Алекс Берзин. Метод «Интеграция жизни». Вопросы и упражнения. Часть 2
Аудио: Алекс Берзин. Метод «Интеграция жизни». Вопросы и упражнения. Часть 2
Обзор пройденного. — Вдохновение другими. — Вопросы и ответы. — Упражнение: Размышление о влиянии нашей матери. — Вопросы и ответы.
Обзор пройденного
Сегодня вечером я хотел бы продолжить обсуждение упражнений, направленных на интеграцию различных аспектов нашей жизни. Вчера мы немного поговорили о теоретической основе этой программы и увидели, что один из способов описания этой теоретической основы – это говорить в категориях основы для обозначения «я». По ходу своей жизни мы думали о себе в категориях «я», «это моя жизнь», «сейчас я делаю это», «сейчас я делаю то». И все согласились бы с тем, что мы прожили всю свою жизнь, то есть мы прожили не только последний год – мы прожили всю жизнь, всю её мы пережили. И потому за свою жизнь мы пережили очень многое. И мы не какой-то прочный, неподвижный, неизменный кирпич, на который ничто не способно воздействовать: на нас по ходу нашей жизни воздействовало многое. И потому, если мы хотим иметь реалистичное представление о себе, нам нужно думать обо всём этом спектре переживаний, учитывать всё влияние, которое было на нас оказано, всех возможных людей, все сообщества и великое множество различных факторов. И всё это представляет из себя основу, с точки зрения которой мы и думаем о «я», о себе. И если мы думаем о себе только в контексте какого-то небольшого отрывка своей собственной жизни, это очень нереалистично, это очень неточно. И если не собрать все различные периоды нашей жизни, то это почти – если использовать этот термин в очень широком понимании, – в какой-то степени шизофренично. Так что мы здесь говорим о том, как объединить все аспекты нашей жизни, всё, что мы переживали, в некое целостное видение. Вот часть того, что мы обсудили вчера, говоря о теоретической основе.
Мы также рассмотрели тот факт, что подвергались влиянию неблагому и благому. И хотя нет смысла отрицать неблагие виды влияния, тем не менее, не будет никакой пользы, если мы зациклимся на этом неблагом влиянии и будем относительно него жаловаться. Хотя очень важно это неблагое влияние признать. Однако гораздо полезнее будет делать упор на позитивном влиянии, которое на нас было оказано, на то, что благотворно влияло на нашу жизнь. Всё это может объясняться совершенно без упоминания понятия «буддизм» и относится к категории, которую, как я вчера объяснял, можно назвать буддийской наукой и буддийской философией. И на самом деле, если мы будем рассказывать о подобном процессе тренировки другим, то упоминания о буддизме, которое мы можем сделать, таких людей могут, в общем-то, оттолкнуть. Поэтому вовсе не обязательно буддизм упоминать.
Вдохновение другими
Есть и другой аспект теоретической основы этого метода, и он заключается в том, что все нуждаются в каком-то вдохновении. У нас есть различные благие качества, у каждого есть хоть какие-то благие качества. Возможно, это какие-то природные таланты, которые нам присущи, возможно, эти таланты кто-то усиливал или нас чему-то учили другие, и нам необходимо вдохновение, которое будет поощрять нас, будет побуждать нас к тому, чтобы в большей степени эти благие качества развивать. И осуществляя подобную тренировку, мы размышляем над различными аспектами и различным влиянием, которому мы подвергались в своей жизни. И делаем упор, как я объяснял вчера, на различных видах позитивного влияния, которое на нас оказали другие люди, оказала окружающая среда, оказало наше сообщество, наша культура и так далее.
Приведём в качестве примера наших матерей. Безусловно, у наших матерей есть какие-то хорошие качества, которым мы и сами следуем. Так что, с одной точки зрения, нам нужно распознать эти качества и признать их. Но возможно, у матери были и другие позитивные качества, и не вполне очевидно, что эти иные качества также на нас как-то сказались. Но независимо от того, сказались ли на нас эти качества напрямую или нет, все они могут выступать источником вдохновения. Например, если мы родились в соответствующий период, наши родители, возможно, пережили очень тяжёлые времена, например пережили вторую мировую войну или те тяжёлые времена, которые наступили в этой стране после её окончания. И хотя мы лично не сталкивались с подобными переживаниями, нас может очень вдохновить то, как с этими трудными обстоятельствами справлялись наши родители. И это также нечто, что способно нас вдохновить, вдохновить нас на то, чтобы мы справлялись с затруднительными ситуациями так же, как с ними справлялись в своё время наши родители.
Когда мы работаем с этими различными категориями влияния, которое на нас было оказано, мы думаем не только о тех благих качествах, которые напрямую от кого-то получили, но и о тех благих качествах, которые напрямую переданы не были, возможно. И это, в каком-то смысле, позволяет нам развить уверенность в себе, выстроить позитивное отношение к самим себе. Если у нас по-настоящему низкая самооценка, памятование обо всех благих качествах, которые мы обрели благодаря другим людям, заставляет нас задуматься: «Ну, может быть, я не так уж и плох? В противном случае, почему бы я получил все эти благие качества?» И если мы чувствуем, что у нас есть какие-то благие качества, и вдохновляемся на то, чтобы эти благие качества взращивать во всё большей степени, мы можем понять, что нам есть чем поделиться с другими, нам есть что подарить другим, опять же с точки зрения этих благих качеств. И это также укрепляет нашу уверенность в себе, потому что на самом деле сочетается с состраданием, то есть стремлением помочь другим преодолеть их недостатки, их трудности, на основании чувства того, что делаем мы это добровольно, потому что «у меня есть эти благие качества и я могу поделиться ими с другими». Если у нас есть что-то, что мы можем предложить другим, есть что-то, чем мы можем поделиться, мы не можем быть такими уж ужасными.
Вот ещё несколько пунктов, относящихся к теоретической основе. И, как вы видите, здесь вовсе не требуется даже упоминать само понятие «буддизм». Если мы происходим из буддийской среды и нам интересно, откуда происходит этот последний маленький пункт – на самом деле вовсе не такой уж и маленький, он очень важен, – происходит он из темы того, как мы относимся к духовному учителю, соотносим себя с духовным учителем. Отношения с духовным учителем с точки зрения наших помыслов подразумевают, что мы распознаём и признаём благие качества, которые учителю присущи, и развиваем убеждённость в том, что это действительно так, что это истина, а не какие-то выдумки или проекции с нашей стороны. На основании этого мы испытываем к учителю великое почтение. И тогда, если мы думаем о великой доброте учителя, которую он проявлял, помогая нам, обучая нас, мы развиваем сильное чувство признательности и благодарности к учителю. И пытаемся сами развивать те благие качества, которые присущи учителю, вдохновляясь его примером.
В данном случае мы лишь распространяем это на всех, с кем нам довелось взаимодействовать. Пытаемся понять, какие благие качества им присущи, и развить уверенность в этом – уверенность в том, что это не просто какие-то проекции; на основании этого уважаем других; и испытываем признательность за те вещи, которые они нам подарили, которыми они с нами поделились, испытывая глубокое чувство благодарности.
Как я говорил, мы представляем то, что получаем вдохновение от этих других людей. И при желании мы можем сделать это в форме визуального образа, представляя, что к нам от этого человека исходит жёлтый свет, если, например, перед нами его изображение; или мы просто представляем его образ. Это в каком-то смысле делает это переживание более реальным или более явным. Затем пытаемся представить, что делимся этим с другими, делимся этими качествами с другими.
Итак, прежде чем мы перейдём к попыткам применить одно из этих упражнений, у вас, возможно, всё ещё остались какие-то вопросы.
Вопросы и ответы
Участник: Применительно к тому, что обсуждалось вчера: говорилось о том, что есть буддийская наука и буддийская философия, которые полезно изучать даже вне, собственно, контекста буддийской практики, и в том числе упоминалась буддийская логика. Говорилось, что она может быть полезна, например, при судопроизводстве и в каких-то юридических вопросах. Есть привычная нам логика, которая может проявляться, например, в такой ситуации. Кто-то находит тело, звонит в милицию, говорит: «Приезжайте, пожалуйста». А милиция спрашивает: «А почему именно к нам обратились? Может быть, лучше обратиться в скорую помощь?» А человек им отвечает: «У него нож из спины торчит». И милиция говорит: «Ну да, логично». Потом начинает вести расследование, пытается определить, кто может быть подозреваемым, находят какого-то человека и говорят: «Ну, а может быть это вы убийца?». А он говорит: «Нет, я не убийца, у меня есть алиби. Я вот там-то был и делал вот то-то, люди могут подтвердить». И милиция говорит: «Ну да, логично». И вот это пример такой обычной, привычной нам логики. А можно привести какой-нибудь пример логики буддийской?
Алекс: Сложно придумать какой-то другой пример, который я мог бы в данном случае привести. Единственное, что приходит мне в голову – это довольно сложный пример, относящийся к буддийской логике, который я привожу в статье, над которой буквально сегодня работал. И поскольку этот пример всё ещё свеж в моём уме, наверное, можно обратиться к нему. Хотя то, о чём вы говорили, – это тоже, в общем-то, касается и буддийской логики. Самая простая логика – о том что зачем звонить в скорую, если совершенно очевидно, что человек уже мёртв. Потому что скорая приезжает для того, чтобы отвести кого-то в больницу, а в данном случае это уже бесполезно. Это, в общем-то, здравый смысл. Но в любом случае…
Я пишу сейчас статью об очень сложном моменте, относящемся к учениям цикла Калачакры. И в этой статье говорится об умственных голограммах, которые проявляются в нашем уме, когда мы думаем о чём-то, воображаем что-то или вспоминаем что-то. У вас возникает умственный образ. Что же порождает этот умственный образ? Я анализировал вопрос о том, порождают ли этот умственный образ, эту умственную голограмму, как я это назвал, так называемые «ветра кармы». И проблема – те самые параметры, которые я в данном случае анализирую, – это формы, которые не состоят из частиц, и формы, которые могут быть познаны только умственным сознанием. И рассматривается это в контексте четырёх возможных вариантов, набора из четырёх возможных вариантов применительно к этим двум видам форм. Буддийская логика утверждает, что это либо одно, либо другое, либо оба, либо ни одно из них.
И таким образом, это по сути дела всё рассматривается в контексте теории сочетаний и различных этих вариантов. И мы, например, рассматриваем, есть ли какие-то формы, которые не состоят из частиц, но могут быть познаны умственным сознанием и так далее. Я не хотел бы в это углубляться, потому что это будет слишком сложно для того, чтобы суметь это перевести. Но, по сути, мы рассматриваем эти различные конфигурации, различные сочетания вариантов, и в некоторых из этих конфигураций не будет никаких примеров, то есть к этим категориям ничего не относится.
Одна из таких возможных категорий – это то, что состоит из частиц, но при этом может быть познано только умом. И судя по всему, не нашлось никаких явлений, которые относились бы к этому набору, то есть не было никакого решения. И тогда вы думаете: «А если я изменю параметры, возникнет какое-то решение? Что если, вместо того чтобы думать о формах, состоящих из грубых частиц, подумать о формах из тонких частиц или энергии, например об электромагнитной энергии света?» И тогда вы рассматриваете, найдётся ли что-то, что принадлежало бы уже к этой новой категории. Таким образом, это пример того логического анализа, который вы используете для того, чтобы разрешить определённую проблему. Простите, я не могу придумать более простой пример. Это то, что я использовал буквально сегодня.
Это, по сути дела, очень полезно как аналитическая теория – теория наборов и сочетаний. Но учтите, это лишь один из примеров буддийской логики. Есть великое множество других вариантов, других видов силлогизмов, когда вы утверждаете какой-то силлогизм, а затем смотрите, есть ли какие-то исключения из него. И если есть какие-то исключения, то вы не способны доказать исходный тезис. А для того чтобы обнаружить возможные исключения, вы как раз используете теорию наборов. Простите за это отступление. Мне нравятся такие штучки.
Участник: Итак, первый вопрос. Что бы вы порекомендовали психологу, который непосредственно пытается работать с клиентами, используя метод, о котором вы говорите? Вчера вы говорили о буддийской науке, в категорию которой можно отнести определение того, как устроено наше «я», как оно функционирует, а затем дали краткую философскую интерпретацию этого же объяснения. Если к вам приходит человек и вы работаете с ним в качестве индивидуального терапевта, есть ли смысл, необходимо ли посвящать человека в ту теоретическую основу, на которую вы опираетесь, рассказывать ему об этой буддийской философии и науке или в этом необходимости нет, – и затем уже прорабатывать конкретные моменты, которые вы упоминали? А потом уже работать с последовательностью, о которой Алекс вчера говорил? Или эта последовательность неважна, а можно работать только с конкретной проблемой, с которой к вам пришёл человек и рассматривать её через эту же призму философии, либо посвящая его, либо не посвящая?
Алекс: Как я уже сказал в начале сегодняшней лекции, я, более того, сделал на этом упор, вовсе не обязательно упоминать слово «буддизм». Более того, людей это может оттолкнуть. Если вы рассказываете о теории, рассказывайте о ней кратко, а не подробно, прежде чем начнёте с клиентом осуществлять какие-то практические действия, то это придаёт клиенту уверенность в том, что вы знаете, что делаете, что у вас есть некая программа.
Учтите, у меня в этом вопросе нет личного опыта, я не психотерапевт, но я подозреваю, что если клиент приходит к вам, а вы его сажаете и говорите ему: «Ну, начинай мне рассказывать о своей жизни», – то через какое-то время клиент потеряется, потому что весь этот процесс будет настолько неструктурированным, что непонятно будет, куда вы вообще продвигаетесь. В то время как если вы объясните ему, куда вы продвигаетесь, у него будет представление о той стратегии, которую вы применяете, направлении, в котором вы движетесь. Что же до работы с какой-то конкретной проблемой, это другое применение. По сути дела, здесь мы пытаемся деконструировать, разобрать фиксированные, прочные представления, ваши представления о вашей жизни.
Один аспект, который я упоминал вчера, – это когда вы зацикливаетесь на каком-то одном событии из своей жизни, фиксируетесь на нём и не воспринимаете весь остальной контекст своей жизни. Как, например, когда у вас заканчиваются отношения с кем-то и вы думаете, что никогда, никогда в жизни больше не встретите никакого другого партнёра. В то время как если вы думаете в общем контексте продолжительности своей жизни, то есть шансы, что рано или поздно вы кого-то снова встретите, особенно учитывая тот факт, что и в прошлом у вас были другие девушки и парни. То есть вы как бы извлекаете вещи из контекста, а важно их воспринимать в этом большем, в этом более общем контексте. Когда же вы работаете с какой-то конкретной проблемой, вы опять же можете использовать этот метод, для того чтобы рассмотреть более широкий её контекст. Рушатся отношения, и вы думаете: «Это всё моя вина, я тут плохой человек, я неудачник, бедный я».
Но нужно увидеть, что на всё, что происходило, оказывало влияние великое множество других факторов. И были факторы, такие как всё, что происходило в жизни другого человека, его собственный психологический настрой, а также все остальные вещи, которые происходили и в моей собственной жизни и которые сказались на этих отношениях: моя работа, моя семья, экономика. Так что если вы рассматриваете больший контекст, то перестаёте думать о том, что «это я плохой человек, я тут неудачник и именно из-за меня совершился этот разрыв».
И вот пример более практического применения буддийского логического анализа – это возвращаясь к вашему вопросу. Каковы возможные логические сопряжения между двумя фактами: мой друг мне не звонит и мой друг меня не любит? Варианты тут такие:
- мой друг мне звонит, и он меня любит;
- или мой друг мне звонит, и она или он меня не любит.
- Или мой друг мне не звонит и меня не любит;
- или мой друг мне не звонит и всё же меня любит.
Так что даже если друг мне не позвонил, всё равно существует вероятность того, что он меня любит. И тогда мы начинаем изучать возможные причины, почему друг нам мог не позвонить. Возможно, сыграли свою роль какие-то другие факторы. Может быть, он занят, или у него не работает телефон, или телефон разрядился – здесь может присутствовать великое множество причин. И потому нелогично заключать, что, просто потому, что друг мне не позвонил, он меня не любит. Это недостоверная цепочка логических рассуждений. Такова буддийская логика.
Участник: Д-р Берзин объяснил, что, работая с этим методом, мы прорабатываем каждый фактор, а затем факторы объединяем в пары. Есть ли какая-то логика, на основании которой мы объединяем факторы в пары, или это всегда происходит спонтанно?
Алекс: Не знаю, насколько применимо понятие «логика», но есть модель для того, чтобы эти факторы группировать. На ум приходит множество моделей. Если хотите, чтобы я объяснил в буддийском контексте, я могу привести буддийскую модель. Если мы подумаем о ламриме, о последовательных этапах того, как мы развиваем себя, продвигаясь к просветлению, там есть первый шаг, а когда вы переходите ко второму шагу, вы не забываете о первом шаге: вы объединяете эти два шага, эти две ступени. Затем, когда вы переходите к третьему этапу, вы объединяете уже все три, то есть это процесс кумулятивный, накопительный. То есть вы как будто строите многоэтажное здание. Когда вы доходите до второго этажа, первый этаж вы не разрушаете, вам нужно его сохранить.
Другая модель, возможно более графическая, более иллюстративная, – это мандала. В мандале, где присутствует множество образов, мы являемся не только образом центральным: мы – все эти образы, мы – вся мандала. На основании того, что мы – это не только наша пищеварительная система, мы также наша система циркуляции, мы также наша нервная система, мы все эти системы своего тела. И когда мы начинаем сочетать эти различные виды позитивного влияния, которые к нам пришли из разных категорий, например, скажем:
- Со стороны семьи, в которой мы выросли, когда были ребёнком.
- Наша родная страна, родная культура и родная религия, в которых мы родились.
- (мы, возможно, потом куда-то перешли, но это уже другая категория).
- Основные сферы познания, которые мы освоили, виды спорта, которыми мы занимались по мере того, как взрослели.
- Все те учителя, которые у нас были.
- Партнёры, которые у нас были, дети, которых мы родили.
- Все близкие друзья, которые у нас были в этой жизни.
- Значительные фазы нашей жизни, места, в которых мы жили, работы, которыми занимались.
- И мы можем также добавить сюда то, что мы можем предположить, размышляя о своих прошлых жизнях. Вовсе не обязательно даже говорить о прошлых жизнях, можно говорить о своих природных талантах.
И это восемь основных категорий, хотя, я уверен, можно выделить больше. И подобно тому, как мы работаем в мандале, вы можете представить все эти категории мысленными образами кого-то, кто относится к каждой из этих категорий, и всех их разместить вокруг себя. Или, если это сложно представить, представлять их перед собой и это благотворное влияние, этот жёлтый свет проистекает от всех них, – и на самом деле вы всем этим являетесь. И тогда всё это влияние и все позитивные качества, которые я благодаря ему приобрёл, – это и есть эта мандала, это и есть я, это то, что я могу подарить этому миру.
Это один из способов работать с этим, если вы способны такое осуществить. Это не самый простой вариант, но если вы сумеете его осуществить, то он очень и очень вас простимулирует, воодушевит. Но начинаете вы медленно, и при работе с каждым клиентом вам нужно адаптировать этот метод под конкретную ситуацию, под каждую ситуацию. Последний вопрос, а потом нам нужно уделить время тому, чтобы попытаться выполнить эти упражнения.
Участник: Вопрос относительно терминологии. Упоминались разные виды влияния, которым мы подвергаемся, влияние позитивное и влияние негативное. Говорилось о том, что негативное влияние мы должны просто признать, осознать, но не должны на нём зацикливаться. Вот с терминологической точки зрения, что мы подразумеваем под здоровым осознаванием, а что – под зацикливанием, фиксацией на этом? В чём разница?
Алекс: Различие в том, преувеличиваем ли мы эти вещи. Когда мы говорим о гневе или привязанности,
- когда мы испытываем гнев по отношению к кому-то или чему-то, мы сосредотачиваемся на неблагих аспектах и преувеличиваем их. И мы, возможно, даже приписываем неблагие качества, которых на самом деле нет, и при этом игнорируем качества позитивные. «Ты мне это сказал, ты это сделал», – потом на этом мы сосредотачиваемся и раздуваем это, делаем из этого нечто грандиозное. А потом отождествляем это с самим человеком: «Этот человек только этим и является, он ужасный человек, который мне наговорил этих гадостей». И затем, думая в категориях некого прочного я, мы думаем о том, что должны себя от этого защитить. И тогда мы испытываем либо гнев, либо стараемся оттолкнуть этот фактор от себя, либо испытываем какой-то другой вид негативной реакции.
- То же самое и с привязанностью и страстным желанием, но наоборот. Мы преувеличиваем благие качества объекта и даже приписываем ему благие качества, которых на самом деле нет, а затем говорим: «Я должен это заполучить». А если уже заполучил, то не хочу это отпускать. А даже если заполучил, хочу ещё больше – больше твоего времени. И проблема здесь в этом преувеличении, поэтому мы стараемся мыслить объективно, оценивать недостатки человека, или страны, или чего угодно, – и достоинства. У всего есть недостатки и достоинства, слабые места и сильные стороны.
Можно провести глубокий анализ, например, думать: «Почему у моих родителей вот эти неблагие черты? Это потому, что их родители поступали так-то». Разумеется, можно углубиться во всё это. Но смысл в том, чтобы не отождествлять их исключительно с их неблагими качествами. Признать их, при этом эти качества не преувеличивая. Если вы понимаете, почему родители именно такие, – это замечательно. Если нет, то хорошо. В этом конкретном методе на этом упор не делается, но вы можете это прорабатывать в других видах терапии. И вы просто это оставляете в стороне и начинаете рассматривать позитивные качества. Потому что если я буду жаловаться по поводу неблагой стороны, то какую пользу мне это принесёт? Безусловно, не сделает меня счастливее. И затем мы стараемся объективно рассмотреть позитивные качества, не преувеличивая их, признавая их, и стараемся развить некую признательность и обрести благодаря им вдохновение. Вдохновение вы получаете благодаря позитивным, а не негативным качествам: от негативных качеств вы получить можете только депрессию.
Но не думаю, что уместным было бы сюда привносить всё, что связано с прощением, говорить себе: «Я прощаю своих родителей за все ошибки, которые они совершили». Потому что это, в каком-то смысле, заносчиво, как будто мы находимся в таком высоком положении, что с него можем прощать других. Понять и отпустить – это нечто довольно сильно отличающееся от прощения.
Упражнение: Размышление о влиянии нашей матери
Итак. Давайте попробуем одно из этих упражнений. И хорошее начало для всего этого процесса – это наши матери. Если предпочитаете, можете начать со своего отца, но разницы на самом деле нет, потому что в конечном итоге придётся прорабатывать обоих. Но поскольку у нас не так много времени, чтобы снова и снова пытаться это всё осуществить… Хотя посмотрим, как пойдёт. Давайте используем только один пример – тех людей, которые нас вырастили, семью, в которой мы выросли, кто бы там ни был.
Начинаем мы с того, что успокаиваемся. Очень важно вначале успокоить все мысли и эмоции, с которыми вы начинали, с которыми вы, возможно, пришли на сессию; вам нужно успокоиться. Обычный способ этого достичь – просто сосредоточиться на дыхании. Вы дышите совершенно обычно, через нос, при условии, что нос у вас не забит, дышите не слишком быстро и не слишком медленно. И если у вас повторно вновь и вновь возникают какие-то мысли или вы чувствуете сильные эмоциональные переживания, с эмоциями это сложнее, вы просто пытаетесь всё это отпустить. Потому что дыхание довольно ровное и довольно спокойное, и это помогает нас успокоить; обычное дыхание. Это также помогает нам заземлиться, потому что это нечто физическое, позволяет нам в меньшей степени зацикливаться на своих эмоциях и чувствах. И как я уже говорил вчера, если вам сложно отпускать, то вы можете уподобить весь процесс движению своей руки, которая вначале зажата в кулак, который вы затем разжимаете, отпуская.
Как я вижу, у большинства людей глаза закрыты. Хотя вам, возможно, и проще расслабиться, держа глаза закрытыми, на самом деле это не рекомендуется. Тому есть множество причин, но главная из них состоит в том, что нам нужно иметь способность расслабляться, успокаиваться даже в ситуациях повседневной жизни. И если вам, для того чтобы расслабиться, нужно будет закрывать глаза, это может стать большим затруднением, например, если вы ведёте машину и должны успокоиться. И поэтому разумно тренироваться в осуществлении этого процесса, держа глаза открытыми. Вам необязательно на что-то таращиться, но открытые глаза позволят вам научиться применять это в повседневной жизни. Обычно мы просто направляем взгляд вниз.
Затем мы думаем: «Я человек, как и все остальные. Я хочу быть счастлив и не хочу быть несчастлив. Как и у всех остальных, у меня есть чувства. И если я очень дурным образом о себе думаю, это причиняет мне неприятные переживания. А я не хочу быть несчастлив, и хорошо было бы подумать о каких-то способах, которые помогут мне стать более счастливым человеком».
Затем мы вызываем в своём уме мысленный образ своей матери. Это вовсе не обязательно должен быть очень уж точный образ, если нам не слишком хорошо даётся визуализация или вспоминание каких-то объектов. Это не упражнение на визуализацию. Просто вспоминаем что-то, что её представляет. Очень интересно проанализировать, какой именно образ мы используем для того, чтобы представить им свою мать. Если это необходимо, мы можем вспомнить о её недостатках и неблагих качествах и осознать, что они возникли в силу определённых причин и обстоятельств, а затем принять решение о том, что никакой пользы от сосредоточения на её недостатках мы не извлечём. И не отрицая эти неблагие качества и не преувеличивая их, мы просто решаем оставить их в стороне: «Такая уж она есть, у всех есть недостатки, в этом нет ничего особенного». Недостатки, проявлявшиеся не только в том, как она обращалась со мной, но и недостатки в целом.
Просто чтобы дать вам пример, моя мать получила не очень хорошее образование, ей очень рано пришлось начать работать, и поэтому она не могла мне особо помочь с моей домашней работой, и это в каком-то смысле недостаток. Но в этом не было её вины: царили времена великой депрессии, ей пришлось начать работать, но нет в этом ничего страшного, это не её вина, просто так сложились обстоятельства, такова реальность. В этом нет ничего особенного.
Затем мы размышляем над благими качествами нашей матери, над теми благими качествами, которые мы приобрели благодаря ей или могли бы приобрести. Возможно, мы в то время были слишком молоды и были слишком вовлечены в свои собственные проблемы, и поэтому не ценили то благое, что было в нашей матери. И мы сосредотачиваемся на этих фактах с твёрдой убеждённостью.
Затем стараемся распознать ту пользу, которую получили благодаря матери, даже о самых простых вещах: она готовила нам пищу, готовила для нас, когда мы были ребёнком. Вы можете помогать клиенту вспоминать о таких вещах, если ему самому сложно вспомнить какие-то благие стороны своей матери. Однако каким благим качествам я научился у неё, научился на её примере? И мы сосредотачиваемся на этих качествах с глубокой признательностью и глубоким уважением.
Затем мы представляем, что жёлтый свет исходит из образа нашей матери к нам, наполняет нас жёлтым светом, и мы чувствуем вдохновение на то, чтобы в большей степени развивать эти благие качества. Чувствуя воодушевление, мы представляем, что жёлтый свет теперь исходит от нас и вдохновляет других на то, чтобы и они развили эти благие качества.
Затем мы позволяем своей энергии успокоиться, снова сосредотачиваемся на дыхании. И завершаем мыслью: «Пусть это становится всё глубже и глубже, сильнее и сильнее, это позитивное чувство, чтобы я смог приносить наибольшую пользу самому себе и всем, с кем встречаюсь».
Итак, хорошо, таково упражнение.
Вопросы и ответы
Вопросы? Комментарии?
Вопрос: Очень простой вопрос. В практике вот представил я своего отца или свою мать, и подумал о том, что перенял от них все лучшие качества, и действительно буквально за несколько секунд это ощутил. Зачем тогда сидеть несколько минут? Может, тогда продолжительность практики, вот этот барьер возникающего чувства определяется индивидуальными особенностями, все же разные?
Алекс: Разумеется, для каждого человека это может протекать в разном темпе. Если вы это выполняете самостоятельно, то продвигайтесь со своей собственной скоростью – конечно. Однако каждый раз, когда вы в первый раз работаете с каким-то конкретным человеком и с вашей личной историей, естественным образом в первый раз этот процесс будет занимать более продолжительный период, чем во все последующие разы. Так что естественно, что с каждым разом с конкретным человеком этот процесс будет проистекать всё быстрее и быстрее.
Опасность, которая возникает, если вы слишком быстро выполняете этот процесс, особенно поначалу, заключается в том, что вы можете упустить какие-то важные благие качества. Вы выбираете всего несколько благих качеств и удерживаете своё внимание на них, но при этом выпускаете из виду какие-то другие, не менее важные качества. Как-никак, большинство из нас, когда мы росли, подвергались очень большому влиянию со стороны родителей. И есть многие моменты, о которых мы можем вспомнить и за которые можем испытать признательность, если над ними поразмыслим.
Это особенно важно, если у нас были трудные взаимоотношения с кем-то из родителей или с каким-то другим конкретным человеком в нашей жизни. Мы обычно полностью игнорируем их благие качества, и если нам удаётся найти какое-то одно, мы думаем: «Ну ладно, вот это». Но чем больше мы на этом останавливаемся, чем больше мы размышляем, тем больше благих качеств мы способны обнаружить. И, разумеется, смысл этого, как и в случае с визуализацией мандалы, заключается в том, чтобы нам не приходилось заново повторять весь этот аналитический процесс, а всё это возникало спонтанно, мгновенно и без усилий. Однако это требует значительной тренировки.
Ещё что-нибудь?
Участник: По идее, из этой практики, если всё сделано правильно, человек должен выйти в хорошем расположении духа, даже если работал он первоначально в состоянии гнева или слёз?
Алекс: Да. Это был простой вопрос.
Участник: Вопрос относительно негативных качеств. Вчера я поняла, что восприняла какие-то негативные качества от своих родителей и могу принять за это ответственность. А что ещё мы можем делать применительно к негативным качествам помимо их принятия, принятия ответственности за них и отпускания этих негативных качеств?
Алекс: Ну, есть весь процесс очищения – если пользоваться буддийским термином, – который мы можем применять. Проблема в том, что мы в действиях проявляем эти неблагие качества, которые нам присущи, как, например если мы вспыльчивы.
- Разумеется, первый шаг – это признать это.
- И затем мы чувствуем раскаяние, или сожаление, а это не то же самое, что чувство вины. Чувство вины – это когда мы думаем: «Как это ужасно» и «Какой я ужасный». Вот это чувство вины.А раскаяние – это когда мы просто думаем: «Хотелось бы, чтобы у меня этого не было, хотелось бы, чтобы я был от этого свободен».
- И затем мы принимаем решение: «Я попытаюсь не повторять проявление этого в действиях».
- Затем утверждаем то благое направление, в котором хотим продвигаться в нашей жизни: «Я хочу преодолевать свои недостатки, хочу развивать всё больше благих качеств». Нам необязательно это делать в буддийском контексте, где мы бы говорили, что делаем это для обретения освобождения и просветления. Мы делаем это в общем.
- И затем, для того чтобы противодействовать тем негативным аспектам, которые у нас могут проявляться, мы выполняем всю оставшуюся часть упражнения для того, чтобы с её помощью, сосредотачиваясь на своих позитивных качествах, чтобы уравновесить импульсы негативные.
Чем сильнее наши благотворные качества, чем больше мы с ними знакомы, чем сильнее у нас привычка к ним, тем больше вероятность, что именно они в первую очередь проявятся в нашем уме – они, а не качества негативные. И этот очистительный процесс, хотя он и проистекает из буддийского контекста, вовсе не обязательно должен применяться именно в буддийском контексте, для того чтобы быть эффективным.
Участник: Может ли этот метод применяться для работы с подлинно травматичными ситуациями в нашей жизни, например, когда кто-то представлял реальную угрозу для нас и был нашим смертельным врагом, или этот метод не рассчитан на подобные экстренные ситуации?
Алекс: Думаю, применительно к по-настоящему экстремальным ситуациям, например, когда мы подвергались физическому или сексуальному насилию, этот метод не является подходящим. Мы можем использовать другие терапевтические методы, для того чтобы такие ситуации проработать. В целом, методы, которые предлагает буддизм, по-настоящему не рассчитаны на людей с очень сильным уровнем эмоциональной растревоженности. Для того чтобы суметь применять различные методы как в буддийском контексте, так и вне буддийского контекста, нужно обладать достаточным уровнем устойчивости.
Потому что в данном методе, например, вы работаете с застарелыми воспоминаниями. Если вы будете вспоминать, будете восстанавливать эти воспоминания и при этом не устойчивы, это может стать процессом довольно опустошающим. И поэтому нам нужно быть осторожными и не думать, что буддийские методы применимы для любого человека в любой ситуации. Постепенно. Поэтапно. Методов множество.
Участник: Есть ли какие-то методы или какие-то приёмы, которые могут применяться для работы с людьми в конфликтных ситуациях, например, когда присутствует сильное чувство ненависти, как, например, это сейчас происходит в Сирии, или когда один народ испытывает ненависть к другому? Есть ли в буддизме подобные методы?
Алекс: Вы говорите об обществе и применительно к обществу, но это всё сложно. Буддийские методы рассчитаны на индивидуума, и они должны применяться к отдельной личности. Единственный способ работать в более широких масштабах – это работать в рамках системы образования, пытаться представить более уравновешенный, более объективный подход к истории, к сообществам и тому подобному.
И как неустанно подчёркивает Его Святейшество Далай-лама, было бы очень полезно ввести некий базовый курс этики в то образование, которое получают дети. И это светская этика, которая с уважением относится ко всем религиям, но при этом не основывается ни на одной из них. И это нравственность, или этика, которая основывается на базовых принципах биологии, на том чувстве теплоты, на том, что все позитивно реагируют на проявление теплоты по отношению к себе, на ту связь, которая устанавливается между матерью и ребёнком. На основании чего мы можем заключить, что все существа в этом смысле подобны, все они желают быть счастливыми и все они заслуживают одинакового отношения.
И мы учимся проводить различия между человеком и поведением человека. Поведение может быть неприемлемым, но это не означает, что человек неприемлем. Человек остаётся человеком. Если ребёнок плохо себя ведёт, вы не проявляете неодобрения по отношению к его поведению, вы не перестаёте любить самого ребёнка. И этот принцип может распространяться на всех. Может ли это помочь в более широких масштабах, сказать сложно, но, очевидно, на это уйдёт значительное время.
Два последних вопроса.
Участник: Скажите, пожалуйста, вы сказали, что этот метод может использоваться индивидуально и в группах. Работа в группах – это как мы поступали сейчас, когда каждый индивидуально размышлял над одним и тем же вопросом, или может применяться что-то ещё?
Алекс: Преимущество группы в том, что она позволяет придать некую дисциплину. Люди могут делиться своими переживаниями, если чувствуют, что находятся в некотором защищенном пространстве, если чувствуют, что никто не станет над ними смеяться, например. То есть это должно быть базовым, определяющим правилом. И это основополагающее правило, это защищенное пространство может создаваться лидером группы, подобно тому как защищённое пространство для своего клиента создаёт терапевт – пространство, в котором клиент чувствует, что он может открыться перед терапевтом. Так что здесь те же параметры, что и с преимуществами индивидуальной терапии и терапии групповой.
Участник: Когда мы сосредотачиваемся на конкретном моменте, который оказал на нас влияние, есть ли возможность до какого-то уровня проработать этот момент и после этого отбросить его и больше к нему не возвращаться? Или такие пункты, как, например, влияние нашей семьи, наших родителей снова и снова будут в этой практике всплывать и мы их отбросить не можем?
Алекс: Если вы говорите о трудных эпизодах нашей жизни, то я бы сказал, что нужно дойти до ощущения того, что называется равносностью [беспристрастием] по отношению к этому эпизоду. Равностность определяется как состояние ума, в котором мы не испытываем ни отторжения по отношению к этому моменту, ни влечения к нему, ни равнодушия. Отторжение – это когда меня по-настоящему сердит этот эпизод, он у меня вызывает отвращение, я не хочу [его отпускать]. То есть там сохраняется какой-то элемент привязанности, потому что вы не хотите его отпустить, вы хотите продолжать на нём сосредотачиваться. При этом мы не хотим впасть и в другую крайность, в крайность, в которой мы будем отрицать и игнорировать эпизод, потому что с этим слишком сложно разбираться, и потому мы притворяемся, что этого вообще не было.
То есть если вы способны дойти до какой-то открытости, расслабленности относительно этого эпизода, способны сказать: «Да, такое со мной случилось, это часть моей жизненной истории», – то вы подобны всем в этом смысле, потому что у всех в жизни случались трудные эпизоды. То есть вы развиваете некое чувство расслабленности, спокойствия относительно этого, но при этом вы не впадаете в другую крайность и не отрицаете этот эпизод. «Этот эпизод сыграл свою роль в моей жизни, я это признаю. И более того, то негативное чувство, которое я испытывал долгое время после завершения самого эпизода, также сыграло важную роль в моей жизни: это сильно сказалось на том, как я взаимодействовал с другими, и том, как я воспринимал самого себя». Полагаю, эту равностность некоторые люди также описывают как «принятие». Вы принимаете этот эпизод: «Это факт, такое случилось».
Ещё один пункт, который мне пришёл на ум относительно групповой работы, – это работа в семьях. Если вы ограничиваете ту сферу, которую будет прорабатывать каждый человек, каждый член этой семьи, только взаимодействием членов этой семьи друг с другом, если бы каждый член семьи мог услышать от других членов о позитивных, благих качествах, которые они благодаря ему обрели, думаю, это может быть очень полезно. Особенно если речь идёт о бунтарях-подростках, у родителей может возникать ощущение того, что этот подросток не одобряет всё, что родители делали, и стыдится их, и хотел бы держаться от них подальше. И было бы изумительно, если бы этого подростка удалось раскрыть и он поделился бы своими чувствами, то оказалось бы, что он извлёк какие-то, получил какие-то позитивные качества благодаря своим родителям. То же самое касается и тех вещей, которые родителей восхищают в их детях: речь же не идёт о том, что они всегда детей не одобряют. И вы стараетесь дать членам этой семьи пространство для того, чтобы они проанализировали, поразмышляли над тем, какую пользу они получили друг от друга, какие позитивные качества они обрели, какие вещи вызывали в них восхищение.
Но это, разумеется, лишь дополнение к размышлениям о тех трудностях, которые возникают в семье. Это приводит нас к завершению сегодняшнего вечера. Я хотел бы вас всех поблагодарить за то, что вы дали мне возможность поделиться всем этим с вами. И если вам кажется, что эта практика полезна, – не стесняйтесь, применяйте её. И как всегда говорит в завершении своих лекций, своих выступлений Его Святейшество Далай-лама: «Если же вам не кажется, что это нечто полезное, – просто об этом забудьте». Спасибо.