Доктор Николас Рибуш. Медитация для преодоления наркозависимости
Статья, написанная для журнала «Around’ в 1979 году
Исходная проблема
С незапамятных времен живые существа стремятся только к счастью и всеми средствами пытаются его достичь. Однако достичь счастья им всегда мешало невежество — непонимание природы ума. Современный мир — плод наших попыток убежать от неудовлетворенности; высокая скорость повседневной жизни показывает, насколько сильно мы отчаялись.
Счастье и страдание, вокруг которых вращается наша жизнь — это ментальные переживания, причем каждое является результатом соответствующих причин. Так как ощущения эти возникают в сознании, главные их причины также относятся к сознанию; поскольку причины эти — главные, соответствующие результаты — счастье или страдание — без них возникнуть не могут. Кроме того, из-за того, что эти причины относятся к сознанию, их очень сложно увидеть.
Наши счастье и страдание также зависят от вторичных, или обусловленных, причин. Эти причины относятся в основном к физическому уровню и доступны нашему восприятию благодаря пяти органам чувств — зрению, слуху, обонянию, вкусу и осязанию. Под влиянием невежества мы считаем эти косвенные причины главными и потому посвящаем свою жизнь манипуляциям в мире чувственных ощущений, надеясь с их помощью подавить постоянно возвращающееся чувство неудовлетворенности. Однако каким бы высоким ни был уровень нашего развития на материальном уровне, пока мы не перестанем создавать главные причины страдания и не создадим вместо них причины для счастья, нам не удастся избавиться от неудовлетворенности, которая является отличительным признаком нашего существования.
Главная причина страдания — действия, мотивированные желанием счастья только в этой жизни. Это сознание привязанности можно назвать негативным или омраченным, потому что действие совершается с желанием обрести счастье, но результатом на самом деле оказывается страдание. Главная причина счастья — соответствующие действия, мотивированные желанием обрести счастье в жизни, которая последует за этой; состояние ума, свободное от привязанности к счастью в этой жизни. Такое состояние сознания позитивно, потому что ожидаемый результат соответствует достигаемому.
Единственный способ ощутить в будущем счастье — создать основные причины счастья. Для этого нам необходимо обрести понимание потока ума — безначального и бесконечного существования ментального континуума каждого существа — и совершать правильные действия с целью обрести благо в наших будущих жизнях. Заниматься этим мы можем только пока находимся в человеческой форме; дальновидность — отличительная черта человека.
Большинство из нас, однако, верит, что это — единственная жизнь, которая у нас будет, и заботится только о счастье в этом рождении. Наше представление о причинно-следственной связи столь же поверхностно, и мы тратим все силы на попытки создать вторичные причины счастья. Таким образом мы делаем свое драгоценное человеческое рождение бессмысленным; в сущности, между нашим поведением и поведением животных при этом нет никакой разницы.
Мы привыкли к дурным поступкам и совершаем их непроизвольно. В результате этого наши умы переполнены непрерывно вызревающими семенами страдания и неудовлетворенности. Пытаясь привычным способом справиться со своими текущими проблемами, мы лишь создаем причины для новых трудностей. Одно из бесчисленных средств, к которым мы прибегаем в напрасных попытках избавиться от физического и духовного страдания — наркотики.
Наркотики
Однако польза, которую приносят наркотики, крайне ограничена. Поскольку главной причиной любых страданий являются негативные действия на уровне ума, даже физические заболевания — лишь внешнее отражение больного ума. В тех случаях, когда наркотические вещества — лучший способ борьбы с определенным заболеванием, их применение допустимо, но поскольку эти вещества не могут сделать наш ум здоровым, такое лечение в лучшем случае принесет временное облегчение. Пока мы не освободим свои умы от причин страданий, любое заболевание может вернуться. Единственный способ наверняка избавиться от болезни — медитация, избавляющая от негативных состояний сознания.
Другие случаи употребления наркотических веществ следует считать наркозависимостью. Часто это касается различных патентованных лекарств; доктора выписывают эти средства, хотя они не являются лучшим средством лечения конкретной болезни, а пациенты принимают их по различным ошибочным причинам. Несколько лет назад директор Всемирной Организации Здравоохранения высказал сомнения по поводу необходимости существования большинства из этих патентованных средств, сказав, что лишь два процента этих лекарств незаменимы, а остальные девяносто восемь процентов по большому счету не являются необходимыми. Вряд ли ситуация сильно изменилась сегодня.
Использование наркотиков не в медицинских целях — одна из форм наркотической зависимости. Табак и алкоголь — два вещества, которые принимает огромное количество людей, и их употребление — огромная общественная и психологическая проблема. По сравнению с ними прием таких запрещенных законом или порицаемых обществом наркотиков как опиаты, препараты конопли, галлюциногены и другие психотропные вещества — проблема гораздо менее серьезная.
Осознание принимающими эти наркотические вещества людьми того, что у них с этим проблемы, зависит от понимания ими природы ума. К приему наркотиков людей подталкивает неудовлетворенность. Хотя улучшение носит временный характер, людям сложно найти (или даже начать искать) какую-то альтернативу. Показать, насколько бесполезно и ошибочно пытаться достичь удовлетворенности с помощью наркотических веществ (или любых других чувственных объектов, если уж на то пошло), можно на примере конкретного вещества — например, табака.
Глупость употребления табака
За долгие годы люди придумали множество способов защищаться от окружающей среды и болезней в надежде сделать свою жизнь долгой и счастливой. Однако некоторые из нас, судя по всему, достигнув определенной защищенности, не знали к чему стремиться дальше, и ради достижения счастья решили с помощью курения укоротить нам жизнь и испортить здоровье. Если мы не осознаем, что долголетие и хорошее здоровье дают нам уникальную, драгоценную возможность практиковать медитацию и с ее помощью навсегда устранить главную причину страдания, то не будем считать, что в ущерб им наслаждаться курением плохо. Чтобы преодолеть это заблуждение, нам нужно понять, что курение не приносит удовлетворения и не является причиной для счастья.
О том, что само по себе курение не может быть причиной счастья, свидетельствует большой ассортимент различных табачных изделий и приспособлений для курения и то, что эти товары нуждаются в агрессивной рекламе. Если же это не является достаточным свидетельством, есть и другие факты.
Подумайте, что происходит в уме курильщика, когда он (или она) тянется за очередной сигаретой. Выкурив ее, он надеется подавить сильную неудовлетворенность, которая возникла, когда он начал курить — сигареты стали ее причиной, а привычка курить ее закрепила. Сигарета, которую он вот-вот закурит, не устранит существующую неудовлетворенность, а лишь породит новую. Когда курильщик зажигает сигарету и делает затяжку, уровень неудовлетворенность временно снижается — ум все равно неудовлетворен, однако курильщику кажется, что он благодаря сигарете обрел счастье. Однако не успевает он докурить, как неудовлетворенность возникает вновь. Попытки снова и снова отодвигать некую проблему — весьма глупый и к тому же неэффективный способ с ней работать. Кроме того, он никак не помогает проблему разрешить.
Если бы курение действительно было причиной счастья, всем бы нравилось курить, курильщики испытывали бы тем больше счастья, чем больше курили бы, а каждая сигарета была бы источником радости. Однако многие люди терпеть не могут курение и с трудом заставляют себя находиться рядом с курящими. Сами курильщики лишь все сильнее портят себе здоровье и часто не испытывают от курения никакого удовольствия. Таким образом, курение не является причиной счастья.
Из-за негативного воздействия табака на тело и ум курение — один из самых сильных отвлекающих факторов для тех, кто практикует медитацию. Однако главный его недостаток в том, что желание закурить происходит из негативного состояния сознания, цепляющегося за счастье этой жизни; каждый раз, когда курильщик идет на поводу у этого негативного состояния ума, он создает причины для рождения в низших уделах рождения и для других тяжелых страданий на много лет вперед.
Медитация
О важности понимания природы ума для распознавания проблем мы уже говорили. Это понимание чрезвычайно важно для правильного применения методов медитации при разрешении таких проблем, как наркозависимость. Начать нужно с слушания или чтения наставлений квалифицированного учителя и их изучения.
Все методы медитации можно разделить на две большие категории: аналитическая медитация и медитация сосредоточения. В аналитической медитации мы подвергаем объяснения учителя логической проверке, чтобы определить их ценность и зародить полную веру в преподаваемые им (или ей) методы преодоления проблем. Аналитическая медитация также полезна с терапевтической точки зрения, потому что благодаря ей мы начинаем осознавать, что такое наш ум, как он работает, каковы наши глубочайшие потребности и как их лучше всего удовлетворить. Мы, например, выясняем, что многое из того, что мы делаем на автомате, по привычке — пытаясь, например, обрести удовлетворенностью с помощью употребления наркотиков — противоречит логике и приносит вред. Углубляя понимание, мы автоматически отказываемся от ошибочных действий и вместо них начинаем совершать действия благие. Все это лежит в основе успешного применения определенных медитаций, цель которых — преодоление наркотической зависимости.
Медитация сосредоточения основана на аналитической. Она позволяет развить стабильность, умиротворенность и однонаправленность ума. В конечном итоге мы применяем эту концентрацию, чтобы развить прямое постижение природы ума, устраняя с его помощью невежество, которое с безначальных времен держало нас в тисках циклического существования и страданий. Даже просто занимаясь развитием своей способности к концентрации, мы начинаем ощущать все большую умиротворенность, все большее счастье, и сами видим, что глубинная удовлетворенность проистекает из самого ума и не опирается на такие внешние средства, как наркотики. Подобная медитация — подлинная причина счастья; если выполнять ее правильно, она может помочь любому человеку, причем в любое время, — и чем больше мы ее выполняем, тем большую радость ощущаем. Когда мы устраняем с помощью этой медитации невежество, то обретаем высшее счастье: безусловное, непревзойденное и непреходящее.
Выводы
Наркозависимость — явление распространенное и встречающееся все чаще; однако при этом она является лишь симптомом гораздо более глубокой и распространенной проблемы — неудовлетворенности человека. Огромное достоинство сочетания аналитической медитации и сосредоточения при лечении наркозависимости — то, что эта методика позволяет действительно устранить причину возинкновения проблемы. Большинство других методов дают лишь временное облегчение. Кроме того, эта методика одновременно устраняет причины многих других проблем и позволяет придти к состоянию, свободному от страданий. Поэтому в тех случаях, когда другие методы оказываются неэффективными, было бы разумно попробовать убедиться в эффективности буддийской медитации при лечении наркозависимости.
Перевод с английского дост. Лобсанг Тенпа