Подавленность из-за пустотности
Ученик, проходящий ретрит по шинэ, спросил Ринпоче, почему он иногда чувствует подавленность после медитации на пустоту. Состоялся следующий диалог между Ринпоче и учеником:
Ученик: Иногда на ретрите, когда по-настоящему медитируешь, что всё – видимость, иллюзия, и всё пустотно, чувствуется, что ум может стать очень подавленным.
Ринпоче: Подавленным?
Ученик: Да, очень равнодушным…
Ринпоче: Должно быть наоборот. Ты чувствуешь себя подавленным, потому что не способен сохранять медитацию в повседневной жизни?
Ученик: Нет, ум цепенеет, становится бесчувственным; раз всё это – обозначение, то кажется, что всего, что происходит, на самом деле нет.
Ринпоче: В каком смысле? Мне это не кажется проблемой.
Ученик: Например, когда я выхожу на улицу и вижу что-то красивое, я думаю: «Это просто обозначение, в нем нет красоты», и я чувствую, что не могу испытывать радость. Или я чувствую себя счастливым, но потом я осознаю, что счастье – это просто обозначение, и я больше ничего не чувствую, я возвращаюсь в ничто. И когда я чувствую себя грустным, я тоже говорю себе: «Это просто обозначение», и больше не чувствую себя грустным. Итогом постоянного выполнения этой медитации становится то, что ты больше ничего не чувствуешь. Становишься каким-то унылым, и ум немного странный.
Ринпоче: Если медитировать правильно, то в результате ты должен почувствовать себя свободнее. Результатом должно быть это, а не ещё большее огорчение, иначе это не освобождение. Если ты от созерцания красоты в уме возникает цепляние – это не свобода, это тюрьма. Если медитировать правильно, то в результате ты почувствуешь себя свободнее.
Ученик: Но даже чувство свободы – обозначение.
Ринпоче: Да, это обозначение, но у него есть основа. Ты не просто так навешиваешь ярлык; у ярлыка есть основа. Есть чувство, и ты обозначаешь это чувство «свобода».
Ученик: Но когда возникает такое чувство свободы, мой ум немедленно твердит: «И это тоже лишь обозначение», и я не могу к нему привязаться. Я бы хотел медитировать на пустотность этого чувства, тогда бы я не дал себе ощущать его, потому что оно также является лишь обозначением.
Ринпоче: Да, это обозначение, все существует лишь в силу обозначения. Поэтому в первую очередь важно медитировать на карму, страдания сансары и недостатки омрачений. Затем, когда эта реализация, открытие и отречение станут сильными, тогда можно приступать к медититации на пустоту. Тогда пустотность станет средством, подобным атомной бомбе – уничтожающим омрачения и освобождающим сансару, уничтожающим сансару.
Но нужно медитировать на карму, недостатки омрачений, как омрачения обманывают нас и служат причиной обширных страданий сансары; на недостатки сансары, каковы недостатки омрачений, на омрачения как на врагов, как эти объекты являются природой страдания, особенно на то, как во всех сансарических удовольствиях скрыта природа страдания. Причина в том, что ты недостаточно медитировал на отречение, на то, что сансара по природе своей – страдание и сансарические удовольствия по природе соей – страдания. Поняв, как во всем виновны омрачения, осознав омрачения как врага – обретя это, обретя познание пустотности, как атомную бомбу, уничтожающую омрачения, только тогда ты станешь счастлив. Сколько бы мы ни медитировали на пустоту, результатом будет только счастье. Это невероятная драгоценность. Без этого ты не сможешь навсегда освободиться от адских миров, миров голодных духов, животных, сур, асур и людей – ты не сможешь освободиться от этих страданий навсегда.
Все людские трудности существуют из-за омрачений и из-за ключевой причины этих омрачений: неведения. Любое омрачение – привязанность, гнев – восходит к пороку неведения, корню сансары. Всё происходит оттуда. Остальные омрачения, делающие нашу жизнь и жизнь других такой трудной, исходят из корня, неведения. Изъяны неведения, цепляющегося за «Я» как за истинно существующее, это корень сансары.
Ты недостаточно медитировал на то, что сансара является страданием, на природу сансарического удовольствия, на отречение. Из-за этого ты не видишь сансарические удовольствия как страдание, и возникает цепляние за них. Из-за этого, когда ты медитируешь на пустотность, это становится угнетающим, в этом проблема. Поэтому, пожалуйста, медитируй больше на карму, на то, как сансарическое удовольствие является страданием, на омрачения как врагов, особенно неведение, и тогда от медитации на пустоту будет возникать одна лишь великая радость.
Перевод Светлана Капцова.