Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • F.A.Q.
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Учения / Тантра / Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая.

Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая.

26 Декабрь, 2015
Медитация, Практики(разное), Психология, Тантра, Углубленное изучение, Энди Уистрайх
0

Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая

Видео: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия первая

Медитация с визуализацией поля заслуг. – Энди рассказывает о себе и структуре ретрита. – Калачакра как система. – Колесо времени. – Абсолютное и относительное время. – Искусственное и естественное время. – Внутренние и внешние циклы времени. – Нерушимое блаженство и пустотная форма.  – История Калачакры. – Особая социальная роль Калачакры.

Итак, я бы хотел сказать доброе утро, добро пожаловать, в особенности тем, с кем я до этого не встречался. Уверен, что каждый день будет подъезжать всё больше людей, но те, кто здесь уже сейчас – это ядро группы, которое пройдёт ретрит. Я хочу, чтобы в этом ретрите вы чувствовали расслабление, чувствовали некую естественность. Мы будем заниматься разными видами деятельности, которые также помогут вам расслабиться.

Это введение в Калачакру, курс, который называется «Гармония в Калачакре». Мне интересно, кто получал посвящение Калачакры? Всего несколько человек. Это нормально. Этот курс очень хорошо подходит людям, которые никогда не получат Калачакру, но, возможно, некоторые позже решат, что хотели бы это посвящение получить. Это введение в систему Калачакры. Мы не будем особенно заниматься собственно практикой Калачакры. Может быть, для благоприятствования повторим сколько-то раз мантру, но сам ретрит не посвящён практике Калачакры. Однако всё, что мы будем в этом ретрите осуществлять, с Калачакрой связано.

Начнём мы с медитации.

МЕДИТАЦИЯ

Итак, отыщите подходящую позу для медитации и успокойте свою энергию. Место это очень устойчиво, так что мы можем ощутить контакт с землёй. Подобно тому, как к небу устремляются деревья, ощутите, что к небу устремляется и всё ваше тело. Подобно дереву, чьи прочные корни уходят в землю, ощутите, что и ваши корни уходит в землю. Подобно тому, как энергия свободно движется вверх и вниз по дереву, ощутите, как энергия свободно движется по вашему позвоночному столбу. Ничто ни в нашем уме, ни в окружающей среде не существует независимо. Всё в нашем уме и в среде зависит от других явлений. Отпустите цепляние за что угодно как за самосущее, подлинно существующее.

В небе, в пространстве перед нами, прекрасный, золотистого цвета Будда Шакьямуни, из которого исходит золотистые лучи света. Соединив ладони на уровне сердца, представьте, что вы совершаете простирания на уровнях тела, речи и ума. Представьте, что вы совершаете подношения воды, цветов, благовоний, света, духов, пищи и музыки. Ощутите раскаяние во всех неблагих действиях, совершённых с безначальных времён. Посорадуйтесь благим действиям святых существ, гуру и всех существ. От всего сердца попросите будд, бодхисаттв, гуру  даровать учения Дхармы. Попросите будд, бодхисаттв, гуру, пребывать до исчерпания сансары. Посвятите заслуги от этих молитв тому, чтобы вы сами смогли достичь просветления на благо всех живых существ.  Представьте, что Будда Шакьямуни чрезвычайно доволен вашими молитвами.

Теперь размышляйте над тем, что вы окружены всеми живыми существами. Начните со всех, кто также присутствует в этом помещении. Затем добавьте остальных людей в этом ретритном центре. Добавьте всех животных  в местности, относящейся к этому ретритному центру. Добавьте любых духов, которые населяют эту область. Представьте, что глубоко под землёй пребывают существа, заключённые в адах. Что в небесах над нами обитают божества царства завистливых богов и других божественных царств.

Итак, представьте сферу размером с этот ретритный центр и всех существ, которые пребывают в этой сфере. А теперь пожелайте, чтобы все эти существа освободились от страданий и от причин страданий. Теперь эта сфера постепенно разрастается и, в первую очередь, вбирает в себя всю Москву. Опять же, со всеми живыми существами, населяющими шесть царств.  Однако теперь сфера гораздо больше. Представьте, что вы в центре этой сферы, и что ваше сердце – это самая её сердцевина, и от всего своего сердца пожелайте, чтобы все эти существа освободились от страданий и от причин страданий. Сфера вновь разрастается и вмещает всю Россию. Зародите то же пожелание. Сфера продолжает разрастаться, пока не охватывает всю планету Земля, всех существ на суше, в морях, в небесах и под землёй. Зародите то же пожелание. Сфера продолжает разрастаться, пока не охватывает всю Солнечную систему. Растёт и охватывает всю Галактику. Растёт и охватывает всю Вселенную. И, при условии, что существуют другие вселенные, разрастается, чтобы охватить все бесчисленные  вселенные. Иными словами, теперь она безгранична. Зародитt то же пожелание по отношению ко всем существам, населяющим пространство. Вспомните о том, что ничто в умах и телах каждого из живых существ не существует само по себе. Так же существует огромное количество просветлённых существ, и ни одна часть их тел или их умов не существует сама по себе. Просто расслабьтесь в этом осознавании. Оно охватывает всё, но ничто не существует само по себе.

Вспомните о Будде Шакьямуни перед собой. Снова представьте, что он очень доволен. Он напрямую улыбается вам, потому что ценит вашу медитацию. Прямо перед ним сидит Его Святейшество Далай-лама, а по обе стороны от Его Святейшества  – остальные ваши гуру. За Шакьямуни и над ним – различные ламы линbи передач различных линий. А перед вашими учителями на очень просторном дереве – различные божества, выстроенные в ряды, начиная с  ряда божеств высшей йога-тантры, затем божества низшей тантры, будды, бодхисаттвы, даки, дакини и защитники дхармы. Мощно ощутите присутствие всех этих святых существ, прямо сейчас и прямо здесь, перед нами.

Ощутите проистекающую из глубин сердца глубокую преданность ко всем ним. Попросите их о том, чтобы они вдохновляли и направляли вас по ходу этого ретрита, и о том, чтобы оставшуюся часть вашей дней они заботились о вас и в обычной жизни. Не только в этой жизни, но и во всех жизнях, до тех пор, пока вы не обретёте полное просветление.

В центре ряда божеств высшей йога-тантры, прямо перед Его Святейшеством Далай-ламой стоит Калачакра, обнимающий свою супругу Вишвамату. Его тело темно-синего или чёрного цвета, а тело Вишваматы жёлтое. Его правая нога вытянута, а левая, белая нога, слегка согнута. Его две передние руки держат ваджру и колокольчик, обнимая талию Вишваматы, а её две передние руки держат искривлённый нож и чашу из черепа, обнимая его шею. Мы довольно медленно прочтём его мантру семь раз, и, пока мы повторяем её, представляйте, что лучи света исходят ко всем живым существам повсюду во Вселенной. Вероятнее всего, чтобы взглянуть на листок с мантрой вам придётся открыть глаза, но даже когда вы смотрите на этот лист, продолжайте ощущать, как лучи света исходят ко всем существам.

-ОМ АХ ХУМ ХО ХАМ КША МА ЛА ВА РА Я ХУМ ПХАТ-

Теперь представьте, что все различные божества  в этом поле заслуг постепенно растворяются в Будде Шакьямуни, который пребывает в его центре. Затем представьте, что Будда Шакьямуни переходит на макушку вашей головы, где размер его становится равным размеру большого пальца вашей руки, и восседает там, смотря вперёд. Мы трижды прочтём мантру Шакьямуни.

–ТЕЙЯТА ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЙЕ СОХА–

Теперь представьте, что Будда Шакьямуни становится всё меньше и меньше, пока не принимает размеры горчичного семени. Ваш центральный канал раскрывается и Шакьямуни скользит по нему вниз, пока не растворяется в вашем сердечном центре. Расслабьтесь.

Итак, несколько вводных замечаний. Я на самом деле не являюсь экспертом в области Калачакры, но испытываю очень сильную преданность по отношению к этой системе. Я впервые получил посвящение в 1981 году в Мэдисоне, штат Висконсин, в США, и с тех пор прилагал все усилия, чтобы выполнять определённую практику Калачакры. Мне очень повезло, я получал эти посвящения от Его Святейшества Далай-ламы, Кирти Ценшаба Ринпоче и Чадо Ринпоче. И мне очень повезло получать учения по Калачакре от Серконга Ринпоче, Хёнгла Рато Ринпоче, лам, которых я уже упомянул и Александра Берзина, а также от моего главного учителя, геше Намгьяла Вангчена. Но ученик из меня не хороший, память у меня плохая и медитация моя тоже не слишком хороша,

Одна из причин, по которой мы сидим в кругу, в том, что я хочу, чтобы вы помнили: я равен вам, я – такой же практикующий, как и вы. Суть в том, что мы все делимся. И хотя я буду много говорить, потому что такова моя работы, я хочу, чтобы вы чувствовали, что можете присоединиться, и что эта программа в той же степени ваша, что и моя. И каким бы линиям и учителям мы не следовали, думаю, мы все можем согласиться, что Его Святейшество  Далай-лама – старший из лам, держащих Калачакру на этой планете. И, вероятнее всего, важнейший человек на планете. И было бы замечательно, если бы по ходу этого курса мы зародили ощущение, что Его Святейшество присутствует здесь, с нами, присутствует с нами в этом помещении. Так что старайтесь периодически ощущать это в своём сердце.                          

Кроме того, вчера был Новый год Калачакры, а в полнолуние будет День поворота колеса учения Калачакры. Так что сейчас у нас начинается двухнедельный период, когда деятельность, связанная с Калачакрой, очень благоприятна. По ходу этих двух недель монахи монастыря Намгьял будут читать множество молитв, связанных с Калачакрой. Так что у нас должно быть ощущение, что мы принимаем участие в некой международной деятельности, активности, связанной с Калачакрой.

По ходу этих трёх дней мы будем выполнять разные виды деятельности. В некоторых случаях я буду говорить, но в любой момент вы можете меня прервать. Так что если вы чего-то не понимаете – спрашивайте, пожалуйста. Но в любом случае, я также буду призывать вас задавать вопросы. Довольно значительная часть нашей деятельности будет посвящении обсуждениям в группах из двух-трёх человек. И одна из причин тому в том, что вы столь же многому можете научиться друг у друга, как и у меня. У вас должна быть уверенность в вашей собственной внутренней мудрости и во внутренней мудрости таких же участников, как и вы. Моя роль, возможно, состоит в том, чтобы простимулировать определённые мысли, ваша же роль в том, чтобы принимать участие и позволить вашей мудрости сиять вовне. Также по ходу курса мы будем выполнять определённые медитации. Не думаю, что есть необходимость всем рассказывать, когда у нас периоды приёма пищи. У нас периодически будут перерывы на приём пищи и перерывы на то, чтобы освежиться. Если вам нужно сходить в туалет, просто вставайте и идите, что бы ни происходило. Если в медитации вы чувствуйте, что нужно изменить позу – пожалуйста, так и поступайте. Главное, чтобы вы чувствовали комфорт. Есть ли у кого-то какие-либо вопросы?

Хорошо, в этом случае я начну обсуждать значимость Калачакры. Само слово «Калачакра» обладает огромной значимостью. У вас есть изображение и вы, вероятнее всего, думаете, что Калачакра – это существо. Однако на самом деле, это – не самый полезный способ размышлять на такую тему. Думайте о Калачакре как о системе. И каждый из аспектов этого существа символизирует систему. Я не буду разъяснять весь символизм, он важно помнить об этом пункте в целом, потому что в противном случае вы можете начать думать о некоем боге где-то в небесах. В действительности, система Калачакры – это способ понимания и преображения всего во Вселенной. Представляет его эта форма, но это не значит, что это бог или нечто подобное. Здесь нет примера, но знаком ли кто-то с символом Калачакры, с переплетением слогов? Есть ли у кого-нибудь с собой изображение? Уверен, всё её видели. И этот символ также представляет всю систему Калачакры. Этот символ так же значим, как и форма божества Калачакры. Опять же, я не буду объяснять всех его деталей, потому что там всё становится довольно сложным. Ещё одна вещь, которую вы, вероятнее всего, видели – это изображение мандалы Калачакры. Всем ли доводилось видеть её фотографии? Изображения, судя по всему, повсюду. Если вы приедете в Катманду, в любом магазине, где продаются тханки, будет миллион изображений мандалы Калачакры. И большинство из тех, что продаётся в Катманду, выполнены в психоделических цветах, что является определённым искажением. Но это показывает, насколько мощным становится этот символ. Я как-то шёл у себя по городу и в витрине одной галереи увидел, что художница взяла мандалу Калачакры и вокруг неё понарисовала всякого в качестве произведения искусства. И я подумал, что, возможно, с одной стороны это злоупотребление священным объектом, а с другой стороны, таким образом он, возможно, доносится до большего числа людей. Определённости у меня в этом вопросе не возникло. Так или иначе, мандала Калачакры также символизирует всю систему Калачакры.

Итак, давайте попытаемся вкратце объяснить, каков смысл слова «Калачакра». Кала означает «время», чакра – «колесо». Итак, колесо времени. Немедленно мы перестаём думать о существе и начинаем думать о чём-то, связанным с историей, о начале, середине и конце времён. Каким образом время устроено? Является ли время линейным? В одном смысле – да. За одним мгновением следует другое, за одним годом следует другой, прошлое переходит в будущее. Но на самом деле время также является цикличным. Какое сейчас время года? Должно быть, начало весны. За весной следует лето, затем осень, зима, и всё это продолжает вращаться. Всё это циклично. Какая часть дня сейчас? Почти без двенадцати восемь. И время продолжает идти по кругу. Но подобное время не естественно. Это машина, её создали люди, и она регулирует нашу жизнь. И мы в каком-то смысле её рабы, в каком-то смысле было бы довольно здорово её выкинуть. Но можно подумать о дне и ночи. Вчера вечером вы легли спать, а когда проснулись, уже было светло. И всё наше существо сонастроено с этими циклами дня и ночи. Сами наши процессы пищеварения, циклы нашего сна и очень многие вещи в нашем метаболизме сонастероены с циклами дня и ночи. Во внешней вселенной эти циклы времени связаны с циркуляцией планет и с их вращением. В случае с планетой Земля значимостью также обладает вращение Луны вокруг Земли. Все приливы на морях созданы вращением Луны. Когда вы стоите на морском берегу, то видите, как волны набегают на берег, и происходит это при посредстве Луны. Кроме того, у женщин есть месячный цикл, который связан с лунными циклами. И это показывает, что циклы времени в нашем теле связаны с циклами времени во вселенной. Мы – часть вселенной, не являемся чем-то отдельным. Всё, что происходит с нами, связано с тем, что происходит во вселенной. Но мы это теряем из виду, правда?

Когда что-то вращается, у орбиты есть центр. Подумайте о колесе. Колесо вращается и можно сказать, что в самом центре этого колеса есть неподвижная точка. Получается, что внешний край этого колеса вращается довольно быстро, и, по мере того как мы приближаемся к центру, вращение всё медленнее и медленнее, пока мы не доходим до гипотетического центра, где движения нет. Все это понимают? Потому что внешней грани, внешнему ободу колеса приходится пройти гораздо больший путь, пока произойдёт один оборот. Именно поэтому этому ободу приходится двигаться быстрее. Но, по мере того как вы приближаётесь к центру, дистанция сокращается. Так что можно двигаться всё медленнее и медленнее. Пока вы не приближайтесь к самому центру, где всё движется очень медленно. Всё движется медленнее, медленнее и медленнее. Точку, в которой всё останавливается, физически мы отыскать не смогли бы. Даже если бы там была мельчайшая частица во вселенной, бозон Хиггса, он бы всё равно немного вращался. Однако, в самом центре, хотя мы не способны отыскать это физически, мы могли бы говорить о неподвижной точке.  Смысл видите?

Так что когда мы говорим о времени, о кала, мы, в конечном итоге, говорим об этой точке.

        На абсолютном уровне мы можем говорить об отсутствии времени.  Давайте это разъясним. Прошлое, настоящее и будущее относительны друг для друга. Настоящее зависит от прошлого, а будущее зависит от настоящего и от прошлого.  Ни один из этих трёх компонентов не существует независимо от двух других. Если нечто не существует независимо, то когда вы пытаетесь отыскать само это явление, вы не способны его обнаружить. Вы можете его обнаружить лишь применительно к другим вещам. Все понимают? Немного сложно? Когда вещи существуют только относительно, вы не можете их обнаружить сами по себе. Потому что существую они только в силу других явлений. И если из общей картины устранить все эти остальные явления, то и самого объекта нельзя будет найти. Мы можем сказать, что без прошлого и будущего не было бы и настоящего. Однако, поскольку всё время существует некое настоящее, мы можем сказать, что  прошлое, в своё время, было настоящим, а будущее, в своё время, станет настоящим.

Мы здесь прямо сейчас, правда? Чувствуете настоящий момент? Он непрерывно ускользает. Когда вам кажется, что вы его уловили, он уже завершился. Для того чтобы мы могли удержать настоящий момент, времени пришлось бы остановиться. Настоящее мгновение подобно неподвижному центру этого вращающегося колеса. Он существует, но обнаружить его нельзя. Вы не можете его обнаружить, если начинаете искать. Но сказать, что настоящего момента нет – значит зайти слишком далеко. Это сложно, но мы понемногу к этому приближаемся. Мы здесь, в настоящем, но если мы попытаемся отыскать это настоящее, то ничего не сможем обнаружить. И нам по этому поводу не следует пугаться. Оно не является ни существующим самим по себе, ни полностью не существующим. Это то, что мы называем срединным путём. Иногда мы говорим «попросту обозначенное». Попросту обозначенное существует, но ухватиться за него невозможно.  Согласны ли вы с тем, что настоящее мгновение таково? Оно существует, но его невозможно ухватить. Слово кала относится к этому чистому времени. Если бы мы сказали, что сейчас 2013 год – это не то, что мы называем чистым временем.  Это не только относительное время, но и время, созданное людьми, просто концепция.  Но на условном уровне мы все сейчас согласны с тем, что сейчас 2013 год. Это помогает обществу функционировать. Но для животных, живущих в лесу, это понятие бессмысленно. Если бы вы сказали, что сейчас дневное время и что мы переходим от зимы к весне, то с этим себя могли бы соотнести даже животные в лесу. Это относительное время – то, что мы называем колесом, или чакрой.  Итак, кала-чакра относится к обоим этим аспектам времени. Хотел бы кто-нибудь задать какие-либо вопросы?

Вопрос: Я хотела бы уточнить, правильно ли я понимаю, что словом чакра мы обозначаем то время, которым пользуемся обычно в относительной реальности.

Ответ: В системе Калачакры говорится, что кала подобна солнцу, а чакра подобна отдельным дням. И это означает, что чакра – это то, что мы находим по ободу колеса. Скажем, если мы подумаем о годе, то, в соответствии с системой Калачакры, в году триста шестьдесят дней. И каждый из этих дней  – это часть чакры. Это колесо, которое продолжает вращаться, и каждый год мы возвращаемся к тем же самым дням. А в центре этого пребывает чистое время, которое не движется. Хорошо? Все остальные не возражают, если я продолжу?

Если мы рассмотрим это в контексте отдельного человека, то увидим, что у Калачакры есть другой аспект. Скажем, мы можем говорить о чакре применительно ко всем колёсам и циклам в нашей нервной системе и тому подобном. И примером будет наше дыхание, которое движется по циклам, движение нашей крови и так далее. В нашем теле множество различных систем, в которых происходит некий круговорот. По-настоящему мощный пример этого – это женский менструальный цикл. И это естественное время. Оно никак не связано с часами, это, скорее, естественное время нашего тела. Когда мы говорим: «Моё время пришло», то подразумеваем, что умрём. Иногда беременная женщина может сказать: «Мой срок подходит», и это означает, что скоро родится ребёнок.  Иногда женщина может сказать: «Сейчас моя часть месяца», и это означает, что у неё месячные. Всё это – естественные циклы.

Если мы живём в согласии со своими естественными циклами, то чувствуем больший уровень комфорта, чем если пытаемся себя втиснуть в циклы механические. Сейчас у нас существует множество цифровых систем, которые полностью основываются на цикле между  нулём и единицей. Люди целые ночи проводят, танцуя под музыку, которая создана исключительно этим цифровым циклом. Проблема в том, что это – нечто механическое, а не естественное. Одно из преимуществ музыки, которую играют живые исполнители в том, что в ней есть нечто органическое. Я не хочу подвергать цифровую культуру полной критике, потому что у неё множество преимуществ, но вот этот конкретный недостаток её присущ. Она в определённом смысле механизирует человека.

Последующие три дня мы будем пребывать в естественной среде и получим пользу просто от того, что мы впитываем энергию этой естественной среды. Мы почувствуем больший уровень гармонии, чем когда находимся в большом городе и своей занятой жизнью. Скажем, в московском метро есть линия, которая представляет собой круг, и поезда по ней катаются по кругу. Так что можно в какой-то смысле сказать, что это цикл времени, но он довольно механистичный, не  правда ли? Я не утверждаю, что это не цикл времени, но, вероятнее всего, в нём иногда бывают перебои, так что  вовсе не обязательно поезда вовсе приходят вовремя.

Давайте же подумаем о чистом уровне. Потому что чистый уровень существует в сердце уровня не чистого. На самом деле мы можем сказать, что чистое – это природа нечистого. Нечистое не чисто исключительно в силу нашего невежества, речь не идёт о том, что Будда бы в другой ретритный центр поехал. Мы можем говорить, что это  и есть мандала Калачакры.

Итак, Калачакра, кала и чакра, неизменное блаженство и пустотная форма. В первую очередь, неизменное блаженство. Неизменное – значит, что оно никогда не прерывается. Это сердце нашего существа прямо сейчас. Потому что самая суть нашего существа – это внутренне присущий ум ясного света. У всех наших мыслей и чувств – эта чистая сущность. И это так, не зависимо от того, являются ли наши мысли благими или не благими. Переживаем мы этот ясный свет только в совершенно особые периоды. Скажем, он будет переживаться в момент смерти. Также он очень кратко переживается при переходе от бодрствующего состояния ко сну и обратно. Он также в какой-то степени переживается в момент оргазма, при чихании и когда мы теряем сознание. Во все эти периоды наш ум становится более тонким. А на тончайшем уровне – он и есть ясный свет. И все эти уровни тонкости сосуществуют одновременно. Но когда мы переживаем грубый уровень ума, тонкий уровень ума сокрыт. Однако когда мы теряем сознание, все грубые уровни  временно исчезают. И таким образом всё это чередуется. В Калачакре это состояние ума ясного света называется неизменным блаженством. На самом деле, точнее было бы это назвать нерушимым блаженством. И можно было бы это противопоставить изменчивому, нарушаемому блаженству, скажем, изменчивому блаженству обыденного сексуального оргазма. Это нечто очень краткое, и ему, безусловно, приходит конец. По сравнению с этим, блаженство нерушимое никогда не завершается. Все остальные примеры, которые я приводил, также изменчивы. Однако, посредством йогической практики, мы можем установить связь с блаженством нерушимым.  Хочет ли кто-нибудь что-нибудь спросить? Если что-то не понятно – не стесняйтесь, спрашивайте. Разумеется, мы все понимаем это по-разному и в той, степени, в которой это нам сейчас доступно, но если вы совсем ничего не понимаете, тогда спрашивайте.

Вопрос: Почему в этом центре, вне времени, должно быть именно блаженство?

Ответ: Это правильное соображение. Разумеется, в колесе блаженства нет, колесо – это нечто неодушевлённое. Но сейчас я говорю о живом существе. И если бы мы стали говорить о тонком теле, то стали бы говорить о сердечной чакре. А в самом центре сердечной чакры пребывает так называемая нерастворимая капля. Говориться, что она приходит из наших прошлых жизней и уходит в жизни будущие, а с момента нашего зачатия до момента смерти просто здесь остаётся. Она подобна небольшой амулетной шкатулке, и внутри неё сокрыты тончайший ветер и тончайший ум. Это чрезвычайно чистый ясный свет, по природе своей он является  блаженством.

Если мы подумаем о чём-то обыденном, вроде сексуального оргазма, то это блаженство будет очень грубым. Блаженство ума ясного света – блаженство очень тонкое. Когда ум полностью очищен, это блаженство высочайшее. Когда оно полностью очищено, мы называем это дхармакаей, просветлённым умом будды. Прямо сейчас мы обладаем этим потенциалом, но он сокрыт под нечистотами, которые его затемняют. Сейчас мы можем испытывать сильную боль или переживать различные трудности,