О важности практики сорадования
Почему практика сорадования столь важна?
В этом фрагменте учений лама Сопа Ринпоче дает совет о сорадовании — простой практике, ведущей к достижению просветления. Ринпоче говорит, сорадование – это подлинное чувство счастья и радости, направленное как на себя, так и на других. Данный фрагмент учений включает практику сорадования благим заслугам, созданным нами, другими живыми существами, а также буддами и бодхисаттвами.
«Каждый раз, когда вы сорадуетесь, вы обретаете небеса заслуг, и это становится столь легким способом, ведущим к достижению просветления».
Лама Сопа Ринпоче
Почему важна практика сорадования?
- Вы можете выполнять эту практику, где угодно и когда угодно, она не требует физических усилий или особого оборудования, и ничего не стоит.
- Все ответы на вопросы об успехе приходят с сорадованием: это самый быстрый способ создания обширной заслуги в кратчайшие сроки и с приложением минимальных усилий.
- Сорадование благим качествам и успеху других создает причины, чтобы мы смогли осуществить обширные дела для блага других и смогли обрести такие же качества.
- Сорадование – это невероятно чистая практика. Это подлинное счастье и радость в сердце за себя и других.
- Если мы не радуемся своим собственным добродетелям, мы легко можем стать обескураженными, сосредоточившись на своих недостатках и упущениях вместо того, чтобы поддерживать устойчивую радость от того, что мы делаем.
- Если мы не сорадуемся счастью других, могут возникнуть зависть и гнев.
- Искреннее сорадование устраняет зависть, гордыню, дух соперничества и чувство собственной важности.
- В то время как зависть отдаляет нас от других, создавая препятствие, сорадование хорошим качествам других и их успеху приближает нас к ним и радостно открывает сердце.
Простая практика сорадования
1. Сорадуйтесь своим заслугам.
Сорадование собственным заслугам укрепляет их и «удваивает». Начните с размышления и понимания того, как каждое отдельное переживание счастья и успеха, которые мы обретаем в этой жизни, могут возникнуть только зависимо от причин, и эти причины должны быть добродетелью или заслугой.
В «Драгоценной гирлянде» Нагарджуна говорит:
Из недобродетели происходят все страдания, а также все жалкие миры существования.
Из добродетели происходит все счастье и все счастливые уделы, и радость во всех перерождениях.
Нам так легко понять важность денег, потому что мы так много всего можем сделать. Если у нас есть деньги, но даже обладание деньгами или способность радоваться наличию денег зависят от добродетели и заслуг. Каждое благое переживание, которое мы когда-либо испытывали, испытываем сейчас или будем испытывать в будущем зависит от созданной ранее добродетельной причины. Поэтому, эти причины, заслуги, которые мы создаем – именно это является самым необходимым для обретения счастья и успеха.
Неважно, насколько мы умны, образованы, без благой заслуги мы не обретем счастья и успеха. Мы не можем обрести постижений на духовном пути и даже счастья в этой жизни. Поэтому, благая заслуга исключительно важна.
Без благих заслуг жизнь очень сложна: не может произойти ничего хорошего, даже временного, мимолетного счастья не может случиться. Но накапливая все больше и больше заслуги жизнь становится все проще и постепенно все меняется. Обладая значительной благой заслугой, в жизни человека может произойти все, что угодно, даже то, что нам и сложно вообразить. Поэтому, каждая отдельная возможность накопления благой заслуги столь драгоценна!
Теперь порадуйтесь, размышляя: «Я накапливал благую заслугу в прошлом с безначальных перерождений до настоящего мгновения. Вся эта заслуга, столь драгоценна!». Также подумайте: «Прямо сейчас я собираю так много заслуг! Каждая добродетель. Которую я накопил, столь драгоценна!» а также, «Я накоплю еще столько благой заслуги с этого момента и до просветления. Вся благая заслуга, столь драгоценна!»
Обдумывайте это еще и еще раз, насколько это невероятно! Насколько мы удачливы, как это драгоценно, что у нас есть возможность создать всю эту благую заслугу. Каждая добродетель является причиной счастья, которое мы так ищем. Снова и снова порождайте такие размышления, подобно генерированию электричества. Самое важное здесь, это порождение чувства счастья в нашем сердце снова и снова. Не достаточно просто проговаривать слова. Если это просто слова, вы не ощутите сорадования, вы же должны почувствовать в своем сердце счастье от сорадования и благодарности. Именно таким образом добродетель увеличивается.
2. Сорадуйтесь заслугам других существ.
Если вы обладаете тем же уровнем постижений, что и человек, которому вы сорадуетесь, вы обретете такое же количество заслуг. Если существа обладают более высокими постижениями, вы обретете половину их заслуг, если существа имеют меньший уровень постижений, вы обретете вдвое большую им заслугу.
Начните с размышления о том, чего хотят живые существа – это счастье, и никто не хочет страданий. Причина счастья, которого все так желают – добродетель. Поэтому каждая малая добродетель, которую накапливают другие столь важна. Это то, что осуществляет их желания счастья, как временного так и постоянного. Так возникает каждое счастье и успех.
В Бодхичарья-аватаре Шантидева говорит [5:77]:
Цель всех деяний – радость,
Но, даже владея богатством, ее нелегко обрести.
А потому черпай радость в достоинствах,
Обретенных другими.
Сорадуйтесь, размышляя: «Живые существа накопили столько благой заслуги в прошлом с безначальных рождений вплоть до настоящего мгновения. Они накапливают прямо сейчас благую заслугу и еще накопят в будущем так много заслуг в будущем. Как это замечательно, как драгоценно! Как прекрасно!» Снова и снова порождайте такую глубокую радость в вашем сердце.
3.Сорадуйтесь благим заслугам бодхисаттв.
Сорадуясь заслугам, которые один бодхисаттва накапливает за один день, вы обретаете половину таких заслуг за одну секунду — это эквивалентно 13 000 годам заслуг за одну секунду!
Начните с размышления, что существует бесчисленное множество бодхисаттв, которые породили в своих умах бодхичитту. И каждое действие, осуществляемое их телом, речью, умом, каждый их вздох осуществляется для других. В их умах нет ни единой мысли о собственном счастье, единственное, чем заполнен их ум — это помысел принесения пользы и счастья другим. В силу этого бодхисаттвы постоянно, каждую секунду, создают безмерные небеса заслуг и посвящают их осуществлению желаний живых существ.
Затем сорадуйтесь:
- всем заслугам прошлого, настоящего и будущего каждого бодхисаттвы;
- всем реализациям бодхисаттв на семи нечистых земелях (бхуми), и трех чистых, возвышенных бхуми;
- всей невероятной обширной пользе, которую они могут предложить другим.
Породите чувство радости и затем вознесите молитву «Пусть и я стану как они».
4.Сорадуйтесь заслугам будд.
Сорадуясь заслугам будд, вы обретаете десятую часть их заслуг.
Начните с размышления о безграничных небесах благих качеств, которыми обладают будды. Если вкратце, то это:
- всеведущий ум – знание прошлого, настоящего и будущего, а также относительной и абсолютной природы явлений одновременно;
- совершенное сострадание, свободное от мысли различения;
- совершенная сила – способность проявляться в бесчисленных формах и осуществлять совершенные деяния для живых существ.
Сорадуйтесь:
- всем необъятным небесам качеств святых тел, речи и умов будд. Почувствуйте великое счастье в сердце. Каждый раз, когда мы сорадуемся, мы создаем причины обретения подобных качеств нами;
- сорадуйтесь всей неисчислимой заслуге собранной буддами в прошлом, собираемой в настоящем и той, что будет накоплена в будущем;
- сорадуйтесь обширной и глубокой пользе, которую эти будды могут приносить каждую секунду, постоянно освобождая бесчисленное множество живых существ от страданий и ведя их к просветлению.
Зародите устремление, чтобы в будущих жизнях стать подобными им, обретя все эти совершенные качества и обладая возможностями принести столь обширную пользу.
Если у вас достаточно времени, вы также можете дополнить практику сорадования, вспоминая более детально жизнеописания будд, в том числе:
Гуру Будды Шакьямуни: Будда практиковал шесть совершенств в течение трех великих неисчислимых эонов. Он снова и снова жертвовал собой, достиг просветления и открыл 84 000 учений, чтобы освободить нас от самсары и привести к просветлению. Если вы изучали качества Будды в великих трактатах, вспомните эти качества, и сорадуйтесь.
Лам обширной и глубинной линии передачи: вспомните все качества, заслуги и деятельность великих индийских пандитов, такик как Нагарджуна, Асанга, Шантидева и других. Сорадуйтесь восьми великим пандитам и четырнадцати ученым Наланды.
Ламы Атиша и всех учителей Кадам: включая Дромтонпу, Потову, Чекаву и других.
Миларепы: сорадуйтесь в особенности его невероятной преданности гуру и тому, как он практиковал, превозмогая великие трудности, и достиг просветления за одну жизнь.
Ламы Цонкапы: он осуществил обширное изучение, размышления, медитацию, осуществлял путь, достигая всех качеств Будды, принося огромную пользу другим существам, даруя ясное объяснение сутры и тантры, что облегчает нам достижение безошибочного понимания и безошибочного постижения пути к просветлению, не тратя времени на неверные воззрения, защищая нас от непонимания и неправильной практики. Его не только обширная, но и чистейшая практика, даже в эти времена упадка, была без малейших мирских помыслов (черных, белых и смешанных). Столь важно каждый день сорадоваться качествам Ламы Цонкапы и принесению им блага другим, выполнять гуру-йогу Ламы Цонкапы, а вознося молитвы посвящения, молиться ото всего сердца чтобы во всех наших жизнях мы могли быть подобными Ламе Цонкапе.
Новых лам Кадам: восемь близких учеников Ламы Цонкапы, Панчен лам, Далай-лам и всех лам линии включая:
Наших добрейших учителей: Его Святейшество Далай-ламу, ламу Сопу Ринпоче, Чодена Ринпоче, Денма Лочо Ринпоче и других.
Сорадуйтесь:
- их качествам и тому, скольким они жертвуют, практикуя с великими усердием, обретая постижения и принося пользу другим;
- их прошлым, настоящим и будущим заслугам;
- обширной пользе, которую они способны принести учению Будды и всем живым существам.
Ото всего сердца вознесите молитву, чтобы суметь осуществить такие же деяния.
В заключение посвятите всю созданную добродетель, подумав следующим образом: «Пусть я смогу собрать столько благой заслуги сколько накопили будды и бодхисаттвы, и все живые существа, чтобы привести каждое живое существо к состоянию полного просветления».
Материал подготовлен отредактирован дост.Сарой Трешер. Ретритный центр Тушита, Дхарамсала, Индия, март 2010.