Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • F.A.Q.
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Учителя / Е.С. Далай-лама / Е.С. Далай-лама о бодхичитте.

Е.С. Далай-лама о бодхичитте.

22 Февраль, 2021
Для всех уровней понимания, Е.С. Далай-лама, Переводы
0

Вот почему я всегда говорю: если уж мы не можем не быть эгоистами, давайте хотя бы будем мудрыми эгоистами. Обычный, узконаправленный эгоизм загоняет нас вниз. Мудрый эгоизм приводит нас к просветлению. Вот уж действительно мудрое поведение! К сожалению, первое, что мы обычно делаем, – это привязываемся к разговорам о достижении просветления. Из писаний мы узнаём, что для того, чтобы стать буддой, нужна бодхичитта, а без неё нельзя достичь всеведения. И вот мы думаем: «Я хочу стать буддой, поэтому я должен практиковать бодхичитту». То есть нас не очень волнует бодхичитта, зато мы хотим стать буддами. Это принципиально неправильно. Всё наоборот! Надо забыть о любой эгоистической мотивации и думать о том, как практически помочь окружающим.

И мы сами, и все остальные существа едины в стремлении к счастью и в нежелании страдать. В этом мы абсолютно равны. Однако каждый из нас – это всего лишь одно-единственное существо, в то время как всех остальных – бесчисленное множество

Есть два подхода: эгоистическая забота о себе и альтруистическая забота о ближних. Эгоизм делает нас очень скованными и вечно напряжёнными. Мы думаем, что мы – очень важные персоны и что наша главная задача – чтобы мы были счастливы и чтобы у нас всё шло хорошо. При этом мы не знаем, как этого достичь. На самом деле если действовать исходя из эгоизма, то невозможно обеспечить себе счастье.

Те, кто придерживается противоположного подхода, считают других важнее себя и думают прежде всего о том, как им помочь. Действуя в этом направлении, такие люди сами становятся счастливее, хотя вовсе не стремятся к этому. Например, о тех государственных деятелях, которые действительно заботились о служении своему народу, в истории сохраняется добрая и уважительная память, в то время как те, кто эксплуатирует народ и доставляет ему только неприятности, всегда служат отрицательным примером.

Если временно оставить в стороне вопросы религии, перерождения и нирваны, то мы увидим, что даже в рамках одной жизни эгоистичные люди испытывают негативную отдачу от всех своих эгоцентричных действий. С другой стороны, о таких людях, как мать Тереза, которые искренне посвящают всю свою жизнь и все свои силы бескорыстному служению бедным, беспомощным и нуждающимся, всегда говорят с уважением и преклоняются перед их благородством. Ни у кого не находится в их адрес ни одного плохого слова. Это – результат заботы о других: хотите вы этого или нет, но даже те, кто не приходится вам родственником или другом, любят вас, чувствуют себя хорошо в вашем присутствии и испытывают к вам только тёплые чувства. Но если вы такой человек, что общаетесь с людьми очень мило, а потом за их спиной говорите и делаете нечто совсем иное, то никто, разумеется, вас любить не будет.

Итак, даже в этой жизни мы будем счастливы, если будем пытаться принести максимальную пользу окружающим, не слишком думая о себе. Наша жизнь довольно коротка – максимум сто лет. Если на протяжении всего этого времени мы постараемся быть добросердечными и думать о благе других существ, поумерив свой эгоизм и гнев, то это будет замечательно; это и будет реальной основой для счастья. А если мы будем эгоистично лезть вперёд, отодвинув всех остальных в сторону, то результат будет обратный: мы придём к финишу последними. Пропускать других вперёд – это наилучший способ прийти первым.

Так что не беспокойтесь о следующей жизни или о нирване; всё это случится само собой. Если в этой жизни вы будете добросердечным, неэгоистичным человеком, то вы будете хорошим гражданином мира. Можно быть буддистом или христианином, коммунистом или беспартийным, но самое важное – что вы человек, и поэтому постарайтесь быть хорошим человеком. Это и есть буддийское учение. Именно эту мысль и стремятся донести до нас все мировые религии.

При этом в буддийских учениях содержатся все методы, необходимые для того, чтобы победить эгоизм и воспитать в себе альтруистическое отношение к другим. Замечательный текст Шантидевы «Бодхичарья-аватара» очень помогает в этом деле. Я сам занимаюсь практикой, ориентируясь на эту книгу; она чрезвычайно полезна. Наш ум крайне изворотлив, он трудно поддаётся контролю, но если мы будем прикладывать постоянные усилия, неустанно размышляя и внимательно всё анализируя, то мы сможем научиться управлять умом, и он изменится к лучшему.

Некоторые западные психологи говорят, что не надо подавлять злобу, а надо дать ей выход, то есть, получается, надо заниматься практикой злобы! Однако необходимо провести важное различие между теми ментальными проблемами, которым надо дать выйти наружу, и теми, которым не надо. Например, если вас кто-то очень сильно обидел, то будет правильно, если вы выскажете эту обиду, а иначе она будет терзать вас изнутри. Но не надо высказывать её злобно. Если вы будете носить в себе такие беспокойные негативные эмоции, как озлобленность, они станут частью вашей личности. С каждой следующей вспышкой ярости вы будете быстрее и легче впадать в разгневанное состояние. Это будет повторяться снова и снова, пока вы не превратитесь в постоянно взбешённое неуправляемое существо. Поэтому в работе с ментальными проблемами надо понимать, что некоторые из них можно аккуратно
вывести наружу, но некоторые нельзя.

Когда вы начинаете пытаться контролировать беспокойные негативные состояния ума, то кажется, что это очень трудно. В первый день, неделю, месяц у вас мало что получится. Но если не сдаваться, то постепенно негативности у вас поубавится. Прогресса в умственном развитии нельзя достичь, принимая лекарство или какие-нибудь другие химические субстанции. Это происходит только с помощью контроля над умом. Таким образом, мы видим, что, для того чтобы достичь какой-либо цели – временной или абсолютной, – мы должны полагаться на других существ гораздо больше, чем на драгоценность, исполняющую желания, и всегда прежде всего думать о других.

Его Святейшество Далай-лама, “Восемь строф о преобразовании ума”

Категория:
бодхичитта
Поделиться :
Предыдущий Пост
Следующий пост

Похожие публикации

Линг Ринпоче о бодхичитте.
24 Февраль, 2021
Михаил
Для всех уровней понимания, Переводы
0
27 февраля – Учения Его Святейшества по случаю Дня явления чудесных сил Будды Шакьямуни
19 Февраль, 2021
Михаил
Новости
0
Важность бодхичитты.
19 Февраль, 2021
Михаил
Для всех уровней понимания, Лама Еше, Переводы
0
Выбрать рубрику
Метки
видео (115) аудио (88) расшифровка (25) Открытие Буддизма (22) духовный учитель (18) пустотность (пустота) (18) праздники (17) ретрит (15) бодхичитта (14) Лоджонг (14) интервью (13) смерть (13) книга (13) гуру (12) четыре благородные истины (11) калачакра (11) совет (10) дни преумножения (10) природа ума (9) карма (9) дни чудес (8) Сага Дава (8) нёндро (8) аналитическая медитация (7) Лосар (7) коронавирус COVID-19 (7) сансара (7) дост. Сангье Кхандро (6) сам себе психолог (5) как медитировать (5) три основы пути (5) восемь строф (4) отречение (4) садхана (4) Дагри Ринпоче (4) подношения (4) очистительные практики (4) Лхабаб Дучен (4) дхарма (4) страдание (4) тренировка ума (3) мудрость (3) нирвана (3) ум и его потенциал (3) предварительные практики (3) схемы ламрима (3) восемь обетов (3) Шаматха (3) ганден лхагьяма (3) монашество (3) групповая практика (2) равностность (2) Далай-лама (2) практика сорадования (2) депрессия (2) Копан (2) природа Будды (2) Чакрасамвара (2) конфликт (2) нравственность (2) дни Будды (2) сутра золотистого света (2) Янгси Ринпоче (2) сострадание (2) двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения (2) Чокор Дючен (2) Праджняпарамита (2) памятка (2) сенгхе дра (2) Тибет (2) четыре безмерных (2) Сингханада (2) посвящение (2) расставание с четырьмя привязанностями (2) утренние практики (2) взаимозависимость (2) Амитаюс (2) сутра сердца (2) лама Чопа (2) йога сна (1) бардо (1) непостоянство (1) тысячерукий Авалокитешвара (1) четырехрукий Авалокитешвара (1) сосредоточение (1) символизм (1) Сангва Гьячен (1) омовение (1)