Лама Еше. Истинные приверженцы Дхармы рады трудностям
Лама Еше дал это учение в Гриззли Лодж, Калифорния, в 1980 году. Отредактировал Николас Рибуш. Опубликовано в журнале «Мандала» в октябре 2012 года.
Иногда, когда люди впервые слышат дхармический учения о счастье и страдании, они думают, что счастье зиждется на страдании — и если бы они полностью освободились от страдания, невозможно было бы испытать счастье.
Мне понятно, откуда берётся эта идея. В чём-то это даже логично: если нет несчастья, нет и счастья; несчастье и счастье — взаимозависимые явления. Это человеческий опыт. И мой тоже.
Когда я учился в монастыре Сера в Тибете с девяти до двадцати четырех лет, то получил много учений и получил много комментариев от прекрасных учителей. За мной отлично присматривал мой дядя, он следил, чтобы я никогда не страдал от голода и жажды и заботился обо мне в целом. Это была типичная монашеская жизнь, и это было здорово. Я же изо всех сил изучал и практиковал Дхарму.
Но вот в 1959 году китайцы нас выгнали. Не совсем выгнали, конечно, но они не разрешали никому практиковать Дхарму, так что я решил — если я хочу продолжать практику, то нет смысла оставаться в Тибете. И я сбежал в Индию. Китайцы не только запрещали нам практиковать, они расстреливали людей, а я, несмотря на учёбу и практику, ещё не был готов к смерти.
И в этой болезненной неопределённой ситуации мне надо было глубоко заглянуть в себя и понять, позволяют ли полученные учения справиться с новой реальностью. Оказалось, что они очень даже помогают, и это дало мне уверенность, нужную, чтобы свыкнуться с новой средой, куда мы попали.
Пока жизнь вас не потрепала, вы получаете учение за учением и думаете, что у вас всё хорошо, но когда вы попадаете в переплёт, может оказаться, что всё вовсе не так уж и хорошо. Поэтому истинные практики Дхармы рады трудностям. Это даёт им возможность понять, работает ли то, что они изучают, даёт возможность преобразовать страдание в счастье. А иначе вы просто весело шагаете по жизни, в отрыве от реальности, думая, что все в порядке, хотя это вовсе не так — всё потому, что на самом деле вы вообще не практиковали Дхарму.
Можно сказать по-другому: болезненные ситуации — источник мудрости. Почему? Во-первых, болезненные ситуации — плод недобродетельной кармы. Когда нам больно, надо спросить: «Почему это происходит со мной? Как это случилось?» Такой вопрос приводит к пониманию: это созревание негативной кармы, созданной нами в прошлом. Это базовое понимание может перерасти в мудрость; болезненный опыт помогает нам развить глубокое понимание, превосходящее интеллектуальный уровень.
Конечно, если вы абсолютно невежественны, не важно, сколько страданий вас ждёт, они никогда не смогут привести вас к счастью. Вы будете только переходить от одних страданий к другим, более тяжёлым. С другой стороны, если у вас есть чуточку дхармической мудрости, вы знаете, как использовать ваш трудный жизненный опыт, чтобы двигаться к счастью.
Один лама сказал: «Дела идут хорошо — ты великий практик Дхармы; дела идут плохо — твоя Дхарма исчезает. Когда твой желудок полон, а в окно светит солнце, легко выглядеть правоверным; но когда приходят трудности, ты остаёшься ни с чем».
Это похоже на моё тибетское детство, когда я был уверен, что практикую Дхарму. Но легко могло оказаться, что в переломный момент я бы обнаружил — мой опыт Дхармы куда-то испарился, я будто бы никогда не использовал Дхарму и даже и не понимал её; и это легко могло привести к отказу от нее, к мысли, что Дхарма не работает.
Практика Дхармы очень трудна, если вы не понимаете, что это такое. Вам нужно понять, что в учениях Дхармы говорится о вас, о вашей личной реальности. Вам надо принять их на свой счёт, соединить со своей жизнью. Если ваше понимание Дхармы похоже на суп — на кучу разных идей вперемешку — и вы не делаете Дхарму частью своей жизни, это нехорошо. В таком случае она вам не поможет.
Если вы осознаёте своё собственное состояние, свой уровень, каждую секунду знаете, что вам нужно, то вы сможете адекватно удовлетворять свои нужды, и увидите свой реальный прогресс. Просто собирать информацию, никак не связанную с вашей личной реальностью — бессмысленное занятие. Если вы воспринимаете Дхарму со своей точки зрения, со своей жизненной перспективы, у вас гораздо больше шансов на саморазвитие. Вот что вы должны попробовать. Основывайте практику на собственном опыте.
Перевела Рахиль Каменская
Отредактировала дост. Тубтен Пелгье
Источник: https://www.lamayeshe.com/article/true-dharma-practitioners-welcome-trouble