Ганден Тендар Линг
Москва, Павловская ул., д.18
info@fpmt.ru
  • Новости
    • Новости
    • COVID-19
    • Расписание
    • Наш канал YouTube
  • О нас
    • О центре
    • Впервые у нас?
    • Наши учителя
    • Наши правила
    • Структура управления центра
    • ФПМТ в России и в мире
    • Контакты
  • Обучение
    • Программы
    • О буддизме
    • Учебная платформа
  • Практики
    • Практики в центре
    • Каталог молитв
    • Ежедневные практики
    • Обеты
    • Очистительные практики
    • Предварительные практики /НЁНДРО/
    • Практика Ца-Ца
    • Практики божеств
    • Помощь животным
  • Ца-Ца
  • Библиотека
    • Последние публикации
    • Учения
    • Коренные тексты
    • О медитации
    • Видео и аудио архивы
    • Получить книгу
  • Наши книги
    • Об издательстве
    • Изданные книги
    • Наши планы
    • Получить книгу
  • Как помочь
    • Подношение и спонсорство
    • Проекты центра
    • Волонтерство
    • Помощь дому престарелых
    • Молитвенная помощь
    • Польза щедрости
Пожертвования
Главная / Подборка материалов / Учителя / Линия преемственности / Далай-лама V Лобсанг Гьяцо

Далай-лама V Лобсанг Гьяцо

19 Январь, 2013
Линия преемственности
0

Пятый Далай-лама Лобсанг Гьяцо (1617 – 1682) родился в 1617 году в Лхока Чингвар Такце к югу от Лхасы; его родителей звали Дудул Рабтен и Кунга Лханзи

Когда Сонам Чопел, главный помощник Четвертого Далай-ламы, услышал об исключительных способностях мальчика, он посетил ребенка и показал ему предметы, принадлежавшие предыдущему

Пятый Далай-лама Лосанг Гьяцо (1617 - 1682)
Пятый Далай-лама

Далай-ламе. Мальчик немедленно заявил, что они принадлежат ему. Из-за напряженной политической ситуации Сонам Чопел сохранял обнаружение ребенка втайне. Когда ситуация нормализовалась, Пятый Далай-лама был доставлен в монастырь Дрепунг, где принял монашеские обеты от Третьего (Первого) Панчен-ламы Лобсанга Чогьела, и получил имя Нгаванг Лобсанг Гьяцо.

Пятый Далай-лама был распознан в период, когда в Тибете царила политическая неразбериха. Тем не менее, конец всей неопределенности положил Гуши-хан, вождь хошеутский монголов; в 1642 году в главном зале в Шигадзе Далай-лама был возведен на трон как духовный и светский лидер Тибета. В 1645 году Далай-лама встретился с высокими чиновниками Гаден Пходранг, обсудив с ними строительство Дворца Потала на Красном холме – в том месте, где тридцать третий царь Тибета Сонгцен Гампо возвел красный форт. В том же году началось строительство дворца, на которое ушло более 43 лет.

В 1649 году маньчжурский император Шуньчжи (Фулинь) пригласил Далай-ламу в Пекин. Когда Далай-лама добрался до китайской провинции Нинся, его приветствовали министр и военачальник императора, прибывшие с тремя тысячами всадников, чтобы проводить тибетского лидера. Сам император выдвинулся навстречу Далай-ламе из Пекина и приветствовал его в месте под названием Котхор. В столице Китая Далай-лама разместился в Желтом Дворце, который император построил специально для него. Когда император официально встретился с Далай-ламой, лидеры даровали друг другу титулы. В 1653 году Далай-лама возвратился в Тибет.

В 1655 скончались как Гуши-хан, так и премьер-министр (дези) Сонам Чопел. Новым владыкой монголов Далай-лама назначил сына Гуши-хана Тензина Дордже; новым дези стал Дронгмепа Тинлей Гьяцо. Когда в 1662 скончался маньчжурский император, на трон взошел его сын Каньси. В том же году в возрасте 91 года скончался Панчен-лама. В 1665 году по просьбе монастыря Ташилхунпо Далай-лама распознал мальчика, рожденного в регионе Цанг, как перерождение покойного Панчен-ламы, и нарек мальчика Лобсангом Еше.

Пятый Далай-лама был великим ученым и хорошо знал санскрит. Он написал множество трудов, в том числе и работу по поэзии. Он также основал два образовательных учреждения – одно для чиновников-мирян, другое для чиновников-монахов, в которых преподавались монгольский, санскрит, астрология, поэзия и админстрирование. Далай-лама был человек немногословным, но слова его обладали силой убеждать и влияли на правителей земель, лежавших за границами Тибета. В 1682 в возрасте шестидесяти пяти лет он скончался, не успев завершить строительство дворца Потала; тем не менее, он успел возложить ответственность за завершение строительства на нового дези Санга Гьяцо, посоветовав тому какое-то время держать смерть Далай-ламы в тайне.

Жизнеописание Пятого Далай-ламы из работы “Школа Ньингма” Дуджома Ринпоче Джигдрала Еше Дордже:

80358.Fifth Dalai LamaПятый Далай-лама,  высший покоритель, известный под тайным именем Дордже Тогмецел, предреченный во множестве древних и новых собраний сокровищ как эманация просветленной активности религиозного царя Трисонг Децена, был подлинным воплощением сострадания Авалокитешвары – Владыки Страны Снегов. Он родился в 1617 году (год огненной змеи десятого цикла) в сопровождении чудесных знамений. Его отец, происходивший из Чонгье Такце, звался Миванг Дудул Рабтен; он происходил из царской семьи Сахора. Мать его, Кунга Лхадзе, была дочерью полководца из Ямдрока. В год его рождения Чанга Ригдзин Нгагивангпо для устранения опасностей передал ему даруемое посвящение “Шатра долголетия” (tshe-gur-gyir dbang-bka’). Таким было первое благоприятное событие [в его жизни]. Панчен-лама Лосанг Чокьи Гьялцен распознал в нем перерождение победоносного [Четвертого Далай-ламы] Йонтена Гьяцо, и пригласил его в великий центр учений – достославный Дрепунг. Ребенок поднес локон со своей макушки, получил имя Лосанг Гьяцо и был возведен на львиный трон.

Под руководством Кончога Чопела из Лингме – про которого в пророчествах великого мастера Падмасамбхавы сказано, что он был эманацией переводчика Нгока – Далай-лама изучил все великие писания начиная с “Сокращенного курса логики” (bsdus-tshad). Он без труда освоил их все. От Панчена Ринпоче он получил множество посвящений, передач и тайных наставлений. Под руководством Мондро Пандиты и его сына он изучил поэзию, грамматику, просодию, синонимию и тому подобное; а под руководством Думпопы и Зурчена Чоинга Рандрола – астрологию, прорицания, Свародаю и бесчисленное множество других трудов. Таким образом, Далай-лама стал великим махапандитой, полностью постигшим десять наук. В двадцать два года он получил от Панчена Ринпоче полное монашеское посвящение в соответствии с непрерывной линией обетов, восходящей к Лачен Гонгпа Рапселу, и был наречен “Нгаги Вангчук”.

Пятый Далай-лама Лобсанг ГьяцоДалай-лама учился у множества ученых и реализованных наставников, таких как Кхонтон Пелджор Лхундруп из Пабонки, Шалу Сонам Чокдруп, Зурчен Чоинг Рангдрол, Менлунгпа Лочок Дордже и царь учений Тердак Лингпа. Его собственный “Список полученных учений” (gsan-yig), занимающий четыре тома и всеми считаемый авторитетным источником, описывает, как он осуществлял изучение и размышление над большинством наставлений по сутре и мантре, а также перечисляет посвящения, передачи и тайные наставления традиции мантры, которые сохранялись в Тибете к тому времени и которые в первую очередь относились к традициям сакья, гелуг и ньингма. Посредством размышления и взращивания опыта он развил навыки отречения и реализации. На определенном этапе он также осуществлял различные гневные магические ритуалы, в силу которых проявились знаки [достижения успеха].

В частности, в пророчестве из сокровищ достославного Таши Топгьела было предсказано, что ему предречено получить передачу наставлений глубинных чистых видений:

Двадцать пять [сокровищ] и пять особых сокровищ ума
Будут раскрыты посредством чистых устремлений
Твоим пятым воплощением,
О нынешний царь черноголовой расы.

В соответствии с этим пророчеством, когда Пятый Далай-лама отправился в достославный Самье, возникли условия, благоприятствующие [открытию] самих сокровищ, но в силу времени, места и обстоятельств он их не извлек. Позже, когда мириады победоносных, относящихся к трем корням предстали перед ним в видении, он получил пророческие провозглашения и посвящения, в соответствии с которыми записал [сокровища, составляющие] “Двадцать пять наборов учений, скрепленных печатью тайны” (gsang-ba rgya-chen-du gsol-ba’i chos-sde nyi-shu rtsa-lnga). Вместе с сочиненным им в устной форме дополнительным текстом они занимают два тома. Приводящие к созреванию и освобождению посвящения этих учений во всей полноте он передал высшему собранию, в первую очередь включавшему держателей традиции школы древних переводов – в частности, царя учений Тердак Лингпу и Ригдзина Пема Тринле. Благодаря этому его сокровища распространились очень широко. Линия их передачи вплоть до нашего времени продолжается, не угасая.

В сфере политики: когда Далай-ламе было двадцать пять лет [1641], монгол Гушри Тензин Чогьел с помощью своих войск захватил три провинции Тибета. Он поднес Далай-ламе все религиозные и светские владения в качестве подвластных районов. Позже, великий император Востока пригласил Далай-ламу в Пекин, и, помимо прочего, подарил ему императорский эдикт, в котором наставник провозглашался “Далай-ламой, держащим ваджру владыкой учений”. Император также восславил его как “ти-ши”, наставника императора, и установил отношения покровителя и священнослужителя.

Далай-лама построил великий дворец Потала на холме Марпо [в Лхасе]. Как царь, следующий монашеским обетам, [эманация Авалокитешвары], высшего владыки мира, и Трисонга Децена, [воплощения] Манджушри, он властвовал над Тибетом и Кхамом во времена упадка, как и было предсказано в непогрешимых неуничтожимых пророчествах. Таким образом, он был великим наставником, который поддерживал – вплоть до нашего времени – счастье всего царства Тибета посредством двух традиций, [то есть духовного и светского закона].

В сфере учений: Далай-лама повернул бесконечное колесо учений передаваемых заветов и сокровищ древних и новых традиций сутры и мантры. Среди его числились большинство держателей учений в Тибете, начиная с таких великих гуру, как достославный [иерарх] Сакья и его ученики, [иерархи подшкол] Дрикунг, Таклунг и Другпа [Кагью], высшая эманация Панчена Ринпоче и действующие и бывшие держатели трона Ганден. В частности, пред ним представали многие из необычайных личностей, великих распространителей школы древних переводов, способные поддерживать ее философию – например, владыка учений Тердак Лингпа, Ригдзин Пема Тринле и Лохдрак-се Тензин Гьюрме Дордже. Таким образом, напрямую и косвенно Великий Пятый Далай-лама проявлял великую милость по отношению к учениям школы древних переводов.

Более того, среди большинства великих гуру и аристократов – от реки Ганг в Индии до земли Тонгку [то есть Тонкина] на востоке, едва ли был кто-то, кто не стал бы личным учеником Далай-ламы. Он основал бесчисленные центры учений в Центральном Тибете, Цанге и Кхаме, и даже в далеких Китае и Монголии. Его красноречивое и прекрасное “Собрание внешних и внутренних сочинений”, примером которых являются его комментарии на посвященные наукам тексты, содержит более тридцати больших томов. Среди учений сторонников школ новых переводов он превыше всего ценил традицию Джамьянга Кхьенче Вангчука, а среди учений ньингмапинских – только учения Чангпа Таши Топгьела. В частности, как и было предсказано, он установил благоприятные отношения священнослужителя и покровителя, которые существовали между ним самим и великим открывателем сокровищ и владыкой учений Миндролинга [то есть Тердаком Лингпой и Лоченом Дхармашри]. Таким образом, он взрастил корни для продолжения правления Дворца Ганден.

Таково относящееся к трем сферам наследие Пятого Далай-ламы, который, приведя к завершению невообразимые деяния своего внешнего, внутреннего и тайного пути, на шестьдесят шестом году жизни, в субботу 2 мая 1682 года (двадцать пятый день третьего месяца года водной собаки) погрузился в сосредоточение запредельной владычицы Видьи [Курукуллы], что стало благоприятным знаком просветленной активности его грядущей власти, и, в великом дворце Поталы, ушел к блаженству.

Его прямая следующая эманация, держатель мудрости Цангьянг Гьяцо, родилась в семье, происходящей от Пема Лингпы из Мона. С тех пор и до настоящего момента, когда принадлежащий к этой непрерывной линии воплощений Великий Четырнадцатый живет как высший владыка всех учений Победоносного на земле, линия Далай-ламы прославлена по всему миру.

Ссылки по теме:

– Цикл “Сангва Гьяцен” – скрепленное печатью тайны

Поделиться :
Предыдущий Пост
Следующий пост
Выбрать рубрику
Метки
видео (107) аудио (87) Открытие Буддизма (35) расшифровка (25) Далай-лама (25) пустотность (пустота) (21) праздники (19) ретрит (18) духовный учитель (17) интервью (17) бодхичитта (16) гуру (16) Лоджонг (15) смерть (14) Сага Дава (13) книга (13) ньюнгне (12) природа ума (11) калачакра (11) карма (11) четыре благородные истины (11) совет (10) дни преумножения (10) дни чудес (8) нёндро (8) сансара (8) Лосар (7) аналитическая медитация (7) коронавирус COVID-19 (7) страдание (7) дост. Сангье Кхандро (6) как медитировать (6) дхарма (6) Ца-ца (6) три основы пути (5) очистительные практики (5) Лхабаб Дучен (5) сам себе психолог (5) ум и его потенциал (4) восемь обетов (4) подношения (4) восемь строф (4) садхана (4) отречение (4) ганден лхагьяма (3) монашество (3) предварительные практики (3) равностность (3) Шаматха (3) схемы ламрима (3) нирвана (3) тренировка ума (3) Чокор Дючен (3) мудрость (3) памятка (2) двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения (2) сострадание (2)