Юный Лама Сопа Ринпоче
Юный Лама Сопа Ринпоче в монастыре Домо около Сиккима, Индия
Лама Сопа Ринпоче прислал эту историю студенту, упоминая в своем письме, что Домо Геше Ринпоче построил Домо Другкар Гомпу в Тибете, где Ринпоче стал монахом:
Великий йогин Домо Геше Ринпоче и некоторые другие ламы пребывали в Цанге вместе с их учителем — вероятно, с коренным учителем, — и однажды коренной учитель послал каждого из них в разные места. Учитель наказал одному из лам идти в Цанг и сказал ему: “Ты не принесешь пользу живым существам, но ты сможешь осуществлять свою собственную практику”.
Домо Геше Ринпоче был послан учителем в направлении Домо, что рядом с индийским штатом Сикким, чтобы он жил там в лесу. Там гориллы подносили ему фрукты. Пастух одной богатой семьи из Домо ходил в горы приглядывать за животными, и там он иногда видел монаха, выходящего из джунглей, а иногда видел, как оттуда выходят гориллы. Он рассказал об этом своему хозяину и его семье, и они велели ему найти монаха и пригласить его в дом семьи. Пастух пошел на поиски монаха и пригласил его в дом семьи. Монах принял приглашение и вышел из джунглей, и он остался на один год жить в алтарной комнате дома. Затем, спустя год, он спросил у семьи, могут ли они построить монастырь, и они приступили к строительству.
Это была семья Бумпо Цанг, и это была богатая семья. Она положила начало монастырю, и это был хороший монастырь на протяжении многих лет. Я стал там монахом, но пробыл лишь шесть месяцев. В то время весь Тибет был захвачен китайцами. Это был 1959 год, и монастырь был полон шпионов. Там была полная неразбериха, и китайские лидеры иногда приходили, чтобы выступить с речью. Я прошел там свой первый экзамен по одному тому текста, но я не успел заучить наизусть второй том, потому что я бежал. Но я заучивал текст по утрам и вечерам в Пагри, большом селении, где я жил три года. По утрам и вечерам я заучивал текст, и каждый день мы ходили проводить пуджу для семей, которые были благотворителями монастыря Домо Геше. Мы ходили каждый день, за исключением, может быть, одного дня в году.
Я думаю, Лама Говинда пришел в Тибет и встретил Домо Геше Ринпоче и, может быть, слышал некоторые учения от него. Вот почему он написал “Путь белых облаков” и вторую книгу “Основы тибетского мистицизма”, которая является смешением тантры и науки. “Путь белых облаков” была одной из первых книг доступных на Западе, и наша самая первая студентка Зина Рачевски, русская принцесса, прочитала эту книгу и приехала в поисках учителя в монастырь Домо Геше в Гхум, Дарджилинг. Может быть, она искала Домо Геше.
Я находился в этом монастыре в комнате с моим учителем, который приглядывал за мной, и моим учителем Ламой Йеше. Один монах встретил Зину снаружи. Он немного владел английским языком, так что он привел ее в мою комнату, открыл дверь и сказал: “А вот и ваш друг”. У нее были светлые волосы и тибетский свитер с автобусной остановки Дарджилинга. Мой учитель предложил Зине тибетского чая, налив его из тибетского чайника в монашескую кружку, и в тот день она выпила его полностью. Это был единственный день, когда я видел ее пьющей тибетский чай. В последующие годы я больше никогда не видел ее пьющей тибетский чай. Благодаря этой встрече с Зиной мы основали монастырь Копан и построили монастырь Лаудо. Постепенно появились все другие центры, и теперь их около 160 или больше, и у нас сорок четыре геше или даже больше.
Перевод Артур Бальбаков.