Недостатки циклического существования

(из “Тренировки ума, подобной лучам солнца” Намкха Пела)

Недостаток неопределенности
В циклическом существовании отношения с друзьями и врагами чрезвычайно изменчивы. Объекты этого мира совершенно ненадежны; они скудны. В «Письме другу» сказано:

Твой отец становится твоим сыном, твоя мать становится твоей женой,
А враги твои становятся друзьями.
Также происходит и противоположное. Таким образом,
В циклическом существовании нет совсем никакой определенности.

В «Сутре вопросов Субаху» сказано:

Иногда враги оказываются друзьями,
А друзья подобным обращаются во врагов.
Подобным образом, каждый может стать твои отцом или матерью,
И даже родители твои могут стать твоими врагами.
Поскольку дружба столь переменчива,
Разумные отвергают привязанность.
Ошибочная мысль о том, что отношения приятны
Уступает место радости от осуществления добродетели.

Недостаток неудовлетворенности
В «Письме другу» сказано:

Каждый выпил больше молока,
Чем вместилось бы в четыре великих океанах, и все же
В продолжающемся циклическом существовании обычного человека
Будет выпито еще больше.

Из этого можно извлечь основный смысл. В том же тексте сказано:

Пойми, что привязанность к объектам желания
Подобна попыткам прокаженного отыскать комфорт, когда
Терзаемый личинками, он
Сидит у костра, но облегчения не ощущает.

В «Сжатой сутре совершенства мудрости» сказано:

Обретать все желаемое,
Ежедневно многое поглощать
И все же терзаться неудовлетворенностью –
Такова величайшая болезнь.

Итак, чувственные удовольствия не несут удовлетворения. Если, в частности, поразмыслишь над тем, что преподано в «Сутре об избежании горя», то ощутишь великое беспокойство. Там сказано:

[Количество] воды в океане
Ни в коей мере не сравнимо
С расплавленной медью,
Что тебе снова и снова доводилось выпивать в аду.

Количество грязи, сожранной
Когда ты рождался свиньей или собакой
Намного превзойдет
Царицу гор – Меру.

В качестве сосуда для всех слез,
Что ты пролил, расставаясь
С друзьям и родственниками в циклическом существовании
Недостаточно велик будет океан.

Если бы все головы, отсеченные
По ходу взаимных конфликтов
Были бы собраны в гору, куча эта
Оказалась бы выше царства Брахмы.

Ты множество раз рождался голодным червем;
Тех грязи и навоза, что ты сьел
Хватило бы, чтобы до краев
Заполнить великий молочный океан.

Итак, как объясняется, сколько бы мирского богатства ты ни обретал, оно есть ничто иное, как соблазн. Следует исполниться страха, думая, что если не приложить дальнейших усилий, с тобой может вновь случиться то же самое. Как говорил духовный друг Сангпува,

Здесь, в циклическом существовании, с самого начала встречаешься со множеством взлетов и падений – и ни с чем стоящим. Размышляй над этим, пока не обретешь убежденности.

Недостаток необходимости снова и снова расставаться со своим телом
Тела, принимаемые всеми живыми существами, вынужденно отбрасываются. Если бы кости их не истлевали, то гора этих костей была бы выше горы Меру. (В «Письме к другу» сказано:)

Гора костей каждого живого существа
Была бы равной горе Меру или выше нее.

Недостаток повторяющегося вхождения в утробу
(В том же тексте сказано,)

На то, чтобы сосчитать число наших матерей
Используя шарики почвы размером с ягоду можжевельника
Не хватило бы всей земли.

В комментарии к «Письму к другу» приводится следующая цитата из сутры:

О Бхикшу, если бы человек брал шарики почвы размером с ягоды можжевельника, говоря: «Это моя мать, это мать моей матери, и так далее», и отбрасывал их, о Бхикшу, вся почва этой огромной земли скоро закончилась бы – а числу матерей этого человека все не было бы конца.

Недостаток непрерывных переходов от высшего к низшему
В «Письме к другу» сказано:

Побыв Шакрой, достойным поклонения всего мира,
Существо в силу своих действий вновь падает на землю;
Или же, побыв вселенским монархов,
В циклическом существовании вновь становится слугой.

Долгое время наслаждавшись удовольствиями – лаская
Груди и бедра небесных дев, –
Существо подвергается нестерпимым касаниям, когда его давят,
Рассекают и взрезают в аду.

Подумай, как после наслаждений –
Когда земля прогибается от касания твоей стопы,
А ты обитаешь на вершине горы Меру –
Обрушатся нестерпимые страдания Кострища и Болота Нечистот.

Сперва покоишься в мягко текущих потоках,
На золотистых лотосах, в сопровождении небесных дев,
А потом вновь падаешь в нестерпимо жгучую
Кипящую воду пламенной Непереходимой Реки.

Достигнув превосходных наслаждений
Божественных царств и даже блаженства отстраненности, что присуще Брахме,
Вновь подвергаемся бесконечным страданиям,
Становясь материалом для растопки огней Ада-без-передышки.

Когда достигаешь состояния солнца или луны
Свет твоего тела озаряет весь мир,
Однако когда вновь возвращаешься во мрак,
Не можешь разглядеть даже собственную вытянутую руку.

В «Передаче дисциплины» сказано:

Всякое накопление завершается исчерпанием,
Всякий взлет завершается падением,
Конец любой встречи – расставание,
Жизнь завершается смертью.

Недостатки отсутствия спутников
(В «Письме к другу» сказано:)

Поскольку преимущества таковы,
Возьми светоч трех видов заслуги
Ибо в одиночку вступаешь в безграничную тьму
Которую не озарить солнцу и луне.

Эти шесть недостатков можно свести к трем пунктам: циклическое существование ненадежно; любые удовольствия, которые существа переживают в цикли-ческом существование, в конечном итоге удовлетворения не несут; и так все обстояло с безначальных времен.

Первое может объясняться четырьмя способами. Нельзя полагаться на обретение тела, поскольку его придется снова и снова оставлять. Нельзя полагаться на то, что тебе помогут или навредят, поскольку ничего определенного нет. Нельзя полагаться на обретение процветания, потому что положение наше меняется от высокого к низкому. Нельзя полагаться на товарищество других, потому что идти нам придется без спутников.

(Второй пункт касается очевидных недостатков – неудовлетворенности).

Третий пункт показывает, что поскольку мы снова и снова входили в утробы, проследить исток череды наших перерождений невозможно. Выполняй краткое размыш-ление таким образом. Для развития отваги «Письмо к другу» советует:

Ощути отвращение к циклическому существованию
Истоку стольких страданий: не обретения
Желаемого, смерти, болезни, старости и так далее.

Размышляй над восемью видами страданий, которые объясняются выше. Таким образом, размышляй над тремя видами страдания в циклическом существования в целом и над каждым из шести видов страдания в частности. Если обдумаешь их с разных точек зрения, то увидишь недостатки циклического существования в широком контексте. Если будешь размышлять над ними упорно, то разовьешь сильное понимание, а если будешь размышлять долго, то обретешь устойчивое понимание недостатков циклического существования. Когда понимание недостатков циклического существования порождает решимость освободиться, следует помнить, что драгоценный ум пробуждения – это главный, высший путь к освобождению из циклического существования и что все это должно составлять часть тренировки ума пробуждения. На этом завершается [описание] способа размышлений над предварительными учениями.

Запись опубликована в рубрике Коренные тексты с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.