичь совершенства в медитации. Важнейшая причина овладения шаматхой, пребыванием в безмятежности — это чистая нравственность. Она — основание, она — приготовление. Если не поддерживать чистую нравственность — то развить шаматху сложно. Не закрепиться в девяти стадиях, в совершенном сосредоточении, не достичь блаженного восторга тела и ума. Без совершенной медитации, пребывании в безмятежности, не дойти до высших упражнений в мудрости. Без безмятежности не вступить на путь ясного видения, путь плода. Не развить мудрость, прямо постигающую пустоту, которая удаляет препону омрачений и дарует Освобождение, то есть вечную свободу от страданий и их причин — заблуждений и кармы. Если упражняться в чистой нравственности, всё становится просто: и отречение от круговерти, и бодхичитта, и пустота. Всё очень легко, если ум добродетелен.
4. Будете иметь веру.
5. Ум ваш будет исполнен отваги в практике Дхармы и трудах ради живых существ, ум будет смел перед лицом омрачений.
6. Переродитесь божеством или человеком.
7. Ступите на возвышенную стезю.
8. Достигнете Пробуждения.
Всё это приходит от одного только соединения ладоней, не говоря уже о полномерном или пятичленном простирании. В ту же минуту, когда вы складываете ладони перед статуей, ступой или писанием Будды, вы обретаете эти блага. Поэтому всегда, когда видите священный объ- ект, складывайте руки вот так, чтобы поклониться им.
Если стараться обрести эти блага так, как заповедал Будда, увидите, что они и впрямь проявляются. Выполнение простираний перед Буддой — не перед машиной сво-
его друга, деревом или цветком, а простирание именно перед Тремя Драгоценными — Буддой, Дхармой и Сангхой, статуями, ступами и писаниями — благотворно повлияет на вашу жизнь. Столь многое в вашей жизни станет лучше — и прямо сейчас, и в будущем, вплоть до Пробуждения. Это помогает.
Так что каждый раз, когда вы видите ступу или изображение Будды, или статую Будды, или текст, в ту самую минуту, когда вы складываете перед ними ладони, вы получаете всю эту обширную, немыслимую пользу. Этим вы придаёте смысл тому факту, что ваши родители посвящали вам свои жизни так много лет: девять месяцев вас носили в чреве, и затем много лет жертвовали своими человеческими жизнями, такими драгоценными, чтобы заботиться о вас. Долгие годы они посвящали себя вам, трудились ради вас, перенесли так много неприятностей, создали так много отрицательной кармы ради вашего благополучия и счастья, ради того, чтобы вы выжили. Истощали самих себя, испытали так много беспокойства и страхов. И вот в ту самую минуту, когда вы почтительно слагаете ладони при виде священного объекта, всё это обретает смысл. Блага от такого поступка невероятны. Вы можете помочь столь многим живым существам, обретая все эти блага, и в итоге — Пробуждение! Вы сможете освободить всех живых существ, в том числе и своих родителей. И это делает их самопожертвование ради вас небессмысленным. Это придаёт смысл их жизням, их усилиям, всем тем трудностям, что они преодолевали.
Отправляясь в паломничество или заходя в храм, где есть много изображений и статуй Будды, даже если и нет времени внимательно рассмотреть каждое и поклониться ему, просто поклонитесь тогда всем священным объектам вместе, сколько бы их там ни было — сотни или тысячи, большие они или маленькие. Просто обойдите их, и, сложив ладони, всем сердцем почувствуйте: «Я поклоняюсь им всем». Это займёт всего несколько секунд. Будь там миллион или сто тысяч изображений или статуй Будды, вы таким образом соберёте сто тысяч причин Пробуждения, а в придачу ещё и Освобождение от круговерти, всё счастье в грядущих жизнях, да к тому же успех и счастье в этой жизни. Потратив несколько секунд на то, чтобы обойти их со сложенными ладонями, с мыслью: «Поклоняюсь всем им», вы вернётесь домой со многими сотнями тысяч причин Пробуждения. Вернувшись домой, вы принесёте всю эту заслугу с собой!
То же самое, когда вы разглядываете альбом с изображениями Будды. Всякий раз, когда видите картинку с Буддой, сложите вместе руки. К моменту, когда вы просмотрите всю книжку, как много причин Пробуждения и всего остального счастья вы соберёте!
Не просто простирайтесь, но молитесь ещё: «Да уподоблюсь тебе, о славный Гуру!». Божество — это Гуру. «Да обрету я твои святое тело и святое имя. Да уподоблюсь я тебе со всеми твоими качествами, да смогу помогать бессчётным живым существам и учениям Будды». Поклонитесь, а затем помолитесь таким образом. Порождая такое благое пожелание, мы создаём так много причин уподобления этим пробуждённым существам!
Как-то в прежней жизни Шарипутра был в дороге. Он остановился в одном доме, чтобы отдохнуть и починить свою обувь, и там он увидал на стене прекрасное изображение Будды. И так оно было прекрасно, что ему захотелось стать на него похожим. И вот в следующей жизни он стал ближайшим учеником Будды, всегда находился с Буддой рядом и принёс благо многим живым существам.
Будда настолько облегчил нам достижение Пробуждения, настолько облегчил очищение негативной кармы, настолько облегчил избавление от этого страшного круговорота, которому нет начала! Раз так, то нам тем более надо осуществить это всё на деле.
В нашей жизни так много надежды. В нашей жизни так много возможностей. Так просто очиститься, так просто освободиться от круговерти и достичь Пробуждения! И осуществить всё это можно при помощи одних только простираний.
Источник: https://www.lamayeshe.com/article/benefits-making-prostrations
Перевёл Сергей Куваев