Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, cессия третья
Аудио: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия третья
Видео: Энди Уистрайх. Гармония в Калачакре. Ретрит. День первый, сессия третья
Групповое обсуждение проделанных медитаций. — Вопросы и ответы. — Медитация “Кто или что здесь сидит?”.
Итак, для следующего вида деятельности вам понадобится партнёр, так что вы можете выбрать человека, с которым будете работать. За три дня, которые нас ожидают, у нас ещё будут обсуждения в парах, и я попрошу вас выбирать разных партнёров в течение этих дней, так что не важно, кого вы сейчас. Выбирайте человека, с которым будете работать, садитесь, и я вам скажу, что нужно делать. Пожалуйста, не образуйте группы из трёх.
Итак, у вас есть десять минут, чтобы поделиться опытом о тех медитациях, которые мы выполняли до перерыва.
-обсуждение-
Может быть, кто-то хотел бы поделиться своими переживаниями о том, что произошло? Посмотреть, что в группе в целом происходит? Хотел бы кто-то чем-то поделиться?
Вопрос: Когда мы обсуждали медитацию, у нас обоих возникли мысли, что даже когда все элементы устраняются из куба, сложно вызвать ощущение, что там никого нет, потому что кто-то всё равно за этим наблюдает.
Ответ: Да, но мы же опустили сознание, элемент гнозиса вниз? И этот гнозис может осознавать там всё. Действительно, наблюдатель есть. Но это скорее осознавание, чем наблюдение. Просто осознавание всего этого в целом. И действительно, это нам не нужно устранять. Ещё кто-нибудь?
Вопрос: Продолжая предыдущий вопрос — что делать, если к этому осознаванию приклеивается тонкий ярлык «я»?
Ответ: Это нормально, мы пока не просветлённые. То, что мы это осознаём — уже изумительно. Теперь вы знаете, что вам предстоит очистить.
Вопрос: Когда мы устраняли элементы из куба, у меня возникало ощущение, что это не моё. Нужно ли сознательно вызывать ощущение, что это мои ногти, кожа и так далее, или в этом нет необходимости?
Ответ: В этом совершенно нет необходимости. На самом деле хорошо отпустить чувство того, что это моё. Хотя условно они являются моими, нам не обязательно думать о них как о таковых. Они попросту обозначены как «мои». Так что там не за что держаться как за «моё». Опыт отпускания их как «моих» очень полезен, очень здоров.
Вопрос: Я бы хотел поделиться ощущениями и спросить, нормально ли это. Когда мы дошли до элемента гнозиса, у меня пропало ощущение того, что я присутствую, и даже теперь, когда медитация уже завершилась, сохраняется ощущение, похожее на то, когда человек раскачивается на качелях, и хотелось бы спросить, нормально ли это и что с этим делать дальше?
Ответ: Когда вам кажется, что вы раскачиваетесь на качелях, возникает ощущение неустойчивости?
Вопрос: Возможно. Может быть, это и есть нерушимое блаженство?
Ответ: Это не нерушимое блаженство, потому что нерушимое блаженство полностью неподвижно. Но, возможно, ветра начали двигаться в силу медитации. Главное, когда возникают подобные ощущения, на них не зацикливаться, а просто оставаться в расслабленном состоянии. Есть небольшая угроза, что, если мы будем цепляться за эти переживания, то вызовем расстройство ветров. В целом, когда в ходе таких медитаций что-то происходит и тревожит вашу энергию ветров, оставайтесь спокойными, любуйтесь лесом и, в целом, не зацикливайтесь на таких вещах. Я не говорю, что в ходе медитации ничего позитивного не произошло, но это краткосрочный эпизод. И когда вы будете выполнять эту медитацию самостоятельно — а вы можете заниматься ею дома теперь, когда вы её изучили — каждый раз ваши переживания будут углубляться. Когда вы её выполняете самостоятельно, нет человека, который подталкивает вас к следующему этапу. Так что когда вы в одиночестве, то можете просто погрузиться в подобное переживание и позволить своему уму спокойно в нём пребывать. Старайтесь не думать о нём, просто погружайтесь в переживание. Как только вы начинаете строить какие-то интеллектуальные построения насчёт этих переживаний, особенно во время самой медитации, вы её подрываете. Иногда полезно что-то прояснить после самой медитации, как мы и сделали, когда обсуждали её с другими людьми, чтобы посмотреть на неё со стороны. Один человек мог бы сказать, что у него одни переживания, другой – что у него другие и так далее. Это полезно, но мы не делаем из этого чего-то большого. Это просто показывает, что все разные. Скольким людям было проще всего с элементом земли? Скольким людям проще всего было с элементом воды? Скольким было проще с элементом огня? Скольким – с элементом ветра? С пространством? С гнозисом? Показалось ли кому-то, что проще всего – ничего не находить в ящике? В любом случае это показывает, что все разные.
Я сделаю ещё пару замечаний насчёт медитации, затем мы перейдём к другой теме. Этой медитации меня обучил мой учитель, и основывается она на описании шести элементов в разделе Ламрима Ченмо, посвящённом шаматхе. И он говорил, что это похоже на весенний субботник. У вас как будто есть комната, вы из неё всё выносите, чистите, а затем заносите мебель обратно. И кажется, что всё выглядит так же, но на самом деле всё стало свежим и чистым. Устраняя элементы один за другим, вы удостоверяйтесь, что у каждого из них своя собственная самость в какой-то степени. Для того чтобы наше здоровье было хорошим, у нас должен быть баланс между всеми шестью элементами. В целом, довольно нормально, если кто-то чувствует особую близость с одним или двумя элементами. Но из соображений как физического, так и умственного здоровья, очень хорошо установить равновесие между всеми шестью, так что частично в связи с этим этот ретрит и называется «Гармония в Калачакре». Гармонизация шести элементом – это нечто по-настоящему стоящее. Есть ли у кого-то сейчас какие-то вопросы?
Вопрос: Элемент гнозиса мне кажется в какой-то степени всеохватывающим. Когда я выношу его за пределы куба, всё остальное, что выносилось из куба, пропадает, потому что кажется, что в гнозисе всё остальное содержится.
Ответ: Со мной тоже такое произошло. Думаю, это нормально. Они всё равно присутствуют, вы просто их не распознаёте.
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что гнозис – это бесконцептуальный ум?
Ответ: Да.
Вопрос: Можем ли мы тогда считать, что когда мы выносим все элементы, мы выносим и концептуальное сознание?
Ответ: Возможно, но мне кажется более важным, что каждый элемент всё более тонок. Элемент земли твёрдый, сильный, но когда мы доходим до пространства, всё становится слегка абстрактным. Для того чтобы понять саму медитацию, нам нужна какая-то степень концептуальности, но когда мы доходим до гнозиса, то действительно можем отпустить концептуальность. Но любой вид разбора может привести к гнозису. Это лишь один пример.
Вопрос: Кажется, что элементы пространства и гнозиса различаются только по вектору: изнутри наружу или снаружи вовнутрь, но так ли их легко различить?
Ответ: Гнозис тоньше пространства, потому что гнозис постигает пустотность. А пространство – это отсутствие материи. Можно сказать, что это форма пустоты, но это не то же самое, что шуньята. Это пустота от материальности. Но пустотность от подлинного существования и пустотность от неотъемлемого существования – это нечто более тонкое. Например, если вы разовьёте однонаправленное сосредоточение на пространстве, то всё равно будете пребывать в сансаре, и оно может стать причиной для перерождения в царстве без форм. Но если вы развиваете однонаправленное сосредоточение на пустотности, то уходите за пределы сансары. Так что это – гораздо более глубокий уровень.
Вопрос: Мы медитировали на пространстве применительно к телу, но пространство может относиться не только к телу. И второе замечание: гнозис – это ум, постигающий пустоту, но к этому ещё надо прийти.
Ответ: Я согласен.
Вопрос: И ещё вопрос. К какому элементу можно отнести суставы?
Ответ: Я особенно в биологии не разбираюсь, может быть, у кого-то есть какие-то мысли? Это, скорее всего, смесь земли и воды.
Итак, пойдём дальше. Я бы хотел немного прояснить онтологию этой медитации. В соответствии с Нагарджуной, есть только эти шесть элементов. И каждый из этих элементов не обладает подлинным существованием. Например, земле присуща природа твёрдости. И низшие школы буддийской философии считают, что в силу этого земля существует сама по себе, но школа Срединного пути, следующая философии Нагарджуны, утверждает, что элементы и их природа взаимозависимы. Не может быть земли без твёрдости, не может быть твёрдости без земли. Всюду, где есть земля, есть твёрдость, всюду, где есть твердость, есть земля. Потому элемент земли не существует независимо, он зависит от своей природы. А природа не существует независимо, она опирается на тот элемент, природой которого является. И подобная логика применима ко всем шести элементам. За пределами этих шести элементов никакого отдельного «я» нет.
Допустимо навесить ярлык «я» на эти шесть элементов, но это лишь ярлык. И когда я говорю «лишь ярлык», речь идёт о ярлыке для чего-то, что функционирует в качестве «я». Если я скажу: «я говорю сейчас», это будет правдой. Это то, что мы называем условной или относительной истиной. Проблема в том, что выглядит она так, как будто является абсолютной. Если я скажу «я говорю», выглядеть это будет, как будто есть реальный я, который говорит. Но когда вы ищите среди этих шести элементов, то не способны обнаружить никакого реального «я» Так что проблема с условной истиной в том, что она кажется истиной, но на самом деле ложна. О ней мы можем сказать, что она лишь относительна истины. Но подлинная истина – истина абсолютная. А абсолютная истина состоит в том, что мы ничего не можем обнаружить. Большинству из нас жить с этим очень непросто. Кажется, что мы себя устраняем. Но на самом деле, это в каком-то смысле очень хорошо. Вы сбрасываете бремя. Чем больше мы это понимаем, тем больше мы понимаем как элементы, так и личность, которая их вмещает. И когда мы берём тантрическую систему, такую как Калачакра, то выясняем, что практики Калачакры частично предназначены для того, чтобы помочь нам это постичь.
Ещё один-два вопроса?
Вопрос: Меня смущает отсутствие звуков среди этих элементов. Куда их можно отнести?
Ответ: Звук может, безусловно, проистекать из элемента земли, как в случае с барабаном. Также элемент воды способен создавать звук, как, например, водопад. Элемент огня порождает треск. И все эти звуки переносятся энергией ветра. Переносятся через пространство и воспринимаются сознанием, которое является более грубой формой гнозиса.
Вопрос: О чём могут свидетельствовать особые трудности в восприятии одного из элементов?
Ответ: Я бы не сказал, что там есть какая-то особая значимость, но, если вы хотите над этим поработать, то работайте. На самом деле все шесть элементов присутствуют, так что если один из них вы не можете распознать, то вам нужно приложить дополнительные усилия. Дома вы можете основательно поработать над этим конкретным элементом. Это мне напоминает вопрос, который мне задали в другой группе, с которой я выполнял эту медитацию. Там меня спросили, следует ли нам больше работать над теми элементами, которые нам распознать легко, или над теми, которые распознать сложно. И я сказал, что те элементы, которые легко распознаются, становятся для нас как бы некоей основой, это для нас уже известная территория. Можно сказать, что они характерны для того человека, которым мы являемся. Для таких людей как мы. Но над теми элементами, которые нам трудно даются, хорошо работать, потому что таким образом мы расширяемся. Как я говорил, человек здоровый обладает равновесием всех шести.
Ещё одна медитация, а затем, в полдень, мы сделаем перерыв.
МЕДИТАЦИЯ
Итак, подберите подходящую позу для медитации. Удостоверьтесь, что спина выпрямлена. Удостоверьтесь, что вы сидите очень устойчиво. Это значит, что ваше седалище прочно помещено на подушку, но, кроме того, ваши ноги также размещены очень устойчиво. Если вы способны выполнить позу полного лотоса, она, без сомнения, является наиболее устойчивой. Следующий наиболее устойчивый вариант – это полулотос, а третий вариант – если как ваши колени касаются пола, так и стопы. Ешё одна устойчивая позиция – когда вы сидите на коленях, а седалище при этом на небольшом стульчике. Даже если вы сидите на стуле, поставив стопы на пол, это относительно устойчивое положение. Но вот положение, при котором у вас колени торчат в воздухе – это менее устойчивая поза. Ценю тот факт, что для многих людей эта поза наиболее удобна, и поэтому они предпочитают в ней сидеть. И, вероятно, у нас сейчас не подходящее время и место, для того чтобы приучать себя к новому способу сидеть. Но дома вы можете начать заниматься упражнениями, которые вам позволят с очень большим комфортом сидеть в позе полного лотоса. Они включают в себя растяжку ног, поначалу это может быть больно, но с каждым днём вы сможете сидеть в этой позе всё больше и больше. Я упоминаю все эти вещи лишь потому, что если вы практикующий, занимающийся долгосрочной практикой, то вам нужно будет развить хорошую позу для медитации. И по моему опыту, на это уйдёт несколько лет. Учиться вы можете по некоторым книгам, посвящённым тому, как выработать правильную позу.
Я бы сказал, что после выпрямленного позвоночника, следующий самый важный аспект – это устойчивая основа. Итак, в позвоночнике должно быть ощущение, что он как бы вытягивается вверх. Череп над позвоночником немного наклонён вперёд. Но когда вы направляете сознание на макушку головы, то чувствуете, что она словно бы раскрывается навстречу небу. Для хорошей шаматхи нам нужны устойчивость и сильная ясность. Мы можем добиться устойчивости, направляя энергию вниз по телу, что естественным образом символизируется устойчивостью того, как мы сидим. Чтобы усилить сильную ясность, мы можем направить энергию вверх по телу. И это естественным образом символизируется ощущением того, что наша макушка раскрыта навстречу небу.
Шаматха – это слияние или объединение этих двух аспектов, устойчивости и интенсивной ясности. Когда мы направляем внимание в центр нашего тела, в сердце, то можем ощутить единство этих двух аспектов. Ощущаете ли вы как устойчивость, так и интенсивную ясность? Потеря интенсивной ясности подразумевает, что объект медитации становится менее ясным. Мы это называем вялостью. И мы можем этому противодействовать, немного приподнимая энергию по телу. Другая проблема – отвлечения на посторонние объекты, что мы называем возбуждённостью. Чтобы противодействовать этому, мы можем энергию по телу опустить. Если вы искусны, то замечаете эти проблемы, как только они возникают, и немедленно применяете противоядие. Если же вы обычно медитируете из средней части своего тела, то можете приподниматься и опускаться по мере необходимости. Этот метод медитации по сути происходит из высшей йога-тантры, но каждый из нас может его применять.
Итак, задайтесь вопросом: кто или что здесь сидит? На самом деле это два вопроса. Первый вопрос: кто здесь сидит? Достоверный ответ – я. Однако, что это за «я»? И это ведёт ко второму вопросу: что здесь сидит? Мы можем сказать, что здесь сидят тело и ум. Тело это земля, вода, огонь, воздух и пространство. А ум это гнозис. Давайте лишь вспомним, что ни один из этих элементов не существует с собственной стороны. Каждый элемент взаимозависим с собственной природой. Итак, есть элемент земли, природа которого – твёрдость. Но ни элемент земли, ни твёрдость не существуют сами по себе. Природа элемента воды – сопряжённость, но ни сопряжённость, ни вода не существуют сами по себе. Так же и с огнём и жаром. Ветром и подвижностью. Пространством и отсутствием препятствий. Гнозисом и недвойственным осознаванием реальности. А реальность состоит в том, что ничто не существует с собственной стороны. Недвойственное осознавание этого подобно воде, влитой в воду. Посредством этой медитации мы осознаём, что нет совершенно ничего, за что можно было бы цепляться.
Но мы всё равно можем задавать вопрос: кто или что здесь сидит? Мы можем ответить? Сказать нечего. Если же у нас есть некая условная цель, то можем просто сказать «я». Но не цепляться за это. Не обращать это в нечто большее, чем просто название.
Итак, расслабьтесь.
Мы вновь соберёмся в два часа, и затем прервёмся в три сорок пять. И первую часть нашего занятия после обеда мы посвятим работе над элементами, а после перерыва перейдём к новой теме. Спасибо.