Досточтимая Тубтен Чодрон. «Счастье и нравственность»

Досточтимая Тубтен Чодрон

Я решила продолжить объяснения, посвященные счастью. В прошлый раз мы говорили о том, что коль скоро мы желаем обладать любовью, хотим чтобы другие обладали счастьем и его  причинами, нам следует в точности знать, что именно мы им желаем. Как мы увидели, существуют различные виды счастья, проистекающие из различных причин. Затем мы поговорили о том, что мы делаем со счастьем и как иногда мы можем использовать его, чтобы создать причины для дальнейших страданий – а можем использовать и для того, чтобы создать причины для счастья еще большего.

Это очень важный момент, потому что именно в такой ситуации мы живем прямо сейчас. Мы переживаем следствие невероятного количества благой кармы, которую создали во множестве прошлых жизней – ведь мы обладаем драгоценной человеческой жизнью, у нас есть все необходимые для практики условия; таким образом, мы пожинаем плод огромного блага, созданного в прошлом. Вопрос в том, как мы все этим распорядимся?

Дело в том, что когда карма созревает, плод этой кармы исчерпывается; итак, пополняем ли мы, так сказать, свои кармические запасы, или просто поглощаем свою прошлую карму, благую карму, не создавая на будущее никаких благих посевов? Это довольно важный момент, и именно поэтому учителя и учения так активно подчеркивают значимость размышлений над драгоценной человеческой жизнью – чтобы мы увидели, какая исключительная удача нам выпала, и благим образом ей распорядились – а не просто все растратили, используя полученное лишь для того, чтобы создавать причины для еще больших последующих страданий.

Ведь если мы взглянем на то, что делают большинство людей в этом мире, то увидим, что не все люди обладают драгоценной человеческой жизнью. Тем не менее, в прошлом они совершали нравственные поступки – ведь обрели человеческое тело; и потому они переживают последствия созданной в прошлом благой кармы, поглощая эту карму. Затем мы оглядываеся, чтобы оценить, как большинство людей используют это тело – свое драгоценное человеческое тело; как мы используем свою драгоценную человеческую жизнь. Практикуем ли мы нравственное поведение, чтобы суметь в будущем обрести еще одно тело в счастливом царстве – или просто относимся к нравственности бездумно и затем, в силу жадности или гнева, гордыни или зависти создаем причины для неблагого, несчастливого перерождения в будущем?

Полезно взглянуть на мир и увидеть, какова царящая в нем ситуация. Вы видите людей, которые, скажем, обладают человеческой жизнью – и стало быть, практиковали нравственность. Они привлекательны – стало быть, практиковали стойкость и терпение; они богаты – стало быть, практиковали щедрость; они успешны в своих начинаниях – стало быть, практиковали радостные усилия. Что же они делают? Некоторые из них обманывают других или лгут другим, или спят со всеми подряд, или совершают всевозможные поступки, которые считаются «как бы нормальными» и про которые, как они надеются, никто не узнает. Ведь если вас не поймают, хорошая репутация сохранится. Да, чтобы не быть пойманным, нужно основательно потрудиться, но о том, что «поймать» может карма, никто и не тревожится; вам все равно. Пока я хорошо провожу время, пока что-то приносит мне удовольствие и способствует моему карьерному продвижению, росту моей славы или моего счастья в это жизнь, о карме я  не думаю – просто делаю все, что пожелаю.

«Если сейчас приятно, делай»; таков девиз моего поколения. «Делай, если это приятно» – и создай множество неблагой кармы, но притворяйся, что не создал. Просто игнорируй ее, отрицай ее, оправдывай себя, говорили, что в этом нет ничего дурного, а если есть, то все можно очистить. Я могу немножко поначитывать Ваджрасаттву, могу выполнить сколько-то простираний. То же, что при выполнении большинства этих практик мой ум блуждаем – хм, это неважно.

Итак, мы не проявляем осторожности, используя удачные обстоятельства, счастливые обстоятельства, с которыми столкнулись; не используем их, чтобы создать причины для большего счастье. Часто люди используют такие обстоятельства лишь для того, чтобы создать причины для еще больших страданий. Можно посмотреть на любых мировых лидеров, любых богатых и известных людей – что они делают? Некоторые из них проявляют довольно значительную щедрость, и это по-настоящему заслуживает восхищения; это повод для сорадования, потому что они действительно используют свое богатство, чтобы создать причины для богатства еще большего. Они также могут активно участвовать в проектах, направленных на благополучние общества, или тому подобном. Некоторые из таких людей даже от всего отрекаются, можете себе представить? Как Будда. Тогда это настоящий повод для сорадования.

Однако дело в том, что нам не следует думать о счастье как о чем-то изолированном; его следует воспринимать как нечто, что возникает в силу причин и условий; это нечто, возникающее во взаимозависимости. Каковы же причины и условия – создаем ли мы эти причины и условия? Когда мы желаем «Пусть все живые существа обретут счастье и его причины» – мы также желаем, что существа как следует практиковали нравственность, практиковали щедрость, практиковали терпение и стойкость, практиковали радость и усилия, медитативное сосредоточение и мудрость, по-настоящему осуществляли различные деяния и практику Дхармы, которые создадут причины для того, чего они желают.

Разумеется, если они желают счастья в сансаре, нужен один набор причин; если они желают счастья, проистекающего из освобождения, это другой набор; а если они желают счастья, проистекающего из полного пробуждения, это третий набор. Эти причины частично пересекаются, потому что для того, чтобы обрести полное пробуждение, нам также нужно создать причины для благого перерождения – чтобы иметь возможность продолжать практику. Однако суть в том, что у нас есть мотивация бодхичитты – и именно поэтому мы так много времени в начале сессий медитации и тому подобного уделяем зарождению бодхичитты. Если мы обладаем мотивацией бодхичитты, то создаем невероятное количество благой заслуги, и хотя эта заслуга направлена на полное пробуждение, побочным ее эффектом будет благое перерождение, которое нам необходимо, чтобы продолжать создавать заслугу еще большую.

Именно поэтому так важно поддерживать в своем уме это альтруистическое намерение и действительно постоянно устанавливать его в своем уме. Итак, счастье и нравственное поведение взаимосвязаны; между ними очень близкая связь. Учили ли нас этому в раннем детстве? Иногда нам, возможно, говорили, что если мы будем хорошим мальчиком или хорошей девочкой, Бог нас вознаградит – или, возможно, на Рождество нам подарят шоколад. Это, возможно, подкуп – и родители нас подкупают: «Если будешь хорошо себя вести, то получишь рождественский подарок получше». Однако не думаю, что большинству из нас эту связь показали ясно, потому что всегда возникало возражение: «Что ж, если делаешь что-то дурное и тебя на этом не ловят, то поступки эти роли не играют – они не приведут к страданиям». Хорошие поступки ведут к счастью, потому что мама и папа хотят, чтобы вы вели себя хорошо; если вы поступаете дурно и вас ловят, то совершенное является дурным – но вас также учат пытаться не попасться на содеянном. Не правда ли? Нет?

Суть в том, чему вас учат и что вам показывают на примере – именно об этом я и говорю. Нас учат тому, что невозможно отмазаться от своей неблагой кармы, своих неблагих поступков; но какой пример нам подают в семьях? Там все иначе, правда? Нас учат одному – но затем мы видим, что взрослые поступают иначе. Как дети учатся: на основе того, что видят, или на основе того, что им говорят? На основании чего они узнают больше? Они наблюдают. Мои родители мне всегда говорили: «Делай так, как я говорю, а не как я делаю» – но такой подход не действенен.

Итак, мы думаем: «Если я просто проберусь сквозь хитросплетения правил, если меня не поймают и никто не ознают, то содеянное не станет причиной для страданий. Причина этого в том, что мы на самом деле не думаем о карме – мы просто думаем о том, чтобы нас не поймали, в мирском смысле. Понимаете, о чем я?

Не понимаете?

Вопрос: Думаю, были ли у меня хорошие примеры – с точки зрения того, что совершать, чтобы суметь попасть на небеса, и я пыталась это практиковать – или практиковать другие вещи, которые мне были переданы. Думаю, в моем сообществе передо мной просто были хорошие примеры.

Ответ: Да, такое возможно. Некоторым исключительным людям довелось со стороны взрослых увидеть очень хорошие примеры. Сколькие из вас видели перед собой хорошие примеры? Четверо? На сто процентов хорошие примеры? Взрослые вокруг вас никогда не лгали, никогда не воровали, никогда не совершали тому подобные поступки?

Да, бывали смешанные примеры. Я, однако, говорю о том, что перед большинством из нас совершенных примеров не было.

Вопрос: Противоречие состояло в том, что по воскресеньям священник говорил о любви и сострадании и доброте, а дома я возвращалась к изменчивой, дикой, хаотичной жизни.

Ответ: Да, именно об этом я и говорю. Такое часто происходит.

Вопрос: Я вот думаю о фразе «сошло с рук»… потому что в нашей семье никто к этому не стремился, для нас проступки были неудачей. Как если бы был некий стандарт, определенный на небесах, и измениться ему было не суждено – можно было лишь оказаться в аду или чистилище. Речь шла не о том, чтобы что-то сошло с рук, а о том, что ты не можешь соответствовать стандартам.

Ответ: Я клоню к тому, что всему этому вас учат по отношению к Богу. Люди же действуют на человеческом уровне, и если вы не оказываетесь в затруднительной ситуации на человеческом уровне, то полиция за вами не приезжает. Вас учат: «Не пей, не бросайся вещами в своих детей, будь добр к людям» – но родители пьют, бросаются в детей вещами и сходят с ума, и при этом вовсе не обязательно думают «Я поступаю дурно… совершаю какой-то неблагой поступок». Они могут думать: «Возможно, Бог мной и недоволен, но главное, что полиция не приедет» – пока полиция за вами не приедет, вы в каком-то смысле можете думать, что со следствием вам столкнуться не придется. Хотя, возможно, мое воспитание очень отличалось от воспитания других.

Что ж, возможно в этом вопросе нас всех очень по-разному воспитывали; возможно, люди сталкивались с разными вещами. Да?

Вопрос: Модель моей семьи была очень похожа на модель Вашей; что-то было незаконным, только если тебя ловили. В противном случае «все нормально».

Ответ: Да, так все и было. Меня учили : «Не лги… Не делай этого, этого, этого и этого» – но затем я видела, как люди делали все это — это, это и это — но если при этом полиция за ними не приезжала, то повода для беспокойства не было. Так что, судя по всему, людей в этом вопросе очень по разному растили.

Вопрос: Я просто хотела сказать, что когда я росла, у нас было выражение «обхитрить» – то есть что-то вам «сходило с рук». Если можешь обхитрить побольше людей – это хорошо. Можно их обманывать, лгать им… это считалось чем-то хорошим. Так что был большой разрыв.

Ответ: Если можешь назначить слишком высокую цену, а люди готовы ее заплатить…

Вопрос: Значит, сами виноваты, что глупы.

Ответ: Да, именно, именно.

Вопрос: Думаю, здесь есть различие, связанное с полом человека. Потому что говорят «Мальчишки есть мальчишки» – мальчикам много сходит с рук. Но, кажется, мальчишеское поведение провозгласили незаконным – за то, что мальчики могли делать в 50-х, 60-х, 80-х и 70-х, теперь они передаются под надзор.

Ответ: За что, например?

Вопрос: Драки. Или если говорят что-то дурное учителю – теперь это называется словесным оскорблением.

Ответ: Верно. Когда мы были детьми, если кто-то тебя шпынял – нужно было просто пойти и разобраться посредством драки.

Вопрос: Кроме того, если вы гуляете в состоянии опьянения, вас бросают в тюрьму. Это немыслимо!

Вопрос 2: Или хранение алкоголя. Кроме того, когда я ходил в школу, на ее территории не дежурили по два полицейских, как это происходит сейчас.

Ответ: Это называется временами упадка!

Вопрос: Я, по сути, выросла в пост-социалистическую эпоху, и среда была очень нравственной, и мне просто интересно, с чем это было связано, потому что не с религией же; как будто подразумевалось: «если ты не следуешь этим нравственным вещам, то как будто сходишь с пути» – что-то в этом роде. Был ярлык: если ты этого не делаешь, то являешься таким-то.

Ответ: Да, это, возможно, не было связано с религией, но проистекало из того, чтобы было социально приемлемым для сообщества.

В любом случае, тему это я подняла для того, чтобы мы взглянули на свое отношение к нравственному поведению: присуще ли нам отношение в духе «если полиция нас не поймает, это на самом деле не нечто дурное»? Если не поймает налоговая, не поймают муж или жена, или пока кто-то иной не узнает. Взгляните на Джона Эдвардса*  – он много всего натворил, и пока никто не знал, ему не казалось, что он что-то делает не так. А когда все вскрылось, он заявил: «Что ж, я грешу, но ничего противозаконного не совершал!».

Итак, я лишь говорю о том, как мы себе все объясняем; с какими стандартами себя соизмеряем. Итак, в любом случае, кто-то, кто причиняет вред другим людям и уничтожает их счастье, столкнется со счастьем…. несчастьем! [смех] Просто проверяю, не спите ли вы. [смех]

Итак, человек, который соблюдает достойную нравственность, немедленно получает чувство счастья, потому что когда ночью он ложится спать, ему ни о чем не приходится беспокоиться. Поскольку всё, что вы делаете, во всем достойно, тревожиться вам не очем. Кроме того, есть так называемое чувство «безупречности»; иными словами, вы не нарушали никаких обетов, вы не делали ничего, что другие люди сочли бы ужасным или от чего они пострадали бы – и поэтому вам не приходится беспокоиться о том, что другие люди будут вас винить; конечно, за вычетом ситуаций, в которых кто-то затаивает на вас зуб. В целом же сердцем вы знаете, что не сделали ничего, что заслуживало бы обвинений. И потому вы можете пребывать в мире с самим собой – даже если другие люди обвиняют вас или выделывают что угодно; в вашем собственном сердце присутствует чувство безупречности: вечером вы ложитесь спать, и ум ваш безмятежн. Вы не беспокоитесь о том, что кто-то про вас что-то узнает.

Я переписываюсь с одним заключенным – тем самым, которые заработал миллион на торговле наркотиками. К концу своей карьеры – конечно, он не знал, что она подходит к концу – он стал слишком дерзким; держал все свои наркотики в камере хранения. Вся его наркота хранилась в одной камере хранения; как-то он взял ее всю и поехал провернуть свою последнюю крупную сделку, которая навсегда обеспечила бы его деньгами – а в итоге ему пришлось расплачиваться за все содеянное шестнадцать лет. В его жизни отсутствовало это чувство безупречности. Он узнал, что его ищут, и потому покинул страну – но затем вернулся, потому что хотел провернуть последнюю сделку; вытащил все наркотики из камеры хранения и ехал с ними вдоль побрежья с чувством: «Что ж, не знаю, заявится ли полиция – но не думаю, что заявится, полицейские недостаточно умны, чтобы меня поймать» – бум! Его поймали. А затем он пережил разочарование от того, что множество друзей стали давать против него показания. Ведь когда ты богатый наркоторговец, люди тебя любят; стоит же тебе попастся, как друзья начинают против тебя свидетельствовать. Так что у него не было не только чувства безупречности, но и присутствовало чувство того, насколько ужасно, когда друзья, которым доверяешь, тебя сдают.

Примечательно, что в таком контексте мы обычно думаем: «У людей, которые совершают противозаконные действия, нет чувства нравственности», но оно у них есть: у заключенных в тюрьмах есть правила о том, что совершать и чего не совершать; есть некий нравственный кодекс, и другие заключенные принудят вас  его соблюдать. Одна из вещей, которых делать нельзя – нельзя ни на кого не стучать. Однако друзья этого человека обратились против него, и он получил сполна; часть его недвижимости была записана на друзей, и они присвоили ее себе — много чего произошло! А основополагающей причиной была жадность, основной причиной была жадность.

Вопрос: Когда вы говорили о «безупречности» – ну, об отсутствии чувства безупречности из-за плохого соблюдения нравственности – у меня возник вопрос о том, не может ли с этим быть связано глубоко засевшее чувство ненависти к себе, когда, даже не думая о чем-кто конкретном, я не могу уснуть и так далее; может ли оно также проистекать из плохого соблюдения нравственности.

Ответ: Да. Да, думаю, иногда глубоко засевшее чувство ненависти к себе возникает из-за того, что мы так никогда и не примирились с тем, что натворили в прошлом; так никогда это и не очистили. Мы просто обосновали свои действия или попытались обосновать их, но в итоге лишь стали дурно к себе относиться

Вопрос: В других жизнях?

Ответ: Да, это может быть связно с поступками в разных жизнях – но также и с действиями в этой жизни. Думаю, многие из тех вопросов — не все, но многие — с которыми люди обращаются за помощью к консультантам, связаны с тем, что в их уме присутствует некий нравственный конфликт; эти люди совершили что-то, что не вызывает у них самих радости.

Вопрос: Любопытно… как я помню, с раннего детства я знала, является ли что-то правильным или неправильным – просто потому, что присутствовало внутреннее ощущение того, правильно это или неправильно, независимо от того, ловили ли меня на чем-то. Откуда это ощущение проистекает?

Ответ: Итак, это ощущение мы называем «совестливостью» или «уважением к нравственности»; это умственный фактор, и, думаю, когда Вы были маленькой, он проявлялся, потому что в прошлых жизнях вы развили его и имели уважение к нравственности, а в уме было желание это уважение сохранить.

Вопрос: Можно ли распространить взаимосвязь кармы с нравственностью на общество в целом?

Ответ: Можно ли распространить карму на общество в целом? Мы можем распространить ее на группы и сказать, что группы, в которых мы принимаем участие с определенной мотивацией, создают определенную групповую карму, следствие которой вы будете переживать группой же.

Вопрос: Мне на ум пришли Соединенные Штаты…

Ответ: Что ж, если думать о США как о группе, все будет зависеть от того, оправдываем ли мы то, что делает страна. Потому что к некоторым группам мы присоединяемся добровольно – потому, что согласны с их целями; в этом случае мы накапливаем любое действие, которое совершают в рамках этой группы даже другие люди. Но есть и иные группы, и мы родились в них не по собственному выбору; это, скажем, наша национальная принадлежность.

Итак, если мы не согласны с тем, что делают остальные члены группы, мы не накапливаем подобную карму.

Итак, существуют определенные учения Будды, в которых он говорит о мирском счастье – ведь он осознавал, что некоторые его последователи именно к этому были предрасположены в этой конкретной жизни, что именно этого они желали. Он хотел помочь им направить себя к мирскому счастью, которое не подразумевало бы создание ими неблагой кармы и не вело бы к выдвижению в их адрес обвинений в этой жизни или трагедиям в этом или будующих рождениях (разумеется, за вычетом ситуаций, в которых трагедия является следствием созревания кармы, созданной раннее).

Итак, Будда говорил о четырех видах счастья, которыми благодаря праведному получению средств на жизнь могут обладать миряне. Будда много говорил с мирянами о том, что такое правильной способ зарабатывания на жизнь; он также говорил об этом и с монахами и монахинями. Однако из четырех видов счастья, которые миряне могут ожидать благодаря тому, что правильным образом зарабатывают на жзинь, первый вид – это счастье от того, что накапливаешь богатство посредством собственных усилий. Оно возникает, когда речь идет о богатстве, которое ты накопил собственными усилиями; возникает определенное ощущение того, что ты – человек способный. «Я работаю, я это заработал, я не из кого этих денег не вытягивал», и возникает определенное радостное чувство – вы довольны собой, потому что работали и заработали. Таков первый вид счастья.

Второй вид счастья – это счастье от использования этих средств на то, чтобы приносить удовольствие самим себе и совершать еще больше приносящих заслугу поступков. Итак, вы заработали деньги – как же вы ими распорядитесь? Существует счастье, обретаемое посредством их использования ради самих себя, а  также посредством их использования ради создания заслуги. Итак, вы можете использовать эти средства для себя, ради счастья этой жизни – но вы также можете использовать чтобы создавать для себя больше благой заслуги, однако эта заслуга предназначена для обретения счастья в будущих рождениях, или счастья освобождения, или счастья полного пробуждения. Итак, вы видите вы людей, которые действительно используют свое богатство очень благим образом – для того, чтобы создавать большую заслугу. Много у людей и средств или мало – неважно; важна мотивация, с которой они их используют.

Ведь люди могут поднести значительные богатства, но с очень эгоистичной мотивацией; а у некоторых людей может особых богатств не быть, но даруемое ои подносят с очень благой мотивацией. Небольшой пример второго: несколько лет назад в Аббатство приезжала одна девушка, у которой денег особо не было; она, однако, оставила определенную дану, а затем уехала, чтобы выполнить ретрит и тому подобное. Не так давно мы получили от нее письмо, в котором просто рассказывалось о том, как у нее дела; затем она говорила: «Я долго хотела многое поднести Аббатству Шравасти, но у меня просто нет особых средств. Я разговаривала с одним геше после его учений, и он сказал, что лучше давать сейчас, пока у нас что-то есть — потому что мы не ведаем, что случится в будущем. Так что вот мои 20 долларов». С ее стоорны это было удивительной красоты намерение; она как бы говорила: «У меня есть драгоценная человеческая жизнь; многим я не располагаю, но что-то даровать хочу».

Затем, неделю спустя, мы получили от одного человека, который здесь раньше жил, подношение в размере пяти долларов – потому что мы опубликовали статью Аманды на сайте, и Джон сказал: «Я прочел ее статью; у меня не так много денег, но я также хотел бы поднести хоть что-то, пока у меня что-то есть – и вот мои пять долларов». И это было очень красиво, потому что у них обоих намерение было подлинно основано на вере в карму; это были пожертвования, проистекающие из очень глубокой убежденности в том, что причины приносят следствия, и то, что у наших действий есть нравственное измерение – и люди не хотели упустить свою возможность, потому что у них было определенное осознание того, что возможность эта может и сохраняться вечно — что она не будет сохраняться вечно. Хотя у них не было особых средств, мотивация была подлинно прекрасной.

Некоторые другие люди подносят то, что имеют, в соответствии со своими ощущениями; все в этом смысле очень разные. Есть также люди, которые довольно зажиточны, но… Тибетцы рассказывают такую историю. Обычно, после того, как лама передает учения и посвящения, люди к нему подходят и совершают подношения; однако когда вы принимаете посвщение, ламы говорят: «Представляйте это, представляйте то…» – ведь это посвящение: «Представяйте Ченрези… свет исходит от Ченрези к вам… представляйте это, это и это…». Итак, после посвящения люди подходили сделать подношения, и один человек – который, как я дума, располагал определенными средствами – дело было еще в старом Тибете – подошел и, держа кирпич чая, сказал: «Представьте, что это миллиард кирпичей чая», потому что не хотел такое количество подносить. Он просто сказал ламе – потому что лама говорил ему что-то представлять: «Визуализируйте, что здесь миллион кирпичей чая». Вот такими мы быть не хотим.

Есть, однако, счасьте, возинкающие благодаря использованию своего богатства для создания благой кармы. Думаю, очень многих из нас беспокоят наши пожилые родители и то, создают ли наши пожилые родители благую карму; что с ними произойдет, когда они умрут – такого плана вещи. Мы можем побудить их быть щедрыми – «Отправьте дестяь долларов, сколько хотите, на ту благотворительность, которая вам нравится, мама и папа»; ведь щедрость – это качество, которое все уважают и все практикуют независимо от своей религиозности. Итак, если мы действительно хотим помочь членам своей семьи, мы подобным образом их побуждаем. Когда же наши родители умрут, нам не придется так сильно беспокоиться, потому что мы будем знать: «Они создали определенную благую карму». Или же мы можем каким-то образом затащить их на учения, которые дарует Его Святейшества, или как-то оставить в их уме определенные кармические отпечатки – оставить где-то поблизости книгу о Дхарме, которую они могут взять и в которой прочтут главу. Все это способы посеять в умах людей определенные семена.

Итак, таков второй вид счастья. Третий вид – это счастье, приносимое свободой от долгов. Будда говорил об этом две тысячи шестьсот лет назад. Сейчас все то же самое: люди испытывают сильнейший стресс из-за своих долгов – из-за того, что слишком много тратят и не плариуют, а также из-за того, что система устроена так, что постоянно вас искушает. Это исходит со стороны системы, но также и с вашей собственно стороны. Никто не заставляет нас вынимать кредитку и платить за что-то; побуждает нас на это наша собственная привязанность. Так что это нечто, исходящее от «НИХ» – и в то же время нечто, исходящее от нас.

В любом случае, счастье свободы от долгов – счастье огромное, правда? Оно придает вашей жизни огромную свободу. К нам в Аббатство приезжают молодые люди, которые хотят принять постриг; их долги за образованию составляют до двадцати тысяч долларов. У одной девушки долг за образование – за получение степени бакалавра – составлял семьдесят тысяч долларов! Эти молодые люди интересуются Дхармой, желают практиковать – но они в западне. Итак, свобода от долгов приносит подлинное благословение.

Вопрос: Я воспринимаю это через фильтр западной культуры, той ситуации, в которой мы находимя на Западе. Но во многих странах, как я думаю, людей насильно втягивают в долги, по системе кабальных долгов. Об этом часто можно прочесть. Структура, в которой люди втягиваются в долги. нельзя сказать, что люди напрямую в этом повинны – наверное, можно сказать, что проявляется некая общественная карма.

Ответ: Скажем, когда людей насильно втягивает в простуцию…

Вопрос: Или заставляют работать в креветочной индустрии в Тайланде. Туда приезжает множество людей из Бирмы; они втягиваются в это производство и остаются на нем, оказвыаясь в ловушке этой работы, в своего рода рабстве…

Ответ: Да. Такое происходит со многими испаноговорящими, пытающимися попасть в США… подобное встречается не так уж редко. Это результат личной кармы человека – он попадается на крючок подобного процесс. То же, что нечто подобное существует в обществ в целом, или то, что мы живем в обществе, которое с подобным как-то связано, вызввано нашей собственной личной кармой. Однако люди, которые создают для других страдания посредством подобных структур – независимо от того, являются ли эти структуры законными или незаконными – создают неблагую карму.

Вопрос: Я просто хотела отметить, что мы думаем о долгах по кредитным картам….

Ответ: Существует и множество других видов долгов…

Вопрос: … отличных от зависимости от кредитных карт.

Ответ: Верно. Я говорю о кредитных картах, потому что полагаю, что, вероятно… не знаю, довелось ли кому-то из присутствующих проникать в страну, платя посреднику. Ситуация, которую вы описываете, довольно реальна, однако я полагала, что никому из присутствующих с ней сталкиваться не доводилось, и потому не стала приводить ее в качестве примера. Однако эта ситуация совершенно реальна и нам следует о ней знать.

Наконец, четвертый вид счастья – это счастье, приносимое свободой от обвинений. Мы, опять же, зарабатываем себе на жизнь законно, и нам не приходится подвергатся никаким обвинениям. Люди, которые используют праведно приобретенное богатство правильным образом, приносят счастье себе и другим. Мы видим это. Однако главный вид счастья, ради которого мы хотим трудиться – это счастье, приносимое тренировкой нашего ума.

Кроме того, когда мы говорим: «Пусть живые существа обретут счастье и причины счастье», мы говорим не только об этих четырех видах счастья, которые миряне могут ожидать, праведно зарабатывая на жизнь; мы в особенности желаем, чтобы живые существа постигли Дхарму и знали, как ее практиковать, как создавать благую карму, как избегать кармы неблагой – и имели возможность встречаться с Дхармой, причем не только встречаться с Дхармой: пусть в своем сердце они ощутят связь с Дхармой! Ведь многие люди встречаются с Дхармой, но в их сердце нет никакой чувства связи. Или же они ощущают определенное чувство связи, и оно как бы испаряется.

Некоторые люди живут в Бодхгае – самом священном месте на планете – приехав туда, чтобы продавать побрякушки, зарабатывая себе на жизнь. Они могут встречаться со множеством фантастических духовных учителей, но им все равно; они живут в Бодхгае лишь для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Так что с одной стороны они создали благую карму для того, чтобы находиться в Бодхгае; с другой – им не хватает одного важного фактора драгоценной драгоценной человеческой жизни: интереса с их собственной стороны.

Я встречала многих людей… Один из моих учителей часто кашляет; его английский не так уж прекрасен, и многие люди, посетив его учения, говорят: «Я его не понимаю» – и уходят. У них нет соответствующей кармы: они его не понимают или не готовы приложить училия; не хотят получать учения, излагаемые на плохом английском. Они хотят, чтобы их учили на идеальном английском – и потому уходят.

Или, скажем, здесь, в Аббатстве, у нас есть шутка: «Не верьте, пока не увидите белки их глаз» – потому что множество людей пишут нам и говорят, что приедут, но  не доезжают. Они отменяют свой визит; возникают какие-то другие дела; они отвлекаются – чего только не бывает. Не знаю, сколько регистраций на этот ретрит было отменено, но был ряд людей, которые хотели приехать, а в итоге отменили свой визит.

Бывало даже такое, что люди добирались до Аббатства и не могли дойти до зала для медитации. Бывали такие люди: они приезжали, выходили из машины, выпивали чашку чая – а затем говорили «Я поехал». [смех] А ведь они планировали остаться на несколько денй, или на неделю, или на весь ретрит. Так что они просто говорят: «Уезжаю». Здесь задействована какая-то карма; такое происходило много раз.

Вопрос: Должна сказать: должно быть, это проделку Мары или чего-то еще, потому что каждый раз, когда я приезжаю сюда, один-два дня во мне очень сильно желание быть где-то еще, я плохо сплю и происходит что-то дурное. И я думаю: «Утром я сяду в машину и уеду»; потом заболевает голова и происходят самые разные вещи, но приходится себе сказать: «Ни за что».

Ответ: Именно. Тот человек сказал, что такое происходило не только с вами.

Вопрос: Такое происходило на протяжении многих лет, но это ощущения, которые нужно преодолеть – так что, возможно, люди добираются до этой чашки чая и никогда раньше с этими ощущениями на сталкивались – возможно, они не знают, что им можно противодействовать.


Вопрос 2: Хороший вопрос… на протяжении пары дней я просто наблюдаю за свои умом, в которое возинкает очень продолжительное сопроитвление. Я приписывала это тренировке в том, чтобы уметь подобные вещи распознать, увидеть, что все еще присутствует дискурсивное мышление, порождающее ощущения и тому подобное. Поэтому я просто пытаюсь пересидеть эти ощущения и остаюь.

Ответ: Да, верно.

Вопрос: Не убегать, не вставать и не говорить «Давайте сюда мой мобильник!». Я думаю о Таре и все само разглаживается.

A: Yeah, this happens, doesn’t it?

Ответ: Такое происходит, правда же?

Перевод и редакция – дост. Лобсанг Тенпа

Запись опубликована в рубрике Тубтен Чодрон с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.