Что такое ум?
… В связи с этим мы можем прийти к заключению, что поскольку все известные феномены зависят от ума, только ум по своему существу реален. Но тогда что такое ум? Если мы глубже изучим вопрос, то обнаружим, что овеществляем ум точно также, как и все остальное.
Чтобы преодолеть это овеществление, давайте рассмотрим момент сознания в континууме ума. Предыдущий момент уже исчез, будущий еще не настал. Но когда мы пытаемся мысленно изолировать настоящий момент, мы снова обнаруживаем те же самые связи моментов времени. Момент, который мы считали настоящим, также имеет начало и конец.
Если мы продолжим поиск настоящего между его началом и концом, этот момент сознания становится бесконечно малым. Любое событие в уме не обнаруживается. Получается, что и ум в конечном итоге необнаружим. Он не в прошлом и не в будущем, и в настоящем моменте его по сути нет. Если мы подвергнем его такой форме «абсолютного анализа», он просто исчезает.
Мы также обнаруживаем, что у ума нет местоположения. У нас нет убедительных причин располагать его в наших головах или где-либо еще. Само по себе сознание не обладает ни формой, ни размером, и у него нет положения во времени и пространстве.
Давайте рассмотрим момент сознания — ментальное событие восприятия рубашки как синей. Если мы глубже изучим это событие, мы не обнаружим никаких оснований, чтобы утверждать, что это восприятие существует независимо от синего цвета рубашки. Ментальное событие восприятия рубашки как синей не может существовать без рубашки, оно не существует само по себе. Как восприятие синевы является обусловленным событием, зависимым от способности видеть, так и зрительное восприятие и концептуальное осознание конкретного оттенка как синего зависят от этого цвета.
Таким образом, даже ум по сути является не более материальным и существенным, чем любое физическое явление. Подобно им он зависим от окружающих условий во времени и пространстве и точно так же не обладает неотъемлемой природой.
Отсутствие неотъемлемой природы, или самости, это то, что называют пустотностью. Все явления пусты в том смысле, что у них нет неотъемлемой природы, которая существует в них и сама по себе. Физические явления, ум и «я» — все они пусты, все они являются зависимо-обусловленными явлениями.
С буддийской точки зрения, пустотность — это гораздо больше, чем просто еще одна интересная идея среди множества других. Будда и другие буддийские мудрецы и созерцатели исследовали природу страдания и в особенности — умственных заболеваний, таких как неведение, ненависть и желание. Они утверждали, что все это происходит из ошибочного овеществления нас самих и других явлений.
Овеществление — это корень всех наших проблем, отделяющий наше ощущение себя от всего остального. Как только это разделение произошло, следом появляется привязанность к «моему», тому, что я ошибочно полагаю неотъемлемо своим. Из этого происходит враждебность ко всему, что кажется противоречащим моей стороне, мне и тому, что я считаю своим. Этот корень неведения дает начало заблуждению, привязанности, враждебности и всем другим умственным заболеваниям, таким как зависть, заносчивость, высокомерие и себялюбие. Противоядием является переживание пустотности всех явлений и распознание их природы как зависимо-обусловленных событий.
Отрывок из главы «Пустотность и осуществление» из книги «Тибетский буддизм с самых азов» Б. Алан Уоллес (Tibetan Buddhism from the Ground Up: A Practical Approach for Modern Life. Wisdom, 1993)
Перевод: Виталий Долгов, Лилия Долгова.