Лама Сопа Ринпоче. Польза принятия обетов
Ринпоче дал этот совет ученику, чтобы объяснить некоторые виды пользы обетов.
Есть причина, по которой Будда даровал три уровня учений — учения хинаяны, махаяны и тантры — и причина, по которой они противоречат друг другу. Это похоже на ситуацию, когда доктор сначала советует больному отказаться от мяса и алкоголя, а затем, когда больной выздоравливает, советы меняются, в зависимости от состояния здоровья пациента. Поэтому можно сказать, что советы врача противоречивы — но не для благополучия пациента. И то же самое с тремя уровнями учений. Другая причина, по которой Будда преподал три уровня обетов, связана с тем, что живые существа находятся на разном уровне. Подобным образом Будда передал и два уровня монашеского посвящения.
В пратимокше упор делается на семи неблагих действиях. Если говорить о пути бодхисаттвы, то бодхисаттва, обладающий храбрым состраданием, может отпрвиться в адские миры и обменять своё счастье на чьё-то страдание. В текстах парамитаяны запрещается есть мясо и пить алкоголь, но в тантре, когда вы достигаете уровня иллюзорного тела и ясного света, алкоголь становится причиной увидеть ясный свет. Когда вы достигаете такого уровня, когда для вас уже нет опасности пасть в нижние миры, он становится средством пережить ясный свет и устранить омрачения вместе с тонкими неблагими отпечатками, которые создают воззрения о неотъемлемом существовании. В это время вы практикуете мать мудрости и пьёте алкоголь, потому что йогинам он только на пользу, он помогает им достичь просветления и вести к просветлению других.
Итак, вы берёте обеты пратимокши и продвигаетесь, пока не перестаёте видеть в сансаре хоть что-то привлекательное, даже во сне. Затем, на этой основе вы развиваете бодхичитту. Затем, на основе бодхичитты вы практикуете грубую и тонкую стадии зарождения и завершения. Но если вы не достигли уровня стадии завершения, то не можете использовать мать мудрости и великое блаженство для достижения ясного света — тогда это делать опасно. Такая же опасность возникает, если у вас нет бодхичитты, если у вас есть себялюбивые мысли и вы не можете удалить семена тонких отпечатков. Тогда вам придётся страдать и всем живым существам тоже придётся страдать очень долгое время. Чем больше у вас бодхичитты, тем больше реализаций вы обретёте.
Вот как Денма Лочо Ринпоче говорил о принятии обетов. Он сказал, что если вы приняли обет воздерживаться от определённый действий и соблюдаете его, то получаете пользу и заслугу. Но если вы воздерживаетесь от определённых действий, не принимая обетов, то вы не накапливаете заслугу. К примеру, чтобы родиться человеком, нужна предварительная причина — чистая нравственность. Это значит, что в прошлом вы принимали обеты и жили в чистоте. Далее, если говорить о совершенном человеческом рождении, вы практиковали щедрость. Если у вас есть возможность практиковать тантру и достичь просветления за одну жизнь (а в высшей йога-тантре возможно достичь просветления за три кратких года), то в прошлом вы практиковали чистую нравственность. Если же мы не принимаем обетов, то не получаем пользу от воздержания от этих действий — днём и ночью, даже во сне.
С той минуты, когда мы взяли обеты (до смерти для обетов пратимокши и до просветления для обетов бодхисаттвы и тантры), мы всё время, днём и ночью накапливаем заслуги, живя по этим обетам. Они становятся причиной хорошего будущего перерождения в следующей жизни. Если вы держите их с отречением, они становятся причиной освобождения из сансары. Если вы держите их с бодхичиттой, они становятся причиной просветления. Так все ваши дни и ночи становятся причиной вашего просветления и просветления живых существ. В практике махаяны цель не в том, чтобы просто самому достичь просветления, а в том, чтобы привести к просветлению всех живых существ. Ваша цель совершенно ясна.
Если запереть человека одного в доме, где нет насекомых, он не сможет никого убить. Этот человек не будет совершать такого действия. Но это не значит, что он или она создаёт причины для хорошего перерождения. Если же этот человек принял обет не убивать, то он или она днём и ночью будут накапливать заслуги и продвигаться по духовному пути. Если вы живёте по обетам, то обладаете свободой практиковать эти обеты.
Черви и насекомые не крадут, но это не значит, что они создают заслугу. Они как человек в коме или животное в спячке. Они не придали смысл своей жизни. Но если человек в коме принимал обеты пратимокши, бодхичитты или тантры, то каждая секунда его или её жизни полна смысла.
Дело не в том, чтобы просто воздерживаться от неблагих действий. Высшая тренировка в нравственности — это основа для высшей тренировки в сосредоточении, которая, в свою очередь, является основой для высшей тренировки в мудрости — а она становится причиной для того, чтобы очистить сансару. Без такого прозрения вы не можете зародить бодхичитту, а без неё вы не можете практиковать тантрический путь и достичь просветления за одну краткую жизнь в эти времена упадка.
Жизнь большинства мирян вращается вокруг еды, сна и брака. Они не живут по обетам. Люди, которые живут по обетам, постоянно создают заслугу, создают причины для счастья в сотнях тысяч будущих жизней. Но без обетов, а также если у них есть себялюбивые мысли, они постоянно создают дурную карму.
Источник: https://www.lamayeshe.com/advice/benefits-taking-vows