Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия вторая

 

Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия вторая

Шесть элементов. — Медитация на элементах. — Медитация “Распаковка”.

Я примерно пятнадцать минут посвящу объяснению мандалы Калачакры, и затем мы будем заниматься медитацией, а в одиннадцать часов сделаем пятнадцатиминутный перерыв. Итак, пятнадцать минут на объяснения и сорок пять минут на две медитации.

Я объясню цвета мандалы Калачакры. В ней шесть цветов, цвета эти соответствуют шести элементам. И это те же шесть элементов, которые описываются в «Драгоценной гирлянде» Нагарджуны. Нагарджуна говорит о земле, воде, огне, ветре, пространстве и сознании. В Калачакре сознание заменяется элементом, который называется гнозис. Гнозис – это перевод тибетского слова «еше» или санскритского «гняна» или «джняна». В английском есть и другие понятия, такие как «высшая мудрость», «изначальная мудрость», «глубинное осознавание» и тому подобное. Есть определённые разногласия по поводу использования термина гнозис, потому что он немного ассоциируется с христианством и не для всех это комфортно. Но в любом случае, понятие гнозис для меня означает бесконцептуальное понимание реальности. И корень «гно» в гнозисе это то же самое, что и «гня» в гняне или в джняне, что означает мудрость.                       

Гнозис – это чистый аспект сознания. Способность ума познавать объекты, которая является уникальной способностью ума. Однако гнозис или еше – это нечто, что на самом деле очень трудно обрести. Это эквивалентно мудрости будды. Гнозис — не просто мудрость, постигающая пустотность. Это мудрость, которая постигает все явления, включая пустотность, одновременно. Мы можем сказать, что сейчас нам гнозис в определённом смысле не присущ. В традиции гелуг мы говорим, что сейчас у нас есть семя или потенциал гнозиса. Но в других тибетских традициях может утверждаться, что гнозис присущ нам прямо сейчас, просто он сокрыт под завесами и омрачениями. Суть в том, что нам в любом случае нужно очистить свои омрачения и завесы, и тогда гнозис проявится.

В мандале Калачакры гнозису соответствует синий цвет. Положение у него нижнее, он лежит под всей мандалой. Можно сказать, что первые пять элементов связаны с материальной формой, в то время как гнозис – сущность ума. Если мы возьмём остальные пять элементов, то четыре из них возникают в форме материальный частиц, а пятый – это пространство. И пространство лежит в основе материальной формы. Скажем, наше тело занимает пространство. Оно состоит из мельчайших частиц, которые по большей части являются пространством. В соответствии с современным пониманием, там содержится некоторая энергия, которая проявляется либо как волна, либо как частица. И эта энергия проявляется как разные виды материальных частиц. В Калачакре есть такая вещь как частицы пространства. И это тонкие частицы, природой которых является пространство, но в которых содержится потенциал остальных элементов. В Калачакре цвет пространства – зелёный. И зелёный цвет располагается наверху. Оставшиеся четыре элемента материальны: земля, вода, огонь и воздух. Земля жёлтая, вода белая, огонь красный, а ветер или воздух – чёрный.

        Итак, теперь у вас есть шесть цветов. И вся среда, все божества в мандале Калачакры состоят только из этих шести цветов. В чистой мандале у всего этого природа неизменного блаженства и пустотной формы. Но в силу своих загрязнённых совокупностей мы переживаем эти вещи  как грубые формы. Мы переживает элемент земли как всё твёрдое. Элемент воды – как всё жидкое. Элемент огня связан с температурой и жаром. Элемент ветра или воздуха связан с движением, мы можем назвать его подвижностью. Способность двигать рукой у нас есть благодаря элементу воздуха. Движение нашего дыхания, движение нашей крови – всё это происходит в силу элемента ветра. Но даже движение в нервной системе, само движение наших мыслей, возникает благодаря элементу ветра. Так что элемент ветра – это энергия движения.

В соответствии с буддийским пониманием, пространство – это отсутствие этих материальных частиц. В целом, в буддийской науке, в Абхидхарме, пространство – это более абстрактное явление. Но в Калачакре речь заходит о частицах пространства. Каждая частица на самом деле является пространством, но содержит в потенциалы остальных элементов. И это гораздо больше соответствует представлениям современной физики, которая говорит об отсутствии чистого вакуума. Всегда остаются следы какой-то иной физической энергии или чего-то подобного. Это пример того, насколько продвинутой является Калачакра.  Прежде чем мы начнём медитацию, которая, будем надеяться, позволит нам зародить некое переживание этих элементов, хочет ли кто-нибудь задать вопрос?

Итак, готовы медитировать? Не уснёте? Ну, один-два человека могут уснуть! Уверен, вы все знаете, что лучший способ не заснуть во время медитации – оставить глаза открытыми. А лучший способ заснуть – откинуться на батарею. Те сладости, которые мы съели за завтраком, также помогут нам уснуть, потому что сначала они придают вам сил, а затем вас подводят.

МЕДИТАЦИЯ

Итак, подберите хорошую позу. Эти медитации – в первую очередь, сосредоточение. В них гораздо меньше анализа. Но в любом случае, для того, чтобы отыскать объект, нам потребуется осуществить некое определение. Итак, направьте свой ум в своё тело, здесь и сейчас. Осознавайте своё тело в целом.

Мы начнём с элемента земли. Итак, осознавайте элемент земли в своём теле. Природа элемента земли – это твёрдость. Определите твёрдость в своём теле. Осознавайте свои кости, свой череп, свои зубы, свои ногти, свои волосы. Как если бы мы засушили кожу, плоть и органы. Теперь начинайте переживать твёрдость этих объектов, вместо того, чтобы представлять их по отдельности. И вместо того, чтобы переживать эту твёрдость извне, позвольте своему уму погрузиться в твёрдость. Ощущайте твёрдость изнутри. Станьте твёрдостью. Будьте твёрдостью.

Переходим к элементу воды. В первую очередь, мы его определим. Элемент воды – это все жидкости в вашем теле. Вся ваша плоть насыщена водой. В теле много воды. Есть и другие жидкости, такие как кровь, моча, лимфа, слизь, сексуальные жидкости. Функция этих жидкостей – сопряжение вещей. И они принимают форму того, что их удерживает. Элемент воды очень мягок, жидок, водянист. Теперь медленно позвольте своему уму погрузиться в это чувство водянистости. Ощущайте его изнутри. Станьте элементом воды. Не описывайте, не стройте образы – просто будьте им.

Теперь мы перейдём к элементу огня. Элемент огня – это попросту жар в теле. Некоторые части вашего тела горячи, некоторые  — не столь горячи. Отыщите и ощутите жаркие части своего тела. Вы можете обнаружить, что это жар немного движется. В любом случае, не представляйте его извне, начните переживать жар. Постепенно станьте жаром. Будьте элементом огня.

Теперь мы помедитируем над элементом ветра. Это энергия движения в теле. Хотя мы и сидим неподвижно, всё равно какое-то незначительное движение сохраняется. Осознайте его. Вы, возможно, осознаете биение своего сердца. Можете осознать сжатие и расширение лёгких. Можете осознать энергию своей нервной системы. Мы подобны огромному электрическому заряду. Вы можете даже осознать движение своего ума, которое возникает, когда вы слышите эти слова или чувствуете, как что-то происходит в вашем теле. В этот момент ваш ум туда устремляется, и устремляется он с энергией ветра. Так что какое-то время просто наблюдайте за действием энергии ветра. Позвольте своему уму в неё погрузиться. Вместо того чтобы наблюдать за ней извне, вы отождествляетесь с этим. Вы становитесь энергией подвижности.

Теперь мы перейдём к элементу пространства. Всё ваше тело пронизано пространством. Пространство лежит в основе каждой атомной частицы. Природа пространства – это отсутствие препятствий. Оно за пределами материальности. Постепенно позвольте своему уму погрузиться в элемент пространства. Будьте элементом пространства.

Теперь мы перейдём к элементу гнозиса. И это попросту чистая сущность сознания. Осознайте сознание, которое выполняло эту медитацию. Думайте о том, что остальные пять элементов отражались в сознании подобно предметам, которые отражаются в зеркале. Так что теперь мы сосредотачиваемся на субъективном аспекте. Освобождённый от всего содержания, субъективный аспект чист. Он светоносен. Он пуст от самобытия, от неотъемлемого существования, потому что он взаимозависим с объектом, и каждое мгновение ума взаимозависимо с его предшествующим мгновением. Когда это сознание полностью очищено, это элемент гнозиса. Позвольте своему уму погрузиться в это чистое осознавание. За пределами мыслей, за пределами чувства, за пределами понятий. За пределами этого  и того. И за пределами любого цепляния за подлинное существование. Будьте элементом гнозиса.

Расслабьте сосредоточение и тело, потянитесь, если это необходимо.

Сейчас мы выполним вторую медитацию.

МЕДИТАЦИЯ

Выберите позу для медитации.

В этот раз представьте, что вы сидите в кубическом пространстве, состоящим из света. Каждая сторона этого куба состоит из света. Сквозь неё могло бы что-нибудь пройти, и вы видите сквозь неё, сквозь эти стороны, но при этом у каждой стороны свой цвет.  Пол синий, потолок зелёный. Представьте эти две стороны вместе. Передняя поверхность чёрная, задняя поверхность – жёлтая. Представьте эти две стороны вместе. Правая поверхность красная, левая – белая. Представьте эти два аспекта вместе. Я перечислю все шесть, и, в конечном итоге, вы сможете их все представить одновременно. Снизу синий, сверху зелёный, спереди чёрный, сзади жёлтый, справа красный, слева белый. Удерживайте это.

Теперь погрузитесь в коробку, в которой находится ваше тело. Вновь определите твёрдые часта вашего тела, которые являются элементом земли. Ощутите твёрдость, будьте твёрдостью. Теперь извлеките эти составляющие из ящика, позвольте им пройти через жёлтую стену и оставьте их в качестве нагромождения сзади. Итак, за вами нагромождение костей, зубов, ногтей, волос, сухой кожи и тому подобного.

Верните внимание в ящик, в котором преобладает элемент воды. Ощутите водянистость. Теперь представьте, что слева от ящика, через левую стену, находится большой сосуд. Представьте, что от вашей макушки к этому сосуду уходит труба, и через эту трубу вы вытягиваете туда всю жидкость. Представьте, как сосуд наполняется, а тело ваше пустеет. Когда вы полностью  высыхаете, сосуд оказывается полным, а эта резиновая трубка попросту исчезает. Теперь сзади вас куча костей и тому подобного, слева сосуд с водой.

И вы вновь направляете внимание в ящик, где преобладает элемент огня. Ощутите жар. Будьте жаром. Элемент жара обращается в танцующее пламя. И внезапно это пламя покидает ящик через правую сторону и становится языками пламени по правую руку от вас. Итак, сзади вас куча костей и тому подобного, слева сосуд с водой, справа  — языки пламени.

Вы возвращаете внимание в ящик, где преобладает элемент ветра. Ощутите подвижность элемента ветра. Теперь представьте, что перед вами, по другую сторону чёрной стены, резиновый надувной шар. И весь элемент ветра  вы выдуваете в этот резиновый шар, который становится довольно большим. Представьте, что вы его перевязываете, так что воздух в нём удерживается. Сзади куча костей и тому подобного, слева сосуд с водой, справа – языки пламени, спереди – воздушный шар с ветром.

Когда вы направляете внимание в ящик, в нём преобладает элемент пространства. Постепенно станьте элементом пространства. Теперь элемент пространства, имеющий форму вашего тела, поднимается через потолок ящика и покоится над этим зелёным потолком. За вами куча костей и тому подобного, слева сосуд с водой, справа языки пламени, спереди – шар с ветром, над вами – элемент пространства.

Когда вы возвращаете внимание в ящик, там преобладает элемент гнозиса в форме сознания. И по мере того как ваши мысли успокаиваются, растворяются, и ваш ум приходит к более тонкому состоянию, распознающему пустотную и ясную природу ума, он обращается в элемент гнозиса. Это исполненное блаженства бесконцептуальное постижение пустотности. Медленно элемент сознания опускается через синюю стену ящика и покоится по другую сторону. Итак, позади — куча костей и тому подобного, слева – сосуд с водой, справа – танцующее пламя, спереди – воздушный шар с ветром, наверху – пространство, внизу – элемент гнозиса.

Внутри ящика ничего не осталось. Просто осознавайте это. Не думайте об этом, просто переживайте. В особенности ощутите комфорт оттого, что внутри ящика ничего не осталось. Полное отсутствие. Не обращайте это ни во что, просто будьте этим отсутствием.

Теперь мы позволяем элементу гнозиса вернуться в ящик через пол. Элемент пространства медленно опускается через потолок, вновь входя в ящик. Мы развязываем узел на шаре, и элемент ветра снова устремляется в ящик, а сам шар исчезает. Языки пламени возвращаются в ящик и мы чувствуем жар. Шланг вновь проявляется, и мы возвращаем жидкости в соответствующие места тела. Как сосуд, так и шланг исчезают. А теперь груда костей, череп, зубы и так далее возвращаются и занимают соответствующее место.

Исчезает сам ящик. А это собрание шести элементов сидит здесь. Это не что иное как «я». И нет никакого «я» помимо этих шести элементов. Как вы помните, в ящике ничего не осталось.

Расслабьтесь.

В этот раз было бы полезно сделать безмолвный перерыв. Обычно они у нас не будут такими, но в этот раз давайте сделаем его безмолвным. А после перерыва вы будете с партнёрами обсуждать свои переживания по поводу этих медитаций. Мы сделаем пятнадцатиминутный перерыв, в ходе которого вы можете что-нибудь выпить, или сходить в туалет, или размять ноги, но в ходе перерыва осознавайте, что происходило во время медитации. Так что старайтесь оставаться сосредоточенными внутри самих себя. Было бы неуместно сейчас заниматься фотографированием. Потому что на вашем обсуждении после перерыва плодотворно скажется сохранение вами связи с вашими переживаниями. И, пожалуйста, вернитесь вовремя, в одиннадцать пятнадцать.

Запись опубликована в рубрике Энди Уистрайх с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.