Интервью с дост. Рене. Часть II.
Стремление к переменам. Часть II.
В 1996 году в монастыре Копан в Непале состоялась беседа Дост.Рене Фёси и Дост. Робины Куртин, где Досточтимый рассказал о своем 2.5 годичном затворничестве в ретритном центре Осел Линг в горах Сьерра-Невада в Испании.
Д.Рене: Что я считаю очень важным — это позу для медитации: когда я занимался медитацией сосредоточения, я старался как можно чаще сидеть в позе полного лотоса. Поза имеет огромное значение: ваш ум автоматически становится ясным и более устойчивым. Другой момент, который я нахожу весьма полезным — это предварительные молитвы. Обычно я не считаю особенно полезным для своего ума обширные молитвы. Но совершенно точно молитвы Прибежища, бодхичитты и гуру-йога, — это действительно важнейшие части практики. Сильные молитвы к гуру, просьбы, а затем растворение в себе образа гуру, и с такой основой вы начинаете практику сосредоточения. Благословения безусловно помогают начать практику.
Я считаю, что преданность [гуру] очень и очень важна. Я бы даже сказал, что для меня чувство преданности — это то, что и делает сердце мягким и открытым. У нас, западных людей, есть одна проблема: мы знаем все техники, мы много чего знаем, но мы не обретаем переживания на опыте всего этого. Почему? Все потому, что сердце как кусок камня, как скала, понимаете? Только когда сердце полно мягкости и света, только тогда может прийти опыт. И это то, как работает преданность. Когда вы обладаете преданностью, то и сострадание прочувствовать становится очень легко, и понимание страданий сансары тоже приходит очень легко, — все становится очень легким, когда ваше сердце мягкое и светлое, все остальное проистекает из этого состояния ума.
Когда вы видите всех этих высоко реализованных учителей из любой традиции, будь то христианская, индуистская, буддийская, — все они обладают невероятно сильной преданностью, духовным рвением. Внутренний опыт — это невероятная преданность и рвение. Из этого проистекает весь их опыт. Иногда человек слишком сильно увлекается интеллектуальным аспектом того, как развить преданность – главное тут испытать эмоции, прочувствовать это. Рассуждения не так важны. Просто ощутите это, обретите переживание.
Осознание своей собственной ограниченности для меня является самым драгоценным способом обретения такого переживания. То, насколько ограничены мои возможности, и насколько сильно я хочу измениться. Преданность, рвение для меня — это сильное желание измениться. Оно должно исходить из самого сердца, вырываться наружу. «Я хочу измениться! Я не хочу больше быть этим ограниченным существом, я хочу, чтобы эти стены рухнули!». И тогда из этих мыслей возникает чувство — должно быть что-то более высокое, совершенное, чистое, должны быть существа высоко реализованные. Вы думаете, что должны быть существа, которые достигли этого совершенства. И молитесь об этом, о любой помощи, которую возможно получить.
Я думаю, что главное — это открыться навстречу этому устремлению. Для меня это была самая важная часть в развитии духовного рвения, преданности — эти стремление и жажда. Потому что, если вы просто думаете: «Будда там, наверху», а с вашей стороны у вас не возникает никаких ответных эмоций, вы просто сидите, читаете мантры и визуализируете приходящее благословение, при этом с вашей стороны нет никакого устремления, — так не сработает. Начиная практику с очищения, накопления заслуг и преданности, я думаю, тогда и все остальное придет довольно легко.
Я ношу с собой один текст учений ламы Сопы [достает его]. Это учение о важности очищения и накопления заслуг, я получил его от ламы Сопы. И это так верно. Эти практики имеют глубокий психологический смысл. Очистительные практики очень важны не только потому, что они очищают негативную карму прошлого, но каким-то образом они помогают сделать ваш ум более ясным, и вы обретаете некий уровень самоуважения – более собраны, очищенны.
Они могут помочь устранить чувство вины, чувство неполноценности, чувство, что вы не в том месте, или не делаете то, что нужно. Практики очищения избавляют от этого и помогают вам почувствовать себя хорошо. «Ладно, пусть я не все сделал правильно, но, по крайней мере, я очистил то, что мог». И тогда у вас появляется ощущение благополучия.
Я думаю, это очень ценно, хотя порой мы забываем об этом. Мы просто думаем: «Ой, я уже столько раз выполнял практику очищения, что же я там еще очищаю? Я уже больше ничего не помню, что нужно очистить». Но человек просто забывает о положительном эффекте очищения.
Что касается накопления заслуг, я думаю, что это повышает позитивную энергию, позитивный потенциал; увеличивается ваше благополучие. Вы делаете что-то стоящее в своей жизни. В результате этой практики у вас появляется ощущение благополучия, чувство, что все хорошо. Чувство самоуважения, удовлетворенности своей жизнью, — они возрастают. А это дает радость, которая приходит от того, что вы довольны собой.
Главное — иметь это мягкое сердце. Тогда, какую бы медитацию вы ни выполняли, она сработает. А если у вас этого нет, то какую бы медитацию вы ни делали, она не заработает. Вот так все просто. Мы так много раз слышали об этом. Но теперь, я вижу, как это действует на ум,-если этого нет, то вы не обретете переживания. Не уловите его.
Д.Робина: Расскажите нам, что вы узнали о пустоте, что вы узнали об объекте отрицания, о Я.
Д.Рене: Что ж, что прекрасно в ретрите, так это то, что наконец-то у вас появляется достаточно времени для того, чтобы прочитать все свои записи, изучить все учения о пустоте. «Медитация на пустоту» и «Йога пустоты» Джеффри Хопкинса (Jeffrey Hopkins’s Meditation on Emptiness and Emptiness Yoga), «Эхо пустоты» Геше Рабтена (Geshe Rabten’s Echoes of Voidness), учения Джорджа Дрейфуса о пустоте (George Dreyfus’s teachings on emptiness) – я по-настоящему наслаждался всеми этими текстами. И кроме того, у вас есть время после прочтения, сесть и поразмышлять над этим, посмотреть, как это работает. Вот это считаю очень, очень ценным – эту возможность понаблюдать за своим умом и за тем, как эго показывает свой нос.
Д.Робина: Расскажите нам об этом. Расскажите нам об объекте отрицания. Как он ощущается, как выглядит? Вы четко распознали его? Если говорить о четырех стадиях, вы четко осознали первую?
Ну, похоже, что остальные этапы очень просты, как только вы разберетесь с первым; вся проблема в первом этапе. Остальные просто следуют за ним. Одна вещь, которая оказалась очень полезной, — это сначала найти основу вменения: распознать, что такое тело, как тело меняется от момента к моменту; и что такое ум, что такое осознание, что такое мысли, что такое эмоции, и как они меняются от момента к моменту. Итак, первое — это распознавание основы вменения Я.
Д.Рене: Похоже, что остальные этапы довольно просты, если удастся разобраться с первым; вся проблема в первом этапе. Остальные просто вытекают из него. Что оказалось весьма полезным, — это сначала установить основу обозначения: распознать, что такое тело, как тело меняется от момента к моменту; и что такое ум, что такое осознание, что такое мысли, что такое эмоции, и как они меняются от момента к моменту. Итак, первое — это распознать основу обозначения Я.
Обычно я начинал с гуру-йоги, и после растворения гуру в сердце я делал паузу, пребывая в этом пространстве осознания. В какой-то момент в этом пространстве осознавания возникало Я. И стала совершенно ясно, что Я кажется неотъемлемо существующим, чем-то существующим со своей собственной стороны. Оно не кажется просто обозначением, приписываемым этому телу и уму, оно кажется чем-то бОльшим, чем это. «Я» не кажется меняющимся, напротив, оно кажется весьма прочным, и контролирующим все.
Затем, сохраняя, поддерживая это ощущение Я, если вы начнете искать его краешком вашего ума, внутри пяти совокупностей, среди мыслей, эмоций, и в теле, вы обнаруживаете, что ни одна из этих частей, и все они вместе не могут быть «Я», потому что все они меняются от мгновения к мгновению. Нет ничего твердого, что могло бы поддерживать это «Я». И нет нигде и за пределами тела и ума, где это прочное «Я» могло бы оказаться.
Увидев это ясно, «Я» оказывается больше не за что удержаться, и оттого оно исчезает, словно мыльный пузырь при прокалывании. Первое переживание заключается в том, что вы не находите того, что ожидали там найти: это похоже на шок, который вы испытываете, когда ваша машина или ремень с деньгами оказываются не там, где вы уверены, что они должны быть. Шок при обнаружении отсутствия «Я» еще сильнее, он сотрясает самую основу самого себя.
Нет никакого Я, оно просто приписывается телу и уму. Нигде нет никакого «Я». «Я» совершенно не существует. Обычно переживание заключается в том, что где-то есть некое ощущение «Я», наподобие такого облака, чувство «Я»; даже если вы не можете его отыскать, есть какое-то ощущение «Я». Но в медитации вы полностью убеждаетесь, что никакого «Я» вообще нет, что это просто название чего-то, что не является «Я», а есть лишь тело и ум. То, что приходит на ум — это отсутствие, пустота, затем просторность, это очень радостно и очень легко. Потрясающая свобода. Вы чувствуете: «Ух ты! Наконец-то я могу дышать!». Это чувство невероятного простора, очень приятное.
Когда интенсивность переживания уменьшается, а вы, очевидно, все еще существуете, даже более тщательно, чем когда-либо, вы проверяете, как существует «Я». Вы видите, что существуете благодаря простому наименованию, наложенному на совокупности. И нет никакого [прочно существующего] «Я», но пока есть основа (совокупности), допустимо называться «Я», потому что тело и ум могут функционировать, как того ожидается от «Я». И это все, что требуется для существования «Я».
Затем, задав такую основу пустоты, я приступал к садхане. На самом деле, когда часть с пустотой сработана хорошо, то и вся садхана становится проникнута ею. Но если вы не задали такого начала с опорой на пустоту, все визуализации кажутся прочными, созданными умом. Кроме того, я обнаружил, что садхана имеет определенную структуру, которая на самом деле очень разумна. В ней есть логика, например, если вы хорошо делаете одну часть, то следующая часть сложится хорошо. Если же какая-то часть не получается, то и следующая тоже не получится.
Совершая восхваления учителям линии передачи, вы получаете вдохновение ото всех этих мастеров, что дает вам определенную уверенность в практике. Приходит некое благословение. Затем выполняется практика Ваджрасаттвы — это устранение препятствий для самой практики, и если вы делаете ее хорошо, то и гуру-йога получится хорошо. А если вы хорошо выполняете гуру-йогу, вы получаете много благословений, и это помогает более легкому проведению медитации о пустоте. А если будет с легкостью выполнена часть о пустоте, то и всё дальнейшее построение мандалы получится хорошо. Мне было очень интересно наблюдать за этим процессом.
Д.Робина: Вы наизусть знали свою садхану?
Д.Рене: Я запомнил слова Лама Чопы (Гуру пуджи) на английском языке. Обычно я выполнял ее каждое утро, поэтому стоило потратить время на заучивание наизусть. Это значительно облегчает процесс, ведь так вы можете остановиться и визуализировать, не открывая глаз, не отвлекаясь на текст. Большую часть садханы божества я тоже запомнил, хотя иногда я пропускал большую часть слов и просто следовал визуализации, произносил мантры и молитвы. Так мне было удобнее.
А еще во время работы с садханой было здорово останавливаться в некоторых местах и выполнять медитацию сосредоточения. Это было легко в начале сессии, когда ум свеж и еще можно поддерживать тело в нужном положении. Затем, когда ум начинал немного уставать, я просто продолжал молитвы и все остальное.
Д.Робина: Какие еще объекты медитации вы выбирали? Вы уже сказали, что медитировали, например, на ясность ума.
Д.Рене: В той или иной ситуации я находил разные объекты более полезными, более легкими. Например, в части благословения гуру, когда вы вбираете гуру в сердце, вы оказываетесь в этом пространстве. Иногда я брал это пространство ума в качестве объект медитации: оно уже было, поэтому я не искал другого объекта. Я просто оставался в этом состоянии и старался развить сосредоточение на нем.
Д.Робина: Как бы вы назвали этот объект?
Д.Рене: Природа ума, образ ума. И когда [сосредоточение] стабилизировалось, «я» начинало высовывать свой нос. Тогда мне стало интересно использовать это, ведь природа ума — это объект утверждения, а пустота — это не утверждающее отрицание. На самом деле, когда пустота является объектом медитации, очень легко откатиться обратно до восприятия просто природы ума. Вы теряете ее восприятие как не утверждающего отрицания, и она снова становится просто пространством ума.
В другой раз, в садхане стадии зарождения, я обнаружил, что очень полезно обрести устойчивость в визуализации всей мандалы, а не только тела божества. Иногда было полезно иметь всю картину в целом, потому что в такой момент возникает словно бы панорамное видение, и тогда «Я» меньше вовлечено, поэтому и отвлечение меньше. У вас появляется эдакий обзор, и это кажется каким-то образом легким для удержания концентрации. Как объяснял лама Цонкапа, в такой медитации вы можете обратиться к ней или снова выйти из этого состояния, вы смотрите на различные аспекты. Это дает уму отдых.
Д.Робина: Для большинства западных людей даже подумать о визуализации мандалы — это нечто очень сложное.
Д.Рене: Сначала человек знакомится с визуализацией, выстраивая ее, проходя по садхане.
Д.Робина: Как будто рисуешь картину.
Д.Рене: Да, здесь эта деталь, здесь другая. И как только вы знаете все это наизусть, вы просто упрочиваетесь в этом, закрепляете всю картину. Но даже не обязательно видеть всю картину, не обязательно видеть все детали; важно просто знать, что она есть, иметь приблизительный образ, и стабилизировать его. На самом деле стабилизировать, закрепить- это довольно просто. Если вы не перфекционист, не стремитесь увидеть все тончайшие детали — вы просто стабилизируете.
В этом есть определенный порядок: сначала вы развиваете стабильность, затем ясность, затем интенсивность. Это три стадии в порядке развития концентрации. Сначала вы пытаетесь стабилизировать все, что проявляется. Отыскиваете некоторую ясность. Когда вы можете сохранить ее, вы переходите к улучшению цвета, формы. Мне кажется, ум становится более просторным. Ваш ум может быть шире, и это очень приятное чувство, это чувство расширения, раскрытия ума. А затем можно переходить туда и обратно, как объясняется в садхане в этот момент: вы чередуете аналитическую медитацию и однонаправленную концентрацию. На самом деле однонаправленное сосредоточение — это просто стабилизация всего, что появляется, без поиска чего-то большего. Когда ум устает от этого, вы некоторое время занимаетесь аналитической медитацией, улучшаете цвет и форму, пытаетесь увидеть разные вещи. А затем, когда вы устали от этого, вы возвращаетесь к однонаправленном сосредоточении на всем, что проявляется. Вы чередуете их. Аналитическая медитация помогает сосредоточению, а сосредоточение помогает аналитической медитации. Поэтому лама Цонкапа очень хвалит эту технику.
Д.Робина: Вы убедились, что это работает?
Д.Рене: Да, я обнаружил, что это работает. Обычно такая медитация выполняется перед начитыванием мантры. Я останавливался в таком месте текста на некоторое время, и я обнаружил, что это здорово, это очень хорошая практика. Отождествление с чем-то иным, вместо этого обычного Рене, этого обычного тела, потому что в этот момент у вас нет ни этого грубого тела, ни этих грубых чувств. В какой-то момент, когда вы обретаете некую стабильность, вы действительно чувствуете, что вы — божество.
Д.Робина: Божественная гордость, как это называется.
Д.Рене: Да, это очень приятное чувство. На самом деле, я до сих пор не до конца понимаю символизм всего в мандале, но просто сам факт нахождения в центре некого места. Иногда отождествлять себя с его центром, подобно божеству, а иногда отождествлять себя со всей мандалой. Это подобно тому, как иногда вы отождествляете себя с телом, сидящим в комнате, а иногда вы отождествляете себя с комнатой, иногда с тем, что вы находитесь здесь, а иногда там. Вы способны расширить свое осознавание и иметь точно такое же осознавание вещи, но на другом уровне.
Д.Робина: В буквальном смысле расширение сознания.
Д.Рене: Да.
Д.Робина: Можно ли сказать, насколько тонким стало ваше сознание?
Д.Рене: Я думаю, это очень трудно сказать, особенно потому, что оно так сильно менялось от сессии к сессии. Я не обрел какой-то стабильности или какого-то осознавания, которое я мог бы удержать. Во время одной сессии у вас приятный опыт, а в следующую — ничего, и вы не понимаете, почему.
Д.Робина: Я думаю, это просто показывает, как далеко нужно продвинуться, прежде чем это станет стабильным, прежде чем можно будет просто вызывать нужное состояние без усилий.
Д.Рене: Да. Думаю, для меня это очень долгий путь. Но по тем немногим проблескам, которые у меня были, я понимаю, что это возможно. Это что-то внутри нашего собственного ума, чего мы можем достичь. И когда у вас есть небольшой проблеск, вы видите, насколько это ценно. Ум, свободный от заблуждений, на самом деле так блажен, так счастлив, так приятен, что в тот момент, когда вы сравниваете это с чувственными удовольствиями, вы говорите: «О нет, ум сам по себе так счастлив!». Достичь этого довольно трудно, но если обрести вкус этого переживания, оно действительно прекрасно.
Людям требуется некоторый проблеск переживания. Потом оно обратно схлопывается, и тогда люди начинают задаваться вопросом, почему это не длится дольше? Почему оно прекращается? Тогда вы видите, какая разница в уме, когда этот опыт есть и когда его нет; вы видите твердость ума, когда его нет, вы замечаете некую тяжесть, жесткость. А иногда мягкость приходит через благословение духовного существа, или через красивое место, или через пребывание где-то, или пребывание с кем-то. Иногда ваше сердце открывается, и тогда все происходит.
Когда мне случается преподавать или проводить медитации для западных людей, я стараюсь сделать акцент на том, чтобы дать людям самим почувствовать вкус, стараюсь, чтобы у них появился опыт, переживание. Потому что больше, чем любая теория о низших царствах, о карме или самсаре, если у вас есть вкус, представление — вы знаете, способ Ламы Еше — если вы пробуете шоколад, это ваша собственная вещь (собственное переживание), и тогда вы знаете, что есть что-то еще, кроме простого самсарического удовольствия. И однажды попробовав это, вы никогда не сможете этого забыть. Вы знаете, что это возможно.
Д.Робина: Идеальная морковка.
Д.Рене: Именно! Я думаю, это очень важно для людей, это то, что поддерживает вас на протяжении всей напряженной работы, очищения, потому что вы знаете, что в конце пути есть свет и радость. Я думаю, это очень важно для нас, жителей запада. Если вы никогда не почувствуете вкус того, что это возможно, вы не пройдете через процесс очищения, усиленной работы, и в конце концов вы сдадитесь в какой-то момент.
(продолжение следует)