Лама Еше о Рождестве
В 1971 году лама Тубтен Еше провел серию бесед в монастыре Копан в Непале по окончании одномесячного копанского медитационного курса. По мере приближения Рождества западные студенты стали чувствовать себя немного не уютно не зная, что делать с эти чувством, так как они пропускают Рождество. Лама Еше, почувствовав их смятение, попросил их собраться в зале для медитации, где он рассказал о Рождестве и буддийской практике. Беседы, которые лама Еше проводил в этот период, собраны в книге «Тихий ум, святой ум» (Silent Mind, Holy Mind). Ниже приведен отрывок из книги.
Когда мы снова соберемся в канун Рождества на праздновании рождения Святого Иисуса, давайте сделаем это в мире, с благими вибрациями и со счастливым умом. Я думаю, это будет замечательно. Прийти на празднование в сердитом настроении было бы довольно печально. Вместо этого приходите с прекрасной мотивацией и большой любовью. Не допускайте дискриминации, воспринимайте все подобно золотом цветку, даже своего злейшего врага. Тогда Рождество, которое так часто вызывает возбуждение ума, станет прекрасным.
Когда вы меняете свое ментальное отношение, меняется и внешнее видение. Это подлинный поворот ума. В этом нет никаких сомнений. Я не особый человек, но у меня есть опыт в этом, и это работает. Вы, люди, такие умные, поэтому вы можете понять, что ум обладает такой способностью изменять себя и свое окружение. Нет причин, по которым эти изменения не могут быть к лучшему.
Некоторые из вас могут подумать: «О, я не хочу иметь ничего общего ни с Иисусом, ни ничего общего с Библией». Это довольно озлобленное, эмоциональное отношение к христианству. Если бы вы действительно понимали, вы бы осознали, что Иисус учил: «Любите!». Это так просто и так глубоко. Если бы в вас была настоящая любовь, я уверен, вы чувствовали бы себя гораздо спокойнее, чем сейчас.
Как вы обычно думаете о любви? Будьте честны. Она всегда связана с дискриминацией, не так ли? Просто оглядите эту комнату и посмотрите, не является ли кто-нибудь из присутствующих здесь объектом вашей любви. Почему вы так резко различаете друзей и врагов? Почему вы видите такую большую разницу между собой и другими?
В буддийском учении такое ложное дискриминационное отношение называется двойственностью. Иисус сказал, что такое отношение противоположно истинной любви. Поэтому есть ли среди нас хоть один человек, обладающий чистой любовью, о которой говорил Иисус? Если нет, то мы не должны критиковать его учение или считать, что оно не имеет к нам отношения. Это мы неправильно понимаем, возможно, знаем слова его учения, но никогда не действуем в соответствии с ними.
В Библии так много прекрасных строк, но я не припомню, чтобы я читал, чтобы Иисус когда-либо говорил, что если вы ничего не сделаете, не подготовитесь каким-то образом, то Святой Дух сойдет на вас, вжуух! Если вы не действуете так, как Он сказал вам, что вы должны действовать, то никакого Святого Духа для вас и не существует.
То, что я прочитал в Библии, имеет тот же смысл, что и буддийские учения о равностности, сострадании и замене своей привязанности к «Я» на любовь к другим. Может быть, не сразу понятно, как тренировать свой ум, чтобы развить эти установки, но это, безусловно, возможно. Только наш эгоизм и замкнутость мешают нам.
С истинным осознанием ум перестает быть эгоистически озабоченным собственным спасением. С истинной любовью человек перестает вести себя двойственно, испытывая сильную привязанность к одним людям, отстраненность от других и полное безразличие к остальным. Все очень просто. В обычной личности ум всегда разобщен с самим собой, всегда борется и нарушает свой собственный покой.
Учение о любви очень практично. Не надо помещать религию куда-то на небо и чувствовать, что вы застряли здесь, на земле. Если действия тела, речи и ума соответствуют любящей доброте, вы автоматически становитесь по-настоящему религиозным человеком. Быть религиозным — это не значит посещать какие-то учения. Если вы слушаете учения и неправильно их интерпретируете, то вы, по сути, противоположны человеку религиозному. И только потому, что вы не понимаете определенного учения, вы злоупотребляете религией.
Отсутствие глубокого понимания приводит к предвзятости. Эго чувствует: «Я буддист, поэтому христианство должно быть неправильным». Это очень вредно для истинного религиозного чувства. Вы разрушаете религию не бомбами, а ненавистью. Что еще важнее, вы разрушаете спокойствие собственного ума. Неважно, выражаете ли вы свою ненависть словами или нет. Одна только мысль о ненависти автоматически разрушает ваш покой.
Точно так же истинная любовь не зависит от физического выражения. Вы должны осознать это. Настоящая любовь — это чувство глубоко внутри вас. Это не просто улыбка на лице и счастливый вид. Скорее, она возникает из искреннего понимания страданий каждого другого существа и излучается им без разбора. Оно не предпочитает избранных немногим, исключая всех остальных.
Более того, если кто-то ударит вас, и вы отреагируете гневом или сильной тревогой, воскликнув: «Что со мной случилось?», это также не имеет ничего общего с умом, знающим значение истинной любви. Это просто невежественная озабоченность эго собственным благополучием. Куда мудрее осознать: «То, что меня ударили, на самом деле не причиняет мне вреда. Мое заблуждение в виде ненависти — это враг, который вредит мне гораздо больше, чем это». Подобное размышление позволяет расти истинной любви.
Ссылки на книгу «Безмолвный ум, святой ум», из которой взята эта выдержка, можно найти в Архиве мудрости Ламы Еше (на английском языке): https://www.lamayeshe.com/shop/silent-mind-holy-mind
Лама Тубтен Еше вместе с ламой Сопой Ринпоче основатели Фонда поддержания махаянской традиции(FPMT) — тибетскую буддийскую организацию, занимающуюся распространением традиции и ценностей буддизма Махаяны по всему миру посредством учения, медитации и общественной работы.