Памятование о пустоте в повседневной жизни
Кьябдже Лама Сопа Ринпоче, Монастырь Копан, Непал
Как я уже упоминал, практикуя памятование о пустоте в нашей повседневной жизни, когда наш ум полностью осознает, что в этих совокупностях нет – хвалит ли нас кто-то или критикует, это не влияет на нас, это не нарушает внутренне равновесие. Внутри нас – мир, счастье и безмятежность. Мы не страдаем из-за внешних условий, мы не создаем негативную карму возникающими омрачениями и не создаем причину страдания.
Ещё я говорил о практике памятования. Итак, даже если мы думаем о «Я», если мы понимаем, что «Я» – просто обозначение, созданное умом, когда мы обнаруживаем это или когда мы находимся в осознанной медитации на это – тогда получаем ли мы материальные вещи или нет, получаем подарки, например на день рождения, или нет, хвалят ли нас, критикуют, портится ли наша репутация – всё это нас не беспокоит. Всё это не причиняет нам страдания, всё это мы можем пережить. Мы не создаем негативную карму, не злимся, не цепляемся ни за что, и тем самым не создаем причин сансары.
Чем бы вы ни занимались в повседневной жизни, практикуйте памятование об условном «Я», являющимся лишь обозначением, о действии, являющимся лишь обозначением, и об объекте, являющимся лишь обозначением. Практикуйте памятование об о том, что всё является лишь обозначением, создаваемым умом. Что бы вы ни делали, практикуйте это памятование, и в это время омрачения – гнев, привязанность, неведение – не возникнут. Это ведёт нас к освобождению, это становится противоядием от сансары. Таким образом любое наше действие становится противоядием от сансары. Это памятование устраняет неведение, корень страдания, подобным образом мы видим иллюзию как иллюзию. Этого реального «Я» нет; это иллюзия, которой нет.
Как нет этого истинно существующего «Я», как оно ложно и иллюзорно, точно так же, какое бы действие мы ни совершали, это реальное, истинно существующее действие иллюзорно и ложно. Например, мы идём, нам кажется, что наша ходьба – это истинно существующее действие, но это абсолютно неверно. Реальное «Я» или реальная ходьба – абсолютно ложны. Точно так же, как истинное «Я» при взгляде на него оказывается ложным, и истинная ходьба иллюзорна, она ложна.
Дорога, по которой мы идем – реальная дорога точно так же отсутствует. Если мы станем искать, где же находится эта реальная дорога, мы не сможем её найти. В точности то же самое. Точно так же, как мы не можем найти «Я» среди совокупностей, мы не можем найти реальную дорогу, если начнём её искать. В отсутствие анализа нам кажется, что реальная дорога существует, но, если мы начнём ее искать – её нет. Поэтому мы можем смотреть на реальную дорогу как на обман, на иллюзию. Мы можем смотреть на иллюзию как на иллюзию. Чем бы мы ни занимались, мы можем смотреть на это как на иллюзию, как на сон.
Сон – это очень хороший пример. Сон – прекрасный пример. «Я» — это сон, действие – сон и объект – сон. Мы можем смотреть на всё как на сон, как на продолжение нашего сна. Смотреть на всё как на сон – это очень эффективно; это очень хорошая медитация.
Что бы мы ни делали во сне– ходили, сидели, ели – это всё является лишь обозначено нашим умом. Это всё обозначено нашим умом, но этого нет, вовсе не существует. Мы можем видеть во сне, что мы выиграли миллиард долларов в лотерею, вот мы идем, получаем миллиард долларов, кладем их в сумку, и сумка становится очень тяжелой. Но когда мы просыпаемся –сумки нет. Здесь – то же самое. Всё это – реальное «Я», реальное действие, реальная дорога, реальное принятие пищи, реальная еда – всё это обман. Мы можем смотреть на это как на сон.
Воспринимать всё как на сон – это другая хорошая медитация. Что бы мы ни делали – «Я», действие, объект – что бы ни казалось нам не просто обозначением, данным умом, существующим со своей собственной стороны, мы можем смотреть на всё это как на сон. Максимальное сохранение такого памятования – очень мощное, очень эффективное средство. Это очень хорошая медитация. Это очень сильно действует. Я не буду использовать другие цитаты.
Другая техника медитации на пустоту – это смотреть на нее как на фокусника. Фокусник использует мантру, какие-то снадобья, что-то там ещё, чтобы вызвать галлюцинации у зрителей. Так же и неведение оставляет негативные отпечатки в уме.
Оно накладывает иллюзию истинного существования на «Я», являющееся лишь обозначением, на действие, являющееся лишь обозначением, на объект, являющийся лишь обозначением, на ад, являющийся лишь обозначением, на Просветление, являющееся лишь обозначением, на сансару, являющуюся лишь обозначением, на нирвану, являющуюся лишь обозначением, на счастье, являющееся лишь обозначением, на проблему, являющуюся лишь обозначением. Это неведение заслоняет всю нашу жизнь иллюзиями. Оно создает эту иллюзию истинного существования для каждой лишь обозначенной вещи – лишь обозначенного «Я», лишь обозначенного действия, лишь обозначенного объекта. Оно постоянно создаёт для нас иллюзии; постоянно создаёт для нас иллюзии.
Неведение подобно фокуснику, мы подобны зрителям на представлении. Фокусник обманывает чувства зрителей, и они видят все вещи искажёнными. Не видят реальности. Неведение создает полную иллюзию для нас, как фокусник, оно всю жизнь создаёт для нас иллюзии. И это – другая практика памятования в нашей загруженной жизни. Вот как нам надо медитировать на пустоту в нашей повседневной жизни, в нашей загруженной жизни. Часть нашего ума должна всегда пребывать в этой медитации, разговариваем ли мы, ведём машину или отправились за покупками.
Сердце буддизма – это Три Основы Пути к Просветлению, поэтому пустота, правильное воззрение, очень важная практика.
Перевод: Светлана Капцова